Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы транспортной логистики




Понятие, сущность и задачи транспортной логистики

Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя гото­вой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движе­ние материального потока от предприятия-изготовителя до конечно­го потребителя продукции.

Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции раз­личными видами транспорта. Приведем примеры:

■ железнодорожный транспорт:

Tж = tH.K + L:VH + tДОП; (7.1)

 

■ морской транспорт:

TM = L: VКОМ: VKOM = L: (L:VСУТ + 2aDГ : M + tДОП), (7.2)

 

■ речной транспорт:

TP = TГР + L: VH + tДОП; (7.3)

 

■ автомобильный транспорт:

 

TA = THK + L: V3K, (7.4)

 

где tн.к — время на начально-конечные операции, в сутках, часах;

L — расстояние перевозки, км;

Vh — норма пробега вагона или судна в сутки;

tДОП — время на дополнительные операции на железнодорожном, мор­ском и речном транспорте, суток;

Vэк — эксплуатационная скорость, км/ч;

Vком — коммерческая скорость, миль/суток;

Vсут — эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии,

миль/суток;

а — коэффициент использования грузоподъемности;

DГ — грузоподъемность судна, т;

М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправ­ления и назначения, т/сутки;

ТТР — время на накопление, формирование и отправление грузов, суток.

 

Использование различных средств коммуникации, техники обра­ботки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное вре­мя прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количе­стве, или не того качества, или не вовремя.

Затраты на выполнение операций по транспортировке матери­альных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут состав­лять до 50% от суммы общих затрат на логистику.

В этом контексте полезны следующие операции:

■ выбор вида транспортных средств;

■ выбор типа транспортных средств;

■ совместное планирование транспортного процесса со склад­ским и производственным;

■ совместное планирование транспортных процессов на различ­ных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

■ обеспечение технологического единства транспортно-склад-ского процесса;

■ определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор транспортного средства для доставки сырья или продук­ции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: раз­мещение производства, источники сырья и потребители; технико-эко­номические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки.

Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном авто­мобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.

Выбор вида транспортного средства

По назначению выделяют две группы транспорта.

1. Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

2. Транспорт необщего пользования (ведомственный) — внут­рипроизводственный транспорт, а также транспортные средства принадлежащие нетранспортным организациям. Статистические данные 90-х годов XX в. свидетельствуют о росте доли именно этого вида транспорта в общем объеме перевозок грузов.

Главными видами транспорта являются: железнодорожный; авто­мобильный; водный (речной и морской); воздушный; трубопровод­ный. Основные факторы, влияющие на выбор вида транспортного средства, показаны в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Факторы выбора транспортного средства

Вид транс- портного средства Факторы
время доставки периодичность отправлений грузов надежность соблюдения графика доставки способность пере- возить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Железнодорожный            

 

 

Продолжение

Вид транс- портного средства Факторы
время доставки периодичность отправлений грузов надежность соблюдения графика доставки способность пере- возить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

 

Цифры в табл. 7.1 означают ранги видов транспорта по каждому фактору. Например, «1»(«1» — наилучшее значение фактора) в гра­фе 1 соответствует воздушному транспорту и фактору «время достав­ки» и означает, что при перевозке этим видом транспорта время доставки будет минимальным.

 

Транспортные тарифы

 

Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, являет­ся стоимость перевозки, а она зависит от тарифа. Транспортные тари­фы применяются на транспорте общего пользования. При использо­вании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде заработной платы водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг и некоторых других составляющих.

Тариф включает:

1) плату за перевозку грузов (пассажиров);

2) сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (охрана, сопровождение, страхование).

При определении размера тарифа необходимо знать и правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта.

Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателя транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют особенности. На железнодорожном транспорте используются общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Общие — относятся к перевозке основной массы грузов. Исключительные — это тарифы, которые устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Обычно они распространяются на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливаются на отдельных железных дорогах и действуют лишь в их пределах.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:

■ скорость перевозки;

■ вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до 10 т));

■ расстояние перевозки;

■ тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсаль­ные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);

■ принадлежность вагона или контейнера (кто является соб­ственником);

■ количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения стоимости пере­возки грузов используют следующие виды тарифов:

■ сдельные тарифы на перевозку грузов;

■ тарифы на условиях платных автотонно-часов;

■ тарифы за повременное пользование грузовыми автомоби­лями;

■ тарифы из покилометрового расчета;

■ тарифы за перегон подвижного состава (от одного пункта до другого);

■ договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние пере­возки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возмож­ность использования автомобиля; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за пере­грузочные работы и другие услуги определяются пароходствами само­стоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установ­ленный законодательством.

На морском транспорте плата за перевозку грузов осущест­вляется по тарифу либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуще­ствляется по объявленному тарифу. В том случае, когда перевозка не связана с постоянными районами плавания, с постоянными пор­тами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой в зависимости от конъюнктуры фрахтового рын­ка и зависящей от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Постановка и решение транспортной задачи методом «северо-западного угла»

Транспортная задача может быть формализовано описана следу­ющим образом.

Имеется т поставщиков определенного вида продукции (либо т — количество мест, складов, откуда происходит поставка про­дукции). Максимальные объемы возможных поставок заданы и рав­ны соответственно ai, i = 1, 2,…, m. Эта продукция используется п потребителями. Объемы потребностей заданы и равны соответствен­но bj= 1, 2,…, п. Стоимость перевозки единицы продукции от г-го поставщика к j-му потребителю известна для всех i, j и равна cij.

Установите такие объемы перевозок хij от каждого поставщика к каждому потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были удовлетворе­ны (если только общий объем возможных поставок покрывает общий объем потребностей).

Задача. На двух складах (А и В) имеется соответственно 50 и 40 т продукции.

 

Таблица 1

Исходные данные для решения транспортной задачи

 

 

Стоимость перевозки от складов к потребителям приведена в табл. 1 (в правом верхнем углу каждой клетки). Например, сто­имость перевозки единицы (1т) груза со склада Л потребителю С рав­на 3 у.е.

Спланируйте перевозки к трем потребителям (С, D и Е) так, что­бы потребитель С получил 30 т груза, потребитель D — 20 т, потреби­тель Е — 40 т, а затраты на перевозку были минимальными.

Для решения задачи на первом этапе составляется система огра­ничений и целевая функция. Система ограничений в общем виде (для нашей задачи) имеет вид

 

 

причем xij > 0 для i = 1, 2; j = 1, 2, 3.

Целевая функция затрат на перевозку, значение которой необхо­димо минимизировать при имеющихся ограничениях, выглядит сле­дующим образом:

 

 

Далее перераспределяются объемы поставок грузов методом «северо-западного угла», т.е. первой заполняется верхняя левая (севе­ро-западная) клетка исходной таблицы. Примем объем перевозки со склада А к потребителю С максимально возможным из условий задачи и равным 30 т. Потребитель С полностью удовлетворил свою потребность, и поэтому графу «С» в табл. 1 можно исключить из даль­нейшего рассмотрения.

В таблице 1 найдем «северо-западный угол» (теперь это клетка AD) и укажем максимально возможное значение. Оно рассчитывает­ся следующим образом: со склада А уже перевезено 30 т груза, поэто­му остаток на этом складе составляет 20 т (50—30). Вносим в клетку AD вместо хп значение, равное 20 т. Таким образом, весь груз со скла­да А перевезен потребителям и первая строка табл. 1 исключается из дальнейшего рассмотрения. Потребитель D полностью удовлетво­рил свою потребность в грузе, и графу D можно исключить из даль­нейшего рассмотрения. В оставшейся части табл. 1 найдем новый «северо-западный угол» (клетка BE) и укажем в нем максимально воз­можное значение (40 т). В результате (в табл. 2) получено следующее распределение поставок: х11 = 30; х12 = 20; х23 = 40.

 

 

Таблица 2

Распределение поставок

 

Значение целевой функции будет иметь вид

 

F= 30 х 3 + 20 х 2 + 40 х 6 = 370 (руб.).

 

В результате дальнейших вычислений мы получим оптимальное минимальное значение целевой функции. Расчеты громоздки, но лег­ко реализуются с использованием компьютерных программ.

Задание для самостоятельного решения

Задача. Имеются три склада готовой продукции и четыре потре­бителя. На складах находятся 10, 20 и 15 т продукции. Потребители готовы купить 15, 12, 11 и 7 т этой продукции. Затраты на доставку 1 т продукции со склада 1 потребителям равны соответственно: 45, 15, 26 и 38 у.е.; со склада 2: 19, 25, 65 и 34 у.е.; со склада 3: 20, 24, 18 и 22 у.е.

Сделайте первое распределение методом «северо-западного угла», найдите первое (возможно, неоптимальное) решение.

Тесты

1. От какого фактора зависит время выполнения заказа потре­бителя:

а) от срока доставки продукции транспортом;

б) от количества посредников;

в) от размера партии поставки?

 

2. Длительное время прохождения заказа:

а) уменьшает количество запасов на предприятии;

б) увеличивает уровень запасов на предприятии;

в) не влияет на объем запасов.

 

3. Основные задачи транспортной логистики следующие…

 

4.Основные критерии выбора вида транспортного средства:

а) скорость доставки груза и грузоподъемность транспортного средства;

б) стоимость перевозки и скорость доставки груза;

в) надежность соблюдения графика доставки и стоимость перевозки.

 

5. Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности в перевозках…

 

6. Транспорт необщего пользования — это…

 

7. Основные виды транспорта — это…

 

8. Транспортный тариф включает:

а) плату за перевозку грузов и пассажиров;

б) сборы за дополнительные операции, связанные с перевоз­кой грузов и пассажиров;

в) правила исчисления плат и сборов;

г) все ответы верны;

д) верны ответы (а) и (б).

 

9. Транспортный тариф — это…

 

10. Какая группа факторов, влияющих на размер транспортного тарифа, является общей для всех видов транспорта:

а) грузоподъемность транспортного средства, расстояние перевозки, район;

б) расстояние перевозки, тип транспортного средства, объем­ный вес груза;

в) расстояние перевозки и масса груза?

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конеч­ного потребителя проходит ряд этапов: движение материального потока от источника сырья до предприятия; прохождение материального пото­и внутри предприятия по стадиям производственного процесса; движе­ние материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции. На всех этапах движение обеспечивается раз­личными видами транспорта.

Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков и погрузочно-разгрузочные операции составляют до 50% от сум­мы общих затрат на логистику.

Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зави­сит от стратегии предприятия. Учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки. Основными критериями выбора вида транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции, зависящие от технико-эксплуатацион­ных характеристик транспорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...