Объект и объективная сторона
Объект преступления в уголовно-правовой трактовке — это общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Более близким криминалистическому понятию объекта преступления является уго-ловно-правовое понятие предмета преступления. Предмет преступного посягательства в уголовном праве — элемент объекта посягательства, воздействуя на который преступник нарушает или пытается нарушить общественные отношения. Толкование уголовного закона позволяет считать, что законодатель под предметом преступления понимает лишь материальный субстрат объекта отношения, подвергавшийся завладению, уничтожению, преобразованию, созданию и т.д. в процессе совершения преступления либо после него. К числу такого рода объектов относятся: 1) имущество (государственное, муниципальное, коллективное и т.д.); 2) природные богатства (лес, воздух, животный мир и т.д.); 3) вещества, предметы, в отношениях которых законодателем установлены определенные запреты и ограничения с целью охраны общественной безопасности, здоровья и нравственности людей (оружие, боеприпасы, наркотики, произведения порнографического характера и т.д.); 4) произведения научного, литературного, музыкального, художественного творчества, изобретения, а также предметы, являющиеся источниками сведений, которые государство либо вообще запрещает распространять, либо запрещает распространять с нарушением установленных для этого правил; 5) предметы, являющиеся символом государственной власти (флаг, герб), эмблемами международной организации, а также памятники культуры, могилы и иные предметы, взятые под охрану государством. Криминалистическая значимость изучения объекта (предмета) посягательства обусловлена прежде всего тем, что воздействие преступника на этот объект сопряжено с возникновением различных изменений (следов). Эти изменения локализуются: 1) на месте преступного события; 2) на самом объекте, его частях; 3) в местах последующего его нахождения, укрытия, реализации; 4) на преступнике (его теле, одежде
и др.); 5) на орудиях преступления, технических средствах, использованных преступником. Установлению криминалистической характеристики объекта посягательства способствует выяснение следующих вопросов: — к какому виду собственности относится исследуемый объект (похищенный, поврежденный, уничтоженный и т.д.); — кому он принадлежит (конкретному человеку, группе людей и т.п.); — каковы признаки, назначение объекта (вес, стоимость, размер, функция и т.д.); — имелся ли к нему свободный доступ или, с точки зрения доступа, объект имел режимные ограничения; — в каком конкретно месте, в каких условиях и в каком состоянии он находился в момент преступления; — какие лица, на какой основе и каким образом обеспечивали его сохранность, использование, перевозку, реализацию, прочие операции; — какие изменения возникли на объекте во время совершения преступления; — кто до преступления обладал сведениями об объекте, месте его нахождения и условиях, в которых он находился, каким образом и по каким каналам эта информация к нему поступила; — какими документами, иной информацией подтверждается (либо может быть подтверждено), что данный объект находился во время преступления в данном месте, в данных условиях и характеризуется данными товарными, стоимостными и иными показателями. Может возникнуть необходимость исследования вопросов, связанных с источником происхождения и движения объекта вещного характера до и после преступления: когда и где он произведен, кто и как обеспечивал контроль за его качеством, откуда, каким образом и для каких целей поступил туда, где было совершено преступление, каким образом он транспортировался с места происшествия, какова его дальнейшая судьба, где, у кого, по какой причине, в каких целях он находился в данный момент.
В тех случаях, когда речь идет о физическом лице, как жертве преступления, собираются данные, характеризующие его социально-демографические, нравственно-психологические и иные признаки (пол, возраст, профессию, образование, образ и материальный уровень жизни, интересы, увлечения, намерения, состав и члены семьи, служебные и внеслужебные связи). Особое внимание во многих случаях уделяется тому, во что был одет, обут потерпевший во время преступления, какие имел при себе документы, ценности, сумки, другие сопутствующие вещи, какие следы образовались на его теле, одежде, других предметах; не принимались ли меры по их устранению; где, в каком состоя- нии находятся носители таких следов в момент получения сведении о них. Собираются и используются данные о том, не имеет ли потерпевший физических недостатков, не страдает ли психическими и другими заболеваниями, возникшими у него до и после преступления, не находился ли он в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо в беспомощном состоянии в момент совершения в отношении него преступных действий (если потерпевшей является женщина, достигшая половой зрелости, выясняется, не находилась ли она в состоянии беременности, а при совершении преступления на сексуальной почве — являлась ли потерпевшая девственницей или нет). Важное значение имеет часто вопрос о том, был ли потерпевший знаком с преступником (если был знаком, в каких отношениях с ним находился, степень их глубины, на какой почве, когда, в каких целях, при каких обстоятельствах они были установлены, поддерживались, развивались). При исследовании обстоятельств жизни потерпевшего в предкри-минальный период (профессиональная деятельность, поведение в быту и т.д.) устанавливаются различные события (покупка автомашины, ремонт квартиры, свадьба, получение крупных сумм денег и т.д.), которые проливают свет на личность преступника, мотив, обстоятельства подготовки и совершения преступления.
В случае убийства, другого преступления, повлекшего смерть потерпевшего, в условиях отсутствия данных о личности преступника особое значение имеет задача установления последних прижизненных контактов потерпевшего. Раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, мысленному воссозданию картины содеянного способствует выяснение, чем занимался потерпевший в момент столкновения с преступником, как отреагировал на активность преступника (безропотно подчинился ему, стал кричать, оказал решительное сопротивление и т.д.), как его реакция повлияла на поведение преступника. Наряду с этим выясняются существенные (с точки зрения установления истины, обеспечения неотвратимости наказания, правильного применения закона) события и обстоятельства поведения оставшегося в живых потерпевшего в посткриминальный период, т.е. после совершения в отношении его преступления. Речь идет о тех поведенческих (деятельностных) актах, которые оказали то или иное влияние на быстроту, полноту, объективность практического следоведения (что он делал сразу после совершения преступления, кого по этому поводу информировал, изменял ли он на следствии свои показания в интересах обвиняемого и т.д.). Преступление не будет раскрытым, а истина установленной, если по делу выяснены лишь отрывочные, не связанные между собой факты, отдельные элементы картины преступления, не получены четкие ответы на вопросы о том, где, когда, при каких обстоятельствах, с чего началось, во что вылилось и чем завершилось исследуемое деяние. Обязательность познания объекта в развитии, самодвижении, изменении требует от следователя выяснить весь процесс совершения преступления от начала до конца. Преступление — динамичная, развивающаяся, обусловленная активностью преступника система. Деятельностный, активный характер этой системы прежде всего проявляется в ее функциях как интегратив-ном результате возникновения и взаимодействия ее компонентов.
Поэтому при изучении преступления интерес представляют самые различные виды и формы связей: генетические (связи порождения), структурные, функциональные и т.д. Решению задач их выявления и творческого использования и должно способствовать криминалистическое понятие механизма преступления. Данным понятием обозначается ход, порядок последовательной смены причинных, функциональных и иных взаимосвязей, существующих между компонентами преступления в процессе возникновения и развития их взаимодействия. В наиболее развернутом виде система механизма преступления состоит из трех частей. Каждая из них может быть рассмотрена как относительно самостоятельная законченная деятельность: 1) подготовка к совершению преступления; 2) совершение преступления (в смысле непосредственной реализации преступного акта); 3) деятельность после совершения преступления. Эти виды деятельности могут отличаться по отдельным или по всем элементам: по субъекту (в подготовке подчас участвуют одни лица, а в исполнении преступления, его сокрытии — их соучастники); по объекту (например, цель подготовки — завладение оружием, а цель преступления — убийство путем применения этого оружия); по целям (подготовка — выяснение режима работы предприятия, совершение — хищение денег из кассы этого предприятия и т.д.); по средствам (совершение кражи путем взлома сейфа, сокрытие — поджог помещения), а также, что закономерно, по процессу и результатам деятельности. Практическое значение обобщенных данных о механизмах совершения преступлений исключительно велико. Оно выражается, в частности, в том, что, ориентируясь на общие модели типичных механизмов и их ситуационные особенности, субъекты поисково-познавательной деятельности строят мысленные модели механизма исследуемого по уголовному делу деяния, определяют места и объекты, на которых могут находиться следы преступника и преступления, выдвигают и целенаправленно проверяют соответствующие версии, принимают и реализуют различные тактические решения. Проблема механизма преступления тесно связана с вопросом о средствах преступного поведения (деятельности). Реализуя свои цели, преступники нередко составляют планы подготовки и совершения преступлений, определяют способы решения поставленных задач, подготавливают различные орудия, транспортные средства. Это и многое другое, то, что облегчает действия преступников, способствует достижению поставленных ими целей, будучи охвачено активностью данных лиц, приспособлено и использовано ими, можно рассматривать как средства преступления.
Важным элементом данной системы является способ преступления. Способ преступления играет определяющую роль в формировании информации о содеянном и лице, его совершившем. И поэтому познание способа совершения преступления можно рассматривать как метод практической деятельности, как один из путей установления истины по схеме — «от способа совершения преступления к его раскрытию». Каждый способ совершения преступления оставляет специфические, только ему присущие следы, являющиеся признаками его применения. Исследуя эти признаки, субъект поисково-познавательной деятельности в стадии выявления и расследования преступления может построить мысленную модель происшедшего, выдвинуть версию о применявшемся способе, а в ряде ситуаций еще и версию о личности преступника. Способ совершения преступлений — элемент не только умышленных, но и неосторожных преступлений. Он представляет собой систему, элементами которой являются действия, операции, движения, приемы. Поскольку не только действие, но и бездействие суть та же, целенаправленная деятельность (поведение), оно также приводит к определенным последствиям и вызывает соответствующие изменения в окружающей среде, с помощью которых оно может быть выявлено и доказано. Являясь важнейшим элементом объективной стороны состава преступления, способ совершения преступления относится к внешней стороне общественно опасного деяния, а неосторожность, как форма вины, характеризует внутреннюю сторону, т.е. относится к субъективной стороне. Выражаясь в отказе от необходимых общественно полезных действий, пассивное поведение, бездействие является негативной стороной деятельности. Все это дает основание для вывода о правомерности отнесения понятия способа преступления не только к умышленным, но и к неосторожным преступлениям, совершенным как в активной, так и в пассивной формах. Обычно достижение преступных целей становится возможным на основе применения комбинаций способов, реализуемых при подготовке, совершении, сокрытии преступления и в других акциях. Так, хищения, совершаемые должностными и материально ответственными лицами, организованными в группы, предполагают соответствующие способы формирования преступной группы (путем подкупа, шантажа, использования служебной зависимости и т.д.), способы создания резерва для хищения, завладения похищенным, его транспортировки, сбыта, принятия мер против разоблачения и т.д. Таким образом, на каждом этапе преступной деятельности достигаются определенные результаты на основе применения различных средств, включая способы действий. В свете рассмотренных положений может быть сформулирована еще одна группа вопросов, выясняемых в целях установления содержания познаваемого деяния. В частности, при исследовании обстоятельств криминального поведения в стадии исполнения преступления, следует получить ответы на следующие вопросы: — где, когда, при каких обстоятельствах, какие, в какой последовательности были совершены преступные действия (имели место акты бездействия); — какие задачи преследовались на каждом этапе преступного поведения, в какой мере они были достигнуты; — обеспечивалось ли совершение преступных действий речевым, мимическим и иным сопровождением, что это дало; — как и каким образом реагировал преступник на непредвиденные обстоятельства (какие), осложнявшие его задачи, корректировал ли свои действия по этой причине; — какие возможности (языковые, интеллектуальные, физические и т.д.) и технические средства, предметы использовались преступником для достижения своей цели; — кем, с помощью кого (чего), каким образом были созданы возможности для совершения преступления; — кому принадлежат использованные преступником вещи, документы, предметы, где, когда, каким образом они оказались в его распоряжении, какими отличительными признаками характеризуются (могут также выясняться и другие вопросы по этому поводу, аналогичные тем, что рассмотрены выше применительно к вещному предмету преступного посягательства). Вступая в физический контакт с предметом посягательства, нейтрализуя оказанное ему сопротивление, преодолевая преграды, взаимодействуя с другими предметами и вещами при подготовке и совершении преступления, преступник выступает не только в качестве следооб-разующего, но и следовоспринимающего объекта. Поэтому в задачу практического следоведения входит выяснение, какие следы образовались при этом на теле, одежде, других вещах преступника, какие, где и на каких объектах им оставлены следы. Общей задачей исследования обстоятельств преступления является также установление характера последствий, то есть какой, в каком размере, кому при этом причинен вред (не только потерпевшему, но и иным лицам, охраняемым законом отношениям, включая вред, причиненный преступнику, например со стороны потерпевшего в порядке самообороны, лицам, участвовавшим в пресечении преступных действий), имеется ли причинная связь между исследуемыми по делу действиями и возникшими последствиями. При исследовании поведения преступника после совершения преступления выявляются и исследуются все события, характеризующие его личность, влияющие на характер и меру его ответственности, а также события, связанные с реализацией возможностей, открывшихся в результате совершенного преступления, ликвидацией последствий содеянного, оказанием содействия правоохранительным органам в выявлении и раскрытии преступления, с изобличением соучастников либо оказанием противодействия органам дознания и предварительного следствия (явка с повинной, принуждение свидетелей к даче ложных показаний, сбыт похищенного, устранение материальных следов преступления, оказание давления на следствие и т.д.). Системный подход предполагает изучение и описание не только преступления, но и связанных с ним других видов человеческой деятельности. Это объясняется тем, что в реальной жизни один вид деятельности опирается на другой. Деятельность может являться основной, обусловливать новый вид деятельности, выступать в виде продолжения, развития одного или нескольких видов деятельности, предшествовавших ей. Различные виды деятельности могут не только переходить один в другой, но и перекрещиваться, взаимодействовать, сливаться, образуя порой сложные структуры. Сходство отдельных компонентов преступных и непреступных видов деятельности, связанных так или иначе между собой, позволяет устанавливать неизвестные виды деятельности, отправляясь от знаний о других. Сказанное прежде всего касается субъекта преступления, тех видов поведения и деятельности в пред- и посткриминальный периоды, участником которых он является (в сфере выполнения профессиональных функций, в быту, на отдыхе и т.д.). С ними нередко связано формирование его антиобщественных установок, специфических личностных черт и наклонностей, жизненных планов и средств их реализации, образа жизни, ближайшего окружения, преступных навыков и т.д. Во многих случаях жизнедеятельность преступников в периоды до и после совершения преступления, их деятельность во время преступления оказываются связанными с другими элементами преступления (предметом посягательства, орудиями преступлений и т.д.). Так, профессиональная деятельность лиц, убитых при разбойных нападениях на учреждения, организации, предприятия, может быть связана с его охраной, с обеспечением хранения, реализации материальных ценностей и денежных средств, завладение которыми входило в намерение преступников. Огнестрельное оружие, захваченное преступниками в целях его последующего использования, может быть связано с профессиональной деятельностью работников милиции по охране общественного порядка, у которых оно похищено при нападении на них. Вместе с тем предмет преступления, оружие и другие предметы, использованные преступниками, всегда связаны в плане их производства, хранения и т.п. с деятельностью других лиц, а не только преступников и потерпевших как в сфере реализации их профессиональных, так и иных функций. Так, возникновение цели преступления может основываться на знании того, что кассир предприятия оставляет на ночь без охраны в своем рабочем столе или сейфе крупные денежные суммы. Недостатки в деятельности по охране автопарка, автостоянки могут явиться стимулом для осведомленных в этом лиц совершить угон транспортного средства. Поэтому выяснение того, с какой деятельностью и каких лиц связаны происхождение, эксплуатация, хранение, ремонт материальных объектов как элементов преступной структуры создает реальные предпосылки для раскрытия преступлений, выявления лиц, в виновной или невиновной формах причастных к этому событию, его истокам, последствиям, изобличения преступников, их пособников, укрывателей, недоносителей, попустителей, а также выявления свидетелей и обнаружения материальных следов содеянного. В связи с этим особое значение имеет исследование вопроса о том, осуществлялась ли подготовка (и каким способом) к совершению преступления или оно было спонтанным. В случае установления факта подготовки к совершению преступления выясняется: где, когда, на протяжении какого временного интервала, при каких обстоятельствах она осуществлялась; какие при этом ставились задачи, каким способом, с привлечением каких сил, средств и возможностей, в какой последовательности они решались, осуществлялась ли их корректировка, если да, то в силу каких причин. Как в ходе подготовки к совершению запланированных преступлений, так и независимо от этого, их участники нередко совершают противоправные акты, в том числе другие преступления. Отсюда задача — выяснение, не совершал ли обвиняемый в период, предшествовавший расследуемому преступлению, другие противоправные деяния. При изучении посткриминального поведения преступника большое внимание должно быть уделено выяснению вопроса, не совершил ли заподозренный (подозреваемый, обвиняемый) других преступлений после совершения расследуемого деяния, за которое он не понес ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|