АППЛИКАЦИЯ из бумаги с элементами рисования
«Снеговики в шапочках и шарфиках» Задачи. Вызвать интерес к зимней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей- Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путем сложения его пополам и закругления парных уголков. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа (шапочки и шарфики в полоску или в горошек). Учить детей при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над, под, справа, слева, сбоку). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. 374
Предварительная работа. Лепка (конструирование) снежных фигурок и сооружений. Лепка (конструирование) снеговиков и других форм из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Экспериментирование с бумагой разной фактуры и плотности. Рассматривание шапочек и шарфиков. Упражнение в подборе гармоничных цветовых сочетаний на дидактической цветовой модели «Радуга». Материалы, инструменты, оборудование. Квадраты и прямоугольники разного размера, вырезанные из мягкой бумаги белого, розового, голубого, светло-сиреневого цвета (для свободного выбора детьми), наборы цветной бумаги и фантики, бумажные обрезки для шапочек и шарфиков; ножницы, клеящие карандаши или клей и клеевые кисточки, коробочки для обрезков, фломастеры для дорисовки. В качестве фона для индивидуальных работ детей используется плотная бумага или картон разного формата и цвета. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям сделать веселых снеговиков и нарядить их в красивые шапочки и шарфики: «Давайте сделаем картину-аппликацию о том, как снеговики обрадовались, перестали плакать, весело заулыбались, быстро надели красивые шапочки с шарфиками и побежали на детскую площадку».
Воспитатель выставляет на фланелеграфе геометрические формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления снеговика, и подводит детей к его анализу и описанию (снеговик состоит из двух-трех кругов или овалов, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине — средний по величине, сверху — самый маленький — это голова; руки можно сделать из овалов или веточек). Затем воспитатель спрашивает, как лучше вырезать круг (овал). Дети вспоминают, в случае необходимости воспитатель уточняет: складываем бумажный квадрат (прямоугольник) пополам и, держа за сгиб, закругляем уголки — сначала один, потом другой, чтобы получился полукруг (полуовал); разворачиваем... и видим круг (овал). Напоминает, что снеговики выйдут красивыми, если круги (или овалы) будут разного размера. Яркие шапочки и шарфики можно вырезать из цветной бумаги, а можно дорисовать фломастерами. Просит не забывать, что снеговики ждут в гости Деда Мороза и поэтому радостно улыбаются. Дети самостоятельно выбирают материалы для работы — бумажные квадраты или прямоугольники разного размера (белого, голубого, розового, светло-сиреневого цвета), листы цветной бумаги для фона и начинают делать аппликации. По ходу занятия воспитатель подсказывает детям, что нужно планировать свою работу и не торопиться наклеивать вырезанные формы: сначала нужно положить фоновый лист вертикально, чтобы снеговик Поместился, и не оставалось много пустого места с боков; затем необходимо выложить все круги в нужном порядке, посмотреть, как полу- 375
чается фигурка снеговика, и только тогда приклеивать, начиная с нижнего круга и слегка накладывая круг на круг, будто это настоящий снеговик, слепленный из снега. Напоминает детям, что красивые шапочки и шарфики можно нарисовать фломастерами или вырезать из ярких обрезков цветной бумаги, конфетных фантиков. Снеговики могут играть в снежки, держать метлу или делать что-то другое.
В конце занятия устраивается общая выставка «В гостях у снеговиков». Из индивидуальных работ можно составить общую композицию или альбом. После занятия. Можно использовать работы детей для составления ими описательных рассказов про снеговиков. На прогулке можно слепить с детьми снеговиков и другие снежные скульптуры. ПРИРОДА «Снег, его свойства» Задачи. Формировать представление о снеге, о его свойствах, о том, что снег, лед — это замерзшая вода. Материалы, инструменты, оборудование. Снег, лед, стаканчики с водой на каждого ребенка, рисунки с изображением снежной бури, поземки, снегопада и т. п. Предварительная работа. Наблюдения и опыты на прогулках и в группе. Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). Наблюдения на прогулках. Дети наблюдают за снегом, делают из него постройки, играют в снежки и другие игры. Воспитатель обращает их внимание на характеристики снега: холодный, сухой (мокрый), рыхлый (плотный), чистый (грязный). Есть ли снег на деревьях? Меняется ли его цвет в зависимости от погоды? От времени суток и освещения? Дети наблюдают, как выглядят снежинки в свете фонаря. Всегда ли снег белый? Какого цвета он в солнечную погоду? В пасмурную-Когда он блестит? Когда хорошо лепится, а когда — плохо? Воспитатель предлагает ребятам поиграть со снегом, покопать его лопаткой, подбросить вверх: он легкий, рыхлый (разлетается в сторо- 376 ны) или тяжелый, мокрый (падает комьями)? Поднимает ли ветер снег? В каком снегу легче провалиться — в рыхлом или плотном? На каком можно прыгать, а на каком — нет? После свежего снегопада дети играют в следопытов: получают задание найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяснить их происхождение. Дошкольники ходят по снегу и слушают, появляются ли при этом какие-нибудь звуки. (В морозную погоду снег хрустит: это ломаются снежинки.) Когда дети после прогулки возвращаются в группу, воспитатель обращает их внимание на то, что на их варежках, куртках, штанах остались комочки снега. Что с ними происходит, когда дети входят в помещение? После одной из прогулок дети набирают снег в банку и приносят в группу, чтобы понаблюдать, что с ним произойдет.
Наблюдения в группе. Воспитатель организует в группе наблюдения за таянием снега, обращая внимание детей на то, как он постепенно превращается в воду. Можно усложнить опыт: положить снег в две емкости, одну из которых поставить в теплом месте (например, у батареи), а другую — в прохладном (например, у оконного стекла). Педагог предлагает дошкольникам высказать свое предположение о том, где снег растает раньше и почему, а затем проводит наблюдение. Содержание занятия. Воспитатель загадывает загадку: На дворе — горой, А в избе — водой. (Снег) Затем напоминает детям о наблюдениях за снегом, которые проводились в течение недели. Что такое снег? Это много-много снежинок, которые выпадают из туч. Каким бывает снег? (Белым, пушистым, искрящимся, глубоким, рыхлым, плотным, холодным.) Воспитатель показывает рисунки с изображением снегопада, метели, бурана (снежной бури), пороши, поземки. Называет каждое природное явление и обсуждает происхождение его названия, предлагает дошкольникам найти нужный рисунок. Например, если падает снег, идет снегопад. Дует сильный ветер, поднимает снег, вьюжит, — начинается вьюга. Если ветер очень сильный, и из-за поднявшегося снега ничего не видно, — пришла снежная буря, буран. Пороша — это свежий, только что выпавший, запорошивший землю чистый снег. Ветер гонит снег по земле, выметая его, словно дворник, — идет поземка. Воспитатель предлагает детям провести опыты со снегом (льдом). Опыт 1. Тонет ли снег (лед)? Дети высказывают свои предположения по этому поводу (например: тонет, плавает, тает) и проводят опыт, положив комочек снега (льда) в стаканчик с водой комнатной температуры. Опыт 2. В какой воде снег (лед) растает быстрее? Дети опускают два Комочка снега (две льдинки) в стаканчики с холодной и теплой водой
и наблюдают, что происходит. 377 Опыт 3. Дети сравнивают комочек снега и кусочек льда по цвету, твердости, хрупкости, плавучести, прозрачности. Опыт 4. Дети сравнивают кусочек льда и снега: рассматривают, сжимают в руке, трогают, выясняют, холодные ли они. Видно ли что-нибудь через льдинку? А через комочек снега? Чем отличается лед от снега? (Лед хрупкий, твердый, прозрачный и бесцветный.) А чем похож? (И после таяния льда, и после таяния снега остается вода.) В заключение педагог делает вывод, что снег и лед — это тоже вода, только замерзшая, и вместе с дошкольниками перечисляет их свойства, о которых они узнали на занятии. После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|