Устройство торгового предприятия
Важным моментом при открытии торгового предприятия является его внутренняя планировка. Общая площадь магазина по функциональному назначению делится на следующие части и группы помещений: 1) торговые помещения – торговые, демонстрационные и выставочные залы; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже – разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры; 3) подсобные помещения – для хранения тары, посуды, инвентаря, моечные и др.; 4) служебные и бытовые помещения – кабинет директора, бухгалтерия; 5) технические помещения – вентиляционные камеры, лифты и др. Состав и размеры каждой из перечисленных частей зависят от целого ряда факторов: 1) типа магазина; 2) ассортиментного профиля; 3) способов продажи товаров; 4) системы товароснабжения. Ассортимент товаров магазина существенно влияет на наличие отдельных помещений и их взаимосвязь. Так, например, в магазинах, торгующих товарами, требующими предварительной фасовки (крупой, сахаром, кондитерскими изделиями и др.), выделяют специальные помещения для выполнения этих операций. В магазинах, торгующих скоропортящимися товарами (мясом, маслом, рыбой), необходимы помещения для установки специального холодильного оборудования. При продаже в магазинах одежды выделяются помещения для подготовки ее к продаже (утюжка, устранение мелких дефектов). Формы продвижения товаров (самообслуживание, продажа товаров по образцам) определяют ^размеры и расположение отдельных помещений, количество и размещение товарных запасов, узлов расчета и т. д. Организация торгово-технологического процесса в магазине оказывает существенное влияние на распределение помещений по функциональному размещению и взаимосвязь между ними, а также размещение торговой мебели и другого торгового оборудования.
Планировка магазина должна обеспечивать: 1) максимальное удобство для покупателей в отборе и покупке товаров; 2) возможность организации торговли по современным методам; 3) связь последовательности помещений с последовательностью совершаемых операций; 4) рационализацию движения товарных потоков внутри магазина; 5) возможность широкого внедрения средств механизации торгово-технологических процессов; 6) нормальные для работников магазина условия работы; 7) сохранность товарно-материальных ценностей. Показатели эффективности использования магазинов: 1) пропускная способность – количество покупателей, обслуживаемых в одну смену работы магазина; 2) удельный розничный товарооборот, приходящийся на 1 м2торговой площади; 3) структура площадей магазина – удельный вес отдельных видов площадей в общей площади магазина; 4) коэффициент установочной и демонстрационной площади – это отношение площади, занятой торговым оборудованием, к торговой. Установочная площадь должна занимать 27–30 % торговой площади; 5) коэффициент емкости оборудования – отношение запаса товаров, размещенного на торговом оборудовании, к установочной площади; 6) уровень механизации торгового процесса – отношение объема работ, выполняемых механизированным путем, к общему объему работ. Расчет показателей позволяет изыскивать резервы повышения эффективности работы магазина.
СТРУКТУРА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ Торгово-технологический процесс в магазине состоит из операций, которые делятся на основные и вспомогательные. Основными операциями являются процессы продажи товаров и обслуживания покупателей. Вспомогательные операции – это разгрузка товаров с транспортных средств, распаковка, приемка товаров, хранение их, перемещение к местам продаж, размещение и укладка в торговом зале и т. п. Все основные и вспомогательные операции осуществляются в определенной последовательности, находятся в функциональном взаимодействии и направлены на выполнение основной задачи магазина – продажи товаров и обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей.
Структура торгово-технологических процессов в магазине зависит от степени самостоятельности торгового предприятия. Магазины – торговые единицы осуществляют только внутримагазинный торгово-техно-логический процесс, т. е. операции, которые непосредственно связаны с реализацией товаров. Магазины – торговые предприятия осуществляют также функции закупки товаров и доставки их от поставщика. В зависимости от предмета труда торгово-технологический процесс можно разделить на три части: 1) первая включает операции с товарами до предложения товаров покупателям; 2) операции с товаром и операции по непосредственному обслуживанию покупателей; 3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей. Торгово-технологический процесс магазинов, где обслуживание покупателей осуществляет продавец, отличается от торгово-технологического процесса магазинов, применяющих современные формы продажи товаров (самообслуживание, продажа товаров по образцам и т. д.), как выполнением основной операции, так и объемом и последовательностью выполнения отдельных операций процесса. Различают три основные схемы торгово-тех-нологического процесса: 1) первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При данной схеме основными функциональными помещениями магазина являются помещения для приемки товаров и для их продажи; 2) вторая схема состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения и продажи. В данном случае возникает необходимость в дополнительных помещениях для хранения; 3) третья схема является наиболее сложной, состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения, подготовки к продаже и продажи. Данная схема предполагает наличие специальных помещений для подготовки товаров к продаже.
Основные принципы организации торгово-технологических процессов в магазине: 1) соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню; 2) создание максимальных удобств для покупателей; 3) достижение наиболее рационального использования материально-технологической базы торговых предприятий; 4) создание для работников торговых предприятий благоприятных условий, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; 5) обеспечение полной сохранности товарно-материальных ценностей; 6) обеспечение высокой экономической эффективности торгово1оперативной деятельности различных предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|