Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминалистика в системе науки




Криминалистика является отраслью юридической науки. На это укапывает ряд обстоятельств:

объектно-предметная область криминалистики самым непосредст-I"'иным образом связана со сферой правовых явлений и отношений;

1.|)стиже11ия научно-технического прогресса также могут использоваться субъекта-"• "г штического следовсдсиия как бы напрямую, минуя их криминалистическую про-


— реализация практических функций, целей и задач криминалис­тики направлена на удовлетворение потребностей правоприменитель-ной деятельности, практики государственных органов, ведущих борьбу с преступностью;

— разрабатываемая в криминалистике научная продукция носит четко выраженный правовой характер, основана на законе, соответствует закону и ориентирует практиков на безусловное выполнение законов;

— правовые науки, следственная, прокурорская, оперативно-ро­зыскная, экспертная и судебная практика — основная «питательная среда» для криминалистики, зародившейся в недрах уголовно-процес-суальной науки.

Как составная часть юридической науки, криминалистика входит в группу наук так называемого уголовно-правового (криминального) цикла (наряду с криминалистикой сюда же отнесены уголовно-право-вая и уголовно-процессуальная науки, криминология, судебная статис­тика, судебные медицина и психиатрия, теория оперативно-розыскной деятельности и ряд других дисциплин).

Будучи специфической областью научного знания, криминалистика активно включена в систему межнаучных связей. Наиболее тесные связи у криминалистики существуют с другими отраслями юридической науки и прежде всего с уголовно-правовой и уголовно-процессуальными наука­ми. В криминалистических научных исследованиях с успехом реализуют­ся понятия, подходы, различные концепции и положения, создаваемые уголовно-правовой, уголовно-процессуальной науками, криминологией, юридической психологией. В свою очередь, представители юридических наук берут для своих разработок все полезное, что создается в кримина­листике. Результаты криминалистических исследований оказывают не­посредственное позитивное влияние на создание новых, уточнение и из­менение действующих законов. Однако главная забота криминалистов — способствовать своими разработками созданию эффективного механизма реализации законов и другого нормативного материала, регулирующего отношения в уголовном судопроизводстве.

Большое значение для развития криминалистики, совершенствова­ния ее научной продукции как теоретического, так и прикладного ха­рактера, имеют достижения естественных, технических, общественных наук. В криминалистике активно и плодотворно реализуются многие идеи, теории, подходы, методы философской науки (в частности, логи­ки), психологии, медицины, науки управления, социологии, физики, химии, других наук неюридического профиля.


Глава 2 Криминалистика как учебная дисциплина

Криминалистика как учебная дисциплина может быть представле­на в виде специфической системы знаний о практическом следоведе-нии в уголовном судопроизводстве, которые предлагаются для освое­ния лицам, изучающим данную дисциплину, в целях их (знаний) при­менения в своей будущей практической деятельности.

Основная задача педагогов, обучающих студентов (слушателей, курсантов) данной дисциплине, — научить последних криминалисти­чески мыслить и действовать с учетом приобретенных знаний, навыков и умений при реализации положений соответствующих законов и под­законных актов в рамках той юридической специальности в правоохра­нительных органах, с которой их свяжет судьба после окончания вуза.

Успешно решать ответственные задачи на практике выпускники юридических заведений смогут лишь тогда, когда глубокие знания из области права, правоведения органично соединены у них в одно нераз­рывное целое со знаниями стратегии, тактики, технологии практичес­кого следоведенпя, т.е. с криминалистическими знаниями.

Курс криминалистики как учебной дисциплины по ряду признаков существенно отличается от криминалистики как науки. Криминалис­тическая наука относится к числу таких масштабных, многоплановых и многопрофильных областей научного знания, для сколь-нибудь се­рьезного освоения которых явно недостаточно не только скудного ли­мита учебного времени, но и самой долгой жизни человека. Она'вклю­чает в себя массу направлений, отраслей и подотраслей, неисчислимое количество изучаемых объектов, тем и проблематики самого различно­го уровня. Поэтому криминалистику можно сравнить с неким много­этажным построением, либо с многозначной периодической системой элементов. В этом смысле криминалистика вполне сопоставима и с медицинской наукой, объединившей великое множество направлений и специальностей и имеющей, как и криминалистика, неодолимую тен­денцию расширения, углубления и дифференциации знания.

Исключает ли все это реальную возможность надлежащего овладе­ния основами криминалистических знаний в рамках учебного про­цесса?

Нет, конечно. Как свидетельствует многолетний дидактический опыт, эта возможность давно уже перешла в ранг действительности, стала свершившимся фактом. И тому нетрудно найти объяснение. Кри­миналистика как учебная дисциплина, во-первых, имеет своим предме­том уже готовое знание, произведенное криминалистической наукой;

во-вторых, в курсе криминалистики представлено положительное, до­стоверное знание, в то время как в науке на переднем плане всегда находится незнание, недостаточное, дискуссионное знание и основная


задача науки — превратить его в надлежащее знание; в-третьих, прин­цип построения учебного курса отличается от построения науки в том смысле, что формируется в расчете на решение задачи обучения, а не научного исследования.

Изложенное не означает, что криминалистический учебный про­цесс настолько совершенен, что не нуждается в улучшении. Реалии современности, научно-технические достижения, возрастающие прак­тические потребности поставили перед академической и вузовской на­уками задачу в сжатые сроки обеспечить переход на принципиально новые, эффективные технологии учебно-педагогической деятельности, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и ближайшие перспекти­вы. Юридическое образование должно быть ориентировано на подго­товку квалифицированных, независимых в суждениях специалистов, способных после окончания учебного заведения осуществлять само­стоятельную юридическую практику.

Последние два-три десятилетия криминалистика в юридических учебных центрах изучалась по схеме, зеркально отражающей систему данной науки. Сыграв положительную роль в свое время, этот подход уже не является актуальным теперь, поскольку отражает даже не вче­рашний, а позавчерашний уровень развития и состояния современных науки и образования.

Мнение прокуроров и следователей, с которыми нам удалось побе­седовать по этому поводу в разное время, едино. Все они (несколько десятков человек) полагают, что поскольку студентов в юридических вузах подготавливают в основном не для ведения научных дискуссий, а для практики, их необходимо учить не системе криминалистики как науки, а системе ее объекта — практическому следоведению в уголов­ном процессе, криминалистическому алгоритму этой деятельности, технологии и средствам достижения ее целей, тому, как рациональнее и продуктивнее ее осуществлять с помощью новейших криминалисти­ческих достижений и возможностей.

Обоснованность этой точки зрения не вызывает сомнений. Необхо­димость воплощения ее в жизнь очевидна, в частности потому, что трудности и недостатки традиционного подхода в обучении студентов криминалистике неустранимы без его коренного пересмотра.

С учетом этих обстоятельств предложен и отчасти реализован про­ект реформирования криминалистической дидактики. Он исходит из задачи тесной увязки процесса формирования криминалистических знаний, навыков и умений с потребностями, структурой, логикой и содержанием практики поиска и познания в уголовном судопроизвод­стве. В основу данного проекта положена идея рассмотрения кримина­листики как науки о технологии и средствах практического следоведе-ния (поисково-познавательной деятельности) работников правоохра-


нительных органов и экспертных учреждений. Опираясь на эту идею и принцип от общего к менее общему, предлагается рассматривать кри­миналистическую дисциплину в качестве системы, состоящей из общей и особенной частей.

В общую часть курса включен (помимо материала данного раздела, характеризующего криминалистику как науку и учебную дисциплину) раздел, в котором рассматриваются общие положения (методологичес­кие основы) практического следоведения как объекта криминалистики (криминалистическая характеристика преступления, основы техноло­гии отдельных групп действий и т.д.).

Особенная часть курса складывается из двух органично связанных между собой частей. В первой части рассматриваются особенности по­исково-познавательной деятельности в стадиях возбуждения уголов­ного дела и предварительного расследования (характеристика этой де­ятельности, технология подготовки и производства следственных дей­ствий). Вторая часть посвящена методикам расследования.

Концепция этого раздела исходит из необходимости выделения в нем, во-первых, общей характеристики методики расследования; во-вторых, методик решения следственных задач, типичных для различ­ных категорий дел (исследование алиби, выявление и разоблачение инсценировки и т.д.); в-третьих, методик расследования определенных криминалистически сходных групп и отдельных видов преступлений.

Одна из отличительных черт данного раздела состоит в том, что круг традиционно изучаемых в рамках курса криминалистики методик резко ограничен.

Это сделано по следующим соображениям.

Криминалистами разработаны сотни различных методик расследо­вания. С каждым годом их количество возрастает, что обусловлено запросами следственной практики. Методики данного типа издаются главным образом для того, чтобы практикующие следователи не заучи­вали их все подряд, а, открывая в нужный момент нужные страницы, знакомились выборочно с содержащимися здесь рекомендациями и использовали (по аналогии) почерпнутые знания для решения того или иного вопроса.

Студенты в этом отношении поставлены в более сложное положе­ние. Им предлагается изучить, запомнить десятки включенных в курс дисциплины методик и ответить надлежащим образом на вопросы эк­заменатора. Задача, прямо скажем, малореальная и, главное, никому не нужная, толкающая студентов на элементарное зазубривание материа­ла, который тут же забывается за порогом экзаменационной аудитории.

Более целесообразен, на наш взгляд, в данной ситуации принцип «лучше меньше, да лучше». Если сконцентрировать внимание лишь на нескольких методиках, это дает возможность, не скача галопом по


европам, более глубоко и всесторонне разобраться в сущности, содер­жании и назначении изучаемого материала, принципах его изложения.

Что же касается технологии следственных действий, то в этом слу­чае выборочный подход вряд ли целесообразен. Перечень следствен­ных действий четко определен. И наряду с изучением их правовых моделей студент должен получить необходимые криминалистические знания по поводу каждого действия.

Двухчастевая модель курса криминалистики, построенная на базе изложенных подходов, представляется более оптимальной по сравне­нию с традиционной моделью, состоящей из четырех разделов, для продуктивного усвоения криминалистических знаний и их использо­вания на практике. Одним из позитивных ее моментов является то, что предлагаемая конструкция рассчитана не только на подготовку буду­щих следователей, но и профессионалов других юридических специ­альностей. Этому способствует включение в курс материалов, отража­ющих характеристику практического следоведения в уголовном судо­производстве. Содержащиеся в ней общие положения могут оказаться полезными для прокуроров, оперативных работников органов дозна­ния, судей, экспертов, других участников уголовного процесса.


Раздел II

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Глава 3

Понятие и содержание криминалистического обеспечения уголовного судопроизводства

Криминалистическое обеспечение уголовного судопроизводства — это сложный, многоэтапный, многоплановый, непрерывно развиваю­щийся процесс. Суть его сводится к предоставлению должностным лицам правоохранительных органов, профессионально ведущих борь­бу с преступностью, разрабатываемой в криминалистике научной про­дукции, освоение и применение которой способствует повышению эф­фективности решения стоящих перед пользователями такой продук­ции правовых задач.

Понятием криминалистическая научная продукция охватываются самые различные результаты криминалистических исследовании тео­ретического и прикладного характера: теории, учения, понятия, харак­теристики, классификации, типологии, принципы, методы, приемы, методики, материалы и технические средства, рекомендации по их реа­лизации в уголовном судопроизводстве. В основной своей массе данная продукция создается только специалистами в области криминалисти­ки либо совместно со специалистами из других областей науки и техни­ки. В некоторых случаях разработка криминалистических средств и материалов осуществляется по заказу правоохранительных органов специалистами неюридического профиля — научными и производст­венными коллективами тех или иных отраслей народного хозяйства. Наряду с этим на «вооружение» правоохранительных органов поступа­ют технические средства, материалы, аппаратура, приборы промыш­ленного и бытового назначения, приспособленные усилиями кримина­листов для целей уголовного судопроизводства.

Криминалистика — наука без границ. В отличие от норм права, при­менение которых «привязано» к отдельным государствам и территори­ям, идеи, разработки, достижения криминалистов являются достояни­ем всего юридического сообщества. Они по сути своей межгосударст­венны и межнациональны. Все криминалистическое, что эффективно работает в деле борьбы с преступностью за рубежом, может с успехом использоваться и в нашем отечестве. (При условии допустимости, с •точки зрения действующих законов.) И наоборот: то, чего достигла передовая криминалистическая мысль в России, может стать достояни­ем и приносить плоды в деятельности зарубежных правоприменитель-


ных органов. Изучение передового зарубежного опыта и научно-техни­ческих достижений — один из важных резервов развития криминалис­тики в общепланетарном масштабе, оптимизации процесса внедрения криминалистических разработок в практику борьбы с внутренней и международной преступностью. С учетом этого в последние годы сло­жился еще один важный, расширяющийся канал криминалистического обеспечения российского уголовного судопроизводства.

Речь идет об оснащении отечественных правоохранительных орга­нов новейшими средствами криминалистической техники, материала­ми и технологиями, закупаемыми в странах дальнего зарубежья.

Разработкой криминалистической научной продукции и предостав­лением ее в распоряжение следственной, экспертной, оперативно-ро­зыскной, судебной практики не ргсчерпывается содержание понятия криминалистического обеспечения. Им характеризуется более слож­ная система операций (этапов), имеющих прямое отношение к созда­нию рассматриваемых продуктов труда ученых, их внедрению в прак­тику и совершенствованию. В целостном виде эта система складывает­ся из таких этапов (стадий, шагов):

— изучения учеными-криминалистами потребностей правоохра­нительных органов, ведущих борьбу с преступностью;

— определения и теоретического осмысления проблемы, требую­щей криминалистической разработки в целях удовлетворения указан­ных потребностей;

— формулирования цели, ее задач, определение путей, средств и методов их решения;

— изучения и обобщения передового опыта и типичных недостат­ков практики борьбы с преступностью средствами и методами крими­налистики;

— выявления криминалистически значимого своеобразия преступ­ности на данном этапе развития общества;

— изучения новейших достижений научно-технического прогресса на предмет определения возможности их адаптированного использова­ния в криминалистических разработках прикладного характера;

— разработки и апробации опытных образцов средств, приемов, методов, методик, материалов, технологий и их усовершенствования с учетом результатов пилотного испытания;

— тиражирования усовершенствованных и принятых к эксплуата­ции образцов созданной криминалистической продукции;

— оснащения указанной продукцией и рекомендациями по ее ис­пользованию соответствующих практических структур;

— оказания практическим работникам консультационной и мето­дической помощи в ее надлежащем освоении, внедрении и целенаправ­ленном использовании в их повседневной практической деятельности;


— изучения опыта и эффективности использования на практике ипедренных видов криминалистической научной продукции в целях ее дальнейшего совершенствования и повышения КПД;

— усовершенствования внедренных в практику разработок и предоставления практическим работникам новейших моделей и моди­фикаций криминалистической научной продукции.

Общее представление о видах продуктов научного творчества кри­миналистов дает система криминалистики как науки, включающая че­тыре элемента (раздела): криминалистическую теорию и методологию;

криминалистическую технику; криминалистическую тактику; крими­налистическую методику.

В рамках первого направления разрабатываются: язык науки', общая и частные криминалистические теории, учения, характеристики, классификации и другие виды теоретической продукции. Результаты этих исследований важны для развития самой криминалистики. В то же время они имеют и прикладное значение, формируя теоретическую базу практического следоведения. Создаваемые в теории криминалис­тики логико-информационные модели ППД (общая, видовые, ситуа­ционные), понятия, принципы, методы и т.д. несут хотя и общие, но тем не менее необходимые практикам знания о сущности, содержании, осо­бенностях практического следоведения. Располагая такими знаниями, практики могут более четко организовать свою работу, повысить ее эффективность, ибо без знания общих положений трудно рассчитывать на успех решения частных задач.

Что же касается исследований сугубо прикладного характера, то они идут по трем направлениям.

Технико-криминалистическое исходит из задачи разработки средств криминалистической техники (аппаратуры, инструментов, приспособлений, материалов и т д.). Одни из числа этих средств ис­пользуются для решения поисковых задач (тралы, щупы, металлоиска-тели и др.), другие — для фиксации обстоятельств, хода каких-либо следственных и иных действий, обнаруженных объектов, их изъятия, упаковки, транспортировки (фото- и видеоаппаратура, различные пасты, дактилопленки и т.д.), третьи — для изучения, инструменталь­ного исследования объектов.

Язык криминалистики представляет собой систему общих и частных понятии, вы­раженных определениями, знаками, терминами (Р.С. Белкин). Специфический понятий­но-терминологический аппарат криминалистики неуклонно развивается но мере ее раз-пития. Уточняются, совершенствуются определения традиционных понятий, вводятся в употребление новые понятия ч дефиниции. Знание языка криминалистики — необходи­мое условие понимания друг друга в научной среде, продуктивного обмена идеями, до­стижениями членов научных коллективов, эффективного внедрения их разработок в практику правоохранительных органон и в учебный процесс.


Тактико-криминалистическое направление исследований в основ­ном ориентируется на разработку приемов подготовки и производства отдельных видов следственных и иных действий (наблюдения, опроса граждан, допроса, обыска, следственного осмотра и т.д.).

Методико-крнминалистические исследования осуществляются в целях разработки различных видов методических рекомендаций по ре­шению различного уровня и характера поисково-познавательных задач.

Криминалистические методики можно разделить на две группы:

методики тактического порядка; методики стратегического характера.

В первую группу входят, во-первых, методические рекомендации по решению отдельных задач в рамках подготовки и производства отдель­ных следственных, экспертных и иных действий (например, методики изготовления, изъятия и сохранения слепков вдавленных следов ног на различном грунте); во-вторых, методические рекомендации по подго­товке и производству отдельных видов оперативно-розыскных, следст­венных и иных действий (например, методика подготовки предъявле­ния на опознание, методика производства приметозапечатлевающей (опознавательной) фотосъемки арестованных и осужденных для целей уголовной регистрации, возможного розыска и опознания).

Вторая группа криминалистических методик рассчитана на исполь­зование содержащихся в них рекомендаций при решении задач того или иного вида ППД. Одна часть таких методик разрабатывается в целях оказания практикам помощи в решении отдельных задач соот­ветствующего вида деятельности. Так, существуют методика установ­ления личное™ неопознанного трупа человека, методика розыска по­хищенного имущества; методика исследования заявления об алиби.

В основном этого типа методики дают представление о том, как подготавливать и проводить соответствующие оперативно-розыскные и следственные операции на базе производства комплекса действий. Наряду с ними криминалистами разрабатываются методики комплекс­ного решения различных задач ППД на отдельных или сразу несколь­ких этапах этой деятельности. Наиболее развита в настоящее время сеть такого рода методик применительно к следственной деятельности по уголовным делам...

В период становления отечественной криминалистики разработка методик расследования осуществлялась в основном применительно к отдельным видам преступлений — элементам уголовно-правовой клас­сификации преступлений.

Сохранив этот подход, в последние два-три десятилетия кримина­листы стали широко применять новый. Методики расследования те­перь создаются на базе криминалистической классификации преступ­лений. Это позволило сформировать довольно разветвленную систему


методик разного уровня. Наряду с методиками расследования отдель­ных видов преступлений разработано немало методик расследования определенных групп криминалистически сходных видов преступлений (например, созданы методики расследования преступлений, совершае­мых несовершеннолетними, преступлений в ИТУ, экологических, эко­номических преступлений), а также методик расследования отдельных разновидностей преступлении.

Так, наряду с методиками расследования убийств, в которых рас­сматриваются общие положения этого направления следственной дея­тельности, существуют методики расследования отдельных категорий убийств (детоубийств, убийств, сопряженных с расчленением трупа потерпевшего, убийств, совершаемых на сексуальной основе и т.д.).

В целом же система методик расследования в настоящее время вы­глядит следующим образом;

— методики решения отдельных задач, возникающих по делам раз­личных категорий;

— методики расследования определенных групп криминалисти­чески сходных видов преступлений;

— методики расследования отдельных видов преступлений;

— методики расследования определенных разновидностей пре­ступлений.

Криминалистические методики строятся по одному общему для всех таких случаев принципу. Он сводится к необходимости рассмот­рения в комплексе вопроса о том, что следует сделать (выяснить, отыс­кать и т.д.), и вопроса о том, как это должно быть сделано (каким путем, с помощью каких средств и возможностей, при соблюдении каких ус­ловий).

Изучая такого рода типовые информационные модели, практичес­кие работники используют содержащиеся в них рекомендации в работе по конкретным делам (на основе метода аналогии).

Таким образом, говоря о криминалистической научной продукции, мы имеем в виду не только теоретнческрге положения, идеи, понятия, подходы, на которые опираются, которыми руководствуются оператив­ные работники органов дознания, следователи, прокуроры, эксперты, судьи, но еще и те продукты научного творчества криминалистов, кото­рые используются в качестве средств (методов, приемов, материалов, приборов и т.д.) решения практических задач в стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и на других участ­ках их поисково-познавательной деятельности.

В настоящее время криминалистическое обеспечение правоохрани­тельных органов осуществляется по всему фронту задач поисково-по­знавательной деятельности в уголовном судопроизводстве. Самые раз­личные виды криминалистической продукции используются для обна-


ружения, фиксации, изъятия, сохранения, исследования объектов — носителей собираемой информации, получения, анализа, проверки, на­копления, передачи, использования собранных данных в целях выявле­ния преступлений, установления фактических обстоятельств содеян­ного, розыска, изобличения преступников и решения других задач.

Глава 4

Криминалистическая характеристика объекта практического познания в уголовном судопроизводстве

В:.^;?.^теристике познавательной деятельности определяющими являются два момента. Первый связан с объектом познания, т.е. с опи­санием того, что познается; второй определяет, как, каким образом, на какой базе это делается, т.е. каковы организация, средства, технология деятельности. Эти два взаимосвязанных момента и положены в основу разработки характеристики поисково-познавательной деятельности (практического следоведения) в уголовном судопроизводстве.

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Активность познающего субъекта всегда направлена на какой-то конкретный объект. Это может быть отдельно взятый элемент окружа­ющего мира (человек, вещь, документ, процесс и т.д.) либо совокуп­ность определенных элементов, входящих в одну целостность, в одно системное образование.

Как уже отмечалось, объектом криминалистической науки являет­ся поисково-познавательная деятельность (ГШД) в уголовном судо­производстве. Она, в свою очередь, также имеет свой объект позна­ния — некую целостность, в качестве системообразующего фактора ко­торой выступает деяние с признаками преступления (для краткости далее — преступление).

Каждое преступление, будучи системным образованием деятель-ностно-поведенческого типа, состоит из определенной совокупности взаимосвязанных обстоятельств (элементов, частей).

Познание преступления, как и любого иного объекта, осуществляет­ся на основе разделения его на составляющие, последовательного изу­чения выделенных частей и их взаимосвязей, а затем синтезирования полученного знания в целостный образ (картину) объекта.

Типовая криминалистическая характеристика преступления ори­ентирует на следующий элементный состав данного объекта:

— лицо (лица при групповом преступлении), совершившее пре­ступление, и его виновность в содеянном;

— цель, задачи, мотив преступления;

— предмет преступного посягательства;


— обстановка (природно-климатические, социальные, экономи­ческие и прочие условия и факторы);

— средства достижения преступной цели (действия преступника, способ совершения преступления, орудие преступления и т.д.);

— механизм (процедура) преступления;

— наступившие (либо реально возможные) последствия преступ­ления;

— причинная связь между действиями (бездействием) преступни­ка и последствиями содеянного);

— пространственно-временная характеристика преступления и его последствий.

Все эти элементы относятся к числу обстоятельств, имеющих значе­ние для установления истины и принятия правовых решений в уголов­ном судопроизводстве. В том случае, когда они исследуются в режиме процессуального доказывания, они входят в круг обстоятельств, подле­жащих установлению по каждому уголовному делу.

Конкретизация обстоятельств, имеющих значение по делу, в каж­дом случае выявления, расследования, судебного исследования пре­ступления осуществляется с учетом данных криминалистической ха­рактеристики той категории деяний, к которой относится познаваемое преступление1, а также уголовно-правовых признаков соответствую­щего состава преступления. Важную, с этой же точки зрения, информа­цию о преступлении, подпадающем под так называемые бланкетные (отсылочные) нормы УК, содержат нормативные акты, регулирующие исследуемые виды деятельности и поведения (нормативы, определяю­щие безопасное ведение каких-либо работ, правила поведения пасса­жиров на транспорте и т.д.).

Содержание понятия объекта познания в уголовном судопроизвод­стве не исчерпывается установлением обстоятельств преступления. Это, в частности, видно из анализа круга обстоятельств, приведенных в нормах УПК, определяющих предмет доказывания. Законодатель об­ращает внимание на необходимость установления по каждому уголов­ному делу не только обстоятельств преступного деяния, но и ряда об­стоятельств других событий, связанных с преступлением (например, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, некото­рых обстоятельств до- и посткриминального поведения преступника, смягчающих либо отягчающих его вину, условий воспитания несовер­шеннолетних обвиняемых). Систематизированное, приближенное к

Под криминалистической характеристикой определенной категории преступлений понимается описание системы типичных, характерных для данных преступлений нри-•чнаков, имеющих значение для выявления, раскрытия и судебного исследования пре­ступлении.


потребностям, логике и технологии поисково-познавательной деятель­ности представление о полном круге обстоятельств, всесторонне харак­теризующих объект познания в уголовном судопроизводстве, дает кри­миналистическое описание данного объекта — криминалистический объект познания.

Особенностью криминалистического объекта познания является не только то, что эта модель содержит своеобразную интерпретацию про­цессуального предмета доказывания и положений других правовых моделей, конкретизируя и детализируя их, но и то, что она включает в себя так называемые вспомогательные, промежуточные факты.

Не являясь элементами предмета доказывания, эти факты тем не менее имеют большую практическую значимость. Она определяется тем, что установление вспомогательных фактов наряду с обстоятельст­вами предмета доказывания позволяет мысленно воссоздать целост­ную картину содеянного во всех ее составных, взаимозависимых час­тях, внутренних и внешних связях. Кроме того, промежуточные факты могут быть использованы для установления неизвестных элементов предмета доказывания, находящихся с ними в закономерной связи.

Так, с точки зрения права, никакого значения не имеет то, как вы­глядел, в какой одежде был человек, совершивший преступление, каким способом он прибыл на место происшествия (пешком, на личном или общественном транспорте), какие повреждения на его одежде воз­никли в ходе содеянного. Однако для организации поиска и изобличе­ния этого лица приведенные обстоятельства чрезвычайно важны. Зна­ние о них позволяет составить его словесный портрет, осуществить в начале его оперативную, а затем следственно-экспертную идентифика­цию, успешно решить другие задачи.

Важное значение для дела имеет не только установление доказа­тельственных промежуточных фактов (обстоятельств) события пре­ступления, но и пред- и посткриминальных событий, связанных с пре­ступлением1, а подчас событий, идущих параллельно преступлению.

Выявление и исследование событий пред- и посткриминального характера имеет значение для обеспечения полноты и всесторонности расследования, установления смягчающих и отягчающих вину обвиня­емого обстоятельств. Кроме того, познание событий, которые упомяну­ты, нередко дают ключ к раскрытию преступления2.

Круг пред- и посткриминальных событий довольно широк. Он, в частности, включает обстоятельства сотрудничества преступника с правоохранительными органами в целях установления истины, а также

Преступление как реальное явление всегда несет в себе остатки, наследие своего прошлого, и в то же время содержит зачатки, зародыши какого-то будущего. Подробнее об этом см. в гл. 32.


обстоятельства противодействия с их стороны расследованию, если таковые имели место.

Что касается событий, по времени совпадающих с преступлением (параллельных), то их установление прежде всего исходит из цели выявления соучастников преступления, установления возможных сви­детелей случившегося.

Поэтому наряду с элементами преступления в криминалистичес­кий объект познания входят промежуточные факты, события пред- и посткриминального характера, связанные с преступлением, а также не­которые виды параллельно идущих событий.

И это не все.

Рассмотренные положения характеризуют лишь одну сторону пре­ступления — его событийно-поведенческий (деятельностный) аспект. Между тем преступление имеет и другую сторону — отражательную, связанную с особенностями и механизмом образования следов позна­ваемых событий, изменением, сохранением, обнаружением и исследо­ванием следов. Как носители информации следы являются вначале объектом поиска и изучения, а затем средством доказательственного познания.

Следовательно, следы преступления также должны включаться в объект познания в уголовном судопроизводстве.


Таким образом, своеобразие и поисково-познавательная значи­мость криминалистического объекта познания определяются рядом су­щественных моментов. Во-первых, тем, что в рамках этой системы с учетом потребностей практики предлагается соответствующим обра­зом конкретизированная, развернутая, углубленная совокупность эле­ментов предмета доказывания. Во-вторых, в криминалистический объект познания включаются так называемые промежуточные (вспо­могательные) факты, способствующие установлению обстоятельств предмета доказывания, являющиеся средствами их установления. В-третьих, в криминалистическом объекте познания в качестве само­стоятельной подсистемы выделяются следы как носители информа­ции, которая собирается и используется в ходе расследования. В-чет­вертых, криминалистический объект познания ориентирует практиков на установление не только обстоятельств преступления, но и других событий, так или иначе связанных с преступлением.

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТНО-КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ОБЪЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Рассмотренные в предыдущем параграфе обстоятельства в совокуп­ности образуют разработанную в криминалистике типовую информа­ционную модель объекта познания в уголовном судопроизводстве.


Ориентируясь на нее, практические работники имеют возможность со­ставить представление о том, что устанавливается в том или ином слу­чае. Однако в жизни каждое преступление, ставшее предметом право­вого реагирования, это, как правило, — уравнение со многими неизвест­ными. Чтобы его решить, наполнив типовую модель адекватным ориги­налу содержанием, необходимо получить ответы на множество вопро­сов по поводу каждого элемента познаваемой системы, выделить их компоненты, характеризуемые специфическими признаками.

Только при условии их успешного решения можно рассчитывать на полноту и достоверность характеристики изучаемого объекта, всех его юридически значимых признаков, свойств, связей, отношений.

Ниже предлагается перечень такого рода вопросов с соответствую­щими комментариями применительно вначале к субъекту и субъектив­ной стороне, а затем — к объекту и объективной стороне преступления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...