Пример листа подсчета результатов
Крупник, продавец
1 9 7 Ткаченко 2 2 5 8 Федотов 3 - Для экономии времени подсчет прибыли и убытков (заполнение последних двух столбцов листа) можно проводить по окончании игры. Нужно обратить внимание студентов на то, что они должны с максимальной пользой распорядиться имеющимся в их распоряжении ограниченным временным ресурсом (чистое время торгов составляет 15 минут и не будет продлено). Заполнив листы учета результатов, оба партнера по сделке подходят к ассистенту, заполняющему таблицу учета сделок, и сообщают ему цену совершенной сделки. Затем они подходят к ассистенту, заполняющему таблицу спроса и предложения, сообщают ему, какие цены стояли у них на карточках, после чего получают новые карточки и возвращаются на место торгов. В функции преподавателя в игре входит контроль за соблюдением ее правил (торги должны происходить в отведенном месте, играющие получают новые карточки случайным образом, никто не имеет права выбирать «хорошую» карточку). Также преподаватель должен следить за соблюдением этики бизнеса: когда продавец и покупатель уже ударили по рукам, т.е. договорились о цене, ни один из них не имеет права расторгнуть сделку, даже услышав о более выгодном предложении. После окончания пятого раунда студенты должны подвести итоги их торговой деятельности в листе учета результатов (посчитать суммарную прибыль и суммарный убыток и, вычтя меньшую величину из большей, определить итоговую прибыль (убыток)). Преподаватель определяет победителей игры — продавца и покупателя, получивших наибольшую прибыль. Они должны выступить и объяснить свой успех. Победители игры и ее наиболее активные участники (те, кто совершил наибольшее количество сделок) награждаются небольшими призами.
Обсуждение. Обсуждение строится вокруг следующих вопросов: — кто из игроков находился в более выгодных условиях: покупатели или продавцы (все находились в равном положении, это можно продемонстрировать, показав распределение карточек в таблице спроса и предложения)? —кто определяет рыночную цену: продавец или покупатель (цена устанавливается путем взаимного согласования покупателем и продавцом своих интересов)? —какую полезную информацию можно было извлечь из таблицы учета сделок в ходе игры (заметив, по каким ценам наиболее часто заключаются сделки, можно определить для себя допустимые границы, в рамках которых разумно вести торги)? —чем смоделированная в ходе игры рыночная ситуация отличается от реальной (в реальной жизни существуют разные сорта кофе, отличающиеся по качеству и по цене, цена сделки зависит также и от объема поставки (в игре объем сделки был всегда одинаков), как правило, число участников рыночных операций больше и они не обладают полной информацией о рынке)? На основании данных проведенной игры строятся графики спроса и предложения. В ходе заполнения таблицы спроса и предложения необходимо совместно сформулировать определения понятий спроса и предложения, добиться четкого усвоения студентами смысла этих понятий. Таблица спроса содержит информацию о том, сколько человек в игре было готово купить один контейнер кофе по соответствующим ценам, т.е. какова величина спроса на контейнеры кофе по всем возможным ценам. Так, по максимально возможной для покупателей цене 9 дол. были готовы заключить сделку только те участники, которым в ходе игры досталась карточка с ценой 9 дол. В то же время по цене 8 дол. были готовы совершить сделку как обладатели карточки с ценой 8 дол., так и 9 дол. По цене 2 дол. были готовы совершить сделку все покупатели. Величина спроса на кофе по цене 2 дол. представляет собой накопленную сумму (сверху вниз) данных графы «Всего» для покупателей.
Таблица предложения содержит информацию о том, сколько человек были готовы продать один контейнер кофе по соответствующим ценам, т.е. какова была величина предложения по каждой цене. Например, величина предложения по цене 10 дол. представляет собой накопленную сумму (снизу вверх) данных из графы «Всего» для продавцов. После заполнения таблицы спроса и предложения данные из нее переносятся на координатную сетку. Нужно соединить отмеченные точки кривыми. После этого преподаватель в общем виде формулирует закон спроса и закон предложения и предлагает студентам прокомментировать, каким образом получившийся график иллюстрирует действие этих законов. Что представляет собой точка пересечения кривых (точка равновесия)? Соответствующая этой точке цена является равновесной (рыночной) Равновесной цена называется потому, что количество товара, которое по этой цене хотят продать продавцы, равно количеству товара, на которое предъявляют спрос покупатели. Нужно обратить внимание студентов на то, что по ходу раундов колебания цен уменьшились и цены сделок приблизились к равновесной цене. Кроме того, следует обсудить, что произойдет, если установившаяся цена на товар окажется ниже рыночной, и сформулировать понятие избыточного спроса. Количество товара, которое готовы реализовать продавцы, меньше количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Превышение величины спроса над величиной предложения называется избыточным спросом. На рынке возникает дефицит (нехватка товара), и цена повышается до уровня равновесной в результате конкуренции между покупателями. Симметричный механизм работает, если цена оказывается выше рыночной. Студенты сами должны уметь описать работу рынка в этой ситуации и сформулировать понятие избыточного предложения. Еще одна проблема для совместного анализа — принципы совершенной конкуренции и их отличия от принципов, действующих на рынках реальных продуктов в реальной жизни.
Материалы для игры КАРТОЧКА ПОКУПАТЕЛЯ Вы являетесь оптовым покупателем кофе. Ваша цель — купить один контейнер. Постарайтесь купить товар по наиболее низкой цене. Если вы согласитесь на цену выше дол., вы понесете убытки. КАРТОЧКА ПРОДАВЦА Вы являетесь оптовым продавцом кофе. Ваша цель — продать один контейнер. Постарайтесь продать товар по наиболее высокой цене. Если вы согласитесь на цену ниже дол., вы понесете убытки. Рис. 1. Образцы карточек для игры Таблица 2 Спрос и предложение
Указания для ассистента, заполняющего табл. 2 1. После совершения сделки продавец и покупатель должны подойти и сообщить, какие цены были указаны в их карточках. 2. Занесите полученную информацию в графы «Цены на карточках продавцов» и «Цены на карточках покупателей», проставив ярким фломастером в соответствующих ценам строчках Вертикальные штрихи. 3. По окончании игры подсчитайте количество штрихов по строкам, отдельно для продавцов и покупателей, и занесите данные в графу «Всего» для продавцов и для покупателей. 4. Графы «Таблица спроса» и «Таблица предложения» заполняются преподавателем в ходе обсуждения игры. Таблица 3 Учет сделок
2. Указания для ассистента, заполняющего табл. 3. После совершения сделки продавец и покупатель должны подойти к вам и сообщить, по какой цене она была совершена. Отметьте цены сделок вертикальными штрихами, пользуясь ярким фломастером. 3. Следите за объявлениями ведущего о начале новых раундов и проставляйте штрихи в соответствующем столбце.
4. По окончании игры просуммируйте количество сделок, совершенных в ходе каждого раунда. По окончании игры на каждого участника заполняется табл. 4 «Учет результатов игры», по суммарным результатам которых выявляются лучшие продавец и покупатель. В ходе обсуждения результатов игры победителям следует предоставить возможность рассказать о своих действиях и причинах успешного результата. Таблица 4 Учет результатов игры Игра «Рынок кофе» фамилия участника РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ покупатель (отметить) продавец
Ситуация 1 ЕСТЬ ЛИ РЕЗЕРВЫ?
Предприятие давно испытывает острый дефицит кадров, особенно токарей. Отчасти это объясняется тем, что в городе сосредоточено много промышленных предприятий. Поэтому принято решение о строительстве на периферии небольшого филиала по изготовлению запасных частей и основных деталей, куда намечено перевести часть станков. Это позволит значительно увеличить съем продукции. Однако филиал войдет в строй не скоро, а план надо выполнять сейчас. Об этом и говорили руководители цехов на совещании у директора. Вот тезисы этих выступлений: «У нас не хватает станочников, а правильно ли мы используем имеющиеся кадры и фонд рабочего времени? Полностью ли загружаем их?» «Механический цех, несмотря на недостаток станочников, все-таки справляется с месячной программой. Это говорит о том, что станочники работают достаточно интенсивно». «Механический цех справляется с программой с большим трудом, отстает от графика поставок деталей на сборку и не успевает сделать задел». «Не говорит ли это о том, что в цехе существуют скрытые сверхурочные работы, неравномерно и иногда слишком интенсивно загружаются рабочие? Может быть, в этом одна из причин текучести кадров?» «Наряду с привлечением новых кадров мы должны заняться серьезным изучением организации труда в цехах,— заявил директор завода.— Наши сотрудники НОТ исследовали затраты сменного времени токарей в механическом цехе. Нужно изучить материал и привести в действие возможные резервы использования рабочего времени станочниками».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|