Математические представления
Занятие № 26 Задачи. Познакомить детей с образованием новой количественной группы, называемой числительным десять, с использованием 586 рода. Учить при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным, различать процесс и итог счета. Познакомить детей с числом 10. Учить преобразовывать неравенство в равенство двумя способами. Учить ориентировке в пространстве без зрительного контроля. Учить детей обратному счету от пяти на конкретном материале. Продолжать знакомство с цифрой 0. Закрепить знание детьми цифр. Учить выкладывать сериационный ряд из пяти предметов по длине (высоте) с разницей в один сантиметр. Упражнять детей в использовании порядковых числительных при пересчете предметов. Учить различать количественный и порядковый счет («Сколько всего?» и «Какой по счету?»). Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Счетная лесенка. Магнитная доска (фланелеграф, наборное полотно). Игрушки, названия которых существительные мужского рода (один вид) и женского рода (один вид), — по десять штук каждого. Два набора кружков двух цветов — по десять штук каждого цвета. Демонстрационный набор чисел от 0 до 10, цифра 9 и число 10 — в двух экземплярах. Длинная веревка. Три колокольчика, к язычку каждого из них прикреплена веревочка длиной около 25 см. Три платочка для завязывания глаз. Пять разноцветных полосок (из картона, бумаги, пластика) шириной 2,5—3 см, самая длинная — 30 см (разница в длине полосок — 1 см). Раздаточный материал: Наборы чисел от 0 до 10 для каждого ребенка. Пять разноцветных полосок для каждого из детей, ширина — 3 см, самая длинная — 20 см (разница в длине полосок — 1 см).
Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см). Карандаши. Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год). На верхнюю ступеньку счетной лесенки воспитатель ставит девять одинаковых игрушек (ежики, мячики, мальчики, грибочки, флажки и т- п.). Дети с воспитателем все вместе пересчитывают игрушки. Кто- 587 то из детей ставит рядом с пересчитанными игрушками цифру 9, чтобы ее все видели. На нижнюю ступеньку той же лесенки воспитатель ставит другие игрушки. Их тоже девять (елочки, матрешки, куколки, чашки, лисички, птички и т. п.). Дети пересчитывают и их. Воспитатель обращает внимание на то, учитывают ли дети при пересчете род существительного. И также ставится цифра 9. После чего воспитатель спрашивает у детей: «Где игрушек больше, где меньше, а может быть их поровну?» Игрушки стоят парами (одна под другой), численное равенство игрушек на верхней и нижней ступеньке очевидно, тем более что на той и другой ступеньке лежат одинаковые цифры 9. Дети отвечают: «Поровну». Затем воспитатель на верхнюю ступеньку ставит еще одну такую же игрушку (название которой мужского рода) и спрашивает детей: «Что изменилось?» Дети, вероятно, ответят, что грибочков стало больше. Воспитатель с приглашенным к столу ребенком, а дети хором вместе с ними, пересчитывают вновь образованное количество. Воспитатель и ребенок рядом с ним соединяют правые руки и «общим указательным пальцем», дотрагиваясь до каждого предмета, считают их. Перед тем как назвать последнее новое числительное, воспитатель делает небольшую паузу и, дотрагиваясь «общим» с ребенком «пальцем» до последнего предмета, называет новое числительное — «десять». Для того чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний сосчитанный предмет и есть «десять», воспитатель круговым жестом очерчивает всю группу и называет числительное «десять». Дети вторят. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что все пересчитанное, все вместе и есть десять грибочков.
Обращая внимание детей на верхнюю и нижнюю ступеньки, воспитатель спрашивает: «Теперь здесь и здесь поровну?» Дети говорят: «Нет». Воспитатель убирает «неправильную» цифру и ставит на верхнюю ступеньку «правильное» число 10. Затем воспитатель спрашивает: «Как можно сделать поровну?» Дети предлагают поставить на нижнюю ступеньку еще один предмет. Вся группа пересчитывает вновь образованное количество предметов (десять елочек). Кто-то из детей убирает цифру 9 и ставит 10. Воспитатель, обращая внимание детей на количество предметов, находящихся на верхней и нижней ступеньках, говорит: «Тут и тут поровну, по десять». Дети повторяют вслед за ним: «Тут и тут поровну, по десять». Далее воспитатель восстанавливает ситуацию: девять и десять предметов, убирает цифры. Спрашивает у детей, как еще можно сделать поровну. Кто-нибудь из них предлагает убирать со ступеньки десятый предмет, убирает и кладет цифры 9 на верхнюю и нижнюю ступеньки. Воспитатель подводит итог: «Тут и тут поровну. По девять». Дети повторяют за ним. Аналогично проводится работа с кружками. Затем по просьбе воспитателя к доске выходят двое детей и выставляют ряд из чисел от 1 до 10, помогая друг другу, воспитатель в случае затруднения просит остальных детей подсказать им. 588 Воспитатель предлагает детям сравнить число 10 с другими числами, и попробовать определить, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель дает детям возможность порассуждать о сходстве и различии цифр и, таким образом, запомнить новое число 10. Игра Дети стоят полукругом. Между двумя высоким стульями прикреплена веревка, на ней подвешены на расстоянии примерно 50 см друг от друга три колокольчика, к язычкам которых привязаны веревочки. Воспитатель предлагает детям с помощью считалок выбрать трех игроков. Каждый игрок выбирает глазками свой колокольчик (напротив себя), и сообщает об этом детям. Запоминает где он расположен. Затем игрокам завязывают глаза. Правила игры: по сигналу воспитателя с завязанными глазами найти свой колокольчик и дернуть за веревочку. Игра повторяется три-четыре раза. Каждый раз играют другие дети.
В игре могут быть использованы считалки, например: Эники-беники, Ели вареники, Эники-беники, Клец! На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных людей! Аты – баты, шли солдаты, Аты – баты, на базар, Аты – баты, что купили? Аты – баты, самовар, сколько стоит? Аты – баты, три рубля, он какой? Аты – баты, золотой1.
Воспитатель предлагает каждой паре детей, сидящей за столом, выложить перед собой числовой ряд от 1 до 10. На счетной лесенке 1 См.: Литература и фантазия: сборник стихов для детей / Сост. Стрельцова Л. Е. - М.: АРКТИ, 1997. 589 перед детьми стоят три игрушки. Например, три медведя. Воспитатель уточняет с детьми, сколько игрушек стоит на счетной лесенке Дети отвечают хором — «три» и каждая пара детей показывает цифру 3. Воспитатель убирает одну из игрушек и спрашивает: «А теперь сколько медведей?» Дети: «Два», показывают — 2. Убирает еще одного медведя: «А теперь?» Дети: «Один», показывают — 1. Воспитатель убирает последнего медведя: «А теперь сколько?» Дети: «Ни одного» Воспитатель: «А кто-нибудь знает, какой цифрой можно обозначить — ни одного. Только что было три, а теперь ни одного». Кто-нибудь из детей назовет — ноль. Далее воспитатель показывает уже знакомую для детей цифру 0. Называет ее. Просит детей найти ее в своих наборах, показать эту цифру и найти ее место в числовом ряду. Дети показывают, называют и кладут ее перед единицей, или перед цифрой 1. По предложению воспитателя к доске (наборному полотну) выходит пара детей и выкладывает ряд из чисел от 0 до 10. Воспитатель помогает детям. Затем эта пара детей проходит по группе и проверяет правильно ли выложили числовой ряд остальные дети, помогают исправить ошибки. Далее на счетную лесенку воспитатель ставит пять других игрушек. Ситуация повторяется: вначале дети определяют общее количество словом и цифрой, затем считают в обратном порядке, каждый раз называя число и показывая цифру. Теперь в определение конечного результата обратного счета включается цифра 0, которую дети показывают друг другу и воспитателю в ситуации «ни одного».
Воспитатель слева на доске ставит «точку отсчета» и от нее вправо проводит горизонтальную линию. На столе у воспитателя лежат пять цветных полосок. К столу выходят трое детей. Они находят самую длинную полоску и кладут ее на линию справа от «точки», из оставшихся на столе полосок находят опять самую длинную и кладут ее на линию рядом с первой. То же самое происходит с остальными полосками. Ряд выложен. Воспитатель просит определить самую длинную и самую короткую полоску и назвать, какие они по счету. Дети говорят, например: «Самая длинная желтая, она — первая, самая короткая — красная, она пятая». Воспитатель задает детям вопрос: «Какая по счету синяя полоска, как она соотносится по длине с соседними?» Кто-то из детей отвечает: «Синяя полоска — вторая, она короче желтой, но длиннее зеленой». Аналогичные вопросы задаются детям по поводу каждой из полосок, лежащей в ряду. На столах у каждого ребенка лежат по пять полосок (шириной примерно 3 см, самая длинная — 20 см, разница в длине полосок — 1 см), счетная карточка из плотной бумаги или картона с горизонтальными линиями (стандартный машинописный лист). Воспитатель предлагает детям слева от нижней линии нарисовать «точку отсчета» и выложить 590 на нижнюю линию ряд из полосок — от самой длинной до самой короткой. Затем — от самой короткой к самой длинной. Далее воспитатель предлагает детям задать друг другу вопросы о соотношении полосок и их порядковом месте в ряду. АППЛИКАЦИЯ «Подснежники» Задачи. Учить детей воплощать в художественной форме свои представление о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику — составлять апплика-тивный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа. Наблюдение за первыми весенними растениями, появившимися на участке. Рассматривание изображений первоцветов в детских энциклопедиях, познавательных книжках, на поздравительных открытках. Беседа о Красной книге и о необходимости бережного отношения к природе на занятии по ознакомлению с природой. Экспериментирование с цветом (получение светлых оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне).
Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию; цветная и белая бумага, ножницы, простые карандаши с ластиками для прорисовки контура, клей, клеевые карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, клеенки, коробочки для обрезков; художественные и почтовые открытки с изображением первоцветов; предметы для экспериментирования с цветами и оттенками (для драпировки Платки синего или ярко-голубого цвета, цветок или чашка белого Цвета). Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение А. Майкова «Подснежник»: Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок... 591 Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, почему поэт называет подснежник голубеньким, чистым?» Уточняет ответы детей и рассказывает (с опорой на наглядность — художественные открытки, фотографии в детских энциклопедиях), что подснежниками в народе часто называют разные первоцветы, в том числе и пролески' голубого цвета. Но в природе настоящие подснежники всегда белоснежные. Педагог высказывает догадку, что поэт, написавший стихотворение о подснежнике, мог увидеть подснежник в тени дерева или сугроба, поэтому лепестки показались ему голубоватыми. Воспитатель прикладывает цветок или любой другой предмет белого цвета к драпировке (платку) синего или ярко-голубого цвета. Дети убеждаются в том, что цвет (оттенок) зависит от цвета фона. Затем педагог продолжает экспериментирование с цветом: прикладывает синий цветок к синему фону и белый к белому (это могут быть силуэты бумажных цветов). Дети приходят к выводу, что изображение (цветок, силуэт) «теряется», становится плохо заметным, если приложить или поставить его на фон такого же цвета. Педагог предлагает детям подумать, почему поэт назвал последний снежок, который лежит возле подснежника, «сквозистым». Дети высказывают свои догадки. Педагог советует им вспомнить, как выглядит тающий снег (тяжелый, ноздреватый, будто с дырочками). Воспитатель просит детей описать подснежник (тонкий стебелек, белый овальные лепестки — закрытые в бутон или полураскрытые в форме чаши с глазком на дне; удлиненные листья нежно-зеленого цвета). Воспитатель на одну-две минуты показывает вариативные образцы, уточняющие представление детей об особенностях внешнего вида подснежника. После этого воспитатель предлагает детям самим подумать, как можно изобразить подснежник, чтобы он был чистым, белоснежным, не потерялся на фоне светло-голубого неба, и чтобы этот подснежник как бы пробивался через сквозистый — тающий, ноздреватый — снежок. Дети выбирают свои рисунки весеннего неба, обдумывают замыслы, делают карандашные эскизы и вырезают цветы. Воспитатель советует приложить вырезанные части цветка на рисунок весеннего неба,
592 рассмотреть композицию, оценить цветосочетание и внести некоторые изменения (например, подложить под бледный цветок несколько зеленых листочков, или переместить венчик цветка на более темный, насыщенный фрагмент...). В конце занятия дети рассматривают свои подснежники, обмениваются впечатлениями, обсуждают идеи оформления выставки (где будет размещаться, как будут оформляться индивидуальные работы) и продумывают варианты названия выставки. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Вид с птичьего полета» Задачи. Знакомить детей с устройством простейших карт, с условными знаками и символами, учить детей ориентироваться в пространстве. Предварительная работа. Чтение сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», рассказа В. Бианки «Великое переселение птиц на родину». Материалы, инструменты, оборудование. Крупные интересные фотографии или рисунки Земли сверху, карта-план с подробностями местности (например, с деревьями и домиками). Содержание занятия. Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку о лягушке-путешественнице, которую они читали осенью. Спрашивает детей, куда улетали утки осенью и почему; когда, в какое время года птицы должны были вернуться обратно, почему именно весной птицы возвращаются в свои родные места. Зачитывает отрывок из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». «Две утки взяли прутик в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и вся стая поднялась на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую они ее подняли, кроме того, утки летели неровно и дергали прутик, бедная квакушка болталась в воздухе,... и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад ■ и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась... Вечером вся компания остановилась в болоте, с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница; чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперед, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми поля- 593 ми, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеб в скирдах». Воспитатель показывает детям последовательно фотографИи и карту и спрашивает, как, по их мнению, выглядят поля, леса, реки деревни и города с высоты птичьего полета. Просит найти их и показать на карте. Обсуждает с детьми, как можно различить на такой карте город и деревню, что больше, а что меньше: деревня или город Спрашивает детей, как выглядели бы озеро или пруд, море с высоты птичьего полета. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения А. Перлова «Мы летим»: Мы летим высоко, Мы летим далеко, Словно птицы, летим. Словно пчелы, жужжим. Видим землю внизу — Как лоскутный узор. Из кабины у нас Превосходный обзор. Видим горы, леса, Нити речек, дома. Как игрушечный, мир! Воспитатель спрашивает у детей, кто из них летал на самолете, что видел из окошка, какого цвета были поля, деревни, реки, леса, озера и т. п. Помнят ли они, в какое время года это было, что может подсказать нам, когда это было. Какого цвета были леса, поля? Если лес внизу желто-красный, какое это время года? А что мы увидим из окошка самолета зимой? Педагог предлагает детям выстроить макет местности — лес, поля, реку, озеро, деревню, город, горы и море, остров и т. п. — из природных и бросовых материалов. Воспитатель предлагает посмотреть на один и тот же предмет вблизи и издалека и просит сказать, что изменилось. Затем предлагает посмотреть на разные вещи через лупу и в бинокль. На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ЗРЕНИЯ 1. Если смотришь на небо в солнечную погоду, обязательно одевай 2. Не смотри на солнце! Даже темные очки не могут защитить глаза 3. Рассматривать книги, рисовать, читать нужно в хорошо 594 4. Очень важно хорошо спать, чтобы глаза отдохнули. 5. Если врач выпишет очки, их надо обязательно носить. Нельзя После занятия. По готовому макету и с помощью мелких игрушек дети могут придумывать и разыгрывать истории, говорить и показывать, куда они хотели бы отправиться в путешествие на самолете, над чем они будут пролетать и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|