Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 18

Задачи. Учить детей различать количественный и порядковый счет, отвечая на вопросы: «Сколько всего?» и «Какой по счету?» (До семи.)'

Показать относительность порядкового счета.

Учить детей определять левую и правую стороны своего тела.

Закрепить понимание детьми количественного состава числа 5 (на материале знакомых форм).

Познакомить детей со способами работы на листе бумаги в клетку.

Развивать у детей умение ориентироваться во времени.

Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Счетная лесенка.

Семь разных игрушек.

Картинка для упражнения в порядковом счете.

Раздаточный материал:

Листы в крупную клетку с изображением форм для каждого ребенка(тетрадный лист). Цветные карандаши у всех детей.

397

Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит счетная лесенка, на ней стоит семь разных неповторяющихся игрушек такого размера, чтобы они были видны всем детям. Воспитатель: «Сколько всего игру­шек?» К столу подходят двое детей, соединяют свои правые руки так, чтобы получилась «одна рука», пересчитывают игрушки, дотрагиваясь до каждой своей «общей» рукой и называют число: одна, две, три, четы­ре, пять, шесть, семь. «Семь»,— говорят дети. «Семь чего?» — спрашива­ет воспитатель. «Семь игрушек», — отвечают дети. «А теперь будем счи­тать по-другому, — говорит воспитатель: — Мы узнаем, на каком по сче­ту месте находится та или другая игрушка. Будем считать все вместе». Воспитатель, дотрагиваясь до каждой игрушки, пересчитывает их: «Пер­вая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая». Дети считают хо­ром вместе с ней. Затем выясняют, на каком по счету месте стоит та или другая игрушка. Например, автомобиль стоит на пятом месте, а мар­тышка сидит на седьмом. Выясняют место каждой игрушки в этом ряду.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку, на которой изобра­жены дети. Задает вопросы: «Сколько всего детей?», «Сколько дево­чек?», «Какая по счету девочка с бантиком?», «Какой по счету ребенок передает мяч?», «Какой по счету ребенок берет мяч?»

(Картинка может быть следующей — четверо детей, два мальчи­ка и две девочки стоят друг за другом, первый мальчик передает че­рез голову мяч второму ребенку, девочка с бантиком на третьем ме­сте.)

Воспитатель предлагает выйти на свободную часть комнаты семе­рым детям, встать друг за другом лицом к воспитателю (воспитатель стоит перед первым ребенком) и пересчитаться по порядку (первый, второй и т. д). Затем предлагает остальным детям определить, кто на каком по счету месте стоит. Воспитатель называет имена детей: «Мак­сим. Какой по счету?» Дети: «Второй». Воспитатель: «Соня. Какая по счету?» Дети: «Пятая» и т. д. Воспитатель: «Кто стоит на седьмом, по­следнем, месте?» Например, Никита. Воспитатель подходит к Ники­те, становится за ним и просит всех детей повернуться к ней лицом (т. е. встать за Никитой). Предлагает снова пересчитаться. Теперь Ни­кита становится первым.

Воспитателю важно следить за тем, чтобы при пересчете по поряд­ку дети пользовались только поряд­ковыми числительными, не заменяя их количественными. Для этого при пересчете требует от детей всегда считать вслух.

Игра «Лево-право» Методика проведения игры опи­сана в конспекте № 12.

398

 

 

На столе перед каждым ребенком двойной тетрадный лист в круп­ную клетку. На листе нарисованы в ряд квадрат (со стороной в шесть клеток), круг (на основе квадрата того же размера), треугольник (рав­нобедренный с основанием в шесть клеток), прямоугольник (со сторо­нами шесть и три клетки), овал (на основе прямоугольника того же размера). Сначала воспитатель уточняет с детьми, сколько разных форм нарисовано на их листочках, просит ответ показать на пальчиках. Затем предлагает раскрасить формы карандашами разного цвета. По­сле этого три-четыре ребенка по очереди рассказывают про свой рису­нок. Например, «У меня один красный квадрат, один зеленый круг, один желтый треугольник, один коричневый прямоугольник, один си­ний овал».

В непринужденной беседе воспитатель вместе с детьми вспоминает, что было вчера, что случилось сегодня и что может произойти завтра. Де­ти называют события и предполагаемое ими время случившегося (вчера, сегодня, завтра). Воспитатель повторяет за ребенком названное событие и уточняет вместе со всеми день, когда оно произошло. Когда речь идет о событиях, произошедших вчера, воспитатель уточняет: «Не помните ли вы это произошло вчера утром, вчера днем или вчера вечером?»

Шуточная задачка на сообразительность

«Сколько грецких ореховв пустом стакане?»

Методика проведения описана в занятии № 4, 7.

В случае, если дети затрудняются, воспитатель показывает им пус­той стакан и спрашивает: «Вы здесь что-то видите? Сколько тут оре­хов?»

Правильный ответ: ни одного.

АППЛИКАЦИЯ

«Где-то на белом свете...»

Задачи. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, по­держать творческое применение разных техник аппликации (симмет­ричная, обрывная, накладная).

Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание).

Развивать чувство формы и композиции.

399

 

Предварительная работа. Беседа жизни людей на Севере на заня­тии по познанию окружающего мира. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, календарей. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Подготовка тонированной бумаги для аппликации.

Воспитатель готовит варианты аппликативных образов и компози­ций для показа и пояснения детям по ходу занятия.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая мягкая бумага, листы тонированной бумаги для фона, салфетки бумажные бе­лого цвета, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточ­ки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеенки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной ком­позиции графическими средствами.

Книжная или журнальная иллюстрация (открытка, фотография).

Содержание занятия. Педагог вспоминает с детьми, что они узна­ли о жизни людей на Крайнем Севере: о том, какую красивую, укра­шенную бисером, одежду из меха животных они носят, как устроен традиционный дом оленеводов — чум.

Воспитатель показывает детям книжную или журнальную иллю­страцию (открытку), дающую представление о жизни людей Край­него Севера и предлагает создать свои картины в технике аппли­кации.

— Белая бумага поможет показать бескрайнюю белоснежную рав­нину с небольшими сопками (возвышениями). (Воспитатель сопро­вождает рассказ показом способа изображения «белой равнины с соп­ками» в технике обрывной аппликации; см. рис.)

Жители Крайнего Севера не живут долго на одном месте, они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому и дома возят с собой. Жилища у жителей Севера необычные — они сделаны из шкур оленей и выглядят как пирамиды (конусы). (Воспитатель наглядно де­монстрирует способ изготовления чума из карандашей и кусочка меха или теплой ткани. Затем показывает варианты изображения чума из бумажных треугольников; см. рис.)

На Севере очень холодно, поэтому северяне (т. е. жители Севера) ходят в очень теплой одежде из теплого меха. (Воспитатель показывает варианты изображения и оформления человечков в традиционной одежде жителей севера; см. рис.)

А теперь мы с вами сделаем свои картины о том, как живут люди на Крайнем Севере. Выберите лист бумаги для фона (голубого, розового, синего, бирюзового, фиолетового цвета). Возьмите белую бумагу для изображения белоснежной равнины с небольшими сопками. ПриДУ" майте, как вырезать человечков и украсить одежду.

Дети создают свои композиции и выкладывают общую панораМУ «Где-то на белом свете...»

400



После занятия. Составление двух-трех коллективных композиций (варианты названий: «Где-то на белом свете...», «На Севере Крайнем») из индивидуальных работ детей с учетом рельефа линии горизонта и ко­лорита. В свободное время воспитатель может предложить детям соста­вить сюжетные рассказы по композиции «Где-то на белом свете...».

 



 

ПРИРОДА

«Роль снега и льда в жизни растений и животных»

Задачи. Формировать представления о жизни снега и льда в жизни растений и животных, о приспособленности некоторых животных к жизни в условиях вечных снегов и льдов (Арктика).

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации зимую­щих под снегом животных, замерзшего водоема, Арктики с некоторы­ми их обитателями.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках, эксперимен­тирование в лаборатории или в группе.

Наблюдения на неделю (материал по дням распределяет сам воспи­татель).

С помощью палки с делениями (снегомера) дети измеряют, сравни­вают глубину снега в разных местах (на открытом пространстве, под деревьями, у забора). Есть ли на территории детского сада сугро­бы? Сколько их — много или мало? Какой из них самый высокий (низ­кий)? Кто убирает снег на территории? Работают ли в вашем городе снегоуборочные машины? Воспитатель вместе с детьми расчищает стенку одного из сугробов. (Если снег глубокий, можно вырыть и до­статочно глубокую яму.) Обращает внимание детей на то, что снег ле­жит слоями. Сначала снежинки не очень плотно «прижимаются» друг к другу, и снег бывает рыхлым. Но поскольку сугроб растет, нижние слои внизу становятся все более плотными.

Снег укрывает клумбы, траву, корни деревьев. Хорошо ли это для Них? Снег можно сравнить с одеялом, которое защищает растения от

401

 

мороза. Проводится опыт: берутся две бутылки с теплой водой. Воспи­татель дает каждому ребенку потрогать бутылку. В начале прогулки од­на из емкостей помещается под снег, другая — на его поверхность. В конце прогулки дети снова трогают бутылки, чтобы выяснить, в ка­кой из них вода остыла быстрее. (В той, которая была на поверхности снега.) Значит, под снегом тепло сохраняется лучше. Бутылки снова помещают в те же места, чтобы через некоторое время определить, в какой из емкостей вода замерзла быстрее. (Время наблюдений зави­сит от температуры воздуха.) Этот опыт также доказывает, что под сне­гом теплее.

После свежего снегопада дети играют в следопытов: получают зада­ние найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяс­нить их происхождение.

Содержание занятия. Воспитатель рассказывает, что снег часто срав­нивают с одеялом, которое зимой укрывает землю. Почему так говорят? (Выслушивает ответы детей.) Для чего мы укрываемся одеялом? Чтобы было теплее, но ведь снег холодный, значит, это «холодное» одеяло? Вме­сте с детьми вспоминает о проведенном во время прогулки опыте, кото­рый доказывает, что под снегом теплее, чем на его поверхности. Значит, корням растений, травам и их семенам под толстым слоем снега не стра­шен мороз. На полях люди специально задерживают снег, чтобы полу­чить хороший урожай хлеба. А нужен ли снег животным? Может, он им только мешает? Оказывается, многих из них снег согревает. Педагог по­казывает иллюстрации животных, зимующих под снегом. Мыши строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним. Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты, чтобы поймать мышку. Снег укрывает и утепляет берлогу медведя. Под снеж­ным покровом в земле зимуют кроты и дождевые черви, личинки насеко­мых, муравьи. Залезает под сухие листья ежик, которого тоже укрывает снег. (Рассказ иллюстрируется фотографиями, картинами.)

Затем воспитатель показывает детям картину или фотографию за­мерзшего водоема, по которому ходят или на котором катаются на коньках люди. Обсуждаются вопросы: можно ли ходить по реке или по озеру летом? Почему же тогда по зимней реке ходят люди? Может, ху­дожник ошибся и что-то перепутал? (Воспитатель выслушивает мне­ния детей.) Зимой река, озеро, пруд покрываются льдом. Педагог раз­дает детям льдинки, которые получились в результате замораживания воды. Что случилось с водой в формочках? Она замерзла. Вот так же в реках и озерах сверху вода замерзает. А внизу, подо льдом, остается вода, там теплее. Воспитатель загадывает загадку: «Рыбам в зиму жить тепло: крыша — толстое стекло». Лед становится прозрачной крышей для тех, кто зимует под водой: для рыб, улиток, растений. Многие из них зимуют на дне. Правда, когда лед бывает слишком толстым, в озе­ре может не хватать воздуха. И тогда подводным обитателям трудно дышать. Чтобы помочь им, люди делают во льду специальные отвер­стия — лунки.

402

Проводится игра «Хорошо — плохо». Воспитатель говорит: «Снег — для животных хорошо, потому что...». (Дети объясняют: «Спасает от морозов, как теплое одеяло, под ним можно спрятаться».) Затем он ут­верждает обратное: «Снег для животных плохо, потому что...» (Многим трудно найти под снегом еду, по глубокому снегу трудно передвигать­ся.) Аналогично проводится игра «Лед — это хорошо...» (Он, как кры­ша, укрывает реки, озера, благодаря чему в воде могут зимовать многие животные и растения.) «Лед — это плохо...». (Многим животным тяже­ло ходить по льду, а в реке из-за толстого слоя льда может не хватать воздуха.)

Педагог показывает детям карту и вместе с ними отыскивает на ней белые пятна (Арктику на севере), объясняет, что белый цвет — это цвет снега и льда. В таких местах они никогда не тают, потому что здесь все­гда холодно. Дети рассматривают картины или ландшафтные макеты Арктики. Воспитатель обращает их внимание на плавающие в море льдины, какие они большие, и рассказывает о некоторых животных, которые приспособились к жизни в таких условиях. В Арктике это бе­лые медведи, моржи. Все они не боятся холода, так как их согревает толстый слой жира. Кроме того, у белых медведей - теплая густая шу­ба (дети вспоминают занятие № И). В снежной берлоге у белых медве­дей даже рождаются медвежата.

В заключение воспитатель обобщает: снег, лед помогают многим животным пережить зиму и не замерзнуть. На Земле существуют мес­та, где всегда холодно. Среди снегов и льдов обитают животные, кото­рые приспособились жить даже в таких суровых условиях.

После занятия. На прогулках дети проверяют, достаточно ли снега под деревьями, на клумбах, если нет — сгребают его в эти места.

403

ФЕВРАЛЬ. 19 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Эта неделя будет посвящена формированию представлений детей об образе жизни людей в жарких странах, их традиционных занятиях, дети узнают о разнообразии растений этих мест, их приспособленности к жизни в разных условиях, будут уста­навливать связь особенностей ухода за комнатными растениями, выход­цами из жарких стран, с их условиями обитания на родине. Полученные ими впечатления найдут воплощение в детских работах по аппликации, лепке, рисованию. Будут формироваться обобщенные представления о грузовом транспорте, умение соотносить размеры частей конструкции автомобиля с размерами предметов, предназначенных для перевозки. Де­ти познакомятся с энциклопедией как видом книжного издания, узнают о ее отличии от других книг. В развитии речи детей будет сделан акцент на активизацию глаголов, подбор синонимов, существительных к определе­нию. Дети так же будут составлять короткие тексты смешанного типа, де­лить слова на слоги, выделять ударный слог. Они будут упражняться в пря­мом и обратном счете на предметах, учиться считать на слух.

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей Слушание песни «Чунга-Чанга»
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Там, где нет зимы» 2. Аппликация. «Заморский натюрморт» 3. Физкультура № 19.1 Разучивание отбивания мяча об пол на месте одной рукой (правой, левой). Закрепление навыка прыжка через предмет. Развитие гибкости
    Прогулка Наблюдение в природе* Упражнение на лыжах «С горки вприсядку» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» (в сокращении)
    Вечер Просмотр мультфильма «Маугли» Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. «Знакомство с энциклопе­дией» 2. Лепка. «Обезьянки на пальмах» 3. Музыка № 19.1. Слушание музыки: «Будем в армии слу­жить» (муз. Ю. Чичкова, ел. В. Малкова), «Моя песенка» (муз. О. Девочкиной, ел. В. Гудимова). Пение: «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова, ел. В. Малкова), «Моя песенка» (муз. О. Девочкиной, ел. В. Гудимова). Му­ зыкальное движение: игровые упражнения «Сильный шаг и легкий бег» (Н. Надененко «В темпе марша»), «Качание рук и мельница» (англ. нар. мел.), этюд «Воздушные шары» (В. Витлин «Игра с воздушными шарами»)

404

 

День недели Временны! отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Подвижная игра «Встречные перебежки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение познавательных текстов про экзотических животных
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 19 2. Конструирование из строительного материала. «Грузовой автотранспорт» 3. Физкультура № 19.2. Разучивание отбивания мяча од­ной рукой с продвижением вперед. Совершенствование навыка прыжка через предмет. Развитие ловкости
    Прогулка Наблюдение в природе* Упражнение на лыжах «С горки вприсядку» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 1-й части сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «В гости к южным растениям» 2. Рисование. «Фантастические цветы» 3. Музыка № 19.2. Слушание музыки: В. Агафонников «Сани с колокольчиками». Игра на детских музыкальных инструментах: В. Агафонников «Сани с колокольчика­ми». Музыкальное движение: творческое движение — «Ка­тание на коньках» (К. Лонгшамп-Друшкевичова «На коньках»), игровое упражнение «Мы — военные» (Ф. Шуберт «Военный марш)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижная игра «Встречные перебежки» Упражнения на лыжах, санках Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 2-й части сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба по ориентирам; прыжки че­рез предметы; преодоление полосы препятствий; эстафе­ты с мячами; танец «Чунга-Чанга», игра «Охотники и обезьяны» и др.
5 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Развитие речи. «Морские волки» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 19.3. Разучивание техники ходьбы на лыжах скользящим шагом. Закрепления навыка скольже­ния по ледяным дорожкам. Развитие выносливости

405

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Упражнение на лыжах «С горки вприсядку» Подвижная игра по выбору детей Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 3-й части сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
    Вечер Игры по инициативе детей

 

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Следует поддер­живать стремление детей самостоятельно создавать предметно-игро­вую среду для реализации своих замыслов и трансформировать ее в за­висимости от поворота сюжета. Разнообразить и обновить игровую об­становку на этой неделе можно внесением игрушек, изображающих диких животных жарких стран. Возможно, кого-то из детей это заинте­ресует, и они захотят с ними поиграть. «Остров» можно очертить с по­мощью скакалок, диванных подушек, мягких модулей; «акваланги» де­лать из кеглей, связав из веревкой; внести «сети», предметы, подходя­щие к подобным играм. Предоставьте детям модули и разный неоформленный материал, который можно легко преобразовать в предметы-заместители и наделить их игровым значением.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Там, где нет зимы»

Задачи. Вызывать у детей уважение к культуре, отличной от их соб­ственной.

Формировать первоначальные представления об особенностях об­раза жизни людей в жарких странах, о зависимости образа жизни лю­дей от климатических условий.

Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления шоколада).

Предварительная работа. Знакомство с песней «Чунга-чанга».

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением тропических фруктов, традиционных домов и одежды жителей жарких стран.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они бананы, пробовали ли их, где покупали, пробовали ли они когда-

406

нибудь кокос, нравятся ли им посыпанные кокосовой стружкой кон­феты, торты, творожные сырки с кокосом. Вспоминает с детьми, какие овощи и фрукты растут у нас в саду или в огороде, есть ли среди них ба­наны или кокосовые орехи. Спрашивает, где, по их мнению, они могут расти. Напоминает детям песню об острове Чунга-Чанга и обсуждает с ними, чем отличается жизнь на этом острове.

Воспитатель рассказывает детям, что на юге, в жарких странах не бывает зимы, люди там никогда не видели снега. Полгода (целых шесть месяцев) у них стоит сухая и теплая погода, а полгода — жарко и идут дожди. Читает детям отрывок из стихотворения А. Усачева «Муссон».

 

Есть на свете ветер странный

По фамилии МУССОН:

В южных странах постоянно

С океана дует он.

 

Из-за этого Муссона

Есть там только два сезона:

Там стоит полгода сушь,

А полгода льет как душ.

 

Объявляется погода

Там, примерно, раз в полгода:

ЖДИТЕ ВСЕ СЕЗОН ДОЖДЕЙ...

Вот погодка у людей!

 

Воспитатель вспоминает с детьми, какие времена года есть у нас, как они сменяют друг друга, что наступает после осени, когда приходит весна и т. п.

Рассказывает о том, что жители тропических стран часто строят до­ма не прямо на земле, а на столбах, сваях. Рассматривает с детьми ил­люстрации и обсуждает с ними, почему дома подняты над землей, вспоминает с детьми, что в этих местах часто идут сильные дожди, и дома на сваях лучше защищены от наводнений. В тропических стра­нах носят легкую одежду, сшитую из легкой ткани, расписанной раз­ными узорами (орнаментами).

Воспитатель вспоминает с детьми, каких домашних животных они знают (лошади, коровы, козы, овцы и т. п.). Спрашивает, можно ли на­звать домашним животным слона, где мы можем увидеть слонов (только в Цирке или в зоопарке). Рассказывает детям, что в жарких тропических странах люди приручили слонов, и они помогают людям переносить тя­желые грузы. Например, в густых лесах слоны сами прокладывают доро-гу, а потом переносят по ней большие бревна, обхватывают их хоботом или толкают их лбом и бивнями.

Воспитатель читает детям стихотворение Е. Алексеевой «На остро-Ве», и обсуждает с детьми, какие еще подарки дарит нам природа в жар­ких странах: ананасы, кофе, чай, рис, маленькие горошины черного пер-Ца, Которые иногда попадаются нам в супе, красивые цветы и комнат­ные растения и т. д. Какие из этих подарков любят дети? Что они любят?

407

Со всех сторон у нас вода,

Сюда не ходят поезда,

Сюда летает самолет

И приплывает пароход.

На берегу гостей мы ждем,

Что едут к нам из всех краев.

 Полгода мокнем под дождем,

И много пальм кругом растет.

Цветы и фрукты средь ветвей

Природа дарит круглый год.

Воспитатель спрашивает у детей, может ли шоколад расти на дереве. Рассказывает, что шоколад делают из плодов дерева, которое называет­ся какао. Спрашивает у детей, какой напиток делают из плодов этого дерева, пробовали ли они какао. Рассказывает детям, что для того, что­бы зерна какао стали вкусным шоколадом, их нужно сначала высушить и обжарить, затем размолоть, смешать с сахаром и молоком, залить в формы и дать застыть. Воспитатель внимательно рассматривает с де­тьми картинки, иллюстрирующие производство шоколада, и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно — можно ли сначала положить такую-то картинку, а такую-то потом, и почему.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми свойства шоколада.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ШОКОЛАДОМ

1. Если вы хотите угостить кого-нибудь шоколадкой, разламывайте
ее внутри обертки, не трогайте руками те кусочки, которые вы
предлагаете другим.

2. Когда вы едите шоколад, старайтесь, чтобы он не попадал на
одежду — пятна от шоколада плохо отстирываются.

3. Лучше, чтобы шоколад таял во рту, а не в руках.

4. Горький шоколад полезнее молочного.

5. Маленьким кусочком шоколада можно быстро утолить голод.

После занятия. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют необычные цветы, лепят пальмы и обезьянок, делают натюрморт «Тропические фрукты» в технике аппликации. В свободное время дети могут сделать себе юбочки из полосок цветной бумаги (например, наре­зать ненужные рекламные издания), и ожерелье из бумажных цветов.

АППЛИКАЦИЯ коллективная

«Заморский натюрморт»

Задачи. Совершенствовать технику вырезания округлых форм разной величины из бумаги, сложенной вдвое.

Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить эле­менты натюрморта в соответствии с величиной вазы для цветов или

408

фруктов, частично накладывать вырезанные силуэты друг на друга и размещать выше-ниже).

Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию многокрасочных, красивых, ярких натюрмортов. Подвести к понима­нию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник.

Развивать чувство цвета при подборе палитры. Воспитывать эстети­ческое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Предварительная работа. Беседа о заморских (экзотических) пло­дах (ананас, банан, кокос). Рассматривание репродукций и художест­венных открыток с изображением натюрмортов; рисование с натуры сухими художественными материалами (цветными карандашами, сан­гиной, фломастерами).

Материалы, инструменты, оборудование. Квадратики и прямо­угольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для самостоятельного вырезания ваз для фруктов и цветов, а также для по­иска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для об­резков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки.

По возможности тропические плоды — ананас, бананы, кокос и др. (или качественные муляжи).

Четыре-пять незавершенных композиций, подготовленных воспи­тателем.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, о каких экзотических фруктах они говорили на занятии по познанию окружа­ющего мира.

Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих тропических плодов (ананас, кокос, банан) или качественных муляжей. Предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже знают, откуда к нам приехали (приплыли, прилетели) эти необычные плоды. Дети, не спеша, обходят натюрморт и рассматривают его со всех сторон. Обсуждаются наблюде­ния и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане бананы, а если посмотреть с другой стороны, на переднем плане кокос и т. д.).

Воспитатель показывает детям четыре-пять незавершенных компо­зиции с приклеенными силуэтами ваз или фруктовниц, вырезанных из Фактурной бумаги.

— Сегодня на занятии мы будем вырезать разные заморские плоды и составлять из них красивые натюрморты вот в этих красивых вазах. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать.

Воспитатель показывает детям бумажные прямоугольники разного Размера и один квадратик и предлагает подумать, из какой бумажной заготовки лучше всего вырезать ананас, банан и кокос. После ответов

409

детей напоминает способ выреза­ния: для ананаса и кокоса складыва­ем заготовку пополам и попарно за­кругляем уголки, а для банана выре­заем так же, как огурчик.

Воспитатель предлагает детям подумать, как можно передать осо­бенности внешнего вида (ячеистость поверхности) и шероховатость ана­наса, ворсистость кокоса, гладкость банана. Дети предлагают свои спо-

собы, воспитатель уточняет и показывает новые приемы (см. рис.).

Дети распределяются на небольшие группы по четыре-пять чело­век, каждая группа выбирает одну незавершенную основу для коллек­тивной композиции или готовит ее сама (дети выбирают цвет фона и поручают одному ребенку вырезать вазу).

Дети обдумывают свои замыслы, распределяют объем работы, дого­вариваются о том, кто какие плоды будет вырезать (и примерно в ка­ком количестве), и начинают работать. Воспитатель помогает косвен­ными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребенка к поиску способа или выбору цветовой гаммы.

Дети вырезают силуэты фруктов и создают композиции. Если фрукты не помещаются в вазе, воспитатель советует частично наложить силуэты бумажных плодов друг на друга, так, как это бывает — один фрукт может слегка закрыть другой, и подвигать их в поисках лучшего их размещения.

После занятия. Оформляется выставка для родителей и детей всего детского сада.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Знакомство с энциклопедией»

Задачи. Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литерату­ре, любознательность.

Материалы, инструменты, оборудование. Детские иллюстриро­ванные энциклопедии разного типа: универсальные, например, «Что такое, кто такой?», «Почемучка» и пр., а также тематические: напри­мер, «Одежда», «Транспорт», «Города» из серии «Штрихи времени» или «Обо всем на свете», «Что есть что» и др.

Предварительная работа. Накануне занятия детям читают сказку Р. Киплинга «Слоненок» (в сокращении).

410

Содержание занятия. Педагог напоминает детям прочитанную сказку «Слоненок». Рассказывает детям, что написал ее замечательный английский писатель Редьярд Киплинг. Кроме сказки про слоненка, он сочинил много других сказок, возможно, знакомых детям по книгам или мультфильмам: «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

— Давайте вспомним, про кого была прочитанная вчера сказка?

— Каким был этот слоненок, опишите его? Каким у него был нос?

— Чем отличался этот Слоненок от других зверей? (Он был очень
любопытен и приставал ко всем с разными вопросами.)

— Что его интересовало?

— Зачем Слоненок отправился к мутно-зеленой, сонной, зловонной реке Лимпопо?

— Как получилось, что нос у Слоненка стал длинным?

— Какие выгоды (удобства) появились у Слоненка после того, как
нос превратился в хобот? (Стало удобно отгонять мух, класть пучки
травы в рот, поливать себя водой в жару, наказывать обидчиков.)

Далее педагог говорит, что действительно очень интересно задавать разные вопросы и находить на них ответы. «Вот мне, например, очень интересно, почему кукарекает петух?» — спрашивает воспитатель и слушает предположения детей. «А для чего пахнут цветы?» — предла­гает воспитатель детям еще один вопрос для размышлений. Не следует добиваться от детей «научно» правильных ответов. В данном случае нет необходимости давать их и самому воспитателю.

«А какие вопросы интересуют вас? Что бы вы хотели узнать?» — спрашивает воспитатель детей. (Выслушиваются ответы детей.)

«А как же люди могут получить ответы на свои вопросы?»

Следуя за детскими ответами, педагог рисует на доске или листе бу­маги схему, используя условные обозначения (см. рис.). «Да, — говорит педагог, — можно спросить у других людей, у взрослых; можно узнать об этом, посмотрев телевизор; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересу­ющий предмет или явление. На многие вопросы можно получить ответ в книгах. Сегодня мы познакомимся с необычными книгами».

Педагог демонстрирует энциклопедии, читая их название. Предла­гает рассмотреть их. Можно дать по книге на каждую группу из трех-четырех детей, если книг много. В противном случае, воспитатель сама показывает детям книгу, листая страницы, давая возможность рассмо­треть картинки, проявить интерес и удивление. Затем педагог спраши­вает детей, что же необычного они заметили в этих книгах, и выслуши­вает их высказывания.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Вы правильно заметили, что эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных кар­тинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи, рас­сказы, к которым мы привыкли. Они необычны тем, что из них можно Узнать много интересного о разных вещах. Называются такие книги — энциклопедиями. Их цель — помочь людям получить ответы на вопро­сы. В отличие от книг со сказками, стихами, рассказами, эти книги не

411


читаются сразу от начала до конца, используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое для себя. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги. Для примера можно рассмотреть картинки на страницах имеющейся энциклопе­дии (наиболее интересные и доступ­ные детям), и по выбору детей про­читать небольшие тексты к ним.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, есть ли у кого-либо из

детей такие книги дома. Можно предложить детям принести свои эн­циклопедии на один-два дня в детский сад, чтобы все могли рассмот­реть картинки, немного почитать. Следует напомнить, что ко всем книгам следует относиться бережно, а к таким — особенно, чтобы еще и другие люди могли узнавать из них много нового и интересного.

После занятия. Ближайшие несколько дней время для свободного чтения можно посвятить рассматриванию и чтению статей из детских энциклопедий по интересам детей.

ЛЕПКА

«Обезьянки на пальмах»

Задачи. Учить детей коллективно создавать полуобъемную лепную композицию (барельеф); лепить фигурку обезьяны, передавая специ­фику животного, его выраз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...