§6. Этапы развития адаптивной воспитательной системы
§6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Получив представление об объекте управления, т. е. о том, что представляет из себя структура и содержание адаптивной воспитательной системы, субъект управления выстраивает стратегию действий по развитию системы. Для этого выделяются этапы развития самой системы и создается целевая комплексная программа, через которую конкретизируются цели и система мер. Рассмотрим содержание этапов. Первый этап — подготовительный. ЦЕЛЬ: подготовить условия и средства к становлению и функционированию воспитательной системы. Второй этап — этап становления и функционирования воспитательной системы. ЦЕЛЬ: реализация концепции и программы воспитания в практической работе и выведение воспитательной системы на уровень стабильного системного функционирования. Третий этап — этап функционирования и развития воспитательной системы. ЦЕЛЬ: совершенствование системы за счет внесения изменений в переменные компоненты воспитательной системы (цели, содержание, формы, методы, средства). Таким представляется развитие воспитательной системы по второму варианту. Логика в том, что вначале создаются основные условия и средства, затем запускается система на этапе становления и функционирования. В этот период отрабатываются все организационные связи, которые и скрепляют все компоненты в целостную систему. Затем, когда система зарабатывает без сбоев, необходимо думать о ее дальнейшем развитии. Если не обеспечивать постоянное развитие системы за счет инноваций, т. е. таких изменений, которые содержат в себе новизну относительно целей, содержания, форм, методов, технологий, то процесс формализуется и становится неэффективным с точки зрения соответствия результатов запланированным целям.
Комплексно-целевая программа «Развитие воспитательной системы» Каждый этап становления и развития воспитательной системы можно более конкретно отобразить в комплексно-целевой программе по разработанным Т. И. Шамовой, П. И. Третьяковым, Т. К. Чекмаревой методикам. Комплексная целевая программа может быть представлена в следующем виде: Такие комплексно-целевые программы создаются под каждый этап развития воспитательных систем. Для характеристики воспитательного процесса как системы с высоким уровнем целостности, сочетающей в себе процессы нормативного функционирования с постоянным обновлением (развитием) всех переменных компонентов, разработаны критерии оценки воспитательного процесса как целостной системы (или критерии оценки воспитательной системы). При этом вводятся всего два критерия: критерий оценки эффективности воспитательного процесса — «Делай правильно то, что делаешь» (Я. А. Коменский) и критерий оценки действенности результата, т. е. соответствие результата целям — «Правильно делай то, что нужно» (Я. А. Коменский). Показатели оценки эффективности воспитательного процесса: 1. Высокий уровень целостности системы: наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, использование современных воспитательных технологий, необходимые условия и измерители процесса и его результатов. 2. Наличие инноваций в воспитательном процессе. Система развивается за счет инноваций. 3. Использование современных воспитательных технологий. 4: Демократический стиль управления. Развитая система ученического самоуправления. 5. Гуманистический характер отношений в коллективе. 6. Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных центров и природной среды.
7. Взаимодействие и сотрудничество школы и родителей. 8. Отслеживание результатов воспитания. Показатели критерия оценки действенности результата: 1. Удовлетворенность педагога, ученика, родителей организацией жизнедеятельности в образовательном учреждении. 2. Поведение учащихся соответствует установленным ценностям — нормам внутришкольной жизни. 3. Положительная динамика в изменениях уровней воспитанности учащихся. 4. Сохранение здоровья школьников. 5. Организована социальная защита ребенка. Указанные критерии оценки эффективности воспитательного процесса характеризуют качество управления. Чем выше количественные показатели по каждому критерию, тем выше уровень управления воспитательным процессом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|