Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




«Грузовой автотранспорт»

Задачи. Формировать обобщенные представления о конструируе­мых объектах; учить детей анализировать объект, выделяя в нем основ­ные части и детали; определять назначение каждой из них; формиро­вать умение соотносить размеры частей создаваемой конструкции с размерами предметов, для которых они предназначены.

Материалы, инструменты, оборудование. Наборы строительного материала, дополненные дощечками; бумажные коробочки (груз) раз­ных размеров прямоугольной формы по 1 шт. на ребенка.

Предварительная работа. Наблюдение грузового транспорта на близлежащей улице; рассматривание картинок с изображением раз­ного транспорта, установление зависимости конструкции машин от ее практического назначения (у машин для перевозки строительных материалов длинный кузов и иногда прицеп, у машин для перевозки ме­бели, холодильников — кузов коро­че, но выше и обязательно крытый и т. п.); выделение общих частей: кабины, кузова, рамы, колес, фар.

Содержание занятия. Вначале в короткой беседе воспитатель вмес­те с детьми выясняет, опираясь на их Полученный опыт, какие бывают гру­зовые машины, их назначение. Далее Воспитатель предлагает образец по­мойки грузовой машины (рис. а); Дети рассматривают его и выделяют Части и детали, из которых он пост­роен. Затем воспитатель раздает де-

 

 

 

415

 

 

тям коробочки (груз) разной формы и предлагает построить такую же машину, но с учетом размеров груза. При этом выясняет с детьми — ка­кая часть машины должна соответствовать грузу (кузов) и тем самым дети побуждаются к соизмерению рамы (дощечки) с грузом (коробоч­кой). Это помогает детям справиться с заданием — сохранить принцип заданной конструкции и дать ее разные варианты: кузов более высокий или более длинный, кузов с прицепом и т. п. (рис. б, в, г).

В конце занятия дети рассматривают созданные ими конструкции, обсуждают, чем они похожи и чем отличаются. Далее воспитатель обы­грывает ситуацию вызова машины для определенного груза, например: «Я хочу заказать машину для перевозки досок, есть ли у вас нужная мне машина?». Дети предлагают соответствующие машины. Аналогично воспитатель предлагает выбрать и другие варианты.

ПРИРОДА

«В гости к южным растениям»

Задачи. Формировать у детей представления о разнообразии расте­ний, их приспособленности к жизни в разных условиях, учить пони­мать связь особенностей ухода за растениями с их условиями обитания на родине, выращивать растения и ухаживать за ними.

Предварительная работа. Наблюдения, труд в течение недели. Вос­питатель вместе с детьми ухаживает за комнатными растениями уголка природы (зимнего сада, экологической комнаты), обращая внимание на то, что одни из них нужно поливать часто и опрыскивать, другие от обилия воды могут погибнуть. У комнатных растений разные (по разме­ру, окраске, характеру поверхности) листья, цветки, стебли. Одним рас­тениям нужно много света, другие могут расти в тени. Воспитатель об­ращает внимание детей на то, что за окном холодно, на деревьях нет ли­стьев, а у комнатных растений листья не опадают. Почему мы выращиваем эти растения только в комнате? (Ведь они так и называют­ся — комнатными.) Может быть, можно высадить их на территории дет­ского сада? Воспитатель рассказывает, что комнатные растения при­шли к нам из разных далеких стран, в которых не бывает такой зимы, как у нас. Там многие наши комнатные растения растут в лесах, горах и пустынях. А наша природа им не подходит.

Дети рассматривают энциклопедии комнатных растений.

Материалы, инструменты, оборудование. Комнатные растения из тропических или субтропических влажных лесов и пустынь (например, фикус, монстера, бегония, сансевьера, каланхоэ, алоэ, лимон).

Физико-географическая карта мира, светлый (от солнца) и темный (от дождя) зонты; аудиозапись шума дождя, рюкзак, лейки, компас, кепки (бейсболки), лупы на каждого ребенка.

416

 

         

 

 

Карточки с символами, отража­ющими экологические требования рассматриваемых растений: три капли воды — нужен обильный по­лив, одна капля — растение засухо­устойчиво; пульверизатор для оп­рыскивания — требуется регуляр­ное опрыскивание; солнышко — растение любит свет, солнышко за тучкой — растение любить тень.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что на других занятиях они уже познакомились с некоторыми южными растени­ями, плоды которых едят. А есть ли пришельцы из южных стран в уголке природы? Для того чтобы выяснить это, дети отправятся в путешествие в далекие южные страны. Как определить, где находится юг? Воспитатель показывает, как это сделать с помощью компаса, затем предлагает собрать рюкзак для длительного путешествия. Нужно ли брать с собой теплые ве­щи? Нет, путешествие будет проходить в теплых странах, где такая одежда не нужна. В некоторых пустынях бывает так жарко, что от солнца даже нужно защищаться. Поэтому в рюкзак кладется светлый зонт от солнца, кепки и бутылка с водой для утоления жажды. А вот во многих южных ле­сах деревьев так много, что солнца почти не видно, хотя там тоже бывает очень тепло. (Дети вспоминают мультфильм «Маугли».) А еще там часто идут дожди. Даже когда дождя нет, в лесу очень влажно, и с верхних листь­ев капает вода. Поэтому в рюкзак нужно положить зонтик темного цвета. Возможно, во время путешествия растениям понадобится помощь ребят, поэтому с собой нужно взять лейки и пульверизаторы для опрыскивания. Для проведения исследований юные ученые берут лупы.

Воспитатель предлагает детям отправиться в дальнее путешествие во влажный теплый лес. Воспитатель показывает картину с изображением тропического леса и напоминает, что в нем всегда влажно, поэтому нужно достать зонтик и раскрыть его. (Включается аудиозапись с шу­мом дождя.) Дети могут надеть кепки. Воспитатель предлагает выпол­нить задание: найти растения с крупными листьями. Все подходят к од­ному из таких растений. Воспитатель рассказывает о нем, например: «Бегонии часто растут во влажных, затененных местах, на старых дере­вьях и корнях. Почему у многих бегоний такие крупные листья? В тро­пическом лесу растут огромные деревья, сквозь листву которых на зем­лю попадает очень мало света. Большие листья бегонии могут «пой­мать» больше солнечных лучей, чем маленькие. (Дети трогают листья и определяют, они гладкие или шероховатые, пушистые или колючие, Рассматривают их через лупу. Одинаковы ли листья по цвету и на ощупь сверху и снизу?) У одной из самых известных и красивых бегоний — ко-Ролевской — большие красные листья. Бывают и растения с зелеными листьями, но и у них нижняя часть листа — красноватая, с хорошо выраженными жилками, покрытая длинными, толстыми, мягкими волос-

417

 

ками. (Дети рассматривают лист снизу, проводят пальчиком по жилкам, гладят его.) У бегонии мохнатые и сам лист, и его черешок. На что по­хож лист? (На сердце.) Бегония размножается листьями. Из черешку и жилок одного листа вырастает 10—20 растеньиц. Какие значки нужно оставить в горшке с бегонией? (Изображение солнца, трех капелек ка­пельки и пульверизатора.) Дети трогают землю, если она сухая, достают лейку из рюкзака, наливают в нее воду и поливают. Затем они направ­ляются к растению из жарких, засушливых мест, например, каланхоэ (алоэ). Здесь понадобится другой зонтик — от палящих лучей солнца. (Воспитатель меняет темный зонт на светлый). А кепки теперь защища­ют детей от солнца. Очень жарко, и нет воды. Воспитатель предлагает детям рассмотреть внимательно растение (в том числе и с помощью луп), потрогать его листья и сравнить с листьями бегонии: чем они от­личаются? Каланхоэ тоже растет в дальних странах, но только в сухих местах, среди камней. У него сочные толстые листья, так как в них рас­тение запасает воду. Нужно ли его поливать? (Дети сами принимают ре­шение — нет.) Каланхоэ любит солнечный свет, время от времени ему нужны прямые солнечные лучи. Правильно ли размещен в группе гор­шок с этим растением? (Дети высказывают свое мнение: достаточно ли ему света, тепла.) Если в детском саду есть живородящий вид каланхоэ, например, каланхоэ перистое, юные ученые изучают его «деток».

После жаркой пустыни путешественники решают сделать остановку в тени большого фикуса. (Для этой цели лучше всего подходит фикус Бенджамина — вечнозеленое дерево. Можно также исследовать фикус священный.) Куда направлены его тонкие веточки? (Вниз.) С этих вето­чек свисают воздушные корни. Такие корни есть у многих растений влажных тропических лесов. Дети исследуют растение по аналогии с предыдущими. На листья какого растения — бегонии или каланхоэ — больше похожи листья фикуса? Воспитатель спрашивает, где, по мне­нию детей, растет это дерево — в жаркой пустыне или во влажном лесу? (Дети высказывают свои предположения, обосновывают их: у фикуса крупные листья, он любит влагу; решают, какой зонтик теперь им пона­добится — от солнца или от дождя.) Родина фикуса — влажные тропиче­ские леса у подножия гор. Дети оставляют возле фикуса набор карточек с изображением символов, отражающих его экологические требования.

Путешествие было долгим, все немного устали. Что мы пьем, когда нам нужно подкрепиться? Например, чай с лимоном. В конце путеше­ствие воспитатель предлагает посетить дерево, на котором растет этот замечательный плод. Лимон — это вечнозеленое деревце. Это растение любит свет. Есть ли у лимона колючки? (У многих сортов они есть.) Де­ти исследуют листья, стебли лимона. Воспитатель обращает их внима­ние на то, что у лимона кожистые листья. Есть ли у них запах? Воспи­татель дает детям понюхать плод лимона и просит сравнить запах лис­та и плода. У лимона и его родственников апельсина и мандарина есть, особое масло, поэтому мы так чувствуем их запах. Если лист лимона рассмотреть на свету, можно заметить желтые пятнышки — капельки особого масла. Воспитатель проводит опыт: сжимает корку лимона или

418

апельсина перед горящей свечкой: раздается легкий треск, видна яркая вспышка — это горит струйка лимонного масла. Дети берут с собой не­сколько листочков лимона — их можно нарезать и положить в чай. В заключение воспитатель подводит итог: в уголке природы много рас­тений из самых разных стран мира, большинство из них — теплолюби­вые. Растения из теплых, влажных лесов нужно часто поливать и опры­скивать, их нельзя оставлять на открытом солнце. Растения же жарких, сухих мест могут долго обходиться без воды, но не могут — без яркого света. Нужно помнить об этом при уходе за ними.

Путешествие окончено, все складывают оборудование и одежду в рюкзак и возвращаются «домой».

После занятия. Дети продолжают ухаживать и наблюдать за ком­натными растениями.

РИСОВАНИЕ

«Фантастические цветы»

Задачи. Создание условий для свободного экспериментирования с красками путем использованием разных материалов и инструментов. Закрепить умение создавать абстрактные изображения способом кляк-сографии. Развивать творческое воображение, фантазию, чувство цвета.

Материалы, инструменты, оборудование. Краски — акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточки-флейцы, старые зубные щетки, тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Содержание занятия. Педагог вместе с детьми вспоминает, как они оживляли кляксы, превращая их в разные изображения — зайчиков, солнышко, уточек и пр. Предлагает вспомнить, как получалась клякса (капнуть краску с кисточки, сделать отпечаток губкой, тряпочкой, ко­мочком бумаги, смоченными краской), как эта клякса превращалась в то или другое изображение (полученную кляксу раздували из трубочки или соломинки в разные стороны). Так получались интересные рисунки.

«Сегодня таким способом мы будем рисовать фантастические цве­ты, которые могли вырасти на необычном острове в жаркой стране, — говорит педагог. — Давайте подумаем, чем эти цветы могут отличаться от обычных цветов: ромашек, васильков, одуванчиков? Прежде всего Формой: их лепестки могут быть неровными, разными по цвету и фор­ме, иметь необычный цвет. Как выбирать краски? Можно взять одну краску, тогда все лепестки будут одного цвета, а можно сделать рядом Две-три капли разных цветов и, раздувая их одновременно, получить Разноцветные лепестки. При необходимости мелкие детали (стебелек, Прожилки, серединку и пр.) и дополнительные оттенки можно дорисо-

419

вать кисточкой. Но получившуюся из кляксы форму цветка нельзя из­менять. Можно сделать один цветок или несколько и расположить их по-разному: как букет или как цветы на поляне».

Воспитатель предлагает детям взять бумагу понравившегося им то­на, выбрать материалы. При необходимости педагог помогает детям.

Готовые работы рассматриваются. Особое внимание обращается на со­четание красок, необычные формы, удачное расположение на листе и т.п.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Морские волки»

Задачи. Уточнить представления детей о животных жарких стран.

Учить подбирать синонимы к слову; существительные к определе­нию.

Активизировать глаголы, прилагательные.

Учить составлять короткие тексты смешанного типа.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков з, ж изо­лированно и в словах.

Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: обезьяна, слон, попугай, удав, тигр, крокодил.

Содержание занятия. Воспитатель на глазах у детей расставляет иг­рушки в разных местах групповой комнаты. Предлагает, послушать стихотворение (В. Лебедев-Кумач «Морские волки»***).

Ходят волны кругом вот такие,

Вот такие большие, как дом!

Мы, бесстрашные волки морские,

 Смело в бурное море плывем.

Якоря мы подымем — вот так! Паруса мы поставим — вот так!

Веселее, моряк!

Веселее, моряк!

Делай так, делай так

и вот так!

Если буря помчится над морем

 И в куски разобьет корабли,

С этой бурей мы смело поспорим,

 На плотах доплывем до земли.

На плотах мы все ляжем —

вот так!

И себя мы привяжем —

вот так!

Веселее, моряк!

Веселее, моряк!

420

Делай так, делай так

и вот так!

Поплывем мы в далекие страны,

Где блестящие звезды видны,

Где на ветках висят обезьяны

И гуляют большие слоны.

— А как вы думаете, кто такие морские волки? Какими словами
можно охарактеризовать морских волков? Какие это моряки? (Сме­лые, храбрые, отважные, бесстрашные, мужественные.)

— Морские волки, доставайте свои бинокли. (Воображаемый предмет.) Кого вы видите на суше? (Высказывания детей.)

— Я вижу на деревьях обезьян. Они перескакивают с ветки на вет­ку. Прыгают, резвятся, веселятся. А что делают другие животные? Сло­ны? Носороги? Крокодилы? Тигры? Попугаи? (Свободные высказыва­ния детей.)

Воспитатель организует игру в кругу с мячом. Объясняет, что будет бросать мяч и называть признак. А дети должны назвать животное, об­ладающее этим признаком: например, огромный — слон, шустрый — кролик.

Примерные слова: забавная (обезьяна), свирепый (тигр), говоря­щий (попугай), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носо­рог). А теперь буду называть животное, а вы — его признак.

— Представьте себе, что мы путешествуем по острову. Берем би­нокли. Кто идет впереди? Расскажи, кого ты встретил. Что произош­ло? (Фантазии ребенка.) Кто следующий бредет по острову? Кого ты встретил? Что случилось? И т. д. (Дети собирают по группе игрушки животные и составляют рассказы. Воспитатель задает наводящие во­просы: «Кого ты встретил? Какой он? Что делает? Что произошло?»)

Воспитатель читает стихотворение «Хвосты» А. Милна (перевод С. Маршака)

— Хвост у льва — львиный, у осла — ослиный, а у зайца? (Заячий.)
У верблюда? (Верблюжий.) У медведя? (Медвежий.) И т. д.

— У зайца детеныш — зайчонок, у верблюда — верблюжонок.
А у ежа? У ужа? У медведя? У зубра? У козы? У моржа?

Воспитатель предлагает детям послушать слова — заяц, коза, зубр — и сказать, какой звук повторяется в этих словах (з). Потянуть этот звук.

— А в словах: ежик, жираф, медвежонок — слышится звук... (ж).
Потянем его.

— Буду называть звуки, слова и слоги со звуками з, ж. Если услышите звук з — хлопните в ладоши, звук ж — поднесите палец к губам.

3, з, з, ж, з, ж, ж; за, зо, зу, жа, жо, жу; заяц, жук, жаба, зубр, змея.

— Сколько частей — слогов в слове «жаба»? Проверим себя, хлопнем  в ладоши. Какой первый слог (второй)? Какой слог ударный?
Сколько слогов в слове «жук»? Образуйте от него слова, состоящие из Д слогов (жуки, жучок).

 

421

 

ФЕВРАЛЬ. 20 НЕДЕЛЯ

Планирование рабо ты

Направленность педагогической работы. Эта неделя будет посвя­щена расширению представлений детей о путешествиях по воде, о вод­ных видах транспорта, о ветре и его роли в навигации. На занятии по конструированию дети будут создавать постройки судов разного типа, определяя их структуру в соответствии с назначением каждого из них. Чтение художественных и познавательных текстов даст детям пред­ставление о том, где и кем строятся корабли, что такое порт, какие су­да в него заходят, что привозят. На занятии по художественной литера­туре стихотворение С. Козлова «В порту» будет не только читаться, но и проигрываться детьми, с возможностью интерпретировать задан­ные события. Кроме того, обогатятся представления детей об обитате­лях морей. Обогащенные представления детей найдут воплощение в создании работ по изобразительной деятельности, где дети смогут творчески применить освоенные умения, будут учиться договаривать­ся и планировать коллективную работу. Дети познакомятся с образова­нием количественной группы, называемой числительным восемь, и соответствующей цифрой; будут устанавливать равенство групп предметов двумя способами.

 

День недели 5ременные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей                  •
      Рассматривание иллюстраций из книг и детских энцик­лопедий с изображениями разных видов водного транс­порта
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Водный транспорт» 2. Конструирование из строительного материала. «Кораб­ли в порту» 3. Физкультура № 20.1. Разучивание ползания на четве­реньках по наклонной поверхности. Закрепление навыка отбивания мяча об пол на месте одной рукой. Развитие быстроты. Разучивание равненения в колонне на вытяну­тые руки вперед. Закрепление навыка ползания на четве­реньках по наклонной поверхности. Развитие силы ___
    Прогулка Подвижная игра «Ловишки с мячом» Упражнения с клюшкой и шайбой Игры по инициативе детей________________.
    После обеда Чтение рассказов из книги М. Большинцова «У самого синего моря»____________________________.
    Вечер Наблюдение за рыбками в аквариуме* Подвижная игра «Море волнуется — раз, море волнует­ся — два...» («Морская фигура») Игры по инициативе детей                                __— —-*

 

 

422

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
2 день Утро Игры по инициативе детей Уход за обитателями аквариума*
    Занятия 1. Природа. «Знакомство с ветром» 2. Рисование с элементами аппликации. «Море волнуется» 3. Музыка № 20.1. Слушание музыки: В. Агафонников «Са­ни с колокольчиками». Пение: распевка «Мамочка»; «Моя песенка» (муз. О. Девочкиной, ел. В. Гудимова), «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова, ел. В. Малкова). Игра на детских музыкальных инструментах: Ф. Шуберт «Воен­ный марш». Музыкальное движение: игровое упражнение «Мы — военные» (Ф. Шуберт «Военный марш»)
    Прогулка Наблюдение в природе Подвижная игра «Ловишки с мячом» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказов про китов и дельфинов
    Вечер Просмотр мультфильма «В поисках Немо» Составление фигур морских животных из разных геомет­рических фигур Игры по инициативе детей
3 день Утро Наблюдения за рыбками в аквариуме* Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 20 2. Аппликация. «По морям, по волнам» 3. Физкультура № 20.2. Разучивание навыка лазания по гимнастической стенке в чередовании с ходьбой по уменьшенной поверхности. Закрепление навыка отбива­ния мяча одной рукой с продвижением вперед. Развитие гибкости. Разучивание равнения в колонне на вытянутые руки в ходьбе. Закрепление навыка лазания по гимнасти­ческой стенке в чередовании с ходьбой по уменьшенной поверхности. Развитие гибкости
    Прогулка Наблюдение в природе Подвижная игра на санках «Веселые тройки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказов из энциклопедий на морскую тему
    Вечер Настольная игра «Ловись, рыбка» Выкладывание корабликов из геометрических плоскост­ных фигур Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей Уход и наблюдения за обитателями аквариума*

 

423

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Развитие речи. «Сказочка» 2. Лепка. «Кто в море живет» 3. Музыка № 20.2. Игра на детских музыкальных инстру­ ментах: В. Агафонников «Сани с колокольчиками», Ф. Шуберт «Военный марш», В. Гаврилин «Как у бабуш­ки козел». Музыкальное движение: игровые упражнения «Пружинки» («Посеяли девки лен» — рус. нар. песня), «Подпрыгивай легко» (англ. нар. песня), танец «Полька с мамами» (швейцарская нар. мел.), этюд «Воздушные шары» (В. Витлин «Игра с воздушными шарами»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижная игра «Ловишки с мячом» Игры по инициативе детей
    После обеда .Чтение глав из книги С. Сахарнова «Самый лучший паро­ход»
    Вечер Просмотр мультфильма «В поисках Немо» Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей Уход и наблюдения за обитателями аквариума*
    Занятия 1. Художественная литература. Стихотворение С. Козлова «В порту» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 20.3. Закрепление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Совершенствование навыка скольжения по ледяным дорожкам. Развитие выносливо­сти (При соответствующих условиях и наличии необходи­мого инвентаря.) Разучивание техники ходьбы на лыжах переменным шагом. Совершенствование навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Развитие выносливости (При соответствующих условиях и наличии необходимого инвентаря.)
    Прогулка Подвижная игра на санках «Веселые тройки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Тематика игр этой недели может быть чрезвычайно разнообразна. Знания, получен­ные детьми на занятиях, дополнят личный опыт детей, что может спо­собствовать развертыванию следующих игровых сюжетов: «Путешест­вия на пассажирском теплоходе», «На подводной лодке», «Рыболовные суда выходят налов рыбы», «Ученые изучают акул», «Пограничный ка­тер охраняет границу» и многое другое.

424

При том, что в настоящее время дети имеют больше возможностей получать разнообразные знания, от них остаются скрыты многие про­фессии людей, которые дети не могут видеть в реальности. Обогатить их неясные представления можно с помощью книг, детских энцикло­педий, видеоматериалов, диафильмов и пр.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Водный транспорт»

Задачи. Учить детей различать некоторые виды водного транспорта по названиям. Формировать представление о путешествии по воде. Знакомить с особенностями перемещения на водном транспорте.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изобра­жением морских пейзажей, портов и кораблей.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображе­ниями разных лодок и кораблей. Тазик с водой, модель плота, сделанно­го из палочек или карандашей, деревянные и металлические коробочки.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кто из них любит купаться, кто умеет плавать, где они уже купались, где можно плавать и купаться. Кто катался на лодке, на корабле? Какие они? Ка­кие корабли и лодки они знают?

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации разных лодок и ко­раблей, обсуждает с ними, какие бывают корабли. Какие корабли перево­зят разные грузы по рекам и морям? (Баржи, танкеры, сухогрузы.) Какие возят людей, машины и даже целые поезда? (Теплоходы, паромы и т. д.) Есть корабли, которые ловят рыбу; корабли, которые тушат пожары; ко­рабли — подъемные краны. Есть даже корабли, которые могут плыть по замерзшим морям, покрытым льдами, такие корабли называются ледоко­лами. Воспитатель спрашивает детей, как они думают, почему ледокол так называется, объясняет, что нос ледокола устроен так, чтобы раскалывать льдины. А после ледокола по свободной ото льда воде могут пройти и дру­гие корабли. Именно так доставляют разные грузы на Север.

Воспитатель вспоминает с детьми то, что они узнали раньше — какие предметы тонут в воде, а какие — нет, что дерево в воде не тонет. Воспита­тель рассказывает детям, что первыми кораблями были плоты, сделанные из связанных между собой стволов деревьев. Люди рубили деревья, очи-Щали их от веток, связывали между собой и отправлялись в путь. Воспита­тель предлагает детям понаблюдать, что произойдет, если в тазик с водой поместить маленький плот с игрушечным грузом и устроить небольшую «бурю». (Вода будет переливаться через плот и может смыть груз.)

Воспитатель рассказывает детям, что затем люди придумали первую лодку: срубали большое дерево, вырубали или выжигали в дереве серд-

425

цевину, и лодка была готова. Воспитатель помещает в тазик с водой мо­дель лодки или узкую деревянную коробочку и спрашивает детей, как можно плыть на такой «лодке». Если немного наклонить тазик, то лод-, ка поплывет вслед за водой, по течению. А если нет? Как плыть на лод­ке тогда? Воспитатель вспоминает с детьми, что у многих лодок есть весла, и веслами можно грести. А еще у некоторых лодок есть парус. Воспитатель может прикрепить с помощью пластилина ко дну дере­вянной коробочки палочку с парусом и предложить детям попробовать заставить «лодку» двигаться, дуя на парус.

Затем воспитатель обсуждает с детьми, чем удобен или не удобен парус (когда нет ветра, корабль не может плыть), чем удобны или не­удобны весла (трудно плыть долго — устаешь грести). Воспитатель рас­сказывает детям, что весло и парус люди придумали уже очень-очень давно, тысячи лет назад. Спрашивает у детей, а знают ли они, как еще можно заставить настоящую лодку двигаться (как, например, это дела­ет машина). Подводит детей к мысли, что современные лодки и кораб­ли движутся с помощью разных моторов — двигателей. Современные корабли делают не только из дерева, но и из металла. Воспитатель предлагает детям проверить, будет ли плавать в воде металлическая ложка, коробочка из металла, выясняет вместе с детьми, что и метал­лическая коробочка может держаться на воде. Дети рассматривают особенности разных лодок и кораблей, высказывают свои предположе­ния, для чего и из каких материалов они изготовлены.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя на воде.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.

1. Чтобы не утонуть, нужно учиться плавать.

2. Когда будешь учиться плавать, надень специальные нарукавники.

3. Если ты собираешься плыть на лодке, катамаране или другом
водном транспорте и не умеешь плавать, надень спасательный жилет.

4. Ходить по лодке и раскачивать ее нельзя.

5. Баловаться на воде очень опасно.

После занятия. На следующем занятии по конструированию дети создают разные корабли, на занятии по художественной литературе знакомятся с произведением С. Козлова «В порту» и разыгрывают си­туации, описанные в нем, в сюжетно-ролевой игре. Представления, полученные детьми во время занятия, будут востребованы ими на заня­тии по аппликации «По морям, по волнам».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...