Криминалистика в системе науки
Криминалистика является отраслью юридической науки. На это укапывает ряд обстоятельств: объектно-предметная область криминалистики самым непосредст-I"'иным образом связана со сферой правовых явлений и отношений; 1.|)стиже11ия научно-технического прогресса также могут использоваться субъекта-"• "г штического следовсдсиия как бы напрямую, минуя их криминалистическую про- — реализация практических функций, целей и задач криминалистики направлена на удовлетворение потребностей правоприменитель-ной деятельности, практики государственных органов, ведущих борьбу с преступностью; — разрабатываемая в криминалистике научная продукция носит четко выраженный правовой характер, основана на законе, соответствует закону и ориентирует практиков на безусловное выполнение законов; — правовые науки, следственная, прокурорская, оперативно-розыскная, экспертная и судебная практика — основная «питательная среда» для криминалистики, зародившейся в недрах уголовно-процес-суальной науки. Как составная часть юридической науки, криминалистика входит в группу наук так называемого уголовно-правового (криминального) цикла (наряду с криминалистикой сюда же отнесены уголовно-право-вая и уголовно-процессуальная науки, криминология, судебная статистика, судебные медицина и психиатрия, теория оперативно-розыскной деятельности и ряд других дисциплин). Будучи специфической областью научного знания, криминалистика активно включена в систему межнаучных связей. Наиболее тесные связи у криминалистики существуют с другими отраслями юридической науки и прежде всего с уголовно-правовой и уголовно-процессуальными науками. В криминалистических научных исследованиях с успехом реализуются понятия, подходы, различные концепции и положения, создаваемые уголовно-правовой, уголовно-процессуальной науками, криминологией, юридической психологией. В свою очередь, представители юридических наук берут для своих разработок все полезное, что создается в криминалистике. Результаты криминалистических исследований оказывают непосредственное позитивное влияние на создание новых, уточнение и изменение действующих законов. Однако главная забота криминалистов — способствовать своими разработками созданию эффективного механизма реализации законов и другого нормативного материала, регулирующего отношения в уголовном судопроизводстве.
Большое значение для развития криминалистики, совершенствования ее научной продукции как теоретического, так и прикладного характера, имеют достижения естественных, технических, общественных наук. В криминалистике активно и плодотворно реализуются многие идеи, теории, подходы, методы философской науки (в частности, логики), психологии, медицины, науки управления, социологии, физики, химии, других наук неюридического профиля. Глава 2 Криминалистика как учебная дисциплина Криминалистика как учебная дисциплина может быть представлена в виде специфической системы знаний о практическом следоведе-нии в уголовном судопроизводстве, которые предлагаются для освоения лицам, изучающим данную дисциплину, в целях их (знаний) применения в своей будущей практической деятельности. Основная задача педагогов, обучающих студентов (слушателей, курсантов) данной дисциплине, — научить последних криминалистически мыслить и действовать с учетом приобретенных знаний, навыков и умений при реализации положений соответствующих законов и подзаконных актов в рамках той юридической специальности в правоохранительных органах, с которой их свяжет судьба после окончания вуза.
Успешно решать ответственные задачи на практике выпускники юридических заведений смогут лишь тогда, когда глубокие знания из области права, правоведения органично соединены у них в одно неразрывное целое со знаниями стратегии, тактики, технологии практического следоведенпя, т.е. с криминалистическими знаниями. Курс криминалистики как учебной дисциплины по ряду признаков существенно отличается от криминалистики как науки. Криминалистическая наука относится к числу таких масштабных, многоплановых и многопрофильных областей научного знания, для сколь-нибудь серьезного освоения которых явно недостаточно не только скудного лимита учебного времени, но и самой долгой жизни человека. Она'включает в себя массу направлений, отраслей и подотраслей, неисчислимое количество изучаемых объектов, тем и проблематики самого различного уровня. Поэтому криминалистику можно сравнить с неким многоэтажным построением, либо с многозначной периодической системой элементов. В этом смысле криминалистика вполне сопоставима и с медицинской наукой, объединившей великое множество направлений и специальностей и имеющей, как и криминалистика, неодолимую тенденцию расширения, углубления и дифференциации знания. Исключает ли все это реальную возможность надлежащего овладения основами криминалистических знаний в рамках учебного процесса? Нет, конечно. Как свидетельствует многолетний дидактический опыт, эта возможность давно уже перешла в ранг действительности, стала свершившимся фактом. И тому нетрудно найти объяснение. Криминалистика как учебная дисциплина, во-первых, имеет своим предметом уже готовое знание, произведенное криминалистической наукой; во-вторых, в курсе криминалистики представлено положительное, достоверное знание, в то время как в науке на переднем плане всегда находится незнание, недостаточное, дискуссионное знание и основная задача науки — превратить его в надлежащее знание; в-третьих, принцип построения учебного курса отличается от построения науки в том смысле, что формируется в расчете на решение задачи обучения, а не научного исследования.
Изложенное не означает, что криминалистический учебный процесс настолько совершенен, что не нуждается в улучшении. Реалии современности, научно-технические достижения, возрастающие практические потребности поставили перед академической и вузовской науками задачу в сжатые сроки обеспечить переход на принципиально новые, эффективные технологии учебно-педагогической деятельности, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и ближайшие перспективы. Юридическое образование должно быть ориентировано на подготовку квалифицированных, независимых в суждениях специалистов, способных после окончания учебного заведения осуществлять самостоятельную юридическую практику. Последние два-три десятилетия криминалистика в юридических учебных центрах изучалась по схеме, зеркально отражающей систему данной науки. Сыграв положительную роль в свое время, этот подход уже не является актуальным теперь, поскольку отражает даже не вчерашний, а позавчерашний уровень развития и состояния современных науки и образования. Мнение прокуроров и следователей, с которыми нам удалось побеседовать по этому поводу в разное время, едино. Все они (несколько десятков человек) полагают, что поскольку студентов в юридических вузах подготавливают в основном не для ведения научных дискуссий, а для практики, их необходимо учить не системе криминалистики как науки, а системе ее объекта — практическому следоведению в уголовном процессе, криминалистическому алгоритму этой деятельности, технологии и средствам достижения ее целей, тому, как рациональнее и продуктивнее ее осуществлять с помощью новейших криминалистических достижений и возможностей. Обоснованность этой точки зрения не вызывает сомнений. Необходимость воплощения ее в жизнь очевидна, в частности потому, что трудности и недостатки традиционного подхода в обучении студентов криминалистике неустранимы без его коренного пересмотра. С учетом этих обстоятельств предложен и отчасти реализован проект реформирования криминалистической дидактики. Он исходит из задачи тесной увязки процесса формирования криминалистических знаний, навыков и умений с потребностями, структурой, логикой и содержанием практики поиска и познания в уголовном судопроизводстве. В основу данного проекта положена идея рассмотрения криминалистики как науки о технологии и средствах практического следоведе-ния (поисково-познавательной деятельности) работников правоохра-
нительных органов и экспертных учреждений. Опираясь на эту идею и принцип от общего к менее общему, предлагается рассматривать криминалистическую дисциплину в качестве системы, состоящей из общей и особенной частей. В общую часть курса включен (помимо материала данного раздела, характеризующего криминалистику как науку и учебную дисциплину) раздел, в котором рассматриваются общие положения (методологические основы) практического следоведения как объекта криминалистики (криминалистическая характеристика преступления, основы технологии отдельных групп действий и т.д.). Особенная часть курса складывается из двух органично связанных между собой частей. В первой части рассматриваются особенности поисково-познавательной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования (характеристика этой деятельности, технология подготовки и производства следственных действий). Вторая часть посвящена методикам расследования. Концепция этого раздела исходит из необходимости выделения в нем, во-первых, общей характеристики методики расследования; во-вторых, методик решения следственных задач, типичных для различных категорий дел (исследование алиби, выявление и разоблачение инсценировки и т.д.); в-третьих, методик расследования определенных криминалистически сходных групп и отдельных видов преступлений. Одна из отличительных черт данного раздела состоит в том, что круг традиционно изучаемых в рамках курса криминалистики методик резко ограничен. Это сделано по следующим соображениям. Криминалистами разработаны сотни различных методик расследования. С каждым годом их количество возрастает, что обусловлено запросами следственной практики. Методики данного типа издаются главным образом для того, чтобы практикующие следователи не заучивали их все подряд, а, открывая в нужный момент нужные страницы, знакомились выборочно с содержащимися здесь рекомендациями и использовали (по аналогии) почерпнутые знания для решения того или иного вопроса. Студенты в этом отношении поставлены в более сложное положение. Им предлагается изучить, запомнить десятки включенных в курс дисциплины методик и ответить надлежащим образом на вопросы экзаменатора. Задача, прямо скажем, малореальная и, главное, никому не нужная, толкающая студентов на элементарное зазубривание материала, который тут же забывается за порогом экзаменационной аудитории.
Более целесообразен, на наш взгляд, в данной ситуации принцип «лучше меньше, да лучше». Если сконцентрировать внимание лишь на нескольких методиках, это дает возможность, не скача галопом по европам, более глубоко и всесторонне разобраться в сущности, содержании и назначении изучаемого материала, принципах его изложения. Что же касается технологии следственных действий, то в этом случае выборочный подход вряд ли целесообразен. Перечень следственных действий четко определен. И наряду с изучением их правовых моделей студент должен получить необходимые криминалистические знания по поводу каждого действия. Двухчастевая модель курса криминалистики, построенная на базе изложенных подходов, представляется более оптимальной по сравнению с традиционной моделью, состоящей из четырех разделов, для продуктивного усвоения криминалистических знаний и их использования на практике. Одним из позитивных ее моментов является то, что предлагаемая конструкция рассчитана не только на подготовку будущих следователей, но и профессионалов других юридических специальностей. Этому способствует включение в курс материалов, отражающих характеристику практического следоведения в уголовном судопроизводстве. Содержащиеся в ней общие положения могут оказаться полезными для прокуроров, оперативных работников органов дознания, судей, экспертов, других участников уголовного процесса. Раздел II ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Глава 3 Понятие и содержание криминалистического обеспечения уголовного судопроизводства Криминалистическое обеспечение уголовного судопроизводства — это сложный, многоэтапный, многоплановый, непрерывно развивающийся процесс. Суть его сводится к предоставлению должностным лицам правоохранительных органов, профессионально ведущих борьбу с преступностью, разрабатываемой в криминалистике научной продукции, освоение и применение которой способствует повышению эффективности решения стоящих перед пользователями такой продукции правовых задач. Понятием криминалистическая научная продукция охватываются самые различные результаты криминалистических исследовании теоретического и прикладного характера: теории, учения, понятия, характеристики, классификации, типологии, принципы, методы, приемы, методики, материалы и технические средства, рекомендации по их реализации в уголовном судопроизводстве. В основной своей массе данная продукция создается только специалистами в области криминалистики либо совместно со специалистами из других областей науки и техники. В некоторых случаях разработка криминалистических средств и материалов осуществляется по заказу правоохранительных органов специалистами неюридического профиля — научными и производственными коллективами тех или иных отраслей народного хозяйства. Наряду с этим на «вооружение» правоохранительных органов поступают технические средства, материалы, аппаратура, приборы промышленного и бытового назначения, приспособленные усилиями криминалистов для целей уголовного судопроизводства. Криминалистика — наука без границ. В отличие от норм права, применение которых «привязано» к отдельным государствам и территориям, идеи, разработки, достижения криминалистов являются достоянием всего юридического сообщества. Они по сути своей межгосударственны и межнациональны. Все криминалистическое, что эффективно работает в деле борьбы с преступностью за рубежом, может с успехом использоваться и в нашем отечестве. (При условии допустимости, с •точки зрения действующих законов.) И наоборот: то, чего достигла передовая криминалистическая мысль в России, может стать достоянием и приносить плоды в деятельности зарубежных правоприменитель- ных органов. Изучение передового зарубежного опыта и научно-технических достижений — один из важных резервов развития криминалистики в общепланетарном масштабе, оптимизации процесса внедрения криминалистических разработок в практику борьбы с внутренней и международной преступностью. С учетом этого в последние годы сложился еще один важный, расширяющийся канал криминалистического обеспечения российского уголовного судопроизводства. Речь идет об оснащении отечественных правоохранительных органов новейшими средствами криминалистической техники, материалами и технологиями, закупаемыми в странах дальнего зарубежья. Разработкой криминалистической научной продукции и предоставлением ее в распоряжение следственной, экспертной, оперативно-розыскной, судебной практики не ргсчерпывается содержание понятия криминалистического обеспечения. Им характеризуется более сложная система операций (этапов), имеющих прямое отношение к созданию рассматриваемых продуктов труда ученых, их внедрению в практику и совершенствованию. В целостном виде эта система складывается из таких этапов (стадий, шагов): — изучения учеными-криминалистами потребностей правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью; — определения и теоретического осмысления проблемы, требующей криминалистической разработки в целях удовлетворения указанных потребностей; — формулирования цели, ее задач, определение путей, средств и методов их решения; — изучения и обобщения передового опыта и типичных недостатков практики борьбы с преступностью средствами и методами криминалистики; — выявления криминалистически значимого своеобразия преступности на данном этапе развития общества; — изучения новейших достижений научно-технического прогресса на предмет определения возможности их адаптированного использования в криминалистических разработках прикладного характера; — разработки и апробации опытных образцов средств, приемов, методов, методик, материалов, технологий и их усовершенствования с учетом результатов пилотного испытания; — тиражирования усовершенствованных и принятых к эксплуатации образцов созданной криминалистической продукции; — оснащения указанной продукцией и рекомендациями по ее использованию соответствующих практических структур; — оказания практическим работникам консультационной и методической помощи в ее надлежащем освоении, внедрении и целенаправленном использовании в их повседневной практической деятельности; — изучения опыта и эффективности использования на практике ипедренных видов криминалистической научной продукции в целях ее дальнейшего совершенствования и повышения КПД; — усовершенствования внедренных в практику разработок и предоставления практическим работникам новейших моделей и модификаций криминалистической научной продукции. Общее представление о видах продуктов научного творчества криминалистов дает система криминалистики как науки, включающая четыре элемента (раздела): криминалистическую теорию и методологию; криминалистическую технику; криминалистическую тактику; криминалистическую методику. В рамках первого направления разрабатываются: язык науки', общая и частные криминалистические теории, учения, характеристики, классификации и другие виды теоретической продукции. Результаты этих исследований важны для развития самой криминалистики. В то же время они имеют и прикладное значение, формируя теоретическую базу практического следоведения. Создаваемые в теории криминалистики логико-информационные модели ППД (общая, видовые, ситуационные), понятия, принципы, методы и т.д. несут хотя и общие, но тем не менее необходимые практикам знания о сущности, содержании, особенностях практического следоведения. Располагая такими знаниями, практики могут более четко организовать свою работу, повысить ее эффективность, ибо без знания общих положений трудно рассчитывать на успех решения частных задач. Что же касается исследований сугубо прикладного характера, то они идут по трем направлениям. Технико-криминалистическое исходит из задачи разработки средств криминалистической техники (аппаратуры, инструментов, приспособлений, материалов и т д.). Одни из числа этих средств используются для решения поисковых задач (тралы, щупы, металлоиска-тели и др.), другие — для фиксации обстоятельств, хода каких-либо следственных и иных действий, обнаруженных объектов, их изъятия, упаковки, транспортировки (фото- и видеоаппаратура, различные пасты, дактилопленки и т.д.), третьи — для изучения, инструментального исследования объектов. Язык криминалистики представляет собой систему общих и частных понятии, выраженных определениями, знаками, терминами (Р.С. Белкин). Специфический понятийно-терминологический аппарат криминалистики неуклонно развивается но мере ее раз-пития. Уточняются, совершенствуются определения традиционных понятий, вводятся в употребление новые понятия ч дефиниции. Знание языка криминалистики — необходимое условие понимания друг друга в научной среде, продуктивного обмена идеями, достижениями членов научных коллективов, эффективного внедрения их разработок в практику правоохранительных органон и в учебный процесс. Тактико-криминалистическое направление исследований в основном ориентируется на разработку приемов подготовки и производства отдельных видов следственных и иных действий (наблюдения, опроса граждан, допроса, обыска, следственного осмотра и т.д.). Методико-крнминалистические исследования осуществляются в целях разработки различных видов методических рекомендаций по решению различного уровня и характера поисково-познавательных задач. Криминалистические методики можно разделить на две группы: методики тактического порядка; методики стратегического характера. В первую группу входят, во-первых, методические рекомендации по решению отдельных задач в рамках подготовки и производства отдельных следственных, экспертных и иных действий (например, методики изготовления, изъятия и сохранения слепков вдавленных следов ног на различном грунте); во-вторых, методические рекомендации по подготовке и производству отдельных видов оперативно-розыскных, следственных и иных действий (например, методика подготовки предъявления на опознание, методика производства приметозапечатлевающей (опознавательной) фотосъемки арестованных и осужденных для целей уголовной регистрации, возможного розыска и опознания). Вторая группа криминалистических методик рассчитана на использование содержащихся в них рекомендаций при решении задач того или иного вида ППД. Одна часть таких методик разрабатывается в целях оказания практикам помощи в решении отдельных задач соответствующего вида деятельности. Так, существуют методика установления личное™ неопознанного трупа человека, методика розыска похищенного имущества; методика исследования заявления об алиби. В основном этого типа методики дают представление о том, как подготавливать и проводить соответствующие оперативно-розыскные и следственные операции на базе производства комплекса действий. Наряду с ними криминалистами разрабатываются методики комплексного решения различных задач ППД на отдельных или сразу нескольких этапах этой деятельности. Наиболее развита в настоящее время сеть такого рода методик применительно к следственной деятельности по уголовным делам... В период становления отечественной криминалистики разработка методик расследования осуществлялась в основном применительно к отдельным видам преступлений — элементам уголовно-правовой классификации преступлений. Сохранив этот подход, в последние два-три десятилетия криминалисты стали широко применять новый. Методики расследования теперь создаются на базе криминалистической классификации преступлений. Это позволило сформировать довольно разветвленную систему методик разного уровня. Наряду с методиками расследования отдельных видов преступлений разработано немало методик расследования определенных групп криминалистически сходных видов преступлений (например, созданы методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, преступлений в ИТУ, экологических, экономических преступлений), а также методик расследования отдельных разновидностей преступлении. Так, наряду с методиками расследования убийств, в которых рассматриваются общие положения этого направления следственной деятельности, существуют методики расследования отдельных категорий убийств (детоубийств, убийств, сопряженных с расчленением трупа потерпевшего, убийств, совершаемых на сексуальной основе и т.д.). В целом же система методик расследования в настоящее время выглядит следующим образом; — методики решения отдельных задач, возникающих по делам различных категорий; — методики расследования определенных групп криминалистически сходных видов преступлений; — методики расследования отдельных видов преступлений; — методики расследования определенных разновидностей преступлений. Криминалистические методики строятся по одному общему для всех таких случаев принципу. Он сводится к необходимости рассмотрения в комплексе вопроса о том, что следует сделать (выяснить, отыскать и т.д.), и вопроса о том, как это должно быть сделано (каким путем, с помощью каких средств и возможностей, при соблюдении каких условий). Изучая такого рода типовые информационные модели, практические работники используют содержащиеся в них рекомендации в работе по конкретным делам (на основе метода аналогии). Таким образом, говоря о криминалистической научной продукции, мы имеем в виду не только теоретнческрге положения, идеи, понятия, подходы, на которые опираются, которыми руководствуются оперативные работники органов дознания, следователи, прокуроры, эксперты, судьи, но еще и те продукты научного творчества криминалистов, которые используются в качестве средств (методов, приемов, материалов, приборов и т.д.) решения практических задач в стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и на других участках их поисково-познавательной деятельности. В настоящее время криминалистическое обеспечение правоохранительных органов осуществляется по всему фронту задач поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве. Самые различные виды криминалистической продукции используются для обна- ружения, фиксации, изъятия, сохранения, исследования объектов — носителей собираемой информации, получения, анализа, проверки, накопления, передачи, использования собранных данных в целях выявления преступлений, установления фактических обстоятельств содеянного, розыска, изобличения преступников и решения других задач. Глава 4 Криминалистическая характеристика объекта практического познания в уголовном судопроизводстве В:.^;?.^теристике познавательной деятельности определяющими являются два момента. Первый связан с объектом познания, т.е. с описанием того, что познается; второй определяет, как, каким образом, на какой базе это делается, т.е. каковы организация, средства, технология деятельности. Эти два взаимосвязанных момента и положены в основу разработки характеристики поисково-познавательной деятельности (практического следоведения) в уголовном судопроизводстве. § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Активность познающего субъекта всегда направлена на какой-то конкретный объект. Это может быть отдельно взятый элемент окружающего мира (человек, вещь, документ, процесс и т.д.) либо совокупность определенных элементов, входящих в одну целостность, в одно системное образование. Как уже отмечалось, объектом криминалистической науки является поисково-познавательная деятельность (ГШД) в уголовном судопроизводстве. Она, в свою очередь, также имеет свой объект познания — некую целостность, в качестве системообразующего фактора которой выступает деяние с признаками преступления (для краткости далее — преступление). Каждое преступление, будучи системным образованием деятель-ностно-поведенческого типа, состоит из определенной совокупности взаимосвязанных обстоятельств (элементов, частей). Познание преступления, как и любого иного объекта, осуществляется на основе разделения его на составляющие, последовательного изучения выделенных частей и их взаимосвязей, а затем синтезирования полученного знания в целостный образ (картину) объекта. Типовая криминалистическая характеристика преступления ориентирует на следующий элементный состав данного объекта: — лицо (лица при групповом преступлении), совершившее преступление, и его виновность в содеянном; — цель, задачи, мотив преступления; — предмет преступного посягательства; — обстановка (природно-климатические, социальные, экономические и прочие условия и факторы); — средства достижения преступной цели (действия преступника, способ совершения преступления, орудие преступления и т.д.); — механизм (процедура) преступления; — наступившие (либо реально возможные) последствия преступления; — причинная связь между действиями (бездействием) преступника и последствиями содеянного); — пространственно-временная характеристика преступления и его последствий. Все эти элементы относятся к числу обстоятельств, имеющих значение для установления истины и принятия правовых решений в уголовном судопроизводстве. В том случае, когда они исследуются в режиме процессуального доказывания, они входят в круг обстоятельств, подлежащих установлению по каждому уголовному делу. Конкретизация обстоятельств, имеющих значение по делу, в каждом случае выявления, расследования, судебного исследования преступления осуществляется с учетом данных криминалистической характеристики той категории деяний, к которой относится познаваемое преступление1, а также уголовно-правовых признаков соответствующего состава преступления. Важную, с этой же точки зрения, информацию о преступлении, подпадающем под так называемые бланкетные (отсылочные) нормы УК, содержат нормативные акты, регулирующие исследуемые виды деятельности и поведения (нормативы, определяющие безопасное ведение каких-либо работ, правила поведения пассажиров на транспорте и т.д.). Содержание понятия объекта познания в уголовном судопроизводстве не исчерпывается установлением обстоятельств преступления. Это, в частности, видно из анализа круга обстоятельств, приведенных в нормах УПК, определяющих предмет доказывания. Законодатель обращает внимание на необходимость установления по каждому уголовному делу не только обстоятельств преступного деяния, но и ряда обстоятельств других событий, связанных с преступлением (например, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, некоторых обстоятельств до- и посткриминального поведения преступника, смягчающих либо отягчающих его вину, условий воспитания несовершеннолетних обвиняемых). Систематизированное, приближенное к Под криминалистической характеристикой определенной категории преступлений понимается описание системы типичных, характерных для данных преступлений нри-•чнаков, имеющих значение для выявления, раскрытия и судебного исследования преступлении. потребностям, логике и технологии поисково-познавательной деятельности представление о полном круге обстоятельств, всесторонне характеризующих объект познания в уголовном судопроизводстве, дает криминалистическое описание данного объекта — криминалистический объект познания. Особенностью криминалистического объекта познания является не только то, что эта модель содержит своеобразную интерпретацию процессуального предмета доказывания и положений других правовых моделей, конкретизируя и детализируя их, но и то, что она включает в себя так называемые вспомогательные, промежуточные факты. Не являясь элементами предмета доказывания, эти факты тем не менее имеют большую практическую значимость. Она определяется тем, что установление вспомогательных фактов наряду с обстоятельствами предмета доказывания позволяет мысленно воссоздать целостную картину содеянного во всех ее составных, взаимозависимых частях, внутренних и внешних связях. Кроме того, промежуточные факты могут быть использованы для установления неизвестных элементов предмета доказывания, находящихся с ними в закономерной связи. Так, с точки зрения права, никакого значения не имеет то, как выглядел, в какой одежде был человек, совершивший преступление, каким способом он прибыл на место происшествия (пешком, на личном или общественном транспорте), какие повреждения на его одежде возникли в ходе содеянного. Однако для организации поиска и изобличения этого лица приведенные обстоятельства чрезвычайно важны. Знание о них позволяет составить его словесный портрет, осуществить в начале его оперативную, а затем следственно-экспертную идентификацию, успешно решить другие задачи. Важное значение для дела имеет не только установление доказательственных промежуточных фактов (обстоятельств) события преступления, но и пред- и посткриминальных событий, связанных с преступлением1, а подчас событий, идущих параллельно преступлению. Выявление и исследование событий пред- и посткриминального характера имеет значение для обеспечения полноты и всесторонности расследования, установления смягчающих и отягчающих вину обвиняемого обстоятельств. Кроме того, познание событий, которые упомянуты, нередко дают ключ к раскрытию преступления2. Круг пред- и посткриминальных событий довольно широк. Он, в частности, включает обстоятельства сотрудничества преступника с правоохранительными органами в целях установления истины, а также Преступление как реальное явление всегда несет в себе остатки, наследие своего прошлого, и в то же время содержит зачатки, зародыши какого-то будущего. Подробнее об этом см. в гл. 32. обстоятельства противодействия с их стороны расследованию, если таковые имели место. Что касается событий, по времени совпадающих с преступлением (параллельных), то их установление прежде всего исходит из цели выявления соучастников преступления, установления возможных свидетелей случившегося. Поэтому наряду с элементами преступления в криминалистический объект познания входят промежуточные факты, события пред- и посткриминального характера, связанные с преступлением, а также некоторые виды параллельно идущих событий. И это не все. Рассмотренные положения характеризуют лишь одну сторону преступления — его событийно-поведенческий (деятельностный) аспект. Между тем преступление имеет и другую сторону — отражательную, связанную с особенностями и механизмом образования следов познаваемых событий, изменением, сохранением, обнаружением и исследованием следов. Как носители информации следы являются вначале объектом поиска и изучения, а затем средством доказательственного познания. Следовательно, следы преступления также должны включаться в объект познания в уголовном судопроизводстве. Таким образом, своеобразие и поисково-познавательная значимость криминалистического объекта познания определяются рядом существенных моментов. Во-первых, тем, что в рамках этой системы с учетом потребностей практики предлагается соответствующим образом конкретизированная, развернутая, углубленная совокупность элементов предмета доказывания. Во-вторых, в криминалистический объект познания включаются так называемые промежуточные (вспомогательные) факты, способствующие установлению обстоятельств предмета доказывания, являющиеся средствами их установления. В-третьих, в криминалистическом объекте познания в качестве самостоятельной подсистемы выделяются следы как носители информации, которая собирается и используется в ходе расследования. В-четвертых, криминалистический объект познания ориентирует практиков на установление не только обстоятельств преступления, но и других событий, так или иначе связанных с преступлением. § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТНО-КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ОБЪЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Рассмотренные в предыдущем параграфе обстоятельства в совокупности образуют разработанную в криминалистике типовую информационную модель объекта познания в уголовном судопроизводстве. Ориентируясь на нее, практические работники имеют возможность составить представление о том, что устанавливается в том или ином случае. Однако в жизни каждое преступление, ставшее предметом правового реагирования, это, как правило, — уравнение со многими неизвестными. Чтобы его решить, наполнив типовую модель адекватным оригиналу содержанием, необходимо получить ответы на множество вопросов по поводу каждого элемента познаваемой системы, выделить их компоненты, характеризуемые специфическими признаками. Только при условии их успешного решения можно рассчитывать на полноту и достоверность характеристики изучаемого объекта, всех его юридически значимых признаков, свойств, связей, отношений. Ниже предлагается перечень такого рода вопросов с соответствующими комментариями применительно вначале к субъекту и субъективной стороне, а затем — к объекту и объективной стороне преступления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|