Математические представления
Занятие № 18 Задачи. Учить детей различать количественный и порядковый счет, отвечая на вопросы: «Сколько всего?» и «Какой по счету?» (До семи.)' Показать относительность порядкового счета. Учить детей определять левую и правую стороны своего тела. Закрепить понимание детьми количественного состава числа 5 (на материале знакомых форм). Познакомить детей со способами работы на листе бумаги в клетку. Развивать у детей умение ориентироваться во времени. Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Счетная лесенка. Семь разных игрушек. Картинка для упражнения в порядковом счете. Раздаточный материал: Листы в крупную клетку с изображением форм для каждого ребенка(тетрадный лист). Цветные карандаши у всех детей. 397 Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит счетная лесенка, на ней стоит семь разных неповторяющихся игрушек такого размера, чтобы они были видны всем детям. Воспитатель: «Сколько всего игрушек?» К столу подходят двое детей, соединяют свои правые руки так, чтобы получилась «одна рука», пересчитывают игрушки, дотрагиваясь до каждой своей «общей» рукой и называют число: одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь. «Семь»,— говорят дети. «Семь чего?» — спрашивает воспитатель. «Семь игрушек», — отвечают дети. «А теперь будем считать по-другому, — говорит воспитатель: — Мы узнаем, на каком по счету месте находится та или другая игрушка. Будем считать все вместе». Воспитатель, дотрагиваясь до каждой игрушки, пересчитывает их: «Первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая». Дети считают хором вместе с ней. Затем выясняют, на каком по счету месте стоит та или другая игрушка. Например, автомобиль стоит на пятом месте, а мартышка сидит на седьмом. Выясняют место каждой игрушки в этом ряду.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку, на которой изображены дети. Задает вопросы: «Сколько всего детей?», «Сколько девочек?», «Какая по счету девочка с бантиком?», «Какой по счету ребенок передает мяч?», «Какой по счету ребенок берет мяч?» (Картинка может быть следующей — четверо детей, два мальчика и две девочки стоят друг за другом, первый мальчик передает через голову мяч второму ребенку, девочка с бантиком на третьем месте.) Воспитатель предлагает выйти на свободную часть комнаты семерым детям, встать друг за другом лицом к воспитателю (воспитатель стоит перед первым ребенком) и пересчитаться по порядку (первый, второй и т. д). Затем предлагает остальным детям определить, кто на каком по счету месте стоит. Воспитатель называет имена детей: «Максим. Какой по счету?» Дети: «Второй». Воспитатель: «Соня. Какая по счету?» Дети: «Пятая» и т. д. Воспитатель: «Кто стоит на седьмом, последнем, месте?» Например, Никита. Воспитатель подходит к Никите, становится за ним и просит всех детей повернуться к ней лицом (т. е. встать за Никитой). Предлагает снова пересчитаться. Теперь Никита становится первым. Воспитателю важно следить за тем, чтобы при пересчете по порядку дети пользовались только порядковыми числительными, не заменяя их количественными. Для этого при пересчете требует от детей всегда считать вслух. Игра «Лево-право» Методика проведения игры описана в конспекте № 12. 398
На столе перед каждым ребенком двойной тетрадный лист в крупную клетку. На листе нарисованы в ряд квадрат (со стороной в шесть клеток), круг (на основе квадрата того же размера), треугольник (равнобедренный с основанием в шесть клеток), прямоугольник (со сторонами шесть и три клетки), овал (на основе прямоугольника того же размера). Сначала воспитатель уточняет с детьми, сколько разных форм нарисовано на их листочках, просит ответ показать на пальчиках. Затем предлагает раскрасить формы карандашами разного цвета. После этого три-четыре ребенка по очереди рассказывают про свой рисунок. Например, «У меня один красный квадрат, один зеленый круг, один желтый треугольник, один коричневый прямоугольник, один синий овал».
В непринужденной беседе воспитатель вместе с детьми вспоминает, что было вчера, что случилось сегодня и что может произойти завтра. Дети называют события и предполагаемое ими время случившегося (вчера, сегодня, завтра). Воспитатель повторяет за ребенком названное событие и уточняет вместе со всеми день, когда оно произошло. Когда речь идет о событиях, произошедших вчера, воспитатель уточняет: «Не помните ли вы это произошло вчера утром, вчера днем или вчера вечером?» Шуточная задачка на сообразительность «Сколько грецких орехов — в пустом стакане?» Методика проведения описана в занятии № 4, 7. В случае, если дети затрудняются, воспитатель показывает им пустой стакан и спрашивает: «Вы здесь что-то видите? Сколько тут орехов?» Правильный ответ: ни одного. АППЛИКАЦИЯ «Где-то на белом свете...» Задачи. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, подержать творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная). Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание). Развивать чувство формы и композиции. 399
Предварительная работа. Беседа жизни людей на Севере на занятии по познанию окружающего мира. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, календарей. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера. Подготовка тонированной бумаги для аппликации. Воспитатель готовит варианты аппликативных образов и композиций для показа и пояснения детям по ходу занятия. Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая мягкая бумага, листы тонированной бумаги для фона, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеенки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами.
Книжная или журнальная иллюстрация (открытка, фотография). Содержание занятия. Педагог вспоминает с детьми, что они узнали о жизни людей на Крайнем Севере: о том, какую красивую, украшенную бисером, одежду из меха животных они носят, как устроен традиционный дом оленеводов — чум. Воспитатель показывает детям книжную или журнальную иллюстрацию (открытку), дающую представление о жизни людей Крайнего Севера и предлагает создать свои картины в технике аппликации. — Белая бумага поможет показать бескрайнюю белоснежную равнину с небольшими сопками (возвышениями). (Воспитатель сопровождает рассказ показом способа изображения «белой равнины с сопками» в технике обрывной аппликации; см. рис.) Жители Крайнего Севера не живут долго на одном месте, они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому и дома возят с собой. Жилища у жителей Севера необычные — они сделаны из шкур оленей и выглядят как пирамиды (конусы). (Воспитатель наглядно демонстрирует способ изготовления чума из карандашей и кусочка меха или теплой ткани. Затем показывает варианты изображения чума из бумажных треугольников; см. рис.) На Севере очень холодно, поэтому северяне (т. е. жители Севера) ходят в очень теплой одежде из теплого меха. (Воспитатель показывает варианты изображения и оформления человечков в традиционной одежде жителей севера; см. рис.) А теперь мы с вами сделаем свои картины о том, как живут люди на Крайнем Севере. Выберите лист бумаги для фона (голубого, розового, синего, бирюзового, фиолетового цвета). Возьмите белую бумагу для изображения белоснежной равнины с небольшими сопками. ПриДУ" майте, как вырезать человечков и украсить одежду. Дети создают свои композиции и выкладывают общую панораМУ «Где-то на белом свете...»
400 После занятия. Составление двух-трех коллективных композиций (варианты названий: «Где-то на белом свете...», «На Севере Крайнем») из индивидуальных работ детей с учетом рельефа линии горизонта и колорита. В свободное время воспитатель может предложить детям составить сюжетные рассказы по композиции «Где-то на белом свете...».
ПРИРОДА «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Задачи. Формировать представления о жизни снега и льда в жизни растений и животных, о приспособленности некоторых животных к жизни в условиях вечных снегов и льдов (Арктика). Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации зимующих под снегом животных, замерзшего водоема, Арктики с некоторыми их обитателями. Предварительная работа. Наблюдения на прогулках, экспериментирование в лаборатории или в группе. Наблюдения на неделю (материал по дням распределяет сам воспитатель). С помощью палки с делениями (снегомера) дети измеряют, сравнивают глубину снега в разных местах (на открытом пространстве, под деревьями, у забора). Есть ли на территории детского сада сугробы? Сколько их — много или мало? Какой из них самый высокий (низкий)? Кто убирает снег на территории? Работают ли в вашем городе снегоуборочные машины? Воспитатель вместе с детьми расчищает стенку одного из сугробов. (Если снег глубокий, можно вырыть и достаточно глубокую яму.) Обращает внимание детей на то, что снег лежит слоями. Сначала снежинки не очень плотно «прижимаются» друг к другу, и снег бывает рыхлым. Но поскольку сугроб растет, нижние слои внизу становятся все более плотными. Снег укрывает клумбы, траву, корни деревьев. Хорошо ли это для Них? Снег можно сравнить с одеялом, которое защищает растения от 401
мороза. Проводится опыт: берутся две бутылки с теплой водой. Воспитатель дает каждому ребенку потрогать бутылку. В начале прогулки одна из емкостей помещается под снег, другая — на его поверхность. В конце прогулки дети снова трогают бутылки, чтобы выяснить, в какой из них вода остыла быстрее. (В той, которая была на поверхности снега.) Значит, под снегом тепло сохраняется лучше. Бутылки снова помещают в те же места, чтобы через некоторое время определить, в какой из емкостей вода замерзла быстрее. (Время наблюдений зависит от температуры воздуха.) Этот опыт также доказывает, что под снегом теплее. После свежего снегопада дети играют в следопытов: получают задание найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяснить их происхождение. Содержание занятия. Воспитатель рассказывает, что снег часто сравнивают с одеялом, которое зимой укрывает землю. Почему так говорят? (Выслушивает ответы детей.) Для чего мы укрываемся одеялом? Чтобы было теплее, но ведь снег холодный, значит, это «холодное» одеяло? Вместе с детьми вспоминает о проведенном во время прогулки опыте, который доказывает, что под снегом теплее, чем на его поверхности. Значит, корням растений, травам и их семенам под толстым слоем снега не страшен мороз. На полях люди специально задерживают снег, чтобы получить хороший урожай хлеба. А нужен ли снег животным? Может, он им только мешает? Оказывается, многих из них снег согревает. Педагог показывает иллюстрации животных, зимующих под снегом. Мыши строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним. Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты, чтобы поймать мышку. Снег укрывает и утепляет берлогу медведя. Под снежным покровом в земле зимуют кроты и дождевые черви, личинки насекомых, муравьи. Залезает под сухие листья ежик, которого тоже укрывает снег. (Рассказ иллюстрируется фотографиями, картинами.)
Затем воспитатель показывает детям картину или фотографию замерзшего водоема, по которому ходят или на котором катаются на коньках люди. Обсуждаются вопросы: можно ли ходить по реке или по озеру летом? Почему же тогда по зимней реке ходят люди? Может, художник ошибся и что-то перепутал? (Воспитатель выслушивает мнения детей.) Зимой река, озеро, пруд покрываются льдом. Педагог раздает детям льдинки, которые получились в результате замораживания воды. Что случилось с водой в формочках? Она замерзла. Вот так же в реках и озерах сверху вода замерзает. А внизу, подо льдом, остается вода, там теплее. Воспитатель загадывает загадку: «Рыбам в зиму жить тепло: крыша — толстое стекло». Лед становится прозрачной крышей для тех, кто зимует под водой: для рыб, улиток, растений. Многие из них зимуют на дне. Правда, когда лед бывает слишком толстым, в озере может не хватать воздуха. И тогда подводным обитателям трудно дышать. Чтобы помочь им, люди делают во льду специальные отверстия — лунки. 402 Проводится игра «Хорошо — плохо». Воспитатель говорит: «Снег — для животных хорошо, потому что...». (Дети объясняют: «Спасает от морозов, как теплое одеяло, под ним можно спрятаться».) Затем он утверждает обратное: «Снег для животных плохо, потому что...» (Многим трудно найти под снегом еду, по глубокому снегу трудно передвигаться.) Аналогично проводится игра «Лед — это хорошо...» (Он, как крыша, укрывает реки, озера, благодаря чему в воде могут зимовать многие животные и растения.) «Лед — это плохо...». (Многим животным тяжело ходить по льду, а в реке из-за толстого слоя льда может не хватать воздуха.) Педагог показывает детям карту и вместе с ними отыскивает на ней белые пятна (Арктику на севере), объясняет, что белый цвет — это цвет снега и льда. В таких местах они никогда не тают, потому что здесь всегда холодно. Дети рассматривают картины или ландшафтные макеты Арктики. Воспитатель обращает их внимание на плавающие в море льдины, какие они большие, и рассказывает о некоторых животных, которые приспособились к жизни в таких условиях. В Арктике это белые медведи, моржи. Все они не боятся холода, так как их согревает толстый слой жира. Кроме того, у белых медведей - теплая густая шуба (дети вспоминают занятие № И). В снежной берлоге у белых медведей даже рождаются медвежата. В заключение воспитатель обобщает: снег, лед помогают многим животным пережить зиму и не замерзнуть. На Земле существуют места, где всегда холодно. Среди снегов и льдов обитают животные, которые приспособились жить даже в таких суровых условиях. После занятия. На прогулках дети проверяют, достаточно ли снега под деревьями, на клумбах, если нет — сгребают его в эти места. 403 ФЕВРАЛЬ. 19 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Эта неделя будет посвящена формированию представлений детей об образе жизни людей в жарких странах, их традиционных занятиях, дети узнают о разнообразии растений этих мест, их приспособленности к жизни в разных условиях, будут устанавливать связь особенностей ухода за комнатными растениями, выходцами из жарких стран, с их условиями обитания на родине. Полученные ими впечатления найдут воплощение в детских работах по аппликации, лепке, рисованию. Будут формироваться обобщенные представления о грузовом транспорте, умение соотносить размеры частей конструкции автомобиля с размерами предметов, предназначенных для перевозки. Дети познакомятся с энциклопедией как видом книжного издания, узнают о ее отличии от других книг. В развитии речи детей будет сделан акцент на активизацию глаголов, подбор синонимов, существительных к определению. Дети так же будут составлять короткие тексты смешанного типа, делить слова на слоги, выделять ударный слог. Они будут упражняться в прямом и обратном счете на предметах, учиться считать на слух.
404
405
Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Следует поддерживать стремление детей самостоятельно создавать предметно-игровую среду для реализации своих замыслов и трансформировать ее в зависимости от поворота сюжета. Разнообразить и обновить игровую обстановку на этой неделе можно внесением игрушек, изображающих диких животных жарких стран. Возможно, кого-то из детей это заинтересует, и они захотят с ними поиграть. «Остров» можно очертить с помощью скакалок, диванных подушек, мягких модулей; «акваланги» делать из кеглей, связав из веревкой; внести «сети», предметы, подходящие к подобным играм. Предоставьте детям модули и разный неоформленный материал, который можно легко преобразовать в предметы-заместители и наделить их игровым значением. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Там, где нет зимы» Задачи. Вызывать у детей уважение к культуре, отличной от их собственной. Формировать первоначальные представления об особенностях образа жизни людей в жарких странах, о зависимости образа жизни людей от климатических условий. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления шоколада). Предварительная работа. Знакомство с песней «Чунга-чанга». Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением тропических фруктов, традиционных домов и одежды жителей жарких стран. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они бананы, пробовали ли их, где покупали, пробовали ли они когда- 406 нибудь кокос, нравятся ли им посыпанные кокосовой стружкой конфеты, торты, творожные сырки с кокосом. Вспоминает с детьми, какие овощи и фрукты растут у нас в саду или в огороде, есть ли среди них бананы или кокосовые орехи. Спрашивает, где, по их мнению, они могут расти. Напоминает детям песню об острове Чунга-Чанга и обсуждает с ними, чем отличается жизнь на этом острове. Воспитатель рассказывает детям, что на юге, в жарких странах не бывает зимы, люди там никогда не видели снега. Полгода (целых шесть месяцев) у них стоит сухая и теплая погода, а полгода — жарко и идут дожди. Читает детям отрывок из стихотворения А. Усачева «Муссон».
Есть на свете ветер странный По фамилии МУССОН: В южных странах постоянно С океана дует он.
Из-за этого Муссона Есть там только два сезона: Там стоит полгода сушь, А полгода льет как душ.
Объявляется погода Там, примерно, раз в полгода: ЖДИТЕ ВСЕ СЕЗОН ДОЖДЕЙ... Вот погодка у людей!
Воспитатель вспоминает с детьми, какие времена года есть у нас, как они сменяют друг друга, что наступает после осени, когда приходит весна и т. п. Рассказывает о том, что жители тропических стран часто строят дома не прямо на земле, а на столбах, сваях. Рассматривает с детьми иллюстрации и обсуждает с ними, почему дома подняты над землей, вспоминает с детьми, что в этих местах часто идут сильные дожди, и дома на сваях лучше защищены от наводнений. В тропических странах носят легкую одежду, сшитую из легкой ткани, расписанной разными узорами (орнаментами). Воспитатель вспоминает с детьми, каких домашних животных они знают (лошади, коровы, козы, овцы и т. п.). Спрашивает, можно ли назвать домашним животным слона, где мы можем увидеть слонов (только в Цирке или в зоопарке). Рассказывает детям, что в жарких тропических странах люди приручили слонов, и они помогают людям переносить тяжелые грузы. Например, в густых лесах слоны сами прокладывают доро-гу, а потом переносят по ней большие бревна, обхватывают их хоботом или толкают их лбом и бивнями. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Алексеевой «На остро-Ве», и обсуждает с детьми, какие еще подарки дарит нам природа в жарких странах: ананасы, кофе, чай, рис, маленькие горошины черного пер-Ца, Которые иногда попадаются нам в супе, красивые цветы и комнатные растения и т. д. Какие из этих подарков любят дети? Что они любят? 407 Со всех сторон у нас вода, Сюда не ходят поезда, Сюда летает самолет И приплывает пароход. На берегу гостей мы ждем, Что едут к нам из всех краев. Полгода мокнем под дождем, И много пальм кругом растет. Цветы и фрукты средь ветвей Природа дарит круглый год. Воспитатель спрашивает у детей, может ли шоколад расти на дереве. Рассказывает, что шоколад делают из плодов дерева, которое называется какао. Спрашивает у детей, какой напиток делают из плодов этого дерева, пробовали ли они какао. Рассказывает детям, что для того, чтобы зерна какао стали вкусным шоколадом, их нужно сначала высушить и обжарить, затем размолоть, смешать с сахаром и молоком, залить в формы и дать застыть. Воспитатель внимательно рассматривает с детьми картинки, иллюстрирующие производство шоколада, и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно — можно ли сначала положить такую-то картинку, а такую-то потом, и почему. На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми свойства шоколада. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ШОКОЛАДОМ 1. Если вы хотите угостить кого-нибудь шоколадкой, разламывайте 2. Когда вы едите шоколад, старайтесь, чтобы он не попадал на 3. Лучше, чтобы шоколад таял во рту, а не в руках. 4. Горький шоколад полезнее молочного. 5. Маленьким кусочком шоколада можно быстро утолить голод. После занятия. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют необычные цветы, лепят пальмы и обезьянок, делают натюрморт «Тропические фрукты» в технике аппликации. В свободное время дети могут сделать себе юбочки из полосок цветной бумаги (например, нарезать ненужные рекламные издания), и ожерелье из бумажных цветов. АППЛИКАЦИЯ коллективная «Заморский натюрморт» Задачи. Совершенствовать технику вырезания округлых форм разной величины из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной вазы для цветов или 408 фруктов, частично накладывать вырезанные силуэты друг на друга и размещать выше-ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию многокрасочных, красивых, ярких натюрмортов. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе палитры. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Предварительная работа. Беседа о заморских (экзотических) плодах (ананас, банан, кокос). Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов; рисование с натуры сухими художественными материалами (цветными карандашами, сангиной, фломастерами). Материалы, инструменты, оборудование. Квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для самостоятельного вырезания ваз для фруктов и цветов, а также для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки. По возможности тропические плоды — ананас, бананы, кокос и др. (или качественные муляжи). Четыре-пять незавершенных композиций, подготовленных воспитателем. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, о каких экзотических фруктах они говорили на занятии по познанию окружающего мира. Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих тропических плодов (ананас, кокос, банан) или качественных муляжей. Предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже знают, откуда к нам приехали (приплыли, прилетели) эти необычные плоды. Дети, не спеша, обходят натюрморт и рассматривают его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане бананы, а если посмотреть с другой стороны, на переднем плане кокос и т. д.). Воспитатель показывает детям четыре-пять незавершенных композиции с приклеенными силуэтами ваз или фруктовниц, вырезанных из Фактурной бумаги. — Сегодня на занятии мы будем вырезать разные заморские плоды и составлять из них красивые натюрморты вот в этих красивых вазах. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать. Воспитатель показывает детям бумажные прямоугольники разного Размера и один квадратик и предлагает подумать, из какой бумажной заготовки лучше всего вырезать ананас, банан и кокос. После ответов 409 детей напоминает способ вырезания: для ананаса и кокоса складываем заготовку пополам и попарно закругляем уголки, а для банана вырезаем так же, как огурчик. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно передать особенности внешнего вида (ячеистость поверхности) и шероховатость ананаса, ворсистость кокоса, гладкость банана. Дети предлагают свои спо- собы, воспитатель уточняет и показывает новые приемы (см. рис.). Дети распределяются на небольшие группы по четыре-пять человек, каждая группа выбирает одну незавершенную основу для коллективной композиции или готовит ее сама (дети выбирают цвет фона и поручают одному ребенку вырезать вазу). Дети обдумывают свои замыслы, распределяют объем работы, договариваются о том, кто какие плоды будет вырезать (и примерно в каком количестве), и начинают работать. Воспитатель помогает косвенными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребенка к поиску способа или выбору цветовой гаммы. Дети вырезают силуэты фруктов и создают композиции. Если фрукты не помещаются в вазе, воспитатель советует частично наложить силуэты бумажных плодов друг на друга, так, как это бывает — один фрукт может слегка закрыть другой, и подвигать их в поисках лучшего их размещения. После занятия. Оформляется выставка для родителей и детей всего детского сада. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Знакомство с энциклопедией» Задачи. Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность. Материалы, инструменты, оборудование. Детские иллюстрированные энциклопедии разного типа: универсальные, например, «Что такое, кто такой?», «Почемучка» и пр., а также тематические: например, «Одежда», «Транспорт», «Города» из серии «Штрихи времени» или «Обо всем на свете», «Что есть что» и др. Предварительная работа. Накануне занятия детям читают сказку Р. Киплинга «Слоненок» (в сокращении). 410 Содержание занятия. Педагог напоминает детям прочитанную сказку «Слоненок». Рассказывает детям, что написал ее замечательный английский писатель Редьярд Киплинг. Кроме сказки про слоненка, он сочинил много других сказок, возможно, знакомых детям по книгам или мультфильмам: «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. — Давайте вспомним, про кого была прочитанная вчера сказка? — Каким был этот слоненок, опишите его? Каким у него был нос? — Чем отличался этот Слоненок от других зверей? (Он был очень — Что его интересовало? — Зачем Слоненок отправился к мутно-зеленой, сонной, зловонной реке Лимпопо? — Как получилось, что нос у Слоненка стал длинным? — Какие выгоды (удобства) появились у Слоненка после того, как Далее педагог говорит, что действительно очень интересно задавать разные вопросы и находить на них ответы. «Вот мне, например, очень интересно, почему кукарекает петух?» — спрашивает воспитатель и слушает предположения детей. «А для чего пахнут цветы?» — предлагает воспитатель детям еще один вопрос для размышлений. Не следует добиваться от детей «научно» правильных ответов. В данном случае нет необходимости давать их и самому воспитателю. «А какие вопросы интересуют вас? Что бы вы хотели узнать?» — спрашивает воспитатель детей. (Выслушиваются ответы детей.) «А как же люди могут получить ответы на свои вопросы?» Следуя за детскими ответами, педагог рисует на доске или листе бумаги схему, используя условные обозначения (см. рис.). «Да, — говорит педагог, — можно спросить у других людей, у взрослых; можно узнать об этом, посмотрев телевизор; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересующий предмет или явление. На многие вопросы можно получить ответ в книгах. Сегодня мы познакомимся с необычными книгами». Педагог демонстрирует энциклопедии, читая их название. Предлагает рассмотреть их. Можно дать по книге на каждую группу из трех-четырех детей, если книг много. В противном случае, воспитатель сама показывает детям книгу, листая страницы, давая возможность рассмотреть картинки, проявить интерес и удивление. Затем педагог спрашивает детей, что же необычного они заметили в этих книгах, и выслушивает их высказывания. Воспитатель обобщает ответы детей: «Вы правильно заметили, что эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи, рассказы, к которым мы привыкли. Они необычны тем, что из них можно Узнать много интересного о разных вещах. Называются такие книги — энциклопедиями. Их цель — помочь людям получить ответы на вопросы. В отличие от книг со сказками, стихами, рассказами, эти книги не 411 читаются сразу от начала до конца, используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое для себя. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги. Для примера можно рассмотреть картинки на страницах имеющейся энциклопедии (наиболее интересные и доступные детям), и по выбору детей прочитать небольшие тексты к ним. Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, есть ли у кого-либо из детей такие книги дома. Можно предложить детям принести свои энциклопедии на один-два дня в детский сад, чтобы все могли рассмотреть картинки, немного почитать. Следует напомнить, что ко всем книгам следует относиться бережно, а к таким — особенно, чтобы еще и другие люди могли узнавать из них много нового и интересного. После занятия. Ближайшие несколько дней время для свободного чтения можно посвятить рассматриванию и чтению статей из детских энциклопедий по интересам детей. ЛЕПКА «Обезьянки на пальмах» Задачи. Учить детей коллективно создавать полуобъемную лепную композицию (барельеф); лепить фигурку обезьяны, передавая специфику животного, его выраз
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|