Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§6. Этапы развития адаптивной воспитательной системы




§6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Получив представление об объекте управления, т. е. о том, что представляет из себя структура и содержание адаптивной воспитательной системы, субъект управления выстраивает стратегию действий по развитию системы. Для этого выделяются этапы развития самой системы и создается целевая комплексная программа, через которую конкретизируются цели и система мер. Рассмотрим содержание этапов.

Первый этап — подготовительный.

ЦЕЛЬ: подготовить условия и средства к становлению и функционированию воспитательной системы.

Второй этап — этап становления и функционирования вос­питательной системы.

ЦЕЛЬ: реализация концепции и программы воспитания в практической работе и выведение воспитательной системы на уровень стабильного системного функционирования.

Третий этап — этап функционирования и развития воспи­тательной системы.

ЦЕЛЬ: совершенствование системы за счет внесения изме­нений в переменные компоненты воспитательной системы (цели, содержание, формы, методы, средства).

Таким представляется развитие воспитательной системы по второму варианту. Логика в том, что вначале создаются ос­новные условия и средства, затем запускается система на эта­пе становления и функционирования. В этот период отраба­тываются все организационные связи, которые и скрепляют все компоненты в целостную систему. Затем, когда система зарабатывает без сбоев, необходимо думать о ее дальнейшем развитии. Если не обеспечивать постоянное развитие системы за счет инноваций, т. е. таких изменений, которые содержат в себе новизну относительно целей, содержания, форм, мето­дов, технологий, то процесс формализуется и становится не­эффективным с точки зрения соответствия результатов запла­нированным целям.

Комплексно-целевая программа «Развитие воспитательной системы»

Каждый этап становления и развития воспитательной сис­темы можно более конкретно отобразить в комплексно-целе­вой программе по разработанным Т. И. Шамовой, П. И. Третья­ковым, Т. К. Чекмаревой методикам. Комплексная целевая про­грамма может быть представлена в следующем виде:

Такие комплексно-целевые программы создаются под каж­дый этап развития воспитательных систем.

Для характеристики воспитательного процесса как систе­мы с высоким уровнем целостности, сочетающей в себе про­цессы нормативного функционирования с постоянным обнов­лением (развитием) всех переменных компонентов, разработа­ны критерии оценки воспитательного процесса как целост­ной системы (или критерии оценки воспитательной системы). При этом вводятся всего два критерия: критерий оценки эффек­тивности воспитательного процесса — «Делай правильно то, что делаешь» (Я. А. Коменский) и критерий оценки действен­ности результата, т. е. соответствие результата целям — «Пра­вильно делай то, что нужно» (Я. А. Коменский).

Показатели оценки эффективности воспитательного про­цесса:

1. Высокий уровень целостности системы: наличие и каче­ство целей, содержания, основных воспитательных форм, ис­пользование современных воспитательных технологий, необ­ходимые условия и измерители процесса и его результатов.

2. Наличие инноваций в воспитательном процессе. Система развивается за счет инноваций.

3. Использование современных воспитательных техноло­гий.

4: Демократический стиль управления. Развитая система ученического самоуправления.

5. Гуманистический характер отношений в коллективе.

6. Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных центров и природной среды.

7. Взаимодействие и сотрудничество школы и родителей.

8. Отслеживание результатов воспитания.

Показатели критерия оценки действенности результата:

1. Удовлетворенность педагога, ученика, родителей органи­зацией жизнедеятельности в образовательном учреждении.

2. Поведение учащихся соответствует установленным цен­ностям — нормам внутришкольной жизни.

3. Положительная динамика в изменениях уровней воспи­танности учащихся.

4. Сохранение здоровья школьников.

5. Организована социальная защита ребенка.

Указанные критерии оценки эффективности воспитатель­ного процесса характеризуют качество управления. Чем выше количественные показатели по каждому критерию, тем выше уровень управления воспитательным процессом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...