Логистические цепи в распределительной логистике
Под логистической цепью (ЛЦ) — подразумевается организованная совокупность логистических операций, обеспечивающая достижение общих целей. Логистическая цепь обладает следующими свойствами: ■ системность; подразумевается, что каждая отдельно взятая операция не образует логистическую цепь, а возникает лишь в определенном состоянии логистических операций; ■ устойчивость, т.е. способность ЛЦ сохраняться до полного выполнения задач ее организации; ■ гибкость, т.е. изменчивость состава (звеньев) цепи при изменении задач и функций; ■ адаптивность, т.е. постоянная настройка элементов ЛЦ на изменяющуюся конъюнктуру рынка; ■ эффективность — ЛЦ сохраняется до тех пор, пока это выгодно всем ее участникам. В свойствах реальных ЛЦ заложены их основные преимущества: ■ добровольное объединение ресурсов и усилий субъектов распределительной логистики для достижения общесистемных целей; ■ технологическое и организационное сопряжение логистических операций для минимизации потерь несопряженности; ■ экономическое единство выражения конечного результата функционирования ЛЦ по каждой операции и для каждого участника; ■ совместное генерирование идей, обеспечивающих повышение эффективности распределительной логистики. Все разнообразие возможных ЛЦ можно классифицировать по признакам: ■ количеству звеньев (операций) — двух-, трех- и многозвенные цепи; ■ составу участников — внутренние, когда участники цепи являются только подразделениями предприятия, и внешние, т.е. цепи, образуемые как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов; ■ времени действия — постоянные или долговременные, периодического действия и разовые;
■ обслуживаемым рынкам — глобальные, региональные и локальные цепи. Эта классификация, безусловно, не охватывает все разнообразие ЛЦ, поэтому сосредоточим внимание лишь на определяющем признаке — на количестве звеньев и главным образом на составе участников ЛЦ. По составу участников ЛЦ распределительной логистики различают двух-, трех- и многозвенные. Формально они совпадают с каналами сбыта (рис. 8.4).
Простейшая ЛЦ, получившая название «прямой сбыт», включает только двух участников: товаропроизводителя и потребителя. Обычно она целесообразна при значительных объемах потребления или при изготовлении продукции на заказ (в частности, при создании инвестиционного продукта). Розничное звено между товаропроизводителем и покупателем возникает тогда, когда появляется потребность в небольших покупках массового товара массовым потребителем (обычно товары широкого потребления). Впрочем, именно по товарам массового спроса подразделения розничной сети редко взаимодействуют с товаропроизводителями (за исключением, пожалуй, супермаркетов). Им экономически выгоднее покупать товар у посредника, роль которого чаще всего выполняет оптовое звено (торгово-закупочная база, оптовый склад и т.п.). Роли дилера, дистрибьютора и торгового представительства в Л Ц обычно определяются степенью их самостоятельности. Торговое представительство чаще всего является дочерним предприятием товаропроизводителя и обладает тем большей экономической самостоятельностью, чем оно дальше (территориально) расположено от головного завода. Дистрибьютора отличает от дилера помимо масштаба продаж то, что он не только перепродает товар, но и принимает на себя ответственность за операции физического распределения, т.е. хранение, транспортировку, подготовку к потреблению.
Кроме обсужденных выше участников ЛЦ, возможны и иные представители: торговые агенты, брокеры, комиссионеры и др. При выборе варианта ЛЦ необходимо руководствоваться следующими критериями: ■ полнота, своевременность и комплектность выполнения заказов потребителей; ■ минимум предельных затрат на единицу прироста полезного эффекта сбытовой деятельности; ■ возможность возмещения дефектных товаров и организация сервиса; ■ экономическая выгода для каждого участника логистической цепи при сохранении конкурентоспособности товара на рынке. Формальная целостность Л Ц распределительной логистики есть не что иное, как номинальное единство интересов всех участников. Реально приходится всегда поддерживать баланс интересов на основе различных методов сотрудничества. Интегрированные Л Ц образуют логистические системы распределения продукции. Под такими системами понимают совокупность взаимосвязанных логистических цепей, образующих организационно-экономическое единство хозяйствующих субъектов, объединенных общностью сбытового процесса. Логистические системы могут быть автономными, т.е. независимыми, и релятивными, т.е. относительными (зависимыми). По характеру взаимосвязи между элементами различают простые и эшелонированные (многоуровневые) системы. По способу организации можно выделить системы, построенные на принципах субординации (сопод-чиненности) и координации (взаимозависимости), т.е. субординированные и координированные системы. По масштабам охвата сбытовых процессов правомерно называть макро- и микрологистические системы. Макрологистические системы распределительной логистики достаточно работоспособны в рамках промышленно-финансовых групп или холдингов, а микрологистические системы вполне применимы для моделирования сбытовой деятельности предприятия. Любая логистическая система распределительной логистики функционирует как открытая, гибкая, адаптивная система организации сбытовой деятельности. На уровне предприятия она включает несколько подсистем: материально-техническую; организационно-экономическую; социально-психологическую; нормативно-правовую (рис. 8.5).
Материально-техническая подсистема включает складское и тарное хозяйство, транспортные и информационные коммуникации, средства упаковки и подготовки продукции к потреблению, системы ремонта и обслуживания, а также другие материальные и технические компоненты сбытовой деятельности. Организационно-экономическая подсистема строится на взаимодействии планирования, организации, контроля, оценки, анализа и регулирования сбытовой деятельности. Социально-психологическая подсистема объединяет такие взаимосвязанные элементы, как кадры, стимулы, побудительные мотивы, интересы участников сбытового процесса. Нормативно-правовая подсистема образует нормативную базу логистической системы и строится на основе законов, подзаконных актов, а также внутренних нормативов предприятия, регламентирующих порядок организации сбытовой деятельности. Эффективность системного подхода к управлению сбытом на базе логистического моделирования доказана всесторонне. В частности, развитие комплексного управления товародвижением в системах снабжения и сбыта позволяет сократить перевалки грузов не менее чем в 1,5—2 раза; при комплексном учете совокупных затрат на перевозку, хранение и погрузочно-разгрузочные работы возможна экономия на 7-20%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|