Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и объективная сторона




Объект преступления в уголовно-правовой трактовке — это обще­ственные отношения, охраняемые уголовным законом. Более близким криминалистическому понятию объекта преступления является уго-ловно-правовое понятие предмета преступления. Предмет преступного посягательства в уголовном праве — элемент объекта посягательства, воздействуя на который преступник нарушает или пытается нарушить общественные отношения.

Толкование уголовного закона позволяет считать, что законодатель под предметом преступления понимает лишь материальный субстрат объекта отношения, подвергавшийся завладению, уничтожению, пре­образованию, созданию и т.д. в процессе совершения преступления либо после него.

К числу такого рода объектов относятся:

1) имущество (государственное, муниципальное, коллективное и т.д.);

2) природные богатства (лес, воздух, животный мир и т.д.);

3) вещества, предметы, в отношениях которых законодателем уста­новлены определенные запреты и ограничения с целью охраны общест­венной безопасности, здоровья и нравственности людей (оружие, бое­припасы, наркотики, произведения порнографического характера и т.д.);

4) произведения научного, литературного, музыкального, художе­ственного творчества, изобретения, а также предметы, являющиеся ис­точниками сведений, которые государство либо вообще запрещает рас­пространять, либо запрещает распространять с нарушением установ­ленных для этого правил;

5) предметы, являющиеся символом государственной власти (флаг, герб), эмблемами международной организации, а также памятники культуры, могилы и иные предметы, взятые под охрану государством.

Криминалистическая значимость изучения объекта (предмета) по­сягательства обусловлена прежде всего тем, что воздействие преступ­ника на этот объект сопряжено с возникновением различных измене­ний (следов). Эти изменения локализуются: 1) на месте преступного события; 2) на самом объекте, его частях; 3) в местах последующего его нахождения, укрытия, реализации; 4) на преступнике (его теле, одежде


и др.); 5) на орудиях преступления, технических средствах, использо­ванных преступником.

Установлению криминалистической характеристики объекта пося­гательства способствует выяснение следующих вопросов:

— к какому виду собственности относится исследуемый объект (похищенный, поврежденный, уничтоженный и т.д.);

— кому он принадлежит (конкретному человеку, группе людей и т.п.);

— каковы признаки, назначение объекта (вес, стоимость, размер, функция и т.д.);

— имелся ли к нему свободный доступ или, с точки зрения доступа, объект имел режимные ограничения;

— в каком конкретно месте, в каких условиях и в каком состоянии он находился в момент преступления;

— какие лица, на какой основе и каким образом обеспечивали его сохранность, использование, перевозку, реализацию, прочие операции;

— какие изменения возникли на объекте во время совершения пре­ступления;

— кто до преступления обладал сведениями об объекте, месте его нахождения и условиях, в которых он находился, каким образом и по каким каналам эта информация к нему поступила;

— какими документами, иной информацией подтверждается (либо может быть подтверждено), что данный объект находился во время преступления в данном месте, в данных условиях и характеризуется данными товарными, стоимостными и иными показателями.

Может возникнуть необходимость исследования вопросов, связан­ных с источником происхождения и движения объекта вещного харак­тера до и после преступления: когда и где он произведен, кто и как обеспечивал контроль за его качеством, откуда, каким образом и для каких целей поступил туда, где было совершено преступление, каким образом он транспортировался с места происшествия, какова его даль­нейшая судьба, где, у кого, по какой причине, в каких целях он находил­ся в данный момент.

В тех случаях, когда речь идет о физическом лице, как жертве пре­ступления, собираются данные, характеризующие его социально-демо­графические, нравственно-психологические и иные признаки (пол, возраст, профессию, образование, образ и материальный уровень жизни, интересы, увлечения, намерения, состав и члены семьи, служеб­ные и внеслужебные связи). Особое внимание во многих случаях уде­ляется тому, во что был одет, обут потерпевший во время преступления, какие имел при себе документы, ценности, сумки, другие сопутствую­щие вещи, какие следы образовались на его теле, одежде, других пред­метах; не принимались ли меры по их устранению; где, в каком состоя-


нии находятся носители таких следов в момент получения сведении о них.

Собираются и используются данные о том, не имеет ли потерпев­ший физических недостатков, не страдает ли психическими и другими заболеваниями, возникшими у него до и после преступления, не нахо­дился ли он в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо в беспомощном состоянии в момент совершения в отношении него преступных действий (если потерпевшей является женщина, достиг­шая половой зрелости, выясняется, не находилась ли она в состоянии беременности, а при совершении преступления на сексуальной почве — являлась ли потерпевшая девственницей или нет).

Важное значение имеет часто вопрос о том, был ли потерпевший знаком с преступником (если был знаком, в каких отношениях с ним находился, степень их глубины, на какой почве, когда, в каких целях, при каких обстоятельствах они были установлены, поддерживались, развивались).

При исследовании обстоятельств жизни потерпевшего в предкри-минальный период (профессиональная деятельность, поведение в быту и т.д.) устанавливаются различные события (покупка автомашины, ре­монт квартиры, свадьба, получение крупных сумм денег и т.д.), которые проливают свет на личность преступника, мотив, обстоятельства подго­товки и совершения преступления.

В случае убийства, другого преступления, повлекшего смерть по­терпевшего, в условиях отсутствия данных о личности преступника особое значение имеет задача установления последних прижизненных контактов потерпевшего.

Раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, мысленно­му воссозданию картины содеянного способствует выяснение, чем за­нимался потерпевший в момент столкновения с преступником, как отреагировал на активность преступника (безропотно подчинился ему, стал кричать, оказал решительное сопротивление и т.д.), как его реак­ция повлияла на поведение преступника.

Наряду с этим выясняются существенные (с точки зрения установ­ления истины, обеспечения неотвратимости наказания, правильного применения закона) события и обстоятельства поведения оставшегося в живых потерпевшего в посткриминальный период, т.е. после совер­шения в отношении его преступления. Речь идет о тех поведенческих (деятельностных) актах, которые оказали то или иное влияние на бы­строту, полноту, объективность практического следоведения (что он делал сразу после совершения преступления, кого по этому поводу информировал, изменял ли он на следствии свои показания в интересах обвиняемого и т.д.).


Преступление не будет раскрытым, а истина установленной, если по делу выяснены лишь отрывочные, не связанные между собой факты, отдельные элементы картины преступления, не получены четкие отве­ты на вопросы о том, где, когда, при каких обстоятельствах, с чего началось, во что вылилось и чем завершилось исследуемое деяние.

Обязательность познания объекта в развитии, самодвижении, изме­нении требует от следователя выяснить весь процесс совершения пре­ступления от начала до конца.

Преступление — динамичная, развивающаяся, обусловленная ак­тивностью преступника система. Деятельностный, активный характер этой системы прежде всего проявляется в ее функциях как интегратив-ном результате возникновения и взаимодействия ее компонентов.

Поэтому при изучении преступления интерес представляют самые различные виды и формы связей: генетические (связи порождения), структурные, функциональные и т.д. Решению задач их выявления и творческого использования и должно способствовать криминалисти­ческое понятие механизма преступления.

Данным понятием обозначается ход, порядок последовательной смены причинных, функциональных и иных взаимосвязей, существую­щих между компонентами преступления в процессе возникновения и развития их взаимодействия.

В наиболее развернутом виде система механизма преступления со­стоит из трех частей. Каждая из них может быть рассмотрена как отно­сительно самостоятельная законченная деятельность: 1) подготовка к совершению преступления; 2) совершение преступления (в смысле не­посредственной реализации преступного акта); 3) деятельность после совершения преступления.

Эти виды деятельности могут отличаться по отдельным или по всем элементам: по субъекту (в подготовке подчас участвуют одни лица, а в исполнении преступления, его сокрытии — их соучастники); по объек­ту (например, цель подготовки — завладение оружием, а цель преступ­ления — убийство путем применения этого оружия); по целям (подго­товка — выяснение режима работы предприятия, совершение — хище­ние денег из кассы этого предприятия и т.д.); по средствам (совершение кражи путем взлома сейфа, сокрытие — поджог помещения), а также, что закономерно, по процессу и результатам деятельности. Практичес­кое значение обобщенных данных о механизмах совершения преступ­лений исключительно велико. Оно выражается, в частности, в том, что, ориентируясь на общие модели типичных механизмов и их ситуацион­ные особенности, субъекты поисково-познавательной деятельности строят мысленные модели механизма исследуемого по уголовному делу деяния, определяют места и объекты, на которых могут находить­ся следы преступника и преступления, выдвигают и целенаправленно


проверяют соответствующие версии, принимают и реализуют различ­ные тактические решения.

Проблема механизма преступления тесно связана с вопросом о средствах преступного поведения (деятельности).

Реализуя свои цели, преступники нередко составляют планы подго­товки и совершения преступлений, определяют способы решения по­ставленных задач, подготавливают различные орудия, транспортные средства. Это и многое другое, то, что облегчает действия преступни­ков, способствует достижению поставленных ими целей, будучи охва­чено активностью данных лиц, приспособлено и использовано ими, можно рассматривать как средства преступления.

Важным элементом данной системы является способ преступления. Способ преступления играет определяющую роль в формировании ин­формации о содеянном и лице, его совершившем. И поэтому познание способа совершения преступления можно рассматривать как метод практической деятельности, как один из путей установления истины по схеме — «от способа совершения преступления к его раскрытию».

Каждый способ совершения преступления оставляет специфичес­кие, только ему присущие следы, являющиеся признаками его приме­нения. Исследуя эти признаки, субъект поисково-познавательной дея­тельности в стадии выявления и расследования преступления может построить мысленную модель происшедшего, выдвинуть версию о при­менявшемся способе, а в ряде ситуаций еще и версию о личности пре­ступника.

Способ совершения преступлений — элемент не только умышлен­ных, но и неосторожных преступлений.

Он представляет собой систему, элементами которой являются дей­ствия, операции, движения, приемы. Поскольку не только действие, но и бездействие суть та же, целенаправленная деятельность (поведение), оно также приводит к определенным последствиям и вызывает соответ­ствующие изменения в окружающей среде, с помощью которых оно может быть выявлено и доказано. Являясь важнейшим элементом объ­ективной стороны состава преступления, способ совершения преступ­ления относится к внешней стороне общественно опасного деяния, а неосторожность, как форма вины, характеризует внутреннюю сторону, т.е. относится к субъективной стороне.

Выражаясь в отказе от необходимых общественно полезных дейст­вий, пассивное поведение, бездействие является негативной стороной деятельности.

Все это дает основание для вывода о правомерности отнесения по­нятия способа преступления не только к умышленным, но и к неосто­рожным преступлениям, совершенным как в активной, так и в пассив­ной формах.


Обычно достижение преступных целей становится возможным на основе применения комбинаций способов, реализуемых при подготов­ке, совершении, сокрытии преступления и в других акциях. Так, хище­ния, совершаемые должностными и материально ответственными ли­цами, организованными в группы, предполагают соответствующие спо­собы формирования преступной группы (путем подкупа, шантажа, ис­пользования служебной зависимости и т.д.), способы создания резерва для хищения, завладения похищенным, его транспортировки, сбыта, принятия мер против разоблачения и т.д.

Таким образом, на каждом этапе преступной деятельности достига­ются определенные результаты на основе применения различных средств, включая способы действий.

В свете рассмотренных положений может быть сформулирована еще одна группа вопросов, выясняемых в целях установления содержа­ния познаваемого деяния. В частности, при исследовании обстоя­тельств криминального поведения в стадии исполнения преступления, следует получить ответы на следующие вопросы:

— где, когда, при каких обстоятельствах, какие, в какой последова­тельности были совершены преступные действия (имели место акты бездействия);

— какие задачи преследовались на каждом этапе преступного пове­дения, в какой мере они были достигнуты;

— обеспечивалось ли совершение преступных действий речевым, мимическим и иным сопровождением, что это дало;

— как и каким образом реагировал преступник на непредвиденные обстоятельства (какие), осложнявшие его задачи, корректировал ли свои действия по этой причине;

— какие возможности (языковые, интеллектуальные, физические и т.д.) и технические средства, предметы использовались преступни­ком для достижения своей цели;

— кем, с помощью кого (чего), каким образом были созданы воз­можности для совершения преступления;

— кому принадлежат использованные преступником вещи, доку­менты, предметы, где, когда, каким образом они оказались в его распо­ряжении, какими отличительными признаками характеризуются (могут также выясняться и другие вопросы по этому поводу, аналогич­ные тем, что рассмотрены выше применительно к вещному предмету преступного посягательства).

Вступая в физический контакт с предметом посягательства, нейтра­лизуя оказанное ему сопротивление, преодолевая преграды, взаимо­действуя с другими предметами и вещами при подготовке и соверше­нии преступления, преступник выступает не только в качестве следооб-разующего, но и следовоспринимающего объекта.


Поэтому в задачу практического следоведения входит выяснение, какие следы образовались при этом на теле, одежде, других вещах пре­ступника, какие, где и на каких объектах им оставлены следы.

Общей задачей исследования обстоятельств преступления являет­ся также установление характера последствий, то есть какой, в каком размере, кому при этом причинен вред (не только потерпевшему, но и иным лицам, охраняемым законом отношениям, включая вред, причи­ненный преступнику, например со стороны потерпевшего в порядке самообороны, лицам, участвовавшим в пресечении преступных дейст­вий), имеется ли причинная связь между исследуемыми по делу дейст­виями и возникшими последствиями.

При исследовании поведения преступника после совершения пре­ступления выявляются и исследуются все события, характеризующие его личность, влияющие на характер и меру его ответственности, а также события, связанные с реализацией возможностей, открывшихся в результате совершенного преступления, ликвидацией последствий содеянного, оказанием содействия правоохранительным органам в вы­явлении и раскрытии преступления, с изобличением соучастников либо оказанием противодействия органам дознания и предварительно­го следствия (явка с повинной, принуждение свидетелей к даче ложных показаний, сбыт похищенного, устранение материальных следов пре­ступления, оказание давления на следствие и т.д.).

Системный подход предполагает изучение и описание не только преступления, но и связанных с ним других видов человеческой дея­тельности. Это объясняется тем, что в реальной жизни один вид дея­тельности опирается на другой.

Деятельность может являться основной, обусловливать новый вид деятельности, выступать в виде продолжения, развития одного или нескольких видов деятельности, предшествовавших ей. Различные виды деятельности могут не только переходить один в другой, но и перекрещиваться, взаимодействовать, сливаться, образуя порой слож­ные структуры. Сходство отдельных компонентов преступных и непре­ступных видов деятельности, связанных так или иначе между собой, позволяет устанавливать неизвестные виды деятельности, отправляясь от знаний о других.

Сказанное прежде всего касается субъекта преступления, тех видов поведения и деятельности в пред- и посткриминальный периоды, участником которых он является (в сфере выполнения профессиональ­ных функций, в быту, на отдыхе и т.д.). С ними нередко связано форми­рование его антиобщественных установок, специфических личностных черт и наклонностей, жизненных планов и средств их реализации, об­раза жизни, ближайшего окружения, преступных навыков и т.д. Во многих случаях жизнедеятельность преступников в периоды до и после


совершения преступления, их деятельность во время преступления оказываются связанными с другими элементами преступления (пред­метом посягательства, орудиями преступлений и т.д.). Так, профессио­нальная деятельность лиц, убитых при разбойных нападениях на уч­реждения, организации, предприятия, может быть связана с его охра­ной, с обеспечением хранения, реализации материальных ценностей и денежных средств, завладение которыми входило в намерение преступ­ников. Огнестрельное оружие, захваченное преступниками в целях его последующего использования, может быть связано с профессиональ­ной деятельностью работников милиции по охране общественного по­рядка, у которых оно похищено при нападении на них. Вместе с тем предмет преступления, оружие и другие предметы, использованные преступниками, всегда связаны в плане их производства, хранения и т.п. с деятельностью других лиц, а не только преступников и потер­певших как в сфере реализации их профессиональных, так и иных функций. Так, возникновение цели преступления может основываться на знании того, что кассир предприятия оставляет на ночь без охраны в своем рабочем столе или сейфе крупные денежные суммы. Недостатки в деятельности по охране автопарка, автостоянки могут явиться стиму­лом для осведомленных в этом лиц совершить угон транспортного средства.

Поэтому выяснение того, с какой деятельностью и каких лиц связа­ны происхождение, эксплуатация, хранение, ремонт материальных объектов как элементов преступной структуры создает реальные пред­посылки для раскрытия преступлений, выявления лиц, в виновной или невиновной формах причастных к этому событию, его истокам, послед­ствиям, изобличения преступников, их пособников, укрывателей, недо­носителей, попустителей, а также выявления свидетелей и обнаруже­ния материальных следов содеянного.

В связи с этим особое значение имеет исследование вопроса о том, осуществлялась ли подготовка (и каким способом) к совершению пре­ступления или оно было спонтанным.

В случае установления факта подготовки к совершению преступле­ния выясняется: где, когда, на протяжении какого временного интерва­ла, при каких обстоятельствах она осуществлялась; какие при этом ставились задачи, каким способом, с привлечением каких сил, средств и возможностей, в какой последовательности они решались, осущест­влялась ли их корректировка, если да, то в силу каких причин.

Как в ходе подготовки к совершению запланированных преступле­ний, так и независимо от этого, их участники нередко совершают про­тивоправные акты, в том числе другие преступления. Отсюда задача — выяснение, не совершал ли обвиняемый в период, предшествовавший расследуемому преступлению, другие противоправные деяния.


При изучении посткриминального поведения преступника большое внимание должно быть уделено выяснению вопроса, не совершил ли заподозренный (подозреваемый, обвиняемый) других преступлений после совершения расследуемого деяния, за которое он не понес ответ­ственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...