АППЛИКАЦИЯ (бумажная пластика) с элементами рисования
«По морям, по волнам...» Задачи. Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации: 1) построение аппликативной композиции на затонирован-ном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги). Предварительная работа. Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность (открытки, фотографии, дидактические пособия). Выкладывание корабликов из плоскостных геометрических фигур. Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации графическими средствами. Рисунки детей, выполненные на занятии по рисованию «Море волнуется» как основа (фон) для создания аппликативных композиций с корабликами. Материал для рассматривания: репродукции, художественные открытки или календари с изображением кораблей. Содержание занятия. Перед занятием по аппликации воспитатель предлагает детям найти и положить на свои столы рисунки, выполненные на занятии по рисованию «Море волнуется». В начале занятия воспитатель читает отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах... Спрашивает, как дети понимают выражения «по морю гуляет» и «на раздутых парусах». Воспитатель вспоминает с детьми, как они «застав-
433 ляли» плыть лодочку с парусом на занятии по ознакомлению с окружающим. В случае затруднения и в подтверждение догадок детей предлагает достать носовые платки или взять листы тонкой бумаги и подуть i в них, будто ветер свободно «по морю гуляет» и раздувает паруса на кораблях, поэтому они и мчатся «на раздутых парусах». Затем воспитатель показывает детям несколько иллюстраций с изображением кораблей в море. И предлагает детям дополнить свои нарисованные картины — приклеить кораблики, которые подгоняет ветер, и они плывут быстро-быстро по морям, по волнам на «раздутых парусах». Воспитатель спрашивает детей о том, как они будут делать корпус корабликов, и уточняет представление о том, что корпус корабля может иметь разную форму (демонстрирует на магнитной доске, или на мольберте, или на фланелеграфе) разные виды корпуса кораблей (см. рис.). Затем воспитатель предлагает детям подумать о том, как они изобразят «раздутые паруса». Дети предлагают свои способы. Воспитатель внимательно выслушивает, комментирует и очень четко объясняет с наглядным показом, что наполненные ветром паруса можно изобразить таким образом: — сделать объемный парус (рельефный), не нанося клей всплошную и приклеивая его не наглухо, а лишь вверху и внизу, предварительно «надув» парус — слегка или очень сильно (см. рис.); после показа этого способа воспитатель предлагает детям приложить лист бумаги — изменить форму паруса в плоскостной аппликации — сделать полукруглый или полуовальный вырез с той стороны, в которую плывет кораблик. И в ту же сторону направить флажок на мачте (см. рис.). Дети выбирают материалы для работы (цветную бумагу, обрезки, фантики) и приступают к работе. Воспитатель напоминает, что кораблики поплывут по тем морям и волнам, которые дети уже нарисовали на предыдущем занятии (по рисованию). Тем детям, которые быстро справляются с заданием, педагог советует сделать рельефные волны из мягких бумажных салфеток и дорисовать на корабликах моряков, а в море — морских животных.
В конце занятия проводится экспресс-выставка. После занятия. В свободное время воспитатель может предложить детям создать общую панораму «По морям, по волнам», объединив несколько индивидуальных работ. В самостоятельной художественной деятельности дети также завершают оформление аппликативных композиций графическими средствами. 434
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Сказочка» Задачи. Вовлекать детей в коллективное обсуждение сюжета сочинения. Побуждать самостоятельно строить небольшой текст-повествование по набору игрушек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, речевое дыхание. Материалы, инструменты, оборудование. Тарелка с водой. Бумажные лодочки — по количеству детей. Набор мелких игрушек: гном, лягушка, жук, кузнечик, божья коровка, корова, бабочка, зайчик, цыпленок и проч. (любые мелкие образные игрушки) — по количеству детей. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Сказочка» (автор Й. Й. Змай, перезод Л. Яхнина): Маленький мальчик В маленькой лодке, В маленьком море плывет. Маленький ветер По маленьким волнам Лодочку гонит вперед. К маленькой пристани В маленький город Мальчик приплыл наконец. Маленький парус Спущен на мачте, И маленькой сказке конец. Воспитатель обращается к детям со словами: «Вот у меня маленькая лодочка. Мальчик ушел, привязал к причалу лодочку. А лодочка отвязалась и поплыла. Давайте с вами придумаем историю о лодочке». (Выставляет тарелку с водой, лодочки и мелкие игрушки на стол.) Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, кто бы мог встретить лодочку?» (Ответы детей.) Предлагает пофантазировать, как разговаривали друг с другом насекомые и другие персонажи, которые встречали лодочку. Что они делали, как дружили. Чем все завершилось. (Выслушать желающих.) Воспитатель предоставляет детям полную самостоятельность. В случае затруднения дает подсказки. Например: «Плыла, плыла лодочка. И встретила... (корову). Корова говорит: «Здравствуй, лодочка. Далеко плывешь?» — «Далеко». — «Угостить тебя молоком?» — «Спасибо». — «Доброго тебе пути». И т. п. Эта часть сценария занимает основное время работы детей. Воспитатель обещает, что все дети смогут поиграть лодочками после занятия.
435 Далее воспитатель обращается к детям со словами: «Послушайте, какую историю о гноме и лодочке придумала другой поэт — Лариса Кузьмина: Вечер, начало смеркаться, Время к дому возвращаться, Быстро лодку оттолкнул, Белый парус развернул. Вижу: гномик на корме, Обратился он ко мне: Просит срочно подвезти, К брату-гному отвезти — Поздно, наступает ночь... Я готов ему помочь, И на лодочке вдвоем Мы под парусом плывем. Ветер в парусе поет, Звездный дождь с небес идет, Гномик шапочкой смешной Ловит звезды за кормой... Вот и берег. Гномик рад — Здесь его встречает брат, Мне за то, что я подвез, Подарил одну из звезд. — Вот спасибо! — я сказал, Лодку крепко привязал И с подаренной звездой Побежал скорей домой. Педагог предлагает детям пофантазировать. Представить себе ночь, лодочку с гномиком, звезды, которые отражаются в воде. Какими словами можно рассказать о небе? О звездах? О реке? О ветре? Какое небо? Как светят звезды? Какой ветер? Что делает вода? (Высказывания детей.) Давайте все вместе скажем приговорку1. Вей, вей, ветерок, Натяни парусок, Гони стружок С запада на восток. (Повторить два раза.) Далее педагог предлагает детям представить, что у них на ладошке кораблики. Дует ветер, гонит кораблик по воде: пффф. Объясняет, что щеки надувать не надо, надо глубоко вздохнуть и медленно дуть на ладошки. Затем воспитатель предлагает произнести приговорку еще раз. 1 См.: Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л. Е. — М.: Просвещение, 1992. С. 10. 436 После занятия. Детям предоставляется возможность взять в руки лодочки и мелкие игрушки и поиграть ими. КОЛЛЕКТИВНАЯ ЛЕПКА «Кто в море живет?» (дельфин, кит и акула) Задачи. Продолжить освоение детьми рельефной лепки: создавать упрощенные фигуры морских обитателей (кит, дельфин, акула), прикреплять их к фону (основе), украшать лепными элементами и контррельефными (прорезными) рисунками.
Ориентировать детей на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище-конус + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки. Вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности. Предварительная работа. Рассматривание изображений морских животных. Подготовка двух-трех маленьких «аквариумов» — прозрачных стаканов или банок, на дне которых размещаются вылепленные камешки и водоросли. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин разных цветов или соленое тесто; краски; стеки; керамические плитки; мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям иллюстрацию или отдельные фотографии в энциклопедии с изображением морских животных — кита, дельфина и акулы. Предлагает подумать, как можно слепить этих животных из пластилина. После ответов детей уточняет: — Некоторые морские животные похожи друг на друга формой тела. Если мы раскатаем из шара «морковку» и на узкой стороне оформим хвостик, то сможем вылепить кого угодно — дельфина, кита, акулу или какую-нибудь рыбку. Для кита раскатаем самую толстую «морковку», округлим и утолщим переднюю часть — голову, налепим глаза и улыбку в форме месяца, завернем наверх узкую часть — хвостик и прикрепим на спине фонтанчик из пластилиновых или бумажных жгутиков. Для дельфина слепим более тонкую «морковку» (он такой грациозный и добрый), снизу налепим кусочек белого пластилина и аккуратно примажем, чтобы получился светлый животик, прилепим плавники и хвостик, на голове сделаем нос «клювиком» и красивые глаза из бусинок или пуговичек. Для акулы слепим «морковку» или «колбаску», вытянем и заострим пасть — прорежем ее стекой и вставим страшные зубы из семечек или бисера. 437 Дети, недавно пришедшие в детский сад, лепят морских животных конструктивным способом (по отдельным частям), дети, давно посещающие детский сад, — скульптурным (из целого куска) и комбинированным. Воспитатель предлагает сделать глазки морских животных из пуговиц или бусинок. Советует использовать и другие приемы оформления — более мелкие по движению, но более разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приемы:
— оттягивают от основной формы некоторые детали (хвост) и придают им необходимую форму и положение — заостряют, сплющивают, загибают; — защипывают или прищипывают край или какую-то часть формы (плавники), при этом щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение; — дополняют вылепленный образ различными элементами из друих материалов (бисер, пуговицы, блестки, камешки, ракушки, фасоль, горох, семечки). Выставка. Дети помещают фигурки вылепленных морских животных в большой «аквариум» или в несколько маленьких (стаканы, банки), в которых уже размещены камешки и водоросли. Часть лепных фигурок прикрепляют к стенкам, слегка прижимая, оставшихся свободно располагают по всему пространству аквариума, нанизывая на прозрачные трубочки для коктейля, закрепленные на дне. Несколько красивых лепных скульптур можно использовать для оформления цвух-трех керамических плиток («изразцов»).
После занятия. В свободное время рисование и вырезание рыбок и других морских животных. Раскрашивание фигурок, вылепленных из соленого теста. Рисование по замыслу — индивидуальное и коллективное на больших листах бумаги (на обоях). Вырезание силуэтов морских животных. Игра «Угадай, кто это» (контурные рисунки мелом на доске или сделанные из проволоки). ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Стихотворение С. Козлова «В порту» Задачи. Развивать способность детей вслушиваться в текст, способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию с проигрыванием общего сюжета стихотворения, развивать умение детей разнообразно интерпретировать описанные события. Материалы, инструменты и оборудование. Игрушки, подходящие по смыслу к игре в морской порт: разные виды судов (баржи, корабли, буксиры, лодочки и пр.), мелкий игровой материал (куколки, машины, звери и пр.), грузовые машины, автокраны и пр. Содержание занятия. Педагог, опираясь на имеющийся опыт детей, вспоминает с ними, что такое порт, что там делают. Выслушивает и обобщает ответы детей: порт — это место на берегу моря или реки для стоянки судов. — О том, что происходит в порту, рассказал в своем стихотворении поэт Сергей Козлов. Послушайте его. (Выразительно читает стихотворение.) В ПОРТУ Мы пришли сегодня в порт. Мы стоим, разинув рот. Та вода, что у причалов, И которая вдали, И в которую сначала С моря входят корабли, — Эта территория Зовется акватория. Тут у каждого причала Для людей и кораблей Всех морских путей начало И конец морских путей. Пошумев моторами, Выпустив дымок, Через акваторию Мчится катерок. На волну взбирается, Словно альпинист, И с волны бросается Головою вниз. Словно в детском садике Он туда-сюда 439
Водит плавно за руку Мощные суда. Словно цапли-великаны, По причалам ходят краны, Танкер нефтеналивной К пристани стоит спиной. Это кто на весь причал Хриплым басом зарычал? «Как же тут не зареветь? Как же тут не загудеть? Старый бурый лесовоз Полтайги сюда привез, А посажен как медведь, Здесь на якорную цепь. Не привык я уставать, А теперь устал стоять. Вы меня не обижайте — Поскорее разгружайте». Мимо бочек и досок С каблучка да на мысок Обойдем мы все причалы, Постоим, пойдем сначала. Чайки носятся в порту... С обезьянкой на борту, Посетив другие страны, Захватив бразильский груз, Встал на рейде очень странный Иностранный сухогруз: Сухогруз алжирский — Полупассажирский. Мимо бочек и досок С каблучка да на мысок Обойдем мы все причалы, Постоим, пойдем сначала. Разгружают пароход: Это прибыл бегемот.
— Вира! Вира! — Майна! Майна! Топот, Грохот, Шутки, Смех! 440 А к причалу номер два Привезли живого льва. Клетку тросом подцепили, «Вира!»— крикнули, И вот Лев по воздуху плывет: Льва живого погрузили На турецкий пароход. В трюме лев мигнул, зевнул И отправился в Стамбул. Лев — силач, Лев — трюкач, Лев — Потомственный циркач! На мысок да с каблука, Мы дойдем до маяка. Постоим здесь у причала И опять пойдем сначала. А в порту грузовики Возят ящики, Тюки, Возят уголь, Лес, Овес. Даже старый паровоз — Хоть у деда много дел — Въехал в Порт И загудел: «Я приехал под руду-у-у! Кто с рудою на борту-у-у?» День и ночь Грохочет порт. Мы стоим, разинув Рот. Воспитатель спрашивает у детей: — Интересное стихотворение? — Как вы думаете, кто же это приходил в порт и смотрел, разинув рот, на все, что там происходит? (Это были дети.) — Что же интересного увидели дети? Какие суда приходили в порт? Какой груз привозили? Воспитатель предлагает детям поиграть в порт. Спрашивает, кто понял, что же такое «акватория» порта? Да, акватория — это часть моря вокруг причалов, защищенная от ветров и больших волн бетонными стенами. Из чего бы мы могли построить наш порт? (Из крупных модулей, из напольного строительного материала, даже из детских стуль- 441 чиков.) Предлагает двум-трем детям (по желанию) оградить часть пола выбранным материалом, сделав внутри несколько причалов. Остальных детей спрашивает, кто кем хочет быть в порту? Говорит им, что из имеющихся в группе игрушек и предметов-заместителей можно подобрать себе подходящие для использования в порту. (По тому, какую именно «игрушку» выбрал каждый ребенок, педагог уже может судить о том, как дети услышали текст стихотворения.) После того, как дети выберут себе игрушку, воспитатель интересуется, какие же суда будут заходить в наш порт, прося каждого из детей, выбравших себе игрушку или предмет-заместитель, назвать свой кораблик. Затем спрашивает, кто из детей будет работать в порту на разгрузке кораблей, помогает им подобрать грузовые машины, подъемные краны и пр. технику, расставить их у причалов. Возможно, в группе будет часть детей, которая не сможет самостоятельно придумать себе роль, включиться в игру. Таким детям педагог помогает советом: построить, например, маяк и с помощью фонарика сигналить кораблям, или придумать грузы для судов (из мелких игрушек подбираются куклы-пассажиры, цирковые звери, какой-либо товар и пр.) Далее игру можно организовать так: дети расставляют свои игрушки «в порту», все берутся за руки, образуя большой хоровод вокруг «порта», идут по кругу и хором говорят слова:
Мимо бочек и досок С каблучка да на мысок Обойдем мы все причалы, Постоим, пойдем сначала.
Затем дети-«корабли» по очереди заводят свои суда в порт, рассказывая о себе: откуда прибыл, что везет и пр., и подводят свои суда под разгрузку к причалу. Дети, разгружающие суда, интересуются, куда следует отвезти данный груз и проигрывают эту ситуацию. После каждых двух-трех кораблей хоровод из свободных детей вновь обходит всю постройку со словами стихотворения:
Мимо бочек и досок С каблучка да на мысок Обойдем мы все причалы, Постоим, пойдем сначала. Похожим образом, игра может развиваться на протяжении 10-15 минут. При этом важно, чтобы каждый ребенок нашел себе роль, смог включиться в общий контекст игры. Их действия могут как повторять сюжет стихотворения, так и отходить от него, удерживая лишь общую тему событий, которые могут происходить в порту. От того, как будет развиваться игра, что будут говорить и делать дети, педагог сможет определить для себя уровень понимания текста и возможность его интерпретации каждым ребенком. Возможно, 442 в группе найдутся дети, которые совсем не смогут включиться в игру в рамках заданного контекста. Другие — будут пытаться повторить аналогичные тексту стихотворения события и рассказы. Очень хорошо, если возникнут ситуации, когда дети смогут самостоятельно придумать и развернуть сюжет в действии или рассказе. Если игра будет развиваться, выходя за рамки предложенного в стихотворении сюжета, развивая и расширяя его, не следует ограничивать детскую фантазию и игровую инициативу. Воспитатель организованно заканчивает игру, благодарит всех детей за участие. Построенный «порт» остается на полу еще некоторое время, чтобы дать детям возможность развернуть самодеятельные творческие игры по своей инициативе. После занятия. Желательно, по возможности, показать детям мультфильм «В порту» режиссера Инессы Ковалевской, созданный по мотивам этого стихотворения, или дать послушать песни из этого мультфильма в аудиозаписи. Радостное узнавание этого произведения обогатит творческую игровую деятельность, будет способствовать эмоциональному присвоению детьми полученной информации. 443 ФЕВРАЛЬ. 21 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети познакомятся с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека, воздушным транспортом разного назначения. Эти представления будут обогащены в ходе экспериментирования с вылепленными поделками человечка-парашютиста, конструирования самолетов из деталей конструкторов. Работа педагога также будет направлена на расширение представлений детей о службе в армии, о защитниках Отечества, воспитанию бережного отношения к прошлому своей Родины. Чтение рассказа Ю. Коваля «Алый» будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, умению сопереживать героям. Дети поговорят о «мужских» и «женских» профессиях, о чертах характера мужчин и женщин. Нарисуют папин (или дедушкин) портрет, украсят его галстуком. Кроме общего контекста, каждое из занятий будет решать и специфические для данного вида деятельности задачи: в рисовании — передавать особенности внешнего вида, характера и настроения; в аппликации — связь формы и декора. Дети будут упражняются в построении числового ряда, в порядковом счете, в установлении равенства и неравенства групп предметов, независимо от расстояния между предметами, их величины и цвета.
444
445
* См. раздел «Природа. Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Можно предположить, что содержание занятий этой недели и подготовка к празднованию дня Российской армии особо заинтересует мальчиков, которым и в другое время близки военизированные сюжеты. «Коллекция» солдатиков и военной техники, собранная с детьми, может использоваться для режиссерских игр. Часто приходится оказывать детям поддержку, чтобы сюжеты игр были интересны, но не агрессивны. Например, «Пограничники», «Служебные собаки», «Спасатели», «Пожарники» и пр. Кроме игр с игрушками, можно организовать игры на бумаге: дети по очереди дорисовывают сюжет в заготовленных кадрах на листе бумаги в виде кинопленки. Инициатором такой игры может выступить взрослый или те дети, которые имеют опыт таких игр. Также активно используются детьми игрушки и материалы для режиссерских игр: маленькие солдатики, военная техника и пр.
ПРИРОДА «Воздух-невидимка» Задачи. Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека. Предварительная работа. Наблюдения на прогулках. Дети наблюдают за происходящими в природе изменениями: стало ли теплее, удлинился ли день, как ведут себя птицы? Воспитатель подчеркивает, что февраль — последний зимний месяц (в южных районах можно уже отмечать первые признаки весны, а в самых северных — сравнивать январь и февраль, обращая прежде всего внимание на увеличение продолжительности дня). Воспитатель просит детей определить, какая сегодня погода — ветреная или безветренная, выносит на улицу флюгер (самый простой флюгер — это игрушка вертушка). Дети подносят ладошки сначала ко рту, а затем к носу и дышат. Что они чувствуют при этом? От дыхания ладошкам становится тепло. Воспитатель спрашивает, какой сегодня воздух. (Морозный, теплый, 446 влажный, холодный, сухой и т. п.) А как об этом узнают? (Люди вдыхают воздух и чувствуют, какой он.) Как долго мы можем не дышать? Дети ненадолго задерживают дыхание. Без воздуха человек жить не может. Наблюдения в группе. Воспитатель спрашивает, можно ли увидеть воздух? Как узнать, что он есть вокруг нас, ведь мы его не видим? (Дети высказывают предположения.) Воспитатель говорит, что сейчас они поймают воздух, дает каждому ребенку полиэтиленовый пакет. Дети его рассматривают и определяют, что находится внутри. (Пакет плоский, пустой.) Затем детям предлагается с помощью пакета поймать воздух. (Надуть пакет или побегать, держа его раскрытым в руке.) Что мы чувствуем, когда сжимаем плотно закрытый пакет с воздухом? (Он упругий, как мяч, как воздушный шар.) Когда же мы отпускаем пакет, он становится таким, как прежде. Значит, воздух — упругий. Во время игр с мячами воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч легкий, упругий. Затем предлагает сравнить надутый мяч и мяч, в котором немного спущен воздух. Дети трогают оба мяча, стучат ими о землю, сравнивают. Что находится внутри мячей? В каком из них меньше воздуха? Материалы, инструменты, оборудование. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, соломинки для коктейля на каждого ребенка, кусочек поролона или ватки, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилиновым шариком, пластилиновый шарик без парашюта, жидкость и оборудование для пускания мыльных пузырей. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох. Что дети вдохнули? Чем человек дышит? (Воздухом. Если вы считаете, что ваши дети способны усвоить информацию о том, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, можете сообщить и об этом.) Есть ли воздух в этой комнате? Почему мы его не видим? (Предположения детей: он прозрачный, через него все видно.) А что еще бывает прозрачным? Дети ищут прозрачные предметы в помещении. Воспитатель говорит, что воздух прячется от всех, он невидим, но дети выполнят ряд опытов, которые помогут раскрыть его тайны. (Воспитатель сидит на одном уровне с детьми и показывает, как нужно проводить опыты, дети повторяют за ним.) Опыт 1. Воспитатель показывает детям стакан и спрашивает, есть ли в нем что-нибудь? Дети исследуют емкость по очереди, высказывают свои мнения, после чего педагог предлагает проверить их в процессе экспериментирования. Педагог переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает в миску с водой, обращая внимание на то, что Держать его нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает ответы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый. 447 Опыт 2. Проводится по аналогии с первым, но ко дну стакана прикрепляется кусочек поролона или ватка. Во время проведения опыта они остаются сухими. Опыт 3. Дети снова опускают стаканчики в емкость с водой, но держат их не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А почему многие думали, что в стакане ничего нет? Опыт 4. Дети аккуратно дуют в стакан с водой через трубочки для коктейля и наблюдают за пузырьками воздуха. Откуда они берутся? Опыт 5. Воспитатель пускает мыльные пузыри. Что находится внутри них? Мыльные пузыри легкие, прозрачные, внутри них — воздух. Затем дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывки из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри». Опыт 6. Воспитатель держит в одной руке шарик из пластилина, в другой — парашют из полиэтиленовой пленки с аналогичным шариком» Он отпускает их одновременно, а дети определяют, что быстрее упадет на землю. Воспитатель обращает их внимание на то, что при падении парашют распрямляется и задерживает падение пластилинового шарика. Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта? (Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу.) В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает все, что они узнали о воздухе в процессе экспериментирования. После занятия. Воспитатель дает каждому ребенку по шарику, помогает их надуть и поиграть с ними. По окончании игры можно выпустить воздух из одного шарика. Появляется ли при этом звук? Дети подставляют ладошки под струю выходящего из шарика воздуха. Что они чувствуют? Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Когда мы отпускаем такой шарик, он двигается до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Воспитатель предлагает детям найти в группе надувные игрушки (мячи, колеса и т. п.). Чем они отличаются от остальных? Дети проверяют, тяжелые или легкие эти предметы, упругие или мягкие. Воспитатель подчеркивает, что внутри таких игрушек находится воздух, поэтому они легкие и упругие. ЛЕПКА «Отважные парашютисты» Задачи. Продолжать учить лепить фигурку человека из валика путем надрезания стексй и моделирования пропорциональных частей. Развивать чувство формы и композиции (передавать относительность величины частей). Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног. 448 Предварительная работа. Рассматривание изображений парашютистов в книгах, детских энциклопедиях, на открытках. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стека, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые, ножницы. Заготовки для парашюта: листы бумаги квадратной формы разного размера: со стороной около 14, 16 и 20 см; по четыре толстых крученых нити для вязания (длиной около 25 см) на каждого ребенка. Содержание занятия. Педагог спрашивает детей, кому и зачем нужен парашют. Выслушивает рассуждения детей и обобщает (или рассказывает сама), что парашют служит для замедления падения человека в воздухе, в результате чего он может благополучно (мягко) приземлиться после прыжка с самолета, не ударившись о землю. Парашюты изготавливают из больших кусков прочной, но легкой ткани. После раскрытия парашюта воздух давит на него снизу, благодаря чему падение замедляется. Парашюты используют военные; также он нужен спасателям, врачам, если требуется помощь людям, с его помощью сбрасывают разные грузы туда, куда ни пройти, ни проехать нельзя; даже есть такой вид спорта — парашютный, когда спортсмены соревнуются в ловкости и точности приземления, прыгая с большой высоты и попадая точно в намеченную площадку. Воспитатель показывает детям изображения парашютистов. Предлагает рассмотреть, как парашютисты одеты (комбинезоны разного цвета, простые и с накладными карманами, ремешками), в какой позе они совершают прыжок под куполом парашюта (кто-то группируется перед приземлением: слегка поджимает ноги, наклоняет туловище; кто-то свободно парит, раскинув руки и ноги...). Предлагает детям слепить парашютистов, сделать для них парашюты. Воспитатель спрашивает детей, каким способом они будут лепить парашютиста в комбинезоне. В случае затруднений напоминает рациональный способ лепки из валика путем надрезания стекой: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху будет голова, внизу — ноги. Беру стеку и надрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги». После того как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает изобразить, что могут делать пластилиновые парашютисты: поднять руки, чтобы подтянуть стропы парашюта; поджать ноги, чтобы приземлиться, приподнять голову, чтобы убедиться в том, что парашют раскрылся... Дети изменяют положение рук и ног вылепленных фигу-Рок, старясь передать позу. Педагог раздает детям заготовки для парашюта, выполненные из бумаги
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|