Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление издержками на предприятии.




Руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управле­ние издержками производства и реализации продукции с це­лью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.

Управление издержками необходимо прежде всего для:

• получения максимальной прибыли;

• улучшения финансового состояния фирмы;

• повышения конкурентоспособности предприятия и про­дукции;

• снижения риска стать банкротом и др.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разрабо­танаобщая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по сниже­нию издержек производства зависят от специфики предпри­ятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие мо­менты:

- комплекс мероприятий по более рациональному использова­нию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно рас­ходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенст­вование нормативной базы предприятия; внедрение и исполь­зование более прогрессивных материалов; комплексное ис­пользование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение про­цента брака и др.);

- мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизи­ровать затраты в зависимости от объема производства;

- мероприятия, связанные с улучшением использования основ­ных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улуч­шение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; по­вышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование; применение ускоренной амортиза­ции; внедрение более прогрессивных машин и оборудова­ния и др.);

- мероприятия, связанные с улучшением использования рабо­чей силы (определение и поддержание оптимальной числен­ности персонала; повышение уровня квалификации; обеспе­чение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прог­рессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

- мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализа­ции, кооперирования, комбинирования и диверсификации про­изводства; внедрение бригадной формы организации произ­водства и труда; внедрение НОТ; совершенствование органи­зационной структуры управления фирмой и др.).

Кроме того, комплексная программа по снижению из­держек производства должна иметь четкий механизм ее ре­ализации.

Планирование и реализа­ция только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не реша­ют проблемы в целом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое издержки производства и реализации продукции? Каков их состав?

2. Приведите классификацию издержек по различным признакам.

3. Дайте определение понятию «себестоимость продукции».

4. Перечислите виды себестоимости и дайте им характеристику.

5. Приведите группировку затрат по экономическим элементам.

6. Что такое калькулирование себестоимости продукции?

7. Укажите цели калькулирования себестоимости продукции.

8. Что такое калькуляция?

9. Перечислите виды калькуляций.

10. Приведите группировку затрат по статьям калькуляции.

11. Перечислите мероприятия, приводящие к снижению издержек производства и реализации продукции.

 

Тема 4.2.Цена и ценообразование.

Понятие цены.Классификация цен.

Порядок ценообразования.

Понятиецены.Классификация цен.

Цена денежное выражение стоимости товара.

От уровня цены зависит доход организации, а в конечном итоге и прибыль.

Цена служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия, поэтому разработка ценовой политики является функцией высших должностных лиц организации и финансовой службы организации.

Цены классифицируются по следующим признакам:

I) по характеру обслуживаемого оборота:

1) Оптовые цены,по которым организация реализует произведённую продукцию другим организациям, в том числе сбытовым.

2) Розничные цены,по которым товары реализуют в розничной торговой сети населения.

3) Закупочные цены,по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями государственным и коммерческим организациям для последующей переработки.

4) Цены, по которым оплачивается продукция строительства.

В процессе строительства используется смешанная стоимость, а также договорные цены.

5) Тарифы на услуги юридическим и физическим лицам (в сфере транспорта и связей)

6) Наценки в сфере обращени(оптово-сбытовые, торговые)

II) По степени свободы от воздействия государства при их установлении:

1) Свободные рыночные цены, которые определяются на рынке под воздействием спроса и предложения.

2) Регулируемые цены складываются под воздействием спроса и предложения, но подвергаются определённому воздействию со стороны государства через непосредственное ограничение их роста, либо снижения цен или путём регламентации уровня рентабельности.

3) Фиксируемые цены устанавливаются государственными органами на ограниченный круг товаров.

 

III) По времени действия цены:

1) Постоянные (твёрдые цены)не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту.

2) Текущие цены,по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в течение выполнения одного контракта.

3) Сезонные цены,действуют в течение определённого периода времени.

 

Порядок ценообразования.

Ценовая политика – важнейшая составляющая часть маркетинговой политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающая выживание фирмы в рыночных условиях и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий.

Этапы ценовой политики: постановка ценовой политики; определение спроса на продукцию; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выра­ботка ценовой стратегии; выбор метода ценообразо­вания; установление окончательной цены.

Выделяют три основные цели ценовой политики.

1. Обеспечение сбыта (выживаемости) — главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производите­лей аналогичного товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализа­ции сократит относительные издержки производ­ства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены, использует т.н. цены проникновения — спе­циально занижаемые цены, способствующие рас­ширению сбыта и захвату большой доли рынка.

2. Максимизация прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущую при­быль. Оно производит оценку спроса и издержек при­менительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.

3. Удержание рынка предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Цена в условиях рыночной экономики — важнейший экономический параметр, характеризующий деятель­ность предприятия. Именно цены определяют структу­ру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение то­варной массы, уровень доходности предприятия.

Цена состоит из определённых элементов. В зависимости от вида цены по характеру обслуживаемого оборота этот состав может меняться.

Соотношение отдельных элементов цены, выражение в % или в долях единицы называется структурой цены.

Основа цены затраты на производство и на реализацию продукции.

В настоящее время при определении затрат организация руководствуется НКРФ главой 25 «Налог на прибыль» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Прибыль определяется исходя из нормы рентабельности.

Этот показатель рассчитывается по отношению к полной себестоимости продукции.

 

Оптовая цена = С + П

 

С полная себестоимость единицы изделия

П – прибыль

Существенным элементом цены являются налоги (НДС, акцизы), они устанавливаются централизованно в виде фиксированных ставок (в руб. на единицу продукции) и в виде процентных ставок.

 

Оптово- отпускная цена = С + П + ∑акциз+∑ндс

 

В процессе продвижения продукции от производителя к потребителю, могут быть задействованы различные посреднические организации. Они закупают продукцию у производителей оптовыми партиями и перепродают их другим организациям. За свои услуги они устанавливают наценки к отпускным ценам.

 

Оптово- закупочная цена = С +П +∑акциз +∑ндс + ∑наценка посредника

акциза = (С+П)*ставку акциза (%) /100%

НДС = (С+П + Акциз)*ставку НДС % /100%

При доведении товара до конечного потребителя торговыми организациями используются розничные цены.

При определении розничной цены используются торговые наценки.

Розничная цена = С +П +Акциз + НДС + наценка посредника +∑торговой наценки.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «цена».

2. Что такое ценовая политика организации?

3. Каковы цели ценообразования?

4. Перечислите ценообразующие факторы.

5. Каковы этапы процесса ценообразования?

6. Каково экономическое содержание цены?

7. Перечислите виды цен по характеру обслуживаемого оборота.

8. Что такое структура цены?

9. Перечислите элементы оптовой цены.

10. Перечислите элементы розничной цены.

11. Перечислите виды цен времени действия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...