Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 26

Задачи. Познакомить детей с образованием новой количествен­ной группы, называемой числительным десять, с использованием

586

рода.

Учить при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже числи­тельное с существительным, различать процесс и итог счета.

Познакомить детей с числом 10.

Учить преобразовывать неравенство в равенство двумя спосо­бами.

Учить ориентировке в пространстве без зрительного контроля.

Учить детей обратному счету от пяти на конкретном материале.

Продолжать знакомство с цифрой 0.

Закрепить знание детьми цифр.

Учить выкладывать сериационный ряд из пяти предметов по длине (высоте) с разницей в один сантиметр.

Упражнять детей в использовании порядковых числительных при пересчете предметов.

Учить различать количественный и порядковый счет («Сколько всего?» и «Какой по счету?»).

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Счетная лесенка.

Магнитная доска (фланелеграф, наборное полотно).

Игрушки, названия которых существительные мужского рода (один вид) и женского рода (один вид), — по десять штук каждого.

Два набора кружков двух цветов — по десять штук каждого цвета.

Демонстрационный набор чисел от 0 до 10, цифра 9 и число 10 — в двух экземплярах.

Длинная веревка.

Три колокольчика, к язычку каждого из них прикреплена веревочка длиной около 25 см.

Три платочка для завязывания глаз.

Пять разноцветных полосок (из картона, бумаги, пластика) ши­риной 2,5—3 см, самая длинная — 30 см (разница в длине полосок — 1 см).

Раздаточный материал:

Наборы чисел от 0 до 10 для каждого ребенка.

Пять разноцветных полосок для каждого из детей, ширина — 3 см, самая длинная — 20 см (разница в длине полосок — 1 см).

Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см).

Карандаши.

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с де­тьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).

На верхнюю ступеньку счетной лесенки воспитатель ставит девять одинаковых игрушек (ежики, мячики, мальчики, грибочки, флажки и т- п.). Дети с воспитателем все вместе пересчитывают игрушки. Кто-

587

то из детей ставит рядом с пересчитанными игрушками цифру 9, чтобы ее все видели.

На нижнюю ступеньку той же лесенки воспитатель ставит другие игрушки. Их тоже девять (елочки, матрешки, куколки, чашки, лисич­ки, птички и т. п.). Дети пересчитывают и их. Воспитатель обращает внимание на то, учитывают ли дети при пересчете род существительно­го. И также ставится цифра 9.

После чего воспитатель спрашивает у детей: «Где игрушек больше, где меньше, а может быть их поровну?» Игрушки стоят парами (одна под другой), численное равенство игрушек на верхней и нижней сту­пеньке очевидно, тем более что на той и другой ступеньке лежат оди­наковые цифры 9. Дети отвечают: «Поровну».

Затем воспитатель на верхнюю ступеньку ставит еще одну такую же игрушку (название которой мужского рода) и спрашивает детей: «Что изменилось?» Дети, вероятно, ответят, что грибочков стало больше. Воспитатель с приглашенным к столу ребенком, а дети хором вместе с ними, пересчитывают вновь образованное количество. Воспитатель и ребенок рядом с ним соединяют правые руки и «общим указатель­ным пальцем», дотрагиваясь до каждого предмета, считают их. Перед тем как назвать последнее новое числительное, воспитатель делает не­большую паузу и, дотрагиваясь «общим» с ребенком «пальцем» до по­следнего предмета, называет новое числительное — «десять». Для того чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний сосчитанный предмет и есть «десять», воспитатель круговым жестом очерчивает всю группу и называет числительное «десять». Дети вторят. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что все пересчитанное, все вместе и есть десять грибочков.

Обращая внимание детей на верхнюю и нижнюю ступеньки, воспи­татель спрашивает: «Теперь здесь и здесь поровну?» Дети говорят: «Нет». Воспитатель убирает «неправильную» цифру и ставит на верхнюю сту­пеньку «правильное» число 10.

Затем воспитатель спрашивает: «Как можно сделать поровну?» Де­ти предлагают поставить на нижнюю ступеньку еще один предмет. Вся группа пересчитывает вновь образованное количество предметов (де­сять елочек). Кто-то из детей убирает цифру 9 и ставит 10.

Воспитатель, обращая внимание детей на количество предметов, на­ходящихся на верхней и нижней ступеньках, говорит: «Тут и тут поровну, по десять». Дети повторяют вслед за ним: «Тут и тут поровну, по десять».

Далее воспитатель восстанавливает ситуацию: девять и десять предме­тов, убирает цифры. Спрашивает у детей, как еще можно сделать поров­ну. Кто-нибудь из них предлагает убирать со ступеньки десятый предмет, убирает и кладет цифры 9 на верхнюю и нижнюю ступеньки. Воспита­тель подводит итог: «Тут и тут поровну. По девять». Дети повторяют за ним. Аналогично проводится работа с кружками.

Затем по просьбе воспитателя к доске выходят двое детей и выстав­ляют ряд из чисел от 1 до 10, помогая друг другу, воспитатель в случае затруднения просит остальных детей подсказать им.

588

Воспитатель предлагает детям сравнить число 10 с другими числа­ми, и попробовать определить, чем они похожи и чем отличаются. Вос­питатель дает детям возможность порассуждать о сходстве и различии цифр и, таким образом, запомнить новое число 10.

Игра

Дети стоят полукругом. Между двумя высоким стульями прикреп­лена веревка, на ней подвешены на расстоянии примерно 50 см друг от друга три колокольчика, к язычкам которых привязаны веревочки. Воспитатель предлагает детям с помощью считалок выбрать трех иг­роков. Каждый игрок выбирает глазками свой колокольчик (напро­тив себя), и сообщает об этом детям. Запоминает где он расположен. Затем игрокам завязывают глаза. Правила игры: по сигналу воспита­теля с завязанными глазами найти свой колокольчик и дернуть за ве­ревочку. Игра повторяется три-четыре раза. Каждый раз играют дру­гие дети.

В игре могут быть использованы считалки, например:

Эники-беники,

Ели вареники,

 Эники-беники, Клец!

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Говори поскорей.

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Аты – баты, шли солдаты,

Аты – баты, на базар,

Аты – баты, что купили?

Аты – баты, самовар, сколько стоит?

Аты – баты, три рубля, он какой?

Аты – баты, золотой1.

 

Воспитатель предлагает каждой паре детей, сидящей за столом, выложить перед собой числовой ряд от 1 до 10. На счетной лесенке

1 См.: Литература и фантазия: сборник стихов для детей / Сост. Стрельцо­ва Л. Е. - М.: АРКТИ, 1997.

589

перед детьми стоят три игрушки. Например, три медведя. Воспита­тель уточняет с детьми, сколько игрушек стоит на счетной лесенке Дети отвечают хором — «три» и каждая пара детей показывает цифру 3. Воспитатель убирает одну из игрушек и спрашивает: «А теперь сколько медведей?» Дети: «Два», показывают — 2. Убирает еще одно­го медведя: «А теперь?» Дети: «Один», показывают — 1. Воспитатель убирает последнего медведя: «А теперь сколько?» Дети: «Ни одного» Воспитатель: «А кто-нибудь знает, какой цифрой можно обозна­чить — ни одного. Только что было три, а теперь ни одного». Кто-ни­будь из детей назовет — ноль. Далее воспитатель показывает уже зна­комую для детей цифру 0. Называет ее. Просит детей найти ее в сво­их наборах, показать эту цифру и найти ее место в числовом ряду. Дети показывают, называют и кладут ее перед единицей, или перед цифрой 1.

По предложению воспитателя к доске (наборному полотну) выхо­дит пара детей и выкладывает ряд из чисел от 0 до 10. Воспитатель по­могает детям. Затем эта пара детей проходит по группе и проверяет правильно ли выложили числовой ряд остальные дети, помогают ис­править ошибки.

Далее на счетную лесенку воспитатель ставит пять других игру­шек. Ситуация повторяется: вначале дети определяют общее коли­чество словом и цифрой, затем считают в обратном порядке, каж­дый раз называя число и показывая цифру. Теперь в определение конечного результата обратного счета включается цифра 0, кото­рую дети показывают друг другу и воспитателю в ситуации «ни од­ного».

Воспитатель слева на доске ставит «точку отсчета» и от нее вправо проводит горизонтальную линию. На столе у воспитателя лежат пять цветных полосок. К столу выходят трое детей. Они находят самую длин­ную полоску и кладут ее на линию справа от «точки», из оставшихся на столе полосок находят опять самую длинную и кладут ее на линию рядом с первой. То же самое происходит с остальными полосками. Ряд выло­жен. Воспитатель просит определить самую длинную и самую короткую полоску и назвать, какие они по счету. Дети говорят, например: «Самая длинная желтая, она — первая, самая короткая — красная, она пятая». Воспитатель задает детям вопрос: «Какая по счету синяя полоска, как она соотносится по длине с соседними?» Кто-то из детей отвечает: «Си­няя полоска — вторая, она короче желтой, но длиннее зеленой». Анало­гичные вопросы задаются детям по поводу каждой из полосок, лежащей в ряду.

На столах у каждого ребенка лежат по пять полосок (шириной при­мерно 3 см, самая длинная — 20 см, разница в длине полосок — 1 см), счетная карточка из плотной бумаги или картона с горизонтальными линиями (стандартный машинописный лист). Воспитатель предлагает детям слева от нижней линии нарисовать «точку отсчета» и выложить

590

на нижнюю линию ряд из полосок — от самой длинной до самой ко­роткой. Затем — от самой короткой к самой длинной. Далее воспита­тель предлагает детям задать друг другу вопросы о соотношении поло­сок и их порядковом месте в ряду.

АППЛИКАЦИЯ

«Подснежники»

Задачи. Учить детей воплощать в художественной форме свои представление о первоцветах (подснежники, пролески).

Совершенствовать аппликативную технику — составлять апплика-тивный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особеннос­ти внешнего вида растения.

Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Наблюдение за первыми весенними растениями, появившимися на участке. Рассматривание изображе­ний первоцветов в детских энциклопедиях, познавательных книж­ках, на поздравительных открытках. Беседа о Красной книге и о не­обходимости бережного отношения к природе на занятии по озна­комлению с природой. Экспериментирование с цветом (получение светлых оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне).

Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию; цветная и бе­лая бумага, ножницы, простые карандаши с ластиками для прори­совки контура, клей, клеевые карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, клеенки, коробочки для обрезков; художественные и почтовые открытки с изображением первоцветов; предметы для экспериментирования с цветами и оттенками (для драпировки Платки синего или ярко-голубого цвета, цветок или чашка белого Цвета).

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение А. Майкова «Подснежник»:

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый, Последний снежок...

591

Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, почему поэт называ­ет подснежник голубеньким, чистым?» Уточняет ответы детей и рас­сказывает (с опорой на наглядность — художественные открытки, фо­тографии в детских энциклопедиях), что подснежниками в народе ча­сто называют разные первоцветы, в том числе и пролески' голубого цвета. Но в природе настоящие подснежники всегда белоснежные. Пе­дагог высказывает догадку, что поэт, написавший стихотворение о под­снежнике, мог увидеть подснежник в тени дерева или сугроба, поэтому лепестки показались ему голубоватыми. Воспитатель прикладывает цветок или любой другой предмет белого цвета к драпировке (платку) синего или ярко-голубого цвета. Дети убеждаются в том, что цвет (от­тенок) зависит от цвета фона.

Затем педагог продолжает экспериментирование с цветом: прикла­дывает синий цветок к синему фону и белый к белому (это могут быть силуэты бумажных цветов). Дети приходят к выводу, что изображение (цветок, силуэт) «теряется», становится плохо заметным, если прило­жить или поставить его на фон такого же цвета.

Педагог предлагает детям подумать, почему поэт назвал последний снежок, который лежит возле подснежника, «сквозистым». Дети вы­сказывают свои догадки. Педагог советует им вспомнить, как выглядит тающий снег (тяжелый, ноздреватый, будто с дырочками).

Воспитатель просит детей описать подснежник (тонкий стебелек, белый овальные лепестки — закрытые в бутон или полураскрытые в форме чаши с глазком на дне; удлиненные листья нежно-зеленого цвета). Воспитатель на одну-две минуты показывает вариативные об­разцы, уточняющие представление детей об особенностях внешнего вида подснежника.

После этого воспитатель предлагает детям самим подумать, как можно изобразить подснежник, чтобы он был чистым, белоснежным, не потерялся на фоне светло-голубого неба, и чтобы этот подснежник как бы пробивался через сквозистый — тающий, ноздреватый — сне­жок.

Дети выбирают свои рисунки весеннего неба, обдумывают замыс­лы, делают карандашные эскизы и вырезают цветы. Воспитатель сове­тует приложить вырезанные части цветка на рисунок весеннего неба,

1 Пролеска — название растения.


 

 

592

рассмотреть композицию, оценить цветосочетание и внести некото­рые изменения (например, подложить под бледный цветок несколько зеленых листочков, или переместить венчик цветка на более темный, насыщенный фрагмент...).

В конце занятия дети рассматривают свои подснежники, обменива­ются впечатлениями, обсуждают идеи оформления выставки (где будет размещаться, как будут оформляться индивидуальные работы) и про­думывают варианты названия выставки.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Вид с птичьего полета»

Задачи. Знакомить детей с устройством простейших карт, с условны­ми знаками и символами, учить детей ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа. Чтение сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», рассказа В. Бианки «Великое переселение птиц на родину».

Материалы, инструменты, оборудование. Крупные интересные фотографии или рисунки Земли сверху, карта-план с подробностями местности (например, с деревьями и домиками).

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку о лягушке-путешественнице, которую они читали осенью. Спрашивает детей, куда улетали утки осенью и почему; когда, в ка­кое время года птицы должны были вернуться обратно, почему именно весной птицы возвращаются в свои родные места. Зачиты­вает отрывок из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешествен­ница».

«Две утки взяли прутик в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и вся стая поднялась на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую они ее подняли, кроме того, утки ле­тели неровно и дергали прутик, бедная квакушка болталась в возду­хе,... и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему по­ложению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проноси­лись поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень труд­но рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад ■ и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и горди­лась... Вечером вся компания остановилась в болоте, с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница; чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперед, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми поля-

593

ми, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеб в скирдах».

Воспитатель показывает детям последовательно фотографИи и карту и спрашивает, как, по их мнению, выглядят поля, леса, реки деревни и города с высоты птичьего полета. Просит найти их и пока­зать на карте. Обсуждает с детьми, как можно различить на такой кар­те город и деревню, что больше, а что меньше: деревня или город Спрашивает детей, как выглядели бы озеро или пруд, море с высоты птичьего полета.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения А. Перлова «Мы летим»:

Мы летим высоко,

Мы летим далеко,

Словно птицы, летим.

Словно пчелы, жужжим.

Видим землю внизу —

Как лоскутный узор.

Из кабины у нас

Превосходный обзор.

Видим горы, леса,

Нити речек, дома.

Как игрушечный, мир!

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них летал на самолете, что видел из окошка, какого цвета были поля, деревни, реки, леса, озера и т. п. Помнят ли они, в какое время года это было, что может подска­зать нам, когда это было. Какого цвета были леса, поля? Если лес внизу желто-красный, какое это время года? А что мы увидим из окошка са­молета зимой?

Педагог предлагает детям выстроить макет местности — лес, поля, реку, озеро, деревню, город, горы и море, остров и т. п. — из природных и бросовых материалов.

Воспитатель предлагает посмотреть на один и тот же предмет вблизи и издалека и просит сказать, что изменилось. Затем предлагает посмотреть на разные вещи через лупу и в бинокль.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ЗРЕНИЯ

1. Если смотришь на небо в солнечную погоду, обязательно одевай
темные очки.

2. Не смотри на солнце! Даже темные очки не могут защитить глаза
от ожогов.

3. Рассматривать книги, рисовать, читать нужно в хорошо
освещенном месте.

594

4. Очень важно хорошо спать, чтобы глаза отдохнули.

5. Если врач выпишет очки, их надо обязательно носить. Нельзя
смеяться над теми, кто носит очки.

После занятия. По готовому макету и с помощью мелких игрушек дети могут придумывать и разыгрывать истории, говорить и показы­вать, куда они хотели бы отправиться в путешествие на самолете, над чем они будут пролетать и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...