Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственная логистика




Принципы функционирования внутрипроизводственных

Логистических систем

Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление им имеет специфику и называется производственной логистикой (ПрЛ). Отличительная черта объектов ПрЛ — террито­риальная компактность, так как предполагает движение материаль­ных потоков по стадиям производственного процесса, размещенного во взаимосвязанных цехах предприятия.

Производственная логистика рассматривает процессы, происхо­дящие только в сфере материального производства, где создаются материальные блага или материальные услуги типа «хранение, фасов­о, развеска, укладка» и т.п.

Материальные услуги по транспортировке грузов могут быть объектом производственной логистики при использовании собствен­ного транспорта для внутрипроизводственного перемещения грузов и транспортной логистики, если используется транспорт общего пользования либо перевозки осуществляются между предприятием и другими субъектами (поставщиками, потребителями).

Логистические системы, изучаемые в ПрЛ, носят название вну­трипроизводственных логистических систем. К ним можно отне­сти промышленное предприятие, оптовое предприятие (базу), име­ющую складские помещения, узловую грузовую железнодорожную станцию и т.п.

Логистическая концепция организации производства предпо­лагает:

■ отказ от избыточных запасов;

■ отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

■ отказ от изготовления серий деталей, не имеющих спрос;

■ устранение простоев оборудования, брака;

■ устранение нерациональных внутризаводских перевозок. Для сравнения традиционная концепция управления производ­ством предполагает:

■ непрерывную работу основного оборудования и повышение коэффициента его использования;

■ изготовление продукции крупными партиями;

■ наличие большого запаса материальных ресурсов. Другими словами, традиционная концепция ориентирована на эффективное функционирование предприятия в условиях «рын­ка продавца», когда спрос на продукцию превышает ее предложение. Логистическая концепция управления нацелена на повышение эффективности работы предприятия в условиях «рынка покупателя», т.е. когда спрос ниже предложения и покупатели диктуют свои усло­вия и создают конкуренцию между производителями аналогичной продукции.

Когда спрос превышает предложение, предприятие может рас­считывать на сбыт своей продукции. Приоритет получает задача максимизации загрузки оборудования. При этом в более крупной партии себестоимость единицы изделия будет ниже, чем в мелкой, вследствие распределения постоянных издержек на выпуск большего количества товара.

В условиях «рынка покупателя» приоритетной является задача реализации продукции. Непостоянство (случайный характер) рыноч­ного спроса делают нецелесообразным содержание крупных партий производственных запасов на предприятии, так как спрос на продук­цию, для производства которой они были приобретены, может изме­ниться.

Управление материальными потоками во внутрипроизводствен­ных логистических системах может осуществляться по двум основ­ным принципам.

1. Принцип «толкающей» внутрипроизводственной систе­мы. Материалы, поступающие на производственный участок, у предыдущего технологического участка им не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по коман­де, поступающей на передающее (толкающее) звено из систе­мы управления производством (рис. 6.1). Подобные системы, первые разработки которых относят к 60-м годам XX в., позволили оперативно корректировать планы и дей­ствия всех подразделений предприятия — снабженческих, про­изводственных и сбытовых — в реальном масштабе времени.

 

«Толкающие» системы имеют естественные границы приме­нения. Параметры «выталкиваемого» материального потока оптимальны настолько, насколько система управления производством в состоянии учесть и оценить все факторы, вли­яющие на показатели материального потока. Чем больше факторов, тем сложнее ее программное, информационное и техническое обеспечение.

2. Принцип - «тянущей» внутрипроизводственной системы. Согласно этому принципу детали, полуфабрикаты и другие виды материальных ресурсов подаются на следующую технологиче­скую операцию с предыдущей по мере необходимости. Система управления производством не вмешивается в обмен материаль­ными потоками между различными цехами и участками, не уста­навливает для них текущих производственных заданий, ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной цепи. Производственная программа отдельного технологического зве­на определяется размером заказа последующего звена. Рассмотрим эту идею на примере (рис. 6.2). Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 100 ед. продукции. Этот заказ передается в цех сборки. Он для выполнения заказа запрашивает 100 деталей из цеха № 2.

Передав из своего запаса 100 деталей, цех № 2 для восполнения запаса заказывает у цеха № 1100 заготовок. В свою очередь, цех № 1, передав 100 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества заготовок также с целью вос­становления запаса. Таким образом, материальный поток «вытяги­вается» каждым последующим звеном. При этом персонал каждого цеха может учесть много специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа; больше, чем это смогла бы сделать систе­ме управления производством.

На практике реализованы различные варианты «толкающих» и «тянущих» систем. Примером первых может служить система МРП (система планирования потребности в материалах). Она характери­зуется высоким уровнем автоматизации управления, способным обес­печить не только текущее регулирование производственных запасов, но и корректирование планов и действий служб предприятия — снаб­женческих, производственных и сбытовых. Различают МРП-1 и МРП-2. Последняя включает определение потребности в материа­лах (функции МРП-1) и служит для управления технологическими процессами и автоматизированного принятия решений. Функцио­нальная схема системы МРП-2, впервые появившаяся в США в 80-е годы XX в., представлена на рис. 6.3.

 

 

Для определения потребности в материалах (верхний блок) раз­рабатывается прогноз потребности в сырье и материалах раздельно по приоритетным и неприоритетным заказам; анализируются возмож­ные сроки выполнения заказов и уровней страховых запасов с уче­том затрат на их содержание и обслуживание заказчиков; проводит­ся ретроспективный анализ хозяйственных ситуаций для выбора стратегии завоза каждого вида сырья и материалов.

Для решения задач управления закупками используется файл заказов. В нем содержится информация о заказах и их выполнении: номер и дата заказа, код сырья, код поставщика, ожидаемая дата постав­о, количество, цена и т.п. Результатная информация может выдаваться в разрезе поставщика, заказчика, вида сырья и материалов, с указанием дополнительных данных (дата поставки по договору, фактическая дата поставки, заказанное и фактическое количество и т.п.).

К «тянущим» внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «канбан», рассмотренную в разделе 5. Система «канбан» позволяет реализовать подход «точно вовремя» и применяется для сокращения производственных запасов. Известность получила и система «ДРП» (система планирования распределения продукции). Подробно она будет рассмотрена в разделе 8. Известны и отечествен­ные внутрипроизводственные логистические системы. Пример — внутрипроизводственная логистическая система КСОТО (комплекс­ная система организации транспортного обслуживания), разработан­ная для машиностроительных предприятий. В КСОТО решаются следующие задачи:

■ создание оптимальной системы постоянно действующих маршрутов и построение математической модели внутриза­водских перевозок;

■ оптимизация количества транспортных средств, построение математической модели задачи оптимизации количества транспортных средств, необходимых для обслуживания техно­логических перевозок;

■моделирование технологического процесса межцеховых пере­возок;

■ изучение динамики грузопотоков на предприятии, которое позволяет создать математическую модель межцеховых пере­возок и разработать алгоритм моделирования таких перево­зок готовой продукции для заданного количества с учетом минимизации себестоимости перевозок;

■ оптимизация структуры парка транспортных средств предприя­тия. На основании известных схем маршрутов, объемов и технологических процессов перевозок грузов создается мате­матическая модель и решается задача оптимизации парка (транспортного цеха). Модель позволяет выбирать рациональ­ный вид транспорта для обслуживания локальной системы или отдельного маршрута;

■ создание оптимальной системы перевозок на базе постоянно действующих маршрутов. Задача решается с применением методов линейного программирования для перевозок по прин­ципу «от склада к складу». Создается математическая модель оптимизации величины транспортной партии для грузов, пере­возимых в унифицированной таре;

■ разработка методики определения удельных затрат на погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы при межцеховых перевозках, в том числе: алгоритмы решения зада­чи определения объема перевозок по заготовительным и меха­ническим цехам; расчет общих и удельных затрат работы для отдельных цехов и предприятия в целом.

При разработке КСОТО определяется фактор, по которому необ­ходимо оптимизировать транспортное обслуживание. Им является целевая функция затрат, или удельный вес транспортных затрат в себестоимости продукции.

На величину этого фактора влияют следующие параметры: кон­структивная и технологическая сложность выпускаемых изделий; широкая номенклатура изготавливаемых заготовок, деталей и изде­лий; развитая межцеховая и межзаводская кооперация; наличие зна­чительных заделов на отдельных этапах технологических процессов; разветвленная структура производственных цехов; сложная схема грузопотоков; разнообразие типов транспортных средств; наличие специальных требований к организации и технологии перевозок.

Метод минимизации целевой функции позволяет учесть влия­ние перечисленных параметров на удельный вес стоимости транспорт­ного обслуживания в общей себестоимости изделия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...