Лабораторно-практическое занятие.
3. Содержание курса Тема 1. Основные затруднения практики. Основные рабочие понятия. Уровневое управление воспитательными системами. Управление развитием воспитательной системы в образовательном учреждении. Цель: общее представление и знание логики построения воспитательных систем, проблем воспитания и способов их решения. Знание задач управления на разных уровнях. Овладение понятийным аппаратом. Содержание. Выделяются проблемы официального отношения к воспитанию в образовательных учреждениях, проблемы определения основных воспитательных форм, методов и технологий, проблема с измерением уровня воспитанности учащихся. Определяются термины: воспитание, воспитательная система развития, управление развитием систем. Уровневое управление рассматривается на внешнем (органы управления образованием) и внутреннем (в ОУ) уровнях. Определяются этапы развития воспитательной системы и функции управления на каждом этапе. Знания: проблем воспитания, определений основных понятий, стадий развития воспитательных систем, задач и функций управления действием и развитием воспитательных систем. Умения: выделять структуру и содержание воспитательных систем, соотносить теорию с практикой развития воспитательных систем. Семинар. Разнообразие воспитательных систем. Управление стадиями развития воспитательных систем. Цель: теоретический анализ различных моделей воспитательных систем; формирование умений в управлении развитием воспитательных систем. Вопросы для обсуждения: 1. Структура и содержание воспитательных систем. 2. Этапы развития воспитательных систем. 3. Характеристика и особенности управления развитием воспитательных систем на разных этапах.
4. Анализ критериев оценки воспитательных систем. Литература Воспитательная система класса. / Под ред. Е. А. Степанова. — Псков, 1998. Воспитательная система школ: Эмпирическое многообразие / Под ред. Л. К. Балясной, Н. Л. Селивановой. — Йошкар-Ола, 1993. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. — М., 1996. Тема 2. Управление развитием адаптивных воспитательных систем. Цель: знание особенностей адаптивной воспитательной системы и управления ее развитием. Содержание. Цели, содержание, основные формы, методы, современные технологии и методики воспитания. Управление развитием системы по целевым комплексным программам. Знания: о взаимосвязи целей, содержания, форм и методов воспитания, об организации воспитательного процесса как целостной системы, о структуре и содержании целевых комплексных программ управления развитием адаптивной воспитательной системы. Умения: моделировать адаптивную воспитательную систему и строить целевые комплексные программы. Тема 3. Технология основных воспитательных форм в адаптивной воспитательной системе. Лабораторно-практическое занятие. Цель: формирование умений в конструировании технологий и методик коллективного и индивидуального воспитания. Задания: 1) разработка технологии и методики ситуационного классного часа; 2) разработка технологии и методики классного собрания планированию коллективного творческого дела; 3) разработка схемы системной организации воспитательей работы в классе. Форма работы групповая с использованием «мозгового штурма», с последующей дискуссией и письменным оформлением результатов. Литература Классный руководитель. — 1997. — № 2, 3. Тема 4. Управление развитием школьного самоуправления.
Лабораторно-практическое занятие. Цель: знание о структуре, содержании и организации школьного самоуправления. Умение строить модель ШСУ. Задания: 1) определить принципы построения и организации ШСУ; 2) разработать положение об органах школьного самоуправления; 3) спланировать деятельность органов ШСУ; 4) разработать циклограмму функционирования ШСУ. Форма работы групповая, дискуссия, письменное оформление результатов. Литература Бочкарев В. И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. — М., 1997. Капустин Н. П. Целевая комплексная программа // Целостная система ученического самоуправления в школе. — М., 1988. Тема 5. Методика измерения уровня воспитанности учащихся. Лабораторно-практическое занятие. Цель: ознакомление с рефлексивной методикой оценивания уровня воспитанности учащихся. Формирование умений в ее применении в практической деятельности. Задания: 1) составить анкеты для учащихся; 2) выполнить ролевую игру, оценивая себя как учащийся, как, родитель своего ребенка и как педагог ученика; 3) произвести обработку анкет и заполнить карты воспитанности; 4) проанализировать полученный результат. Форма работы групповая, метод «мозгового штурма», дискуссия, письменное оформление результатов. Литература: Менеджмент в управлении школой. / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 1992. Третъяков П. И. Управление школой по результатам. — М., 1997. Тема 6. Управление развитием воспитательных систем на основе целевых комплексных программ и критериев оценки результатов воспитательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|