Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы, инструменты, оборудование




Демонстрационный материал:

Семь полосок разных неповторяющихся цветов длиной примерно 30 см, ширина самой широкой примерно 13 см, каждая последующая уже предыдущей на 1,5 см.

Семь больших кружков (8 см в диаметре), например, зеленых и во­семь маленьких кружков (4 см в диаметре) другого цвета.

Два набора цифр от 0 до 8 (магнитных для доски или на карточках для фланелеграфа, наборного полотна).

Раздаточный материал:

Семь полосок бумаги неповторяющихся цветов, одинаковые по длине и разные по ширине, разница по ширине 1,5 см. Желательно на­личие нескольких комплектов полосок различных по сочетанию цве­тов (например, в одном комплекте самая широкая — красная, в дру­гом — зеленая и т. п.).

Счетная карточка из плотной бумаги (размером примерно 30x20 см — стандартный альбомный лист).

457

Содержание занятия. Методика проведения первой части занятия изложена в занятиях № 8, 15 (единственное отличие — увеличивается количество полосок до семи).

Воспитатель обращает внимание детей на ряд из полосок, задает детям вопросы: «Сколько всего полосок?», «На каком по счету месте стоит самая широкая?», «На каком по счету месте стоит самая уз­кая?», «Зеленая полоска на каком месте?» «Третья полоска какого цвета?», «Седьмая полоска какого цвета?». В поисках места назван­ной полоски дети обязательно считают вслух (что позволяет следить за тем, чтобы они не подменяли порядковые числительные количест­венными).

Воспитатель предлагает двум-трем детям выйти к доске и поставить «правильный» ряд из цифр от 0 до 8. Дети ставят. Остальные дети, на­блюдая за их действиями, вслух называют каждое число.

На столе у воспитателя лежит второй набор цифр. Воспитатель предлагает всем детям закрыть глаза и поднять правую руку. Быстро идя между столами, воспитатель вкладывает в поднятые руки по од­ной цифре — от 1 до 8. Просит открыть глаза и всех детей, получив­ших цифры, выйти на свободную часть комнаты. Воспитатель: «По­стройте числовой ряд от 1 до 8». Указывает место и говорит: «Здесь встанет первый, с цифрой 1». Дети выстраиваются от 1 до 8 (при не­обходимости ориентируясь на ряд, выложенный на доске), каждый держит перед собой свою цифру (карточки с цифрами могут быть на ленточке, чтобы их можно было повесить на грудь). Далее воспита­тель просит всех остальных детей закрыть глаза, и быстро меняет ме­стами двух-трех детей, стоящих с цифрами. По сигналу воспитателя дети открывают глаза. Воспитатель просит их определить, что изме­нилось, все ли правильно, и если неправильно, как сделать правиль­но. По инструкции наблюдающих детей игроки с цифрами восста­навливают числовой ряд. Игра повторяется аналогичным образом еще один раз.

Затем воспитатель предлагает детям с цифрами выбрать кому из си­дящих детей каждый из них хотел бы передать свою цифру. Дети пере­дают. На свободное место выходит новая команда с цифрами. Игра по­вторяется.

Желательно, чтобы на этом занятии каждый ребенок группы хотя бы один раз вышел с цифрой.

Игра «Руки-ноги»

Методика игры описана в занятиях №2,5,8.

Установление равенства и неравенства групп предметов Методика установления равенства и неравенства групп предметов, когда они находятся на различном расстоянии друг от друга; когда они различны по величине и цвету, описана в занятии № 3. Отличие состо­ит в том, что для показа используется 7 и 8 предметов.

458

АППЛИКАЦИЯ

«Галстук для папы»

Задачи. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров.

Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги (и/или ткани) для оформления папиного портрета.

Подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивов.

Объяснить особенности устных поздравлений (наличие особого — подчеркнуто эмоционального — обращения и пожеланий, связанных с тем или иным событием).

Предварительная работа. Рассматривание разных галстуков, об­следование формы, сравнение узоров (геометрических, растительных, зооморфных, абстрактных и пр.). Изготовление папиных портретов (на занятии по рисованию).

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, лоскут -■ ки и полоски ткани разной расцветки, ножницы, простые карандаши, фломастеры или маркеры.

Галстуки различной формы и расцветки (в том числе, галстук-поло­ска, галстук-бабочка, галстук-косынка и др.).

Портреты пап, нарисованные детьми на занятии по рисованию.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям традицион­ный мужской галстук (уже завязанный). Спрашивает у детей, знают ли они что это такое. Затем воспитатель демонстрирует детям не­сколько текстильных галстуков разной расцветки, предлагает рассмо­треть форму и расцветку (разные узоры — геометрические, раститель­ные, зооморфные, абстрактные и пр.). Приглашает нескольких маль­чиков, предлагает им выбрать понравившийся галстук, надеть на себя, посмотреться в зеркало, поправить (если нужно) и показаться всем детям.

Показывает, как будут оформляться портреты; обращает внимание на то, что галстук будет выступать из портрета — свисать вниз из ра­мочки, — поэтому прикрепляться будет не наглухо, а лишь в одном ме­сте — на шее под воротничком.

Предлагает детям подумать, как лучше вырезать галстук, чтобы он был похож на самый настоящий. Дети высказывают свои догадки и предложения, воспитатель уточ­няет и наглядно демонстрирует способы вырезания формы и созда-

 


459

 

Дети выбирают по своему желанию материал — бумагу или ткань -и художественные материалы для оформления галстука (фломастеры маркеры, краски для рисования узора или цветную бумагу для аппли-» кации) и начинают готовить «подарок» своему папе, сверяясь с разме­ром и колоритом нарисованного портрета.

После занятия. Дети оформляют портреты пап, составляют уст­ные поздравления. Воспитатель может записать высказывания детей на обороте портретов или на поздравительных открытках. В самосто­ятельной художественной деятельности дети под руководством педа­гога оформляют портреты своих пап (дедушек) красивыми самодель­ными рамочками, дополняют аксессуарами, подготовленными на за­нятии по аппликации (галстуки из бумаги или ткани) и готовят выставку.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рассказ Ю. И. Коваля «Алый»

Задачи. Расширять представления детей о службе на границе, о за­щитниках Отечества. Развивать эмоциональную отзывчивость, спо­собность сопереживать героям.

Предварительная работа. Рассказ читается на протяжении четырех дней.

1-я часть — о том, как Кошкин и Алый учились в Школе собачьих инструкторов, до слов «Наконец настал день, когда Кошкин и Алый попрощались со школой и поехали служить на границу».

2-я часть — о том, как проходила служба на заставе до слов: «Так и служили Кошкин и Алый на границе...».

3-я часть — о встрече с медведем, до слов: «Весна прошла, а потом прошло и лето...»

Содержание занятия. Воспитатель удобно располагает детей во­круг себя, предлагает вспомнить события, о которых написано в нача­ле рассказа.

— Как встретились боец Кошкин и пес?

— Почему боец Кошкин выбрал такую кличку собаке — Алый?

— Чему учили щенков в школе собачьих инструкторов?

— Какой случай однажды произошел на границе?

— Нравятся ли вам главные герои рассказа, как вы могли бы их
охарактеризовать? Каким был боец Кошкин? Как он относился к Ало­
му? А каким по характеру был пес?

Предлагает послушать завершение истории.

Поскольку конец истории имеет высочайший эмоциональный на­кал, следует после чтения сделать длительную паузу, дать возможность

460

 

детям пережить сильные чувства до конца. После этого воспитатель может спросить детей, какие чувства они испытывают после чтения этой книги? Выслушать следует всех, кто пожелает высказаться. Закан­чивая занятие, воспитатель обобщает детские чувства: «Конечно, очень жаль, что эта история так печально закончилась. Мы успели по­любить и пса Алого, и бойца Кошкина за смелость и отвагу, мы гордим­ся ими и многими другими пограничниками, которые охраняют грани­цы нашей Родины.

После занятия. Педагог читает детям стихотворение 3. Александ-эвой «Дозор»:

 

Я нашел в канаве

Серого щенка,

Я ему на блюдце

Налил молока.

Он меня боялся,

Жалобно глядел,

Прятался в калоши,

 

Ничего не ел.

На другое утро

Влез ко мне в кровать,

Стал под простынею

Ноги щекотать.

Пролил у котенка

Миску молока.

Мама рассердилась: —

Выгоню щенка!

Папа мой в газету

Объявленье дал,

Что щенок овчарки

К мальчику пристал.

Пусть его хозяин

К нам придет за ним,

А не то считаем

Мы щенка своим!

Я глядел в окошко,

Ждал в дверях звонка...

Не пришел хозяин

Серого щенка!

Я его Дозором

В тот же день назвал.

Как меня любил он!

Как меня он знал!

461

Мой щенок веселый

 За лето подрос,

Стал красивый, умный,

 Стал ученый пес.

Ходит за газетой,

В очереди ждет.

Купит — не замажет,

Маме принесет.

На чужих он лает,

Охраняет дверь.

Почтальон боится

К нам ходить теперь...

С Дальнего Востока

Возвратился брат.

Ехал он в вагоне

Десять дней подряд...

Брат приехал в отпуск

К нам издалека.

Брат сказал мне: —

Ну-ка, Покажи щенка!

Прибежал с мороза,

Запыхавшись, пес,

Свежую газету

Он в зубах принес.

Сразу подружился

Брат с моим щенком,

И веселым лаем

Снова полон дом.

Пусть они играют —

Ничего, я рад... —

Подари Дозора,

Говорит мне брат. —

Будем с ним границу

Вместе охранять. —

Пес, наверно, понял —

Стал хвостом вилять.

Облизал мне щеки,

Закружился пес.

Только с ним расстаться

Жалко мне до слез.

Проводили брата,

В доме тишина.

462

Мама шьет рубашки,

Сидя у окна.

Из собачьей миски

Ест ленивый кот.

За газетой папа

 Сам теперь идет...

За весною лето,

И опять зима...

Что-то брат с границы

 Нам не шлет письма!

Тихо шепчет мама:

«Может, ранен он...» —

А в окно стучится

Старый почтальон.

С голубым конвертом

Тянется рука: —

Вам письмо с границы,

Верно, от сынка!

Брат нам пишет: «Мама!

Я теперь здоров.

Здесь меня лечили

Восемь докторов.

И Дозор был ранен.

Он герой у нас —

Он меня от смерти

На границе спас.

Он врага-шпиона

В роще задержал,

С перебитой лапой

 К нашим добежал.

Я горжусь Дозором,

 От него привет.

Мы покинем завтра

 Скучный лазарет...

На родной заставе

Вьется красный флаг.

Перейти границу

Не посмеет враг!»

463

ФЕВРАЛЬ. 22 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Эта предпраздничная неделя направлена на воспитание у детей чувства любви к своим ма­мам и бабушкам, уважения ко всем женщинам, стремление порадо­вать их, сделать для них подарки, на обучение детей этикету поздрав­ления, умению пожелать что-то доброе. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию посвящены изготовлению подар­ков. В процессе этой деятельности педагог решает следующие педаго­гические задачи: продолжает знакомить детей с жанром портрета, учит подбирать изобразительно-выразительные средства для переда­чи особенностей внешнего вида, настроения, характера человека (на занятиях по рисованию), классифицировать предметы по несколь­ким признакам, соблюдать ритмичность при расположении элемен­тов (при изготовлении браслета для мамы). Знакомясь с рассказом В. Осеевой «Почему?», дети будут учиться анализировать поступки героев. Эта работа будет способствовать воспитанию у детей правди­вости, стремления доверять свои переживания близким людям. Педа­гог продолжит развивать умения детей рассуждать, высказываться на темы из личного опыта, обогащать свою речь образными словами и выражениями. На занятии по развитию математических представ­лений у детей будет закрепляться представление о независимости числа от расположения и цвета предметов, развиваться произвольное внимание.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей Наблюдение и труд в уголке природы*
    Занятия 1. Развитие речи. «Не может ослик сказать «мама» 2. Рисование. «Милой мамочки портрет» 3. Физкультура № 22.1. Разучивание техники прокатыва­ния набивных мячей (вес 1 кг) в различных направлениях. Закрепление навыка прыжка в длину с небольшого разбе­га. Развитие силы
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая»
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей Уход за комнатными растениями в уголке природы

464

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Познание окружающего мира. «Праздничная почта» 2. Аппликация. «Весенний букет» 3. Музыка № 22.1. Подготовка к праздничному утренни­ку «8 Марта — Женский день»
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 22 2. Лепка из сдобного или песочного теста. «Кряадрмчики» 3. Физкультура № 22.2. Разучивание техники метания предмета в горизонтальную цель. Закрепление навыка прыжка в высоту с разбега. Развитие быстроты.
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится яв­ным»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Рассказ В. Осеевой «Почему» 2. Конструирование из пуговиц. «Украшения для мамы» 3. Музыка № 22.2. Проведение праздничного утренника «8 Марта — Женский день»
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей Наблюдение за растениями в уголке природы*
    Занятия 1. Природа. «Посадим растения сами» 2. Работа с подгруппами детей — оформление рамки для маминого портрета 3. Физкультура № 22.3. Разучивание техники ходьбы на лыжах, обходя стоящие на пути предметы. Закрепление умения выполнять повороты на лыжах (после остановки, в движении). Развитие выносливости

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»
    Вечер Физкультурный досуг «А ну-ка, девочки!»

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Образовательная работа с детьми в преддверии празднования Женского дня будет спо­собствовать возникновению ассоциаций вокруг семейной темы. Тема дома, семьи не является признаком определенного возраста. Игры на темы семейных отношений близки не только малышам, но и детям пя-ти-шести лет. Усложнение их игры характеризуется расширением диа­пазон ролей (появляются в «семье» бабушки, тети, дети разных возра­стов и пр.); совмещением ролей (например, бабушка может работать врачом). В игре отражаются разные типы отношений взрослых (равно­правие, подчинение, взаимопомощь), нередко наблюдается взаимо­действие между участниками игры, реализуются ролевые и партнер­ские отношения.

Возможно, в играх найдут отражение детские представления о раз­ных женских профессиях (женщина-воспитатель, учитель, модельер, врач, продавец, актриса и др.).

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Не может ослик сказать „мама"»

Задачи. Вовлекать детей в общий разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить рассуждать, высказываться на темы из личного опыта. Обогащать речь образными словами и вы­ражениями, эпитетами. Побуждать к воспроизведению текста сказки при драматизации. Вовлекать детей. Уточнить значения многознач­ного слова «золотой». Побуждать образовывать наименования лии женского пола. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч.

Материал. Карточки на веревочке с изображением ослика, мамы ослицы, птички, цветка, мальчика. Мяч.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Е. Алексеевой о весне:

466

Зиму долгую метели

Над землей во мгле летели,

 Вьюги вихрями кружили.

Люди съежившись ходили.

Но пришла весне пора:

 Солнце радует с утра.

Тает снег, ручьи журчат,

Песней птицы веселят!

Воспитатель спрашивает детей:

— Какое время года следует за зимой? (Весна.) Какой первый ве­сенний праздник приближается? (8 Марта.) Кого вы собираетесь позд­равить с этим праздником? (Высказывания детей.)

Напоминает детям, что в праздники всем мамам, бабушкам, воспи­тателям делают подарки. Спрашивает детей, приготовили ли они по­дарки и просит рассказать о них. (Высказывания детей.)

Предлагает детям пофантазировать: «Предстаррм себе, что мы вол­шебники. Какие подарки к Женскому дню вы бы наколдовали?» (Вы­сказывания детей.)

Педагог рассказывает детям, что дарить можно поделки: рисунки, лепку, аппликации. А можно помочь маме по дому. Как вы думаете, что можно сделать дома, чтобы порадовать маму? (Подмести пол, помыть посуду, почистить обувь, убрать игрушки, постирать кукольную одеж­ду и др.)

Затем воспитатель говорит, что мамы есть у детей, у мам и пап, у зверюшек, у птичек. И предлагает послушать сказку про ослика и его маму.

Китайская «Сказка про ослика»1***

«Привязали маленького ослика к дереву. Стоит он и кричит:

- И-а! И-а!

Птичка на дереве выглянула из гнезда и чирикает:

- Чего ты кричишь? Чего?
А ослик отвечает?

- И-а! И-а!

Цветок под деревом поднял головку и спрашивает?

- У тебя что-нибудь болит?
А ослик все свое:

- И-а! И-а!

Пришел мальчик. Отвязал ослика, сел на него верхом и погнал на зеленый холм.

См.: Читаем детям. — Л.: Просвещение, Ленинградское отд-ние, 1991. - 142.

467

Бежит ослик и кричит:

- И-а! И-а!

А на вершине зеленого холма, на лугу, паслась старая ослица, мать этого ослика. Увидел ее ослик и закричал еще громче:

- И-а! И-а!

„Ну, что он все кричит? — думает мальчик. — Не поймешь его!" А что же тут непонятного? Ведь не может ослик сказать: „Мама!"»

Воспитатель предлагает детям поиграть в эту сказку и спрашивает у детей, кто хочет быть осликом, птичкой, цветком, мальчиком, мамой ослицей. Воспитатель вручает детям картинки в соответствии с ролью. Сказку разыгрывают один раз.

Затем воспитатель спрашивает детей: «Когда ослик разговаривал с птичкой, с цветком — он кричал „И-а!" тревожно, испуганно, груст­но. А когда он увидел маму — как он кричал „И-а!"? (Радостно, взвол­нованно, весело.) Почему?» (Рассуждения детей.)

Педагог читает детям отрывок из стихотворения Н. Калиновской «С мамой» (в переводе Т. Чиж)1:

С мамой есть вкуснее кашу,

С мамой страшный сон не страшен,

С мамой даже ночь светлей,

С мамой.плакать веселей!

Воспитатель рассказывает детям, что мамы умеют делать тысячу дел, и просит их рассказать, что умеют делать их мамы.

Педагог делает вывод: «От того, что мама умеет все делать, ее руки называют золотыми».

Читает детям отрывок из стихотворения М. Родиной «Мамины руки»2:

Говорят, у мамы

 Руки не простые.

 Говорят, у мамы Руки золотые!

Педагог обсуждает с детьми многозначное слово «золотой»: золотые руки — руки трудовые, умелые. А золотая голова — какая? (Умная.) Зо­лотое сердце? (Доброе.)

1 Читаем детям / Под ред. Сахиповой 3. Г. — Л.: Просвещение, 1987.
С. 192.

2 Там же. С. 193.

468

Затем организуется игра в кругу с мячом. Воспитатель объясняет де­тям: «Я буду бросать мяч и называть слово, относящееся к мужчине. Вам надо перекинуть мяч мне и назвать слово, относящееся к женщи-ле». (Слова: учитель — учительница, воспитатель — воспитательница, щкольник — школьница, читатель — читательница, писатель — писа­тельница, художник — художница, проказник — проказница, безоб­разник — безобразница, баловник — баловница, ученик — ученица.)

После игры воспитатель просит детей назвать, какой звук повторяет­ся в словах, обозначающих женщин (ц) Вспомнить и назвать слова, в ко­торых слышится звук ц. Затем назвать слова, в которых слышится звук ч.

Затем проводится игра «Назови маму». Воспитатель называет дете­ныша животного, а дети должны назвать его маму. Используются сло­ва: ослик — ослица, крольчонок — крольчиха, зайчонок — зайчиха, медвежонок — медведица, тигренок — тигрица, львенок — львица, волчонок — волчица.

В конце занятия разучивается скороговорка «Цаплин сын» А. Шлы-гина, произносится в разном темпе, с разной интонацией.

Никакой он не цыпленок:

Мама — цапля,

 Сын — цапленок.1

РИСОВАНИЕ

«Милой мамочки портрет»

Задачи. Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоя­тельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного че­ловека (мамы, бабушки, сестры, тети). Продолжать знакомство с вида­ми и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Предварительная работа. Рассматривание разных портретов на ху­дожественных открытках и репродукциях картин известных художни­ков (В. А. Серова, И. Е. Репина, И. Н. Крамского и др.). Чтение рас­сказа Н. Носова «Самая красивая».

Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бу­мага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотофафии; репродукции картин известных художни­ков-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы (см. рис.).

. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М.: Просвещение, 1983. • ИЗ.

469

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь «Без мамы»:

Без мамы в квартире

Печально и пусто.

Без мамы в квартире

И скучно, и грустно.

А мама придет —

Словно солнышко встретишь!..

Воспитатель спрашивает детей, какие их мамы и бабушки (краси­вые, добрые, ласковые, умелые), и предлагает нарисовать портреты гу-ашевыми красками, чтобы к женскому празднику оформить в детском саду выставку.

Педагог напоминает детям, как они рисовали портреты пап и де­душек; повторно показывает опорные рисунки, подсказывающие по­следовательность работы над портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3) прическа, 4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7) нос; 8) детали одежды и аксессуары (галстук). Предлагает детям самим вспомнить и рассказать, как и в каком порядке будем рисовать, по ходу делая уточнения, связанные со спецификой женского портрета (более неж­ный цвет кожи, разнообразные прически, красивые наряды и укра­шения).

Спрашивает, какого цвета кожа у мамы (нежная, розовая, ино­гда загорелая) и как получить такой цвет (оттенок) на палитре. Де­монстрирует цветовую модель и советует поэкспериментировать с цветом в поисках нежных, розово-телесных оттенков разной свет­лоты. Дети в течение двух-трех минут выполняют это цветовое уп­ражнение на палитрах. Воспитатель повторно показывает детям схему (которую дети уже рассматривали, когда рисовали папин пор­трет), чтобы уточнить представление о том, как передать пропор­ции лица, где и как нарисовать глаза, нос, рот, уши. Объясняет ва­рианты изображения женских причесок. Советует вспомнить, ка­кого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы точно подобрать нужный цвет или оттенок.






Воспитатель напоминает, что дети могут рассмотреть мамины фото­графии и по своему желанию нарисовать потрет любого размера на бе­лом или цветном фоне. Дети выбирают лист желаемого формата и цве­тового тона и начинают рисовать.

470

После занятия. В самостоятельной художественной деятельности дети под руководством воспитателя (преподавателя изо) оформляют портреты своих мам красивыми самодельными рамочками, дополняют по своему желанию красивыми аксессуарами, подготовленными на за­нятии по конструированию (браслеты, сережки, бусы, заколки для во­лос), и готовят выставку.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Праздничная почта»

Задачи. Учить детей ценить труд, уважительно относиться к выпол­нению работы по дому, независимо от того, кто ее выполняет — мама или папа. Знакомить с профессиями, в которых женщины добились значительных успехов.

Предварительная работа. Составление «коллекции» поздравитель­ных открыток и конвертов.

Материалы, инструменты, оборудование. Праздничные открытки.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям отрывок из стихо­творения С. Михалкова «А что у вас?», начиная со слов «А у нас огонь погас — это раз».

Воспитатель спрашивает у детей, какие профессии у их родных, что они делают на работе. Задает вопросы, кто занимается домашним хо­зяйством в их семье, кто поддерживает порядок в доме.

Воспитатель рассказывает, что 8 Марта настает очередь мам, бабу­шек, сестер, воспитательниц и девочек группы принимать поздравле­ния. Читает детям отрывок из стихотворения В. Степанова «Празднич­ная почта»:

Под праздники больше

На почте работы...

Спешат поезда,

 И летят самолеты.

Плывут корабли,

И машины бегут —

 Почтовые грузы

 По свету везут.

Под праздники

больше

На почте вниманья...

471

Спешат поздравленья,

Спешат пожеланья.

И без опозданья

Надежно и точно

Должна их доставить

По адресу почта.

Под праздники больше

На почте улыбок...

Нарядных конвертов,

Красивых открыток.

И на поздравлениях

 Светится ярко,

Как будто окошко,

Почтовая марка.

Закроют окошко —

Поставят печать —

И можно письмо Адресату вручать.

Под праздники

больше

На почте работы...

Идут поезда,

И летят самолеты.

Торопятся письма —                   '

Бегут и плывут.

Повсюду их пишут!

Все время их ждут!

Воспитатель обсуждает с детьми, как работает почта: что нужно сде­лать, чтобы отправить письмо (купить конверт, написать адрес, при­клеить марку); как потом это письмо попадет к тому, кому оно адресо­вано («полетит» на самолете, «поедет» на поезде и т. д.).

Воспитатель обсуждает с детьми, как бы они хотели поздравить ма­му и бабушку. Спрашивает детей, какие добрые пожелания они знают, что они хотели бы пожелать своим мамам и бабушкам, женщинам, ко­торые работают в детском саду (например, никогда не болеть, быть все­гда веселыми, побольше приятных, радостных событий в жизни, по­меньше огорчений и т. д.).

Воспитатель предлагает детям организовать работу праздничной «почты» в детском саду — для каждой женщины в детском саду гото­вятся и опускаются в импровизированный почтовый ящик поздравле­ния, которые затем доставляются детьми-почтальонами адресату. Например, лист писчей бумаги складывается как конверт, в середине рисуется (или вклеивается) поздравление, а с другой стороны надпи-

472

сывается адрес, например: «Первый этаж, медицинский кабинет, Тама­ре Петровне» или «Второй этаж, музыкальный зал, Ирине Ивановне» и т. д.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно писать письма.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПИСЬМА

1. В начале письма называют того, к кому обращаются, например:
«Уважаемая Елена Ивановна!», «Милая мама!» или здороваются, на­
пример: «Женя, привет!», «Здравствуй, бабушка!»

2. Далее можно рассказать о себе, сообщить новости.

3. В письме можно задать вопросы, попросить совета, обратиться с
просьбой.

4. В конце письма прощаются, пишут свое имя и ставят дату.

5. На конверте надо написать адрес получателя, адресата (кому
посылается письмо) и адрес отправителя (свой адрес), наклеить
марку.

После занятия. Во время утренника можно провести соревнования для мам и бабушек (узнать своего ребенка по голосу, по отпечатку ру­ки, по ноге, с завязанными глазами — ощупывая головы; угадать, где то печенье, которое испек их ребенок и т. п.). В конце праздника всем де­вочкам группы вручаются самодельные медали.

АППЛИКАЦИЯ

«Весенний букет»

Задачи. Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов) и лис­тья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; показать разные приемы декорирования цветка (накладная апплика­ция, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок).

Учить создавать коллективную композицию из отдельных элемен­тов; развивать чувство цвета и композиции.

Продолжать знакомить с этикетом поздравлений. Воспитывать же­лание порадовать мам и поздравить их с праздником открыткой, сде­ланной своими руками.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изобра­жением цветов. Вырезание заготовок для тюльпанов и ваз — квадратов и прямоугольников; дидактическая игра на цветовой модели «Радуга» с целью развития чувства цвета и получения гармоничных цветосоче-таний.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, гото­вые бумажные формы — цветные квадраты и прямоугольники; фан-

473

тики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки.

Содержание занятия. Воспитатель показы­вает детям иллюстрации с изображением цве­точных букетов, предлагает закрыть глаза и придумать, как будет выглядеть их весенний букет.

Воспитатель показывает детям фон буду­щей композиции и предлагает создать для всех женщин красивые поздравительные от­крытки.

Педагог показывает детям рациональный способ создания цветка путем сложения бу­мажной формы пополам с последующим за­круглением снизу и вырезыванием зубчиков сверху. Обращает внимание детей на то, что при вырезании тюльпана бумажную форму нужно держать за сгиб (серединку цветка), чтобы не перерезать цветок пополам. Дети ос­ваивают новый способ на черновых листочках бумаги, чтобы не бояться испортить. Затем вы­бирают цветные бумажные формы и вырезают красивые тюльпаны — венчики цветов, листья

и стебельки. По ходу занятия воспитатель спрашивает детей, как мож­но украсить цветы, и показывает на вариативных образцах некоторые способы декорирования образа (прорисовка пятнышек и прожилок, раздвижение, накладная аппликация). Дети украшают вырезанные тюльпаны и по мере изготовления переносят их на свою открытку. Воспитатель советует не торопиться с приклеиванием цветов к фону, так как сначала нужно составить красивый букет — выложить все цве­ты и подвигать их в поисках наиболее удачного размещения. Дети любуются красивыми открытками.

После занятия. Воспитатель вписывает в открытки детей текст позд­равлений (печатными буквами).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...