Тема 9. Система государственных органов Республики Казахстан
Цель: Развитие у студентов умений и навыков анализа систем государственного управления и их отдельных элементов, мониторинга и оценки эффективности их деятельности. План: 1.Объект и субъект государственного управления 2.Формы государственного управления 3. Методы государственного управления
1. Система государственного управления по своей структуре охватывает такие составы: субъекты управления (управляющую систему) — взаимодействие и взаимосодействие (управленческую деятельность/процесс) — общественную систему (объекты управления), то есть сферы и области общественной жизни. Определяющим элементом системы государственного управления является объект государственного управления. Как объект управленческой деятельности, органы государственной власти, выступает то общественное отношение, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизведением материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. В общественном отношении, разных видах деятельности и разнообразных социальных ролях государство может управлять не всеми, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, касаются реализации общих потребностей, интересов и целей. За пределами этого, воспроизведенная активность людей свободна и руководствуется другими видами управления или вообще самоуправляется. Субъектом государственного управления выступает государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.
2.Формы государственного управления есть внешнее проявление сущности и характера деятельности органов государства в соответствующей сфере (отрасли) общественной практики. Через формы управленческой деятельности реализуется компетенция государственных органов. По формам управления можно получить представление о целевой ориентации, функциях и полномочиях органов государства. Формы государственного управления принято делить на правовые и не правовые. Правовые формы предполагают выполнение государственными органами и должностными лицами таких действий, которые вызывают определенные юридические последствия. Не правовые — это разнообразные формы организационной деятельности, не вызывающие юридических последствий, но тем не менее направленные на создание благоприятных условий для реализации целей, функций и полномочий государственных органов. Многовариантность не правовой формы в управленческой деятельности позволяет обеспечить: а) выполнение организационных действий по подготовке и принятию управленческих решений; б) реализацию управленческих решений, выраженных в правовой форме; в) решение иных управленческих проблем, не требующих правовой формы выражения.
3 Сущность методов состоит в непосредственном властном воздействии на объекты управления. Они выступают в качестве способов воздействия на сознание, поведение управляемых. Методы государственного управления являются официальными способами воздействия на управляемые объекты, так как применяются от имени государства. Виды методов государственного управления:
- административно-правовые методы — наиболее активные способы воздействия государственных органов на общественные процессы, отношения, связи. Их суть состоит в непосредственном организующем властном воздействии на управляемые объекты, на поведение людей путем прямых обязывающих предписаний, подлежащих безусловному исполнению. Административно-правовые методы объективируются в форме издания соответствующих нормативных предписаний (приказ, постановление) либо индивидуальных велений (устных или письменных), определяющих направление деятельности объектов управления. При помощи административно-правовых методов обеспечивается нормативное регулирование общественных отношений, связей, процессов. Нормативное регулирование позволяет государственным органам устанавливать правила поведения граждан и должностных лиц в различных сферах жизни общества путем определения их прав и обязанностей, а также мер государственной защиты в случае невыполнения соответствующих предписаний. - экономические методы предполагают предоставление управляемым объектам независимо от их вида собственности и организационно-правовой формы хозяйствования возможности самостоятельно избирать пути повышения эффективности своей работы, рационально использовать ресурсы, осваивать новые технологии, формы обслуживания. Экономическое стимулирование дает возможность органам управления при помощи соответствующих рычагов (материальные стимулы, оплата труда, возможность приобретения и расширения частной собственности) повысить материальную заинтересованность организаций и работающих. Методы идеологического (морального) воздействия связаны с формированием личности, воспитанием человека нового поколения. Данные методы применяются преимущественно в отношении организаций, деятельность которых выражается в создании и распространении духовных ценностей, воспитании человека, оказании социально-культурных и иных услуг населению. Методы идеологического воздействия обращены к сознанию человека, его совести, чести и достоинству. Их сущность состоит в воспитании у людей внутренней потребности сознательно и добровольно исполнять требования правовых норм.
Вопросы к лекции:
1.Объект и субъект государственного управления 2.Формы государственного управления 3. Методы государственного управления Тесты к теме: 1. Методы, связанные с условиями труда, быта, досуга людей, оказанием им социальных услуг, развитием общественной и политической активности – это: А) экспертные; В) экономико-математические; С) социально-политические; D) морально-этические; Е) административные.
2. Под методологией государственного управления понимается. А) определяющее начало процесса познания, а также система общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов научного познания и объявления объектов социальной действительности; В) совокупность экономических законов в управлении и
регулировании рынком и производством; С) единство общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и частной методологии; D) инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования; Е) правильные ответы А,Е.
3. Цели государственного управления должны отвечать следующим требованиям. А) быть объективно обусловленными и обоснованными; В) быть социально мотивированными; С) быть обеспеченными в ресурсном отношении; D) быть системно организованными; Е) все выше перечисленное. Литература 1. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012. 2. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник./ Пер. с анг.; Под ред. Л.Л. Любимова. – М.: Аспект пресс, 2009. 3. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: Март, 2010
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|