Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целевое управление развитием системы транспортного обслуживания региона




Целевые методы предполагают конкретную технологию управ­ления: формирование иерархии целей, образование взаимоувязанных программ, реализующих цели, распределение имеющихся ресурсов, формирование бюджета, создание (при необходимости) специальных органов управления.

В теории и практике социально-экономического управления определение главных целей и методы согласования целей разных уровней исследовано недостаточно. До сего времени нет правил, согласно которым разработчики, осуществляющие целеполагание по отношению к одному и тому же объекту, приходили бы к полному единству результатов. В этой связи формирование и уточнение целей, построение иерархии подцелей, доведение их до соответствующего уровня приоритетности главной цели по отношению к целям «низ­шего» уровня — одна из важнейших задач управления.

Процесс формирования целей развития системы транспортного обслуживания региона разделяется на три фазы:

1) структуризация («разложение») проблемных ситуаций на проблему и подпроблемы с целью раскрытия причин возникновения проблемной ситуации;

2) формирование «дерева целей» развития СТОР, т.е. целей, направленных на решение региональных проблем транспортного обслуживания;

3) постановка конкретных задач, направленных на достижение целей (как перспективных ориентиров развития), разработка вариантов достижения целей.

При целеполагании решаются три задачи: сокращение множества возникающих целей до минимума; выбор из минимума главной; исключение из «веера целей» тех, которые выступают как средство достижения других целей и не влияют на выбор.

Цель определяется по меньшей мере двумя методами. В первом случае она задается без предварительного анализа системы, опреде­ления ее возможностей. Часто под заданную цель заново создаются органы управления. Во втором случае цель выводится из состояния системы и выступает как ожидаемый к определенному времени результат (как будущее желаемое состояние системы). В обоих слу­чаях анализируется состояние системы, оценка ее возможностей; в первом случае это делается с позиций заданной цели, а во втором — с позиций существующего состояния системы. Иначе говоря, с точки зрения необходимого уровня развития системы — первый случай; с точки зрения достигнутого уровня системы — второй случай.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы систе­мы переоцениваются уже исходя из «интересов» цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способ­ствуют ее достижению. Достижение целей возможно только при соот­ветствии их содержания объективным обстоятельствам. Отсюда сле­дует, что степень достижения цели определяется характером такого соответствия. Это положение является ведущим методическим пра­вилом в целеполагании.

Наиболее часто используемым методом целеполагания является формирование «дерева целей». Такая разработка осуществляется последовательной декомпозицией главной цели на подцели по опре­деленным правилам. В результате образуется несколько уровней целей. Детализация целей возрастает по мере перехода от первого уровня к последующим.

Структуру целей типа «дерево» по степени детерминированно­сти можно классифицировать следующим образом: со строго детер­минированными уровнями — показатели любого уровня связаны с показателями только соседних уровней (рис. 11.6а); со слабо детер­минированными уровнями — показатели любого уровня связаны с показателями любых уровней (рис. 11.66); с недетерминированны­ми уровнями — на каждом уровне расположен только один показа­тель (рис. И.бв).

Первые два вида графов могут иметь «свернутую» и «разверну­тую» структуры. В «развернутой» структуре каждый показатель свя­зан только с одним показателем вышележащего уровня (рис. 11.6а). Его «свернутая» структура представлена на рис. 11.6г.

В зависимости от количества подчиненных вершин (показателей или целей) иерархические структуры по степени регулярности делят­ся на идеальные — число подчиненных вершин у всех невисячих вер­шин постоянно, т.е. невисячая вершина имеет подчиненные верши­ны (рис.11.7а), регулярные — число подчиненных вершин у всех вершин любого уровня постоянно (рис. 11.76) и нерегулярные — число

 

 

вершин переменно от уровня к уровню и на уровне (рис.11.7в). Все вершины графа типа «дерево» взаимосвязаны.

«Дерево целей» имеет связи (ребра) вида «и» и «только». Нали­чие связи «и» означает, что вершина γ-го уровня связана не менее чем с двумя вершинами нижележащего (γ + 1)-го уровня, причем при рассмотрении этой вершины необходимо анализировать все связан­ные с ней вершины (γ + 1)-го уровня. Связь «только» показывает, что вершина γ -го уровня соединена только с одной вершиной (γ + 1)-го уровня.

Рассмотрим различные графы-«деревья» с точки зрения удобства выполнения основных операций комплексной оценки целей разви­тия транспортной системы региона. Анализ целей (γ + 1)-го уровня производится исходя из «требований» вышерасположенной цели.

 

Поэтому желательно, чтобы все цели γ -го уровня были связаны с целями (γ - 1)-го уровня. Такая связь осуществляется «граф-дере­вом» со строго детерминированными уровнями. Если цели развития

СТОР невозможно (или трудно) свести в «дерево» со строго детер­минированными уровнями, можно использовать структуру со слабо детерминированными уровнями.

Важным требованием к «дереву» является его наглядность; это облегчает работу экспертов. В значительной степени наглядность обеспечивается непересечением ребер графа, т.е. применением «раз­вернутой» структуры. Для этого в «развернутой» структуре цель нуж­но столько раз повторить, сколько связей она имела с вышележащи­ми показателями в свернутой структуре (рис. 11.6а).

Опыт работы с экспертами при целеполагании (построении «дерева целей») свидетельствует, что при определении коэффициен­тов весомости целей развития СТОР желательно иметь примерно оди­наковым число показателей, определяющих каждую цель вышележа­щего уровня. Увеличение числа показателей может привести к снижению их коэффициентов весомости. В наибольшей степени действие неравного числа целей сказывается в случае, когда показа­тель качества повторяется на двух или более уровнях. Следователь­но, целесообразно применять регулярную иерархическую структуру, при этом связи вида «только» нежелательны.

Из всех операций оценки целей развития СТОР построение структурной схемы в наименьшей степени поддается формализации и является сложной эвристической процедурой. Назначая коэффи­циенты весомости, эксперт сравнивает важность различных целей, входящих в однородную группу. При значительном числе целей эта операция становится затруднительной, что снижает точность оценок. Количество показателей определяется возможностями человека (экс­перта) и используемым методом. Согласно важному положению экс­периментальной психологии, человеку трудно одновременно работать более чем с 5—7 альтернативами, поэтому при использовании метода последовательных сравнений коэффициент весомости самого важно­го показателя принимается равным 1, а Остальным приписываются меньшие значения. В этом случае количество показателей, входящих в группу, может быть увеличено до 8—10.

На последнем уровне «дерева целей» обычно располагаются еди­ничные показатели, не разлагаемые на другие, более простые. Эти показатели могут быть измерены в натуральных единицах или бал­лах. Но некоторые комплексные показатели могут быть определены и расчетным методом с использованием функциональной зависимо­сти между данными показателями и показателями более низких уровней. При построении структурной схемы целесообразно опускаться до такого уровня, на котором находятся цели (единичные и комплекс­ные), значения которых могут быть определены любым из известных методов. Это позволит снизить трудоемкость и повысить точность выбора приоритетов развития СТОР при использовании экспертных методов. Количество единичных показателей зависит от сложности оцениваемого объекта.

Применяя расчетные формулы и точные исходные данные, мож­но получить точное решение. Но во многих случаях, связанных с нео­пределенностью ситуации, ее вероятностным характером, точных дан­ных получить нельзя. Поэтому эвристическое решение эксперта (или группы экспертов) зачастую оказывается более правильным, чем решение, полученное расчетным путем с помощью математической формулы.

Таким образом, экспертные методы применяются тогда, когда использование других, более объективных методов оказывается невозможным и (или) неэкономичным. Применению экспертных методов способствует то обстоятельство, что в процессах управления зачас­тую нужны только определенные знания и только на определенный срок. В этих условиях нередко целесообразнее брать их «напрокат», используя экспертов со стороны.

Среди многочисленных разновидностей экспертных методов наибольшую известность получили два: Дельфи и ПАТТЕРН. Метод ПАТТЕРН назван по первым буквам английских слов, означающих «Помощь планированию посредством количественной оценки техни­ческих данных». Метод был разработан в 1962—1964 гг. американ­ской фирмой «Хониуэлл» для оценки проектов новых систем воору­жения (с точки зрения соответствия их национальным целям США). Кроме первого описания ПАТТЕРН, появившегося в 1964 г., извес­тен и ряд других работ, посвященных этому методу. Однако общее их число значительно меньше количества работ, связанных с мето­дом Дельфи. На русском языке имеется капитальная монография М.М. Лопухина. Одно из важных различий между обоими метода­ми — способ опроса экспертов, и с этой точки зрения большинство остальных методов экспертной оценки могут рассматриваться как их модификации. В методе Дельфи отсутствует непосредственное обще­ние между экспертами, в методе ПАТТЕРН такое общение является составным элементом процедуры их опроса. Подобное различие меж­ду двумя способами проведения опроса экспертов не является спецификой только методов Дельфи и ПАТТЕРН, оно было известно задолго до разработки этих методов. В качестве основного, наиболее опробованного и совершенного с методической точки зрения целесо­образно использовать метод Дельфи.

Отличительная особенность метода Дельфи заключается в отка­зе от совместной работы экспертов, чтобы избежать конформизма, т.е. искажения действительного мнения эксперта под влиянием таких психологических факторов, как внушение или приспособление к мне­нию большинства других экспертов. Эксперт высказывает свое суж­дение не в ходе группового обсуждения, а излагаемого в анкете, снаб­женной подробной пояснительной запиской. Для получения дополнительной информации экспертам дают возможность ознако­миться с анонимными анкетами других экспертов, в результате чего во втором или последующих турах опроса они имеют право изменить первоначальную точку зрения.

В исходном варианте (при использовании для прогнозирования) метод Дельфи имел ряд недостатков, которые исследовались его авто­рами и другими специалистами. Главные из них: нестабильность состава экспертных групп, значительные разрывы во времени между турами, нечеткие формулировки вопросов, неучет компетентности экспертов, необоснованность выбранного метода усреднения эксперт­ных оценок. При последующей работе часть недостатков удалось устранить. В результате появились разновидности этого метода: метод СИИР, Дельфи-ПЕРТ, модифицированный Дельфи и др. Были полу­чены дополнительные доказательства теоретической корректности метода Дельфи применительно к задаче прогнозирования. Именно поэтому метод Дельфи в настоящее время стал наиболее широко при­меняемым инструментом прогнозирования.

Процесс прогнозной экспертизы обычно проводится в несколь­ко туров.

На первом туре экспертам сообщается цель экспертизы и фор­мируются вопросы, из которых и составляют основное содержание экспертизы. Вопросы предъявляются каждому эксперту персональ­но в виде анкеты, иногда сопровождаемой пояснительной запиской. Если предъявляемые экспертам вопросы достаточно сложны, целе­сообразна предварительная разработка приближенной модели иссле­дуемой системы, чтобы правильно ориентировать эксперта, конкре­тизировать цели и предмет экспертной группы, показать характер возможных ответов.

Успеху экспертизы может способствовать предоставление экспер­ту дополнительной информации о предмете экспертизы. Информа­ция, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитичес­кой группы, обеспечивающей организацию, проведение, обработку промежуточных и окончательных результатов экспертизы. Аналити­ческая группа определяет экспертов, высказавших «крайние» точки зрения, давших самую высокую и самую низкую оценку альтернати­ве, усредненное мнение экспертов — медиану, верхнюю и нижнюю квартили, т.е. значение оцениваемой альтернативы, выше и ниже кото­рых расположены 25% численности значений оценок. Расстояние между квартилями характеризует разброс экспертных оценок и харак­теризует согласованность точек зрения экспертов.

Вводятся следующие обозначения: t0 — значение наиболее ранней оценки;

t0 — значение оценки, определяющей 25% наиболее ранних оце­нок (из всех имеющихся),— нижний квартиль;

t0,25 — значение оценки, разделяющей упорядоченную по оси вре­мени совокупность оценок на две равные по количеству оценок части — медиана;

t0,5 — значение оценки, определяющей 25% наиболее поздних оценок (из всех имеющихся), — верхний квартиль;

t0,75 — значение наиболее поздней оценки.

Значение t0,15 принимается за показатель обобщенного мнения экспертов об ожидаемом времени свершения определенного события.

Степень согласованности мнений экспертов определяют коэф­фициентом вариации v (v ≤ 33%):

 

v = 100%, (11.1)

 

 

где σ — среднее квадратическое отклонение оценок;

 

σ = (11.2)

 

где yi — оценка каждого эксперта;

n — число экспертов, участвующих в экспертизе.

Медиана — значение признака, которое находится в середине ран­жированного ряда. Для нахождения медианы ряда с четным числом вариант складывают две средние варианты и делят сумму пополам.

После этого (на втором этапе применения метода) экспертам предъявляется усредненная оценка экспертной комиссии и обосно­вания экспертов, высказавших «крайние» точки зрения. Обоснова­ния принимаются анонимно, без указания имен экспертов. После получения дополнительной информации эксперты, как правило, кор­ректируют свои оценки. Измененная информация вновь поступает в аналитическую группу.

Затем (на третьем этапе) эта информация вместе с анонимными аргументациями поставленных оценок снова направляется каждому участнику. Если оценка какого-либо эксперта значительно выходит за рамки общего интервала, то он должен подтвердить достаточной аргументацией свою позицию и объяснить, почему предыдущая информация и аргументация противоположных оценок не заставили его изменить свое мнение.

Далее (на четвертом этапе) каждый эксперт распределяет оцен­ки третьего этапа и снова дает для анализа пересмотренную оценку с учетом полученной информации. Обычно желаемое согласие насту­пает к четвертому этапу. В некоторых случаях согласованная точка зрения экспертов может быть получена уже после второго или тре­тьего этапов. Тогда необходимость проведения следующих этапов отпадает.

Для экономии расходов к прогнозированию стараются привле­кать минимальное число экспертов. Минимальное число экспертов определяют по формуле

Nmin = 0,5 (3: b + 5). (11.3)

 

При этом должна наблюдаться стабилизация средней оценки прогнозируемой характеристики. О достижении этой стабилизации свидетельствует тот факт, что включение или исключение эксперта из группы не изменяет относительную оценку искомой величины более чем на Ъ (0 < b < 1).

При использовании метода Дельфи следует учитывать, что:

■ группы экспертов должны быть стабильными и их числен­ность должна удерживаться в разумных рамках;

■ время между турами опросов не должно превышать 30 дней;

■ вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и чет­ко сформулированы;

■ число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для анализа этих причин;

■ должен проводиться систематический отбор экспертов;

■ необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рас­сматриваемым проблемам;

■ нужна формула согласованности оценок, основанная на само­оценках;

■ должно устанавливаться влияние общественного мнения на экспертные оценки и сходимость оценок;

■ необходимо установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.

Отметим, что использование меридианы и квартилей при мето­де Дельфи имеет не только достоинства, но и недостатки. В частности, при анализе результатов очередного тура оценка, чрезмерно отли­чающаяся от других, исключается, несмотря на то что может оказаться более верной, чем остальные (т.е. большинство экспертов могут сой­тись в ошибочной оценке). Частично неправильное суждение ком­пенсируется следующим. Эксперта, не согласного с большинством, просят высказать причины несогласия. Остальные эксперты имеют возможность не согласиться с его доводами или отвергнуть их, пере­оценить свое первоначальное мнение или сохранить. То есть оценка, существенно отличающаяся от других, отбрасывается фактически лишь в том случае, если эксперту не удается убедительно аргументи­ровать свою точку зрения.

Имеется и другая трудность — сложно четко формулировать вопросы в анкетах. Максимальная точность нередко достигается гро­моздким стилем изложения, вызывающим отрицательную реакцию экспертов. Необходим оптимум между четкостью и лаконичностью поставленных вопросов, чтобы все участники их одинаково интер­претировали.

Третьим недостатком метода Дельфи является то, что ответы высококомпетентных экспертов «разбавляются» оценками менее информированных специалистов.

Эффективным целевым методом решения слабоструктурирован­ных задач планирования и управления на различных уровнях эконо­мической системы является метод анализа иерархий (МАИ). Этот метод состоит в декомпозиции проблемы на элементы, которые оцениваются по специальной шкале в виде суждений. После обработки суждений методами матричной алгебры формируются конечные оценки и определяется степень взаимного влияния элемен­тов «дерева».

Иерархия всегда строится с вершины (целей — с точки зрения управления), через промежуточные уровни (критерии, от которых зависят последующие уровни) к самому низкому уровню (который обычно является перечнем альтернатив). Число уровней иерархии, описывающих конкретную задачу, может быть различно и зависит от специфики задачи. Каждый элемент верхнего уровня является «направляющим» для элементов нижнего уровня иерархии (это озна­чает, например, важность); весовой коэффициент факторов описы­ваемой альтернативы рассматривается относительно цели выбора альтернатив. Поэтому при бинарном сравнении факторов лицо, при­нимающее решение (ЛПР), оценивает каждый из них относительно поставленной цели выбора и соответственно определяет уровни вза­имного предпочтения.

Проведя попарные сравнения на каждом из уровней иерархии, в конечном итоге получают вектора приоритетов для каждого уров­ня, степень влияния показателя нижнего уровня иерархии на показа­тель верхнего уровня (например, как изменение материально-техни­ческой базы повлияет на состояние грузовых или пассажирских перевозок и состояние всей СТОР).

Для нахождения векторов приоритетов формируют матрицы попарных сравнений для показателей каждого уровня иерархии, не-являющегося верхним. Затем путем преобразований матриц опреде­ляется вектор приоритетов для каждого уровня. Все матрицы попар­ных сравнений должны быть согласованными. Для определения согласованности находится наибольшее собственное значение матри­цы (λmax), индекс согласованности (ИС) и отношение согласованно­сти (ОС). Чем ближе значение λmax к n, тем более согласованным явля­ется представление в матрице М[ n ] суждений ЛПР. Отклонение от согласованности может быть выражено индексом согласованности.

Индекс согласованности рассчитывается по формуле

 

ИС = (11.4)

 

Для оценивания отношения согласованности используется отно­шение величины индекса согласованности к величине среднего случайного индекса (СИ), полученного методом имитационного моде­лирования для матрицы суждений того же порядка:

 

ОС = . (11.5)

 

Значение ОС < 0,1 считается приемлемым порогом допустимой согласованности суждений. Если матрица не согласована, необходи­мо изменить оценки взаимных предпочтений в матрицах попарных сравнений.

Получение оценки приоритетов направлений развития системы транспортного обслуживания региона дает возможность ЛПР коли­чественно определить степень влияния того или иного фактора на состояние всей СТОР. Это позволяет, имея данные о фактических показателях состояния СТОР (протяженность железных дорог, коли­чество перевезенных пассажиров, инвестиции в основные фонды транспорта и т.д.) и меняя их значение, достичь желаемого состояния СТОР в будущем периоде. Количественная оценка приоритетов раз­вития системы транспортного обслуживания региона может служить основой для выбора направлений ее развития.

С помощью этой модели можно уточнить цели и направления раз­вития СТОР, нормативно прогнозировать ее развитие в зависимости от целей развития экономики региона (например, количественно задан­ным процентом увеличения ВРП). При этом механизм прогноза мо­жет быть следующим. Устанавливается значение ВРП, которое необходимо достичь к определенному времени. Исходя из этого опре­деляется значение интегрального показателя состояния системы транс­портного обслуживания региона (ССТОР). Затем анализируются раз­личные варианты (комбинации) значений расчетных показателей, используемых при определении ССТОР. На последнем этапе разраба­тываются направления развития СТОР, приводящие к желаемым результатам. Каждое направление может быть оценено с точки зрения необходимых ресурсов и ожидаемых результатов.

Особенностью подготовки решений, касающихся достижения целей, отнесенных к категории альтернативных, является рассмот­рение одновременно нескольких целей. Степень достижения каждой из них оценивается собственным показателем. Региональная адми­нистрация рассматривает возможные варианты действий, при кото­рых одни цели достигаются в большей, другие — в меньшей степени.

Так как в «дереве» цели не взаимоисключающие, а дополняющие, для выбора наиболее приоритетного направления из трех элементов 2-го уровня и 8 элементов 3-го уровня в рассматриваемом ниже при­мере применен метод анализа иерархий.

Фрагмент «дерева целей» развития системы транспортного обслуживания региона представлен на рис. 11.8.

 

Составим матрицы попарных сравнений, определим их согла­сованность и векторы приоритетов для каждого уровня иерархии в «дереве целей». Расчеты можно выполнять в табличном редакторе Ехсе1-97. Итоговые результаты представлены в табл. 11.1—11.4.

Таблица 11.1

Результаты расчетов для второго уровня иерархии

МАТРИЦА Состояние транспортной системы Состояние грузовых перевозок Состояние пассажирских перевозок Число дорожно-транспортных происшествий
ПОПАРНЫХ Состояние грузовых перевозок      
СРАВНЕНИЙ Состояние пассажирских перевозок 0,333    
  Число дорожно-транспортных происшествий 0,2 0,333  
Вектор приоритетов 0,6054 0,2915 0,1031
Наибольшее собственное значение матрицы (λmax) = 3,05  
Индекс согласованности = 0,027
Отношение согласованности = 0,030

 

 

Таблица 11.2

Результаты расчетов для третьего уровня иерархии (грузовые перевозки)

МАТРИЦА Состояние грузовых перевозок Материально-техническая база Состояние трудовых ресурсов Финансовое состояние перевозчиков
ПОПАРНЫХ Материально-техническая база      
СРАВНЕНИЙ Состояние трудовых ресурсов 0,2   0,667
  Финансовое состояние перевозчиков 0,333 1,667  
Вектор приоритетов 0,6490 0,1346 0,2163
Наибольшее собственное значение матрицы (λmax) = 3,03
Индекс согласованности = 0,018
Отношение согласованности = 0,020
           

 

Таблица 11.3

Результаты расчетов для третьего уровня иерархии (пассажирские перевозки)

МАТРИЦА Состояние пассажирских перевозок Материально-техническая база Состояние трудовых ресурсов Финансовое состояние перевозчиков
ПОПАРНЫХ Материально-техническая база      
СРАВНЕНИЙ Состояние трудовых ресурсов 0,25   0,333
  Финансовое состояние перевозчиков 0,5    
Вектор приоритетов 0,5360 0,1210 0,3439
Наибольшее собственное значение матрицы (λmax) = 3,025
Индекс согласованности = 0,013
Отношение согласованности = 0,014
           

 

Таблица 11.4

Результаты расчетов для третьего уровня иерархии (число дорожно-транспортных, происшествий)

МАТРИЦА Число дорожно-транспортных происшествий Меры по увеличению безопасности на транспорте Работа государственной инспекции дорожного движения
ПОПАРНЫХ Меры по увеличе­нию безопасности на транспорте    
СРАВНЕНИЙ Работа государст­венной инспекции дорожного движения 0,5  
Вектор приоритетов 0,667 0,333
Наибольшее собственное значение матрицы (λmax) = 2
Индекс согласованности = 0
Отношение согласованности - 0

 

Таким образом получим оценку приоритетов по каждому уров­ню иерархии (рис. 11.9).

Получение количественных оценок приоритетных направлений развития транспортной системы региона позволяет ЛПР численно определить степень влияния того или иного фактора на состояние всей СТОР. Имея данные о фактических показателях состояния СТОР (протяженность железных дорог, количество перевезенных пассажиров, инвестиции в основные фонды транспорта и т.д.) и изме­няя (упреждая) их значение, можно достичь желаемого состояния TCP в будущем периоде.

Серьезная проблема, которая встает перед исследователями, заключается в необходимости разработки методов количественного определения целей развития СТОР. Проблема усложняется, когда ее рассматривают применительно к отдельному федеральному округу, экономическому району, области, городу, т.е. когда приходится учиты­вать неравномерность развития регионов и их специфику. Возможный подход к решению этой проблемы — создание целевых нормативов: натуральных и условно-натуральных показателей, числовые значе­ния которых показывают желаемый уровень транспортного обслуживания региональной экономики, определяемый по рациональным нормам, с помощью эталонов или посредством экспертных оценок.

Состояние и перспективы развития системы транспортного обслуживания региона могут отражать разные количественные и каче­ственные показатели (грузооборот и пассажирооборот транспорта, плотность путей сообщения, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, инвестиции в основной капитал транспорта). Их количество может быть значительным. Такие показатели могут сводиться в несколько блоков (около 10): пассажирские перевозки, грузовые перевозки, материально-техническая база, состояние тру­довых ресурсов и другие. Выявление таких блоков само по себе уже представляет важный элемент структуризации факторов, отража­ющих состояние СТОР. Но сравнение различных регионов даже по небольшому числу показателей методически сложно. Поэтому заманчивым представляется применение единого, синтетического показателя, который может быть индикатором развития СТОР и использоваться в межрегиональных сравнениях. Этот показатель должен быть относительно прост в интерпретации, быть пригодным для прогнозирования и отражать взаимосвязь системы транспортно­го обслуживания с основными социально-экономическими показа­телями региона. Для этого необходимо иметь не только количествен­ные значения интегрального показателя, но и модель его взаимосвязи с основными показателями, отражающими состояние социально-эко­номической системы региона. В качестве одного из последних, при­чем в модели, он станет результативным, можно взять, например, уро­вень социального развития (УСР) региона. Улучшение (рост значения) такого показателя может быть целевым, т.е. находиться на вершине «дерева целей» развития региона (рис. 11.10).

 

 

В качестве интегрального показателя, отражающего состояние системы транспортного обслуживания региона, можно принять пока­затель состояния системы транспортного обслуживания региона (ССТОР). При его построении должны учитываться два момента: первый — теоретического характера — заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеряемых) признаков, вто­рой — методического плана — нахождение методов сведения различ­ных признаков (по характеру, единицам измерения) в единый инте­гральный показатель.

За показатели «дерева» примем: число дорожно-транспортных происшествий (ЧДТП); объем пассажирских перевозок (ОПП); объем грузовых перевозок (ОГП). Значения коэффициентов при показате­лях определим на основе метода анализа иерархии, рассчитав пока­затели относительной важности. При этом будем учитывать следу­ющее обстоятельство: если увеличение значения показателя xi, желательно, то коэффициент-параметр при показателе записываем со знаком «плюс», если нежелательно — со знаком «минус».

Исследование на статистических данных о ССТОР Курской обла­сти выявило, что интегральный показатель выглядит так:

 

ССТОР = 0,292 х ОПП + 0,605 х ОГП - 0,103 х ЧДТП. (11.6)

 

При сохранении прошлых тенденций в развитии показателей, составляющих интегральный показатель ССТОР, можно получить его генетический прогноз (рис. 11.11).

 

у = -0,0008x3 + 0.025x2 - 0,2352x + 1,3632; R2 = 0,9474

 

Результаты прогноза показывают, что к 2005 г. в системе транс­портного обслуживания региона намечается спад, который может негативно отразиться на состоянии всей экономики региона, в частности, сказаться на снижении уровня валового регионального продукта. Поэтому возникает вопрос о корректировке развития СТОР для избежания неблагоприятных последствий. Корректи­рующие воздействия должны не только приводить к улучшению состояния СТОР, но и способствовать развитию всей региональ­ной системы. Поэтому необходимо иметь модель, отражающую влияние развития СТОР на экономику. В качестве последней может быть предложена взаимосвязь интегрального показателя ССТОРиВРП.

Применим модель зависимости валового регионального продук­та (ВРП) от СТОР, т.е. предположим существование функции

 

ВРП = F(СТОР). (11.7)

 

Путем многошаговой регрессии с использованием ресурсов таб­личного процессора Ехсе1-97 получена следующая зависимость:

 

ВРП = 1,68+1,82 ССТОР. (11.8)

 

Количественное влияние ССТОР на ВРП определим по значе­нию коэффициента эластичности ЭССТ0Р = 0,434. Следовательно, при изменении величины ССТОР на 1% величина ВРП изменится на 0,434%. Графически модель представлена на рис. 11.12.

 

ВРП = 1,68 + 1,82 ССТОР; R2 = 0,7781

Тесты

 

1. Что лежит в основе стратегического планирования:

а) текущее планирование;

б) долгосрочное планирование;

в) краткосрочное планирование?

 

2. Какими способами можно получить информацию о критиче­ских точках логистической системы в ходе стратегического планирования:

а) сканированием и мониторингом среды; *

б) прогнозированием и сканированием;

в) сканированием, мониторингом и прогнозированием;

г) только мониторингом?

 

3. Принцип альтернативности при планировании развития региональной логистической системы предполагает:

а) формирование одной траектории развития;

б) формирование нескольких траекторий развития;

в) установление критериев и ограничений.

 

4. Система транспортного обслуживания региона — это...

 

5. Что происходит на первом этапе стратегического планирова­ния транспортной системы региона:

а) определение ограничений развития;

б) установление целевых ориентиров (целей) развития;

в) разработка альтернативных вариантов развития?

 

6. На чем основано моделирование транспортной системы региона:

а) на SWOT-анализе;

б) на системном анализе;

в) на корреляционно-регрессионном многофакторном анализе?

 

 

7. Что обычно является основным критерием выбора стратегии развития системы транспортного обслуживания региона:

а) срок реализации стратегии;

б) масштаб предполагаемых изменений;

в) размер и эффективность необходимых инвестиций?

 

8. Процесс структуризации целей предполагает:

а) «разложение» проблемной ситуации на подпроблемы;

б) деление общей цели на частные подцели;

в) объединение частных целей в одну общую цель.

 

9. Какой из способов используется чаще всего при построении «дерева целей»:

а) графовый;

б) табличный;

в) матричный?

 

10. Отличительной особенностью метода Дельфи является:

а) отказ от совместной работы экспертов;

б) наличие тесного контакта между экспертами;

в) нестабильность состава экспертных групп.

 

11. Какой показатель используется при оценке степени согласо­ванности мнений экспертов в методе Дельфи:

а) коэффициент конкордации;

б) коэффициент вариации;

в) медиана.

 

12. В чем состоит сущность метода анализа иерархий:

а) в построении «дерева целей»;

б) в декомпозиции проблемы на части и их оценке;

в) в синтезировании проблем и подпроблем?

 

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

 

Система транспортного обслуживания региона удовлетворяет внутрире­гиональные и межрегиональные потребности населения и производствен­ные потребности со стороны других экономических систем, отраслей и от­дельных потребителей. Вместе с тем для обеспечения функционирования СТОР необходима транспортная инфраструктура и материально-техни­ческая база, создаваемые различными отраслями экономики. Поэтому целевое управление развитием системы транспортного обслуживания региона должно осуществляться в соответствии с общими принципами регионального планирования и развития социально-экономической си­стемы региона, внешними условиями функционирования СТОР, а также с учетом внутренних свойств СТОР.

Однако в переходный период прежние системы подготовки территори­альных планов перестали соответствовать реальности, а новые техноло­гии управления еще не созданы. Возникла потребность в доступных ме­тодах анализа состояния системы транспортного обслуживания региона, а также методах разработки приоритетных направлений ее развития с уче­том целей функционирования и ограниченных ресурсов. В свою очередь целенаправленное и планомерное функционирование и развитие любой системы становится возможным лишь постольку, поскольку орган управ­ления системой непрерывно получает диагностическую информацию о ее состоянии, информацию об отклонениях в движении системы к цели, пе­рерабатывает эту информацию в решения и изменяет состояние объекта управления в нужном направлении, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей.

При выявлении приоритетных направлений развития СТОР рассматри­вается формирование системы целей развития, которое является важней­шим этапом стратегического планирования. По существу данный этап — это определение к соответствующему сроку желаемого состояния СТОР во всех важнейших аспектах ее функционирования. Выбор приоритетных направлений развития СТОР в рамках целевого управления и стратегического планирования возможен на основе анали­за внутреннего состояния системы и внешних условий ее функциониро­вания с использованием целевых методов в рамках программно-целево­го управления объектами.

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1. Логистика — это:

а) наука, изучающая вопросы оптимизации материальных потоков;

б) искусство перевозки грузов;

в) предпринимательская деятельность;

г) наука о планировании, контроле и управлении потоками;

д) все ответы верны.

 

2. В чем заключается цель логистического подхода:

а) управление материальными и финансовыми потоками;

б) управление складскими операциями;

в) сквозное управление материальными потоками;

г) все ответы верны?

 

3. Перечислите основные функциональные области логистики:

а) запасы, производство, сбыт, транспорт;

б) запасы, транспортировка, складское хозяйство, информа­ция, кадры и обслуживающее производство;

в) закупка, переработка, изготовление, склад, сбыт;

г) все ответы верны.

 

4. Какие методы используются при решении задач в области логистики:

а) исследование операций;

б) моделирование;

в) прогнозирование;

г) все ответы верны.

 

5. Что представляет собой логистическая система:

а) совокупность взаимодействующих подразделений пред­приятия;

б) совокупность потоковых процессов;

в) комплекс взаимосвязанных логистических функций;

г) адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции?

 

6. Отличительное свойство логистической системы:

а) наличие прочных связей между элементами;

б) взаимодействие с внешней средой;

в) наличие потоковых процессов;

г) размер системы.

 

7. Что поступает из логистической системы во внешнюю среду:

а) материальные ресурсы, необходимые для производства продукции;

б) финансовые средства потребителей продукции;

в) готовая продукция предприятия;

г) все ответы верны?

 

8. Что такое материальный поток:

а) движение грузов в логистической системе;

б) движение грузов вне логистической системы;

в) движение запасов на складе предприятия;

г) материальные ценности в процессе приложения к ним логистических операций?

 

9. Логистическая операция:

а) преобразует материальные потоки;

б) интегрирует материальные потоки;

в) ускоряет движение материальных потоков;

г) способствует сокращению времени движения материаль­ных потоков внутри предприятия.

 

10. Какая из перечисленных операций относится к логисти­ческим:

а) оформление заказа на материальные ресурсы;

б) списание неликвидных материальных ценностей;

в) сушка сырья;

г) транспортировка готовой продукции?

 

11.Что представляет собой материалопроводящая цепь:

а) движение грузового автомобиля от поставщика до предприя­тия;

б) движение готовой продукции до потребителя;

в) движение конвейерной линии;

г) путь, который проходит материальный поток при его дви­жении от поставщика сырья до потребителя готовой про­дукции?

 

12. Информационный поток в логистике — это:

а) движение информации;

б) сообщения, необходимые для управления логистическими операциями;

в) источник и приемник информации;

г) совокупность документов, циркулирующих в логистиче­ской системе.

 

13. Что такое стратегия:

а) последовательность этапов деятельности предприятия;

б) набор общих правил для принятия решений;

в) конечный этап стратегического управления?

 

14. Определите правильную последовательность этапов страте­гического планирования:

а) анализ внутренней среды — анализ внешней среды — опре­деление целей развития — стратегический выбор — реали­зация стратегии;

б) установление целей — стратегический выбор — анализ внешней среды — анализ внутренней среды — реализация стратегии — стратегический контроль;

в) установление целей — анализ внешней среды — анализ внутренней среды — стратегический выбор — реализация стратегии — стратегический контроль.

 

15. Основная цель закупочной логистики:

а) поддержание обоснованных сроков закупки сырья и комп­лектующих изделий;

б) обеспечение производства материалами с максимально воз­можной экономической эффективностью;

в) соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.

 

16. Основное преимущество транзитной формы снабжения:

а) сокращение времени пребывания материального ресурса в сфере обращения;

б) завоз материалов в нужном количестве;

в) возможность планомерного завоза материалов в строгом соответствии с их запуском в производство.

 

17. Основное преимущество складской формы снабжения:

а) поступление материалов не зависит от сроков их изготов­ления предприятием-поставщиком;

б) сокращение интервалов между поставками;

в) экономия от сокращения производственных запасов.

 

18. Определите правильную последовательность перехода мате­риальных ресурсов из одного вида в другой:

а) запасы готовой продукции — производственные запасы — запасы незавершенного производства;

б) производственные запасы — запасы готовой продукции — запасы незавершенного производства;

в) запасы незавершенного производства — производственные запасы — запасы готовой продукции;

г) производственные запасы — запасы незавершенного про­изводства — запасы готовой продукции.

 

19. Норма запаса — это:

а) максимальное количество материала, которое необходимо использовать для производства продукции;

б) расчетное минимальное количество материальных ресур­сов, необходимое для производства продукции;

в) чистая масса готовых изделий.

20. Что лежит в основе системы управления запасами с фикси­рованным размером заказа:

а) равные партии поставок;

б) равные интервалы между поставками;

в) одинаковый уровень запасов?

 

21. Какова зависимость между издержками выполнения заказа и размером поставляемой партии материальных ресурсов:

а) прямая;

б) обратная;

в) нет явной зависимости?

 

22. Издержки по хранению запасов при увеличении партии поставки:

а) увеличиваются;

б) уменьшаются;

в) не меняются.

 

23. Какая группа показателей привлекается к расчету парамет­ров системы с фиксированным интервалом времени между поставками:

а) потребность в ресурсах, время поставки ресурсов, число рабочих дней в анализируемом периоде, максимальный желаемый запас, ожидаемое дневное потребление;

б) интервал времени между поставками, возможная задержка в поставках, потребность в материальных ресурсах, гаран­тийный запас, ожидаемое потребление за время поставки;

в) потребность в материальных ресурсах, интервал времени между поставками, число рабочих дней в анализируемом периоде, время поставки, возможная задержка в поставках?

 

24. В чем сущность ЛБС-метода контроля за запасами:

а) в определении оптимальных партий поставок для всех видов материальных ресурсов;

б) в разбиении всех материальных ресурсов на группы по важ­ности для производственного процесса;

в) в систематическом контроле за наиболее важными груп­пами готовой продукции?

 

25. В чем заключается основной принцип действия «толкающих» внутрипроизводственных логистических систем:

а) материальный поток поступает от одного производствен-• ного участка на другой по заявке последнего;

б) материальный поток поступает с одного участка на другой, как только он будет закончен обработкой первым участком;

в) материальный поток поступает от одного участка на дру­гой по команде системы управления производством?

 

26. В чем состоит принцип функционирования «тянущих» внутри­производственных логистических систем:

а) материальные ресурсы подаются на последующий участок по его заявке;

б) материальные ресурсы подаются на последующий участок сразу после изготовления предыдущим участком;

в) материальные ресурсы начинают изготавливаться на пре­дыдущем участке только после заявки на их количество от последующего участка?

 

27. От какого фактора в первую очередь зависит время выполне­ния заказа потребителя:

а) от срока доставки продукции транспортом;

б) от количества посредников;

в) от размера партии поставки?

 

28. Основные критерии выбора вида транспортного средства:

а) скорость доставки груза и грузоподъемность транспортного средства;

б) стоимость перевозки и скорость доставки груза;

в) надежность соблюдения графика доставки и стоимость перевозки.

 

 

29. Какая группа факторов, влияющих на размер транспортного тарифа, является общей для всех видов транспорта:

а) грузоподъемность транспортного средства, расстояние перевозки, район перевозки;

б) расстояние перевозки, тип транспортного средства, объем груза;

в) расстояние перевозки и масса груза?

 

30. Основное содержание сбытовой деятельности:

а) процесс продвижения готовой продукции на рынок;

б) организация товарного обмена с целью извлечения прибыли;

в) выбор рациональных каналов распределения товародви­жения.

 

31. Определение логистической цепи:

а) организованная совокупность логистических операций, обеспечивающая достижение общих целей;

б) линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические опе­рации;

в) логистическая форма организации межфирменного взаи­модействия.

 

32. Укажите наиболее значимый фактор, определяющий потребность в складских помещениях:

а) существование запасов сырья, материалов, готовой продук­ции;

б) временные, пространственные, количественные и каче­ственные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления;

в) отсутствие спроса на выпущенную продукцию.

 

33.Из каких площадей складывается общая площадь склада:

а) полезной, приемочной, служебной и вспомогательной;

б) отпускной, приемочной, вспомогательной, полезной, пло­щади проездов и проходов;

в) все ответы верны?

 

34. В каком ответе правильно определена полезная площадь, если: величина установленного запаса для хранения — 540 т, нагрузка на 1 м2 площади пола — 0,8 т:

а) 710 м2;

б) 765 м2;

в) 567 м2;

г) 675 м2?

 

35. Какова полезная площадь склада, если длина оборудования для хранения материальных запасов равна 8 м, ширина — 3 м, количество однотипного оборудования — 3 ед.:

а) 40 м2;

б) 60 м2;

в) 72 м2;

г) свой вариант (впишите ответ)?

 

36. Что является объектом логистического сервиса:

а) материальный поток;

б) материальные и связанные с ними информационные потоки;

в) потребители материального потока?

 

37. Как изменяются затраты на обслуживание при уменьшении уровня логистического обслуживания:

а) увеличиваются;

б) уменьшаются;

в) практически не изменяются?

 

38. Как изменяются потери, вызванные ухудшением обслужива­ния при уменьшении уровня обслуживания:

а) увеличиваются;

б) уменьшаются;

в) сначала увеличиваются, затем уменьшаются;

г) сначала уменьшаются, затем увеличиваются?

 

39. Каков оптимальный размер заказываемой партии материаль­ных ресурсов, если издержки выполнения заказа равны 2 у. е., потребность в материальных ресурсах — 100 шт., закупочная цена единицы ресурса — 5 у. е., издержки хранения составля­ют 20% от закупочной цены:

а) 15 шт.;

б) 20 шт.;

в) 25 шт.;

г) 22 шт.?

 

40. На чем базируется стратегическое планирование:

а) на текущем планировании;

б) на долгосрочном планировании;

в) на краткосрочном планировании?

 

41. Какими способами можно получить информацию о критиче­ских точках логистической системы в ходе стратегического планирования:

а) сканированием и мониторингом среды;

б) прогнозированием и сканированием;

в) сканированием, мониторингом и прогнозированием;

г) только мониторингом?

 

42. Принцип альтернативности при планировании развития региональной логистической системы предполагает:

а) формирование одной траектории развития;

б) формирование нескольких траекторий развития;

в) установление критериев и ограничений.

 

43. Система транспортного обслуживания региона — это...

 

44. Что происходит на первом этапе стратегического планирова­ния транспортной системы региона:

а) определение ограничений развития;

б) установление целевых ориентиров (целей) развития;

в) разработка альтернативных вариантов развития?

 

45. На чем основано моделирование транспортной системы региона:

а) на данных SWOT-анализа;

б) на данных системного анализа;

в) на данных многофакторного регрессионного анализа?

46. Что является основным критерием выбора стратегии разви­тия системы транспортного обслуживания региона:

а) срок реализации стратегии;

б) масштаб предполагаемых изменений;

в) размер и эффективность необходимых инвестиций?

 

47. Процесс структуризации целей предполагает:

а) «разложение» проблемной ситуации на подпроблемы;

б) декомпозицию общей цели на частные цели (подцели);

в) объединение частных целей в одну общую цель.

 

48. Какой метод используется чаще всего при построении «дере­ва целей»:

а) графовый;

б) табличный;

в) экономико-математический?

 

49. Отличительной особенностью метода Дельфи является:

а) анонимное анкетирование;

б) наличие тесного контакта между экспертами;

в) нестабильность состава экспертных групп.

 

50. Какой показатель используется при оценке степени согласо­ванности мнений экспертов при методе Дельфи:

а) коэффициент конкордации;

б) коэффициент корреляции;

в) медиана?

 

51. В чем сущность метода анализа иерархий:

а) в построении «дерева целей»;

б) в декомпозиции проблемы на части и их оценке;

в) в синтезировании подпроблем;

г) в определении приоритетов факторов каждого уровня иерархии?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Анализ региональной логистической системы.

2. Аналитическое моделирование.

3. Введение в логистику.

4. Виды запасов, краткая характеристика.

5. Виды и принципы функционирования внутрипроизводствен­ных логистических систем.

6. Виды логистических систем.

7. Виды материальных потоков.

8. Виды транспортных средств.

9. Виды цен на новые товары.

10. Виды цен на существующие товары на рынке.

11. Выбор вида транспортного средства.

12. Две основные группы транспорта.

13. Запасы как часть оборотных средств.

14. Имитационное моделирование.

15. Информационные потоки в логистике.

16. Информационные связи отдела снабжения.

17. Каналы распределения, их функции, виды.

18. Классификация моделей логистических систем.

19. Классификация складов.

20. Логистические информационные системы.

21. Логистические операции и их типы.

22. Логистические системы, их отличительные свойства, цель системы.

23.Логистические системы, их отличительные свойства, цель системы.

24. Методы исследования логистических систем.

25. Методы списания стоимости производственных запасов на себестоимость продукции.

26. Назначение запасов в функционировании предприятия.

27. Начало использования принципов логистики. Причины пере­хода к применению логистических методов.

28. Необходимость существования запасов на предприятии.

29. Нормирование производственных запасов.

30. Определение оптимального уровня обслуживания потреби­телей.

31. Определение потребности в производственных запасов.

32. Организационные структуры и службы управления логисти­кой в них.

33. Организация управления материалами в логистической системе.

34. Основные положения концепции логистики.

35. Основные формы сбыта продукции.

36. Показатели информационных потоков, управление информа­ционным потоком.

37. Показатели использования производственных запасов (нор­ма расхода, коэффициент использования).

38. Политика цен в логистической системе.

39. Понятие и анализ оборачиваемости производственных запа­сов.

40. Понятие и сущность логистической системы региона.

41. Понятие и сущность производственной логистики.

42. Понятие и сущность распределительной цепи.

43. Понятие контроля эффективности распределения.

44. Понятие логистики.

45. Понятие логистического сервиса.

46. Понятие, сущность и виды материальных запасов.

47. Понятие, сущность материальных потоков предприятия, их виды.

48. Предмет, цель и задачи логистики.

49. Применение ЛВС-метода при контроле за производственны­ми запасами.

50. Применение сетевых графиков в логистике.

51. Принципы системного подхода при формировании логисти­ческих систем.

52. Размещение распределительных центров (складов).

53. Размещение складских помещений.

54. Разработка стратегии в области логистики.

55. Расчет площади складов.

56. Система «максимум — минимум» при контроле производ­ственных запасов.

57. Система с фиксированным интервалом времени между поставками.

58. Система с фиксированным размером заказа.

59. Система, ее свойства.

60. Системный подход в логистике.

61. Системы управления запасами.

62. Складские операции.

63. Склады в логистической системе, их роль, функции.

64. Способы транспортировки и отгрузки продукции потре­бителю.

65.Тарифы на автомобильном транспорте.

66. Тарифы на железнодорожном транспорте.

67.Тарифы на морском транспорте.

68.Транспортная логистика, ее задачи, цели.

69.Транспортные тарифы и правила их применения.

70.Три этапа развития логистики.

71. Факторы, влияющие на выбор поставщиков.

72. Физическое распределение заказов и контроль за распреде­лением продукции.

73. Функции логистики.

74. Функциональная взаимосвязь службы логистики.

75. Функциональные области логистики, их характеристика.

76.Характеристика процесса закупки.

77.Характеристика процесса сбыта продукции.

78. Шесть основных правил логистики.

79. Этапы формирования логистической системы при системном подходе.

80. Эффективность применения логистического подхода на пред­приятии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...