Тема 3. Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления
Цель: Сформировать у студентов систему знаний о взаимодействии государства и общества в процессе государственного управления План: 1. Государство как субъект управления общественными процессами. 2. Основные характеристики государства. 3. Общественные функции государства и виды государственного управления. 4. Бюрократия и бюрократизм в административно-государственных учреждениях.
1. Государство – это всеобщая универсальная политическая форма организации общества, обеспечивающая порядок в обществе, защиту от внешней угрозы, решение экономических, политических, социальных и других задач. Государство можно понимать в двух значениях: - территория, на которой проживает общество, объединенное единой правовой системы, гражданством, экономической культурой, языком, менталитетом; - управленческий аппарат, который обеспечивает жизнеспособность государства и общества. Государство обладает рядом ключевых признаков: - территория – недра, суша, водное и воздушное пространство, континентальный шельф; - население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства; - публичная власть – иерархический государственный механизм, который обособлен от общества и наделен функциями управления; - государственный суверенитет – имеет два признака: подконтрольность государству всей территории и полная независимость государства в мировом сообществе; - право – система формально-определенных правил поведения. 2. Основные характеристики государства: 1. Господство (верховенство) права. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны подчиняться действующим правовым нормам.
2. Верховенство закона. Законы обладают юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. 3. Принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены, чтобы не допустить соединение властей в одном органе. 4. Независимый суд. 5. Соблюдение и охрана прав и свобод человека: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. 6. Взаимная ответственность и доверие государства и личности. В правовом государстве должны существовать обратная связь между властью и обществом, взаимная ответственность в своих действиях. 7. Современное правовое государство – это демократическое государство, социальное, светское государство 3. Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Различают следующие основные функции государства: - внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся: 1. правоохранительная – поддержка порядка в обществе; 2. экономическая – организация экономической деятельности; 3. политическая – обеспечение целостности и сбалансированности общества; 4. социальная – обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в процессе материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. 5. экологическая – сохранение нормальной экологической обстановки в стране, охрана природы. - внешние функции – это основные направления его деятельности на международной арене. Это: 1. оборона – обеспечение защиты государства от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет; 2. поддержания мирового правопорядка – укрепление приемлемых международных отношений, универсальных правовых, торгово– экономических стандартов с целью создания благоприятной среды для жизни всех государств и народов;
3. представление общества во внешнем мире – осуществление сотрудничества с другими обществами, государствами в самых разных сферах жизни. 4. Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М, Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло. В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местный — в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи — в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.
Вопросы к лекции:
1. Охарактеризуйте государство как субъект управления общественными процессами. 2. Дайте основные характеристики государства. 3. Какие общественные функции выполняет государство?
4. Назовите виды государственного управления. 4. Что такое бюрократия и бюрократизм в административно-государственных учреждениях?
Тесты к теме: 1. В государственном управлении средствами обеспечения законности являются контрольные механизмы, которые включают: А) внешний контроль, общий контроль, специализированный внешний контроль, внутренний контроль; В) таможенный контроль, антимонопольный контроль, экологический контроль; С) контроль за качеством продуктов и товаров народного потребления, радиационный контроль, внутренний контроль; D) санитарно гигиенический контроль внутренний контроль, общий контроль; Е) ценовой контроль, экспортный контроль импортный контроль, торговый контроль. 2. В правовом государстве важнейшая роль в обеспечении законности в государственном управлении отводится. А) судебной власти; В) адвокатуре; С) прокуратуре; D) органам местного самоуправления; Е) правильный ответ А,С. 3. Правопорядок в государственном управлении – это. А) система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих гармонизацию общественного развития; В) реальное фактическое состояние общественных отношений, являющееся результатом практического осуществления юридических норм; С) фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та нормативная правовая жизнь, которая наступает в результате ее реализаций и законности; D) результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований; Е) все из вышеуказанных ответов верны. 4. Какие основные показатели государственного управления формирует дисциплина. А) системность, рациональность, эффективность; В) системность, целенаправленность, оптимальность; С) приоритетность, комплексность, эффективность; D) планомерность, адекватность, рациональность; Е) целенаправленность, комплексность, планомерность; Литература 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омега-Л., 2011. Издание 3-е, дополненное. 2. Курманов Н.А. Теория государственного управления: Учебное пособие- Астана, 2013. 3. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|