Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример листа подсчета результатов




Крупник, продавец

 

Цена Цена Торговый Прибыль, Убыток,
сделки на карточке, ДОЛ. сделки, дол. партнер дол. дол.

1 9 7 Ткаченко 2

2 5 8 Федотов 3 -

Для экономии времени подсчет прибыли и убытков (заполне­ние последних двух столбцов листа) можно проводить по окончании игры. Нужно обратить внимание студентов на то, что они должны с максимальной пользой распорядиться имеющимся в их распоря­жении ограниченным временным ресурсом (чистое время торгов со­ставляет 15 минут и не будет продлено).

Заполнив листы учета результатов, оба партнера по сделке подходят к ассистенту, заполняющему таблицу учета сделок, и сооб­щают ему цену совершенной сделки. Затем они подходят к ассистен­ту, заполняющему таблицу спроса и предложения, сообщают ему, какие цены стояли у них на карточках, после чего получают новые карточ­ки и возвращаются на место торгов.

В функции преподавателя в игре входит контроль за соблюдени­ем ее правил (торги должны происходить в отведенном месте, играю­щие получают новые карточки случайным образом, никто не имеет права выбирать «хорошую» карточку). Также преподаватель должен следить за соблюдением этики бизнеса: когда продавец и покупатель уже уда­рили по рукам, т.е. договорились о цене, ни один из них не имеет права расторгнуть сделку, даже услышав о более выгодном предложении.

После окончания пятого раунда студенты должны подвести итоги их торговой деятельности в листе учета результатов (посчитать суммарную прибыль и суммарный убыток и, вычтя меньшую вели­чину из большей, определить итоговую прибыль (убыток)). Препо­даватель определяет победителей игры — продавца и покупателя, получивших наибольшую прибыль. Они должны выступить и объяс­нить свой успех. Победители игры и ее наиболее активные участни­ки (те, кто совершил наибольшее количество сделок) награждаются небольшими призами.

Обсуждение. Обсуждение строится вокруг следующих во­просов:

— кто из игроков находился в более выгодных условиях: поку­патели или продавцы (все находились в равном положении, это можно продемонстрировать, показав распределение карточек в таблице спро­са и предложения)?

—кто определяет рыночную цену: продавец или покупатель (цена устанавливается путем взаимного согласования покупателем и продавцом своих интересов)?

—какую полезную информацию можно было извлечь из таб­лицы учета сделок в ходе игры (заметив, по каким ценам наиболее часто заключаются сделки, можно определить для себя допустимые границы, в рамках которых разумно вести торги)?

—чем смоделированная в ходе игры рыночная ситуация отли­чается от реальной (в реальной жизни существуют разные сорта кофе, отличающиеся по качеству и по цене, цена сделки зависит также и от объема поставки (в игре объем сделки был всегда одинаков), как правило, число участников рыночных операций больше и они не обладают полной информацией о рынке)?

На основании данных проведенной игры строятся графики спроса и предложения.

В ходе заполнения таблицы спроса и предложения необходимо совместно сформулировать определения понятий спроса и предло­жения, добиться четкого усвоения студентами смысла этих понятий.

Таблица спроса содержит информацию о том, сколько человек в игре было готово купить один контейнер кофе по соответству­ющим ценам, т.е. какова величина спроса на контейнеры кофе по всем возможным ценам. Так, по максимально возможной для покупате­лей цене 9 дол. были готовы заключить сделку только те участники, которым в ходе игры досталась карточка с ценой 9 дол. В то же вре­мя по цене 8 дол. были готовы совершить сделку как обладатели карточки с ценой 8 дол., так и 9 дол. По цене 2 дол. были готовы совершить сделку все покупатели. Величина спроса на кофе по цене 2 дол. представляет собой накопленную сумму (сверху вниз) данных графы «Всего» для покупателей.

Таблица предложения содержит информацию о том, сколько человек были готовы продать один контейнер кофе по соответству­ющим ценам, т.е. какова была величина предложения по каждой цене. Например, величина предложения по цене 10 дол. представляет со­бой накопленную сумму (снизу вверх) данных из графы «Всего» для продавцов.

После заполнения таблицы спроса и предложения данные из нее переносятся на координатную сетку. Нужно соединить отмечен­ные точки кривыми. После этого преподаватель в общем виде фор­мулирует закон спроса и закон предложения и предлагает студентам прокомментировать, каким образом получившийся график иллюст­рирует действие этих законов.

Что представляет собой точка пересечения кривых (точка рав­новесия)? Соответствующая этой точке цена является равновесной (рыночной) Равновесной цена называется потому, что количество товара, которое по этой цене хотят продать продавцы, равно количе­ству товара, на которое предъявляют спрос покупатели. Нужно об­ратить внимание студентов на то, что по ходу раундов колебания цен уменьшились и цены сделок приблизились к равновесной цене.

Кроме того, следует обсудить, что произойдет, если установив­шаяся цена на товар окажется ниже рыночной, и сформулировать понятие избыточного спроса. Количество товара, которое готовы реализовать продавцы, меньше количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Превышение величины спроса над величи­ной предложения называется избыточным спросом. На рынке воз­никает дефицит (нехватка товара), и цена повышается до уровня равновесной в результате конкуренции между покупателями.

Симметричный механизм работает, если цена оказывается выше рыночной. Студенты сами должны уметь описать работу рынка в этой ситуации и сформулировать понятие избыточного предложе­ния.

Еще одна проблема для совместного анализа — принципы со­вершенной конкуренции и их отличия от принципов, действующих на рынках реальных продуктов в реальной жизни.

Материалы для игры

КАРТОЧКА ПОКУПАТЕЛЯ

Вы являетесь оптовым покупателем кофе.

Ваша цель — купить один контейнер.

Постарайтесь купить товар по наиболее низкой цене.

Если вы согласитесь на цену выше дол., вы понесете убытки.

КАРТОЧКА ПРОДАВЦА

Вы являетесь оптовым продавцом кофе.

Ваша цель — продать один контейнер.

Постарайтесь продать товар по наиболее высокой цене.

Если вы согласитесь на цену ниже дол., вы понесете убытки.

Рис. 1. Образцы карточек для игры

Таблица 2

Спрос и предложение

 

 

ПОКУПАТЕЛИ Цена ПРОДАВЦЫ
таблица спроса всего цены на карточках покупателей цены на карточках гпродавцов всего Таблица предложения
             
             
             
             

Указания для ассистента, заполняющего табл. 2

1. После совершения сделки продавец и покупатель должны подойти и сообщить, какие цены были указаны в их карточках.

2. Занесите полученную информацию в графы «Цены на кар­точках продавцов» и «Цены на карточках покупателей», проставив ярким фломастером в соответствующих ценам строчках Вертикаль­ные штрихи.

3. По окончании игры подсчитайте количество штрихов по строкам, отдельно для продавцов и покупателей, и занесите данные в графу «Всего» для продавцов и для покупателей.

4. Графы «Таблица спроса» и «Таблица предложения» заполня­ются преподавателем в ходе обсуждения игры.

Таблица 3

Учет сделок

ЦЕНА РАУНД 1 РАУНД 2 РАУНД 3 РАУНД 4 РАУНД 5
           
           
           
           
           

 

2. Указания для ассистента, заполняющего табл. 3. После совершения сделки продавец и покупатель должны подойти к вам и сообщить, по какой цене она была совершена. Отметьте цены сделок вертикальными штрихами, пользуясь ярким фломастером.

3. Следите за объявлениями ведущего о начале новых раундов и проставляйте штрихи в соответствующем столбце.

4. По окончании игры просуммируйте количество сделок, со­вершенных в ходе каждого раунда.

По окончании игры на каждого участника заполняется табл. 4 «Учет результатов игры», по суммарным результатам которых выяв­ляются лучшие продавец и покупатель. В ходе обсуждения результа­тов игры победителям следует предоставить возможность рассказать о своих действиях и причинах успешного результата.

Таблица 4

Учет результатов игры

Игра «Рынок кофе» фамилия участника

РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ покупатель (отметить)

продавец

№ сделки Цена на карточке Цена сделки Торговый партнер Прибыль Убыток
           
           
           
  Итого, количество сделок   Итого, суммарные прибыль и убыток    

Ситуация 1

ЕСТЬ ЛИ РЕЗЕРВЫ?

 

Предприятие давно испытывает острый дефицит кад­ров, особенно токарей. Отчасти это объясняется тем, что в городе сосредоточено много промышленных предприя­тий. Поэтому принято решение о строительстве на пери­ферии небольшого филиала по изготовлению запасных ча­стей и основных деталей, куда намечено перевести часть станков. Это позволит значительно увеличить съем про­дукции.

Однако филиал войдет в строй не скоро, а план надо выполнять сейчас. Об этом и говорили руководители це­хов на совещании у директора.

Вот тезисы этих выступлений:

«У нас не хватает станочников, а правильно ли мы используем имеющиеся кадры и фонд рабочего времени? Полностью ли загружаем их?»

«Механический цех, несмотря на недостаток станоч­ников, все-таки справляется с месячной программой. Это говорит о том, что станочники работают достаточно ин­тенсивно».

«Механический цех справляется с программой с боль­шим трудом, отстает от графика поставок деталей на сборку и не успевает сделать задел».

«Не говорит ли это о том, что в цехе существуют скры­тые сверхурочные работы, неравномерно и иногда слиш­ком интенсивно загружаются рабочие? Может быть, в этом одна из причин текучести кадров?»

«Наряду с привлечением новых кадров мы должны заняться серьезным изучением организации труда в це­хах,— заявил директор завода.— Наши сотрудники НОТ исследовали затраты сменного времени токарей в механи­ческом цехе. Нужно изучить материал и привести в дей­ствие возможные резервы использования рабочего вре­мени станочниками».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...