Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и уровни организационного обеспечения поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве




Понятие «организация какой-либо деятельности» означает учре­дить, основать, подготовить, упорядочить, устроить что-либо. Это отно­сится и к определению понятия организации правоприменительной деятельности в уголовном судопроизводстве, но не исчерпывает его содержания.

Криминалистика призвана обеспечивать поисково-познавательную функцию предварительного расследования и других видов правопри­менительной деятельности в уголовном судопроизводстве. Поэтому криминалистический аспект организации указанного познания пред­полагает создание предпосылок, условий для своевременного запуска и эффективного функционирования механизма ППД. Организация ППД осуществляется на стратегическом и тактическом уровнях:

— на стратегическом уровне — это реализация комплекса организа­ционных мер, важных для всего цикла ППД;

— на тактическом уровне — это организация производства отдель­ных действий, а также определенных тактических операций (тактичес­ких комплексов действий).

Таким образом, организовать поисково-познавательную деятель­ность в уголовном судопроизводстве — это значит разработать и реали­зовать программу производства определенного комплекса общих и си­туационных подготовительных и вспомогательных мероприятий, спо­собствующих решению правовых и криминалистических задач.

Если перевести это определение на язык конкретных практических шагов, то организацию поисково-познавательной деятельности схема­тично можно изобразить следующим образом:

— построить, изучить и адекватно оценить сложившуюся ситуа­цию;

— определить направление (направления) предстоящей работы и выдвинуть необходимые версии;


— исходя из цели деятельности, результатов анализа ситуации и изучения версий, сформулировать задачи, подлежащие решению;

— составить план работы по проверке выдвинутых версий и реше­ния иных задач, предусмотрев в нем, с чего ее начать, как продолжать, какие действия и мероприятия надо выполнить, в какой последователь­ности, в какие сроки и какими силами;

— определить и реализовать вспомогательные меры (изучить нор­мативные и криминалистические источники, пригласить необходимых специалистов, обеспечить требуемые технические средства, транспорт и т.д.).

После этого начинается этап реализации разработанной програм­мы, дается оценка хода и качества работы (со всеми ее плюсами и минусами), достигнутых результатов, изменившейся ситуации, опре­деляются новые задачи, вносятся коррективы в план работы и ее кадро­вое, техническое и иное обеспечение и реализуется уточненная про­грамма очередного этапа деятельности.

Эти циклы периодически возобновляются вплоть до полного дости­жения цели деятельности.

Реальное практическое следоведение, если не считать исходных данных как повода для уголовно-правового реагирования, начинается практически с нулевой отметки, как говорится, на ровном месте. Исход­ные данные — это лишь идея, импульс, порождающие дальнейшую ак­тивность познающе-преобразующего субъекта. Если воспользоваться аналогией, его дальнейшая деятельность может быть представлена в виде динамичной системы, последовательно проходящей через три ста­дии в своем развитии:

— стадию написания сценария на заданную исходной идеей тему;

— стадию режиссерской подготовки (постановки) спектакля;

— стадию публичного театрального представления как исполнения замыслов автора и режиссера-постановщика.

В уголовном судопроизводстве бремя организации практического следоведения главным образом лежит на плечах лица, его осуществля­ющего. Выполняя данную функцию, он как бы един во многих лицах. В своеобразном театре одного актера указанный субъект выступает в на­чале в качестве автора сценария, затем — режиссера (вместе с помощ­никами последнего) и наконец — исполнителя главной роли и... в то же время театрального критика собственного творчества, а также субъекта его совершенствования и развития.

Он должен не только создать опорную базу и запустить механизм поиска и познаьля, но и управлять им, непрерывно воплощать в жизнь идеи и замыслы по ходу его функционирования, выполнять всю «белую» и «черную» работу по его обеспечению, обслуживанию, кон­тролю за качеством выполняемой работы. Эта многотрудная, много-


профильная работа осуществляется повседневно, на всем протяжении познавательного процесса. Она представляет собой единство мысли­тельных операций и практических шагов и сопряжена с реализацией не только собственного интеллектуального потенциала, профессиональ­ных знаний, опыта, навыков, умений, самостоятельно выполняемых действий и мероприятий, но и с вовлечением в орбиту практического следоведения возможностей, сил и средств внешнего порядка. В ходе организации своей работы субъект практического следоведения строит и реализует различные виды мысленных моделей. Основными являют­ся такие:

— модели ситуаций;

— модели задач деятельности;

— модели путей и средств решения задач;

— модели условий (предпосылок) оптимальной деятельности. С учетом собираемых фактических данных и модельной информа­ции принимаются и реализуются различные правовые, криминалисти­ческие, организационные и управленческие решения. Они чаще всего касаются следующих моментов:

— привлечения в необходимых случаях к участию в процессуаль­ных и непроцессуальных действиях специалистов;

— своевременного назначения и обеспечения условий эффектив­ного производства судебных экспертиз;

— получения санкций на производство соответствующих действий и мероприятий;

— истребования отсрочек на продолжение соответствующего про­изводства в случае его незавершенности в установленные сроки;

— привлечения в необходимых случаях к участию в намеченных действиях и мероприятиях понятых, статистов (в частности, при опо­знании), иных лиц (например, представителей администрации пред­приятия при производстве действий на его территории);

— обращения в случае необходимости к помощи средств массовой информации;

— подготовки и применения нужных в тот или иной момент средств криминалистической, организационной и иной техники, средств спецсвязи и транспорта;

— отыскания и изучения необходимого нормативного материала, методической, справочной и иной литературы;

— организации взаимодействия со своими коллегами, представите­лями других правоохранительных, прочих государственных и общест­венных структур.

Организационную помощь оказывают руководители подразделе­ний следственных органов и органов прокуратуры, вышестоящие орга­ны (например, в части создания оперативных, следственных, оператив-


но-следственных бригад, в оснащении новейшими средствами крими­налистической техники, выделении рабочих помещений, транспорта). В системе организационных вопросов результаты решения лишь неко­торых из них обычно рассчитаны на сколь-нибудь длительное исполь­зование. (Например, создание бригады следователей для расследова­ния уголовного дела, взаимодействие следователя и органа дознания.) Основная же масса вопросов касается удовлетворения локальных, по­вседневных потребностей, задач текущего момента, дня либо несколь­ких ближайших рабочих дней, а то и часов. Каждая задумка, каждое отдельно взятое действие или мероприятие требуют самостоятельного организационного обеспечения.

Одно из фундаментальных правил организации практического сле-доведения состоит в следующем. Сформулировав поисковую или по­знавательную задачу (задачи), субъект деятельности должен прежде всего определиться, во-первых, в том, в состоянии ли он самостоятель­но, не обращаясь ни к чьей помощи, успешно решить эту задачу; во-вто­рых, что ему необходимо предпринять в плане подготовки предстояще­го действия (мероприятия). В соответствии с этим намечается и реали­зуется план соответствующих мер.

Так, если следователь на ближайший рабочий день запланировал допрос подозреваемого у себя в служебном кабинете, а затем выезд для производства обыска в его жилище, он обязан по-своему организовать производство того и другого действия. В первом случае ему могут по­требоваться какие-то материалы дела, которые нужно изучить, звуко­записывающая аппаратура, которую необходимо подготовить. Во вто­ром случае организационные мероприятия будут носить иной харак­тер. Надо будет договориться с руководством органа дознания о выде­лении ему в помощь оперативного работника, поручить местному участковому инспектору пригласить понятых, получить санкцию про­курора на производство обыска, решить вопрос о поисковых техничес­ких средствах, выделении транспорта и т.д.

В том же случае, когда для решения стоящей задачи недостаточно сил и возможностей одного человека, тот, кому поручено ее исполне­ние, обдумывает, кто именно, для каких целей с использованием каких возможностей необходим в данном случае. Следующий шаг — самосто­ятельно либо с помощью руководителей подразделения, коллег обеспе­чить участие соисполнителей, других лиц в планируемой деятельнос­ти. Выдвигаемые в связи с этим идеи, предложения, высказываемые соображения должны базироваться прежде всего на максимальном ис­пользовании собственных здравого смысла, догадок, знаний, практи­ческого опыта, возможностей. Если они не позволяют занять конструк­тивную позицию, недостаточны для формирования и реализации чет­кой модели предстоящей деятельности, полезными могут оказаться


обмен мнениями с более опытными коллегами по работе, получение консультаций у других сведущих лиц, изучение специальных методи­ческих и иных литературных источников, положительного опыта раз­решения аналогичных ситуаций, зафиксированного в архивных доку­ментах, надзорных производствах и т.д.

В качестве важного в организации работы следователя нередко вы­ступает принцип кооперирования труда.

Объединение усилий и возможностей (интеллектуальных, техни­ческих и т.д.) двух и более лиц для совместного решения какой-либо задачи может быть кратковременным (например, для производства одного действия или мероприятия), и также более либо менее долгов­ременным.

Одной из самых эффективных форм долговременного коопериро­вания труда является ведение поисково-познавательной деятельности групповым методом. Данный метод реализуется в деятельности судеб­ных экспертов (чаще всего при производстве комиссионных и ком­плексных экспертиз), в оперативно-розыскной деятельности и в след­ственной практике. Следственные бригады, оперативно-следственные группы обычно формируются в целях обеспечения успешного решения экстренных, сложных, трудоемких задач, для выполнения большого объема работы по делам о многоэпизодных преступлениях, о преступ­лениях, совершенных группами лиц, в иных случаях, имеющих особую социальную значимость.

Кооперирование труда эффективно лишь тогда, когда оно осущест­вляется на основе тесного делового взаимодействия участников бригад, групп, комиссий. А это, в свою очередь, предполагает осуществление деятельности по единому согласованному плану путем проведения скоординированных действий, четкость в распределении обязаннос­тей, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимоин­формированность о результатах работы каждого участника взаимодей­ствия, максимально полное использование оперативного сопровожде­ния следственных действий и следственного сопровождения оператив­но-розыскных мероприятий.

Разовые, кратковременные, как и тесные, многоплановые, длящиеся взаимодействия могут осуществляться по вертикали (с представителя­ми вышестоящей организации) и по горизонтали (например, с коллега­ми из смежных территориальных органов того же уровня). Субъекты следоведения взаимодействуют с официальными и частными лицами, с работниками других правоохранительных и иных органов (например, контролирующих органов), с членами своего коллектива и других тру­довых коллективов. Взаимодействие осуществляется на внутриведом­ственном и межведомственном, внутригосударственном и межгосудар­ственном уровнях. Все зависит от того, какие задачи должны быть


решены на базе объединения различных сил, средств, возможностей, каковы масштаб и локализация планируемой деятельности, какое время отведено на решение поставленных задач и ряда других обстоя-гельств.

Вопрос о четкости в организации работы особую значимость приоб­ретает в том случае, когда в производстве одного и того же субъекта практического следоведения находится одновременно несколько дел или материалов (либо и дел, и материалов). В данных условиях при­оритетный характер имеет определение, какие задачи в рамках различ­ных производств являются экстренными, требующими неотложного решения (например, в силу того, что истекает установленный срок про­изводства). Затем осуществляются их первоочередное организацион­ное обеспечение и реализация. Дальнейшая работа может строиться на основе таких подходов:

— выполнения сходных действий по различным производствам в отведенный для этого период времени (например, назначения судеб­ных экспертиз, допроса свидетелей);

— попеременной работы по отдельным производствам в те или иные временные отрезки.

Изложенное свидетельствует, что принцип организационного обес­печения предполагает активную, целенаправленную, напряженную, каждодневную работу субъекта практического следоведения на всем пути поиска и познания. Организовать эту деятельность раз и навсегда нельзя, как нельзя построить здание одним махом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...