Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство торгового предприятия




Важным моментом при открытии торгового предприятия является его внутренняя планировка.

Общая площадь магазина по функциональному назначению делится на следующие части и группы помещений: 1) торговые помещения – торговые, демонстрационные и выставочные залы;

2) помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже – разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры;

3) подсобные помещения – для хранения тары, посуды, инвентаря, моечные и др.;

4) служебные и бытовые помещения – кабинет директора, бухгалтерия;

5) технические помещения – вентиляционные камеры, лифты и др.

Состав и размеры каждой из перечисленных частей зависят от целого ряда факторов:

1) типа магазина;

2) ассортиментного профиля;

3) способов продажи товаров;

4) системы товароснабжения. Ассортимент товаров магазина существенно влияет на наличие отдельных помещений и их взаимосвязь. Так, например, в магазинах, торгующих товарами, требующими предварительной фасовки (крупой, сахаром, кондитерскими изделиями и др.), выделяют специальные помещения для выполнения этих операций. В магазинах, торгующих скоропортящимися товарами (мясом, маслом, рыбой), необходимы помещения для установки специального холодильного оборудования. При продаже в магазинах одежды выделяются помещения для подготовки ее к продаже (утюжка, устранение мелких дефектов). Формы продвижения товаров (самообслуживание, продажа товаров по образцам) определяют ^размеры и расположение отдельных помещений, количество и размещение товарных запасов, узлов расчета и т. д. Организация торгово-технологического процесса в магазине оказывает существенное влияние на распределение помещений по функциональному размещению и взаимосвязь между ними, а также размещение торговой мебели и другого торгового оборудования.

Планировка магазина должна обеспечивать:

1) максимальное удобство для покупателей в отборе и покупке товаров;

2) возможность организации торговли по современным методам;

3) связь последовательности помещений с последовательностью совершаемых операций;

4) рационализацию движения товарных потоков внутри магазина;

5) возможность широкого внедрения средств механизации торгово-технологических процессов;

6) нормальные для работников магазина условия работы;

7) сохранность товарно-материальных ценностей.

Показатели эффективности использования магазинов:

1) пропускная способность – количество покупателей, обслуживаемых в одну смену работы магазина;

2) удельный розничный товарооборот, приходящийся на 1 м2торговой площади;

3) структура площадей магазина – удельный вес отдельных видов площадей в общей площади магазина;

4) коэффициент установочной и демонстрационной площади – это отношение площади, занятой торговым оборудованием, к торговой. Установочная площадь должна занимать 27–30 % торговой площади;

5) коэффициент емкости оборудования – отношение запаса товаров, размещенного на торговом оборудовании, к установочной площади;

6) уровень механизации торгового процесса – отношение объема работ, выполняемых механизированным путем, к общему объему работ.

Расчет показателей позволяет изыскивать резервы повышения эффективности работы магазина.

 

СТРУКТУРА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из операций, которые делятся на основные и вспомогательные.

Основными операциями являются процессы продажи товаров и обслуживания покупателей.

Вспомогательные операции – это разгрузка товаров с транспортных средств, распаковка, приемка товаров, хранение их, перемещение к местам продаж, размещение и укладка в торговом зале и т. п. Все основные и вспомогательные операции осуществляются в определенной последовательности, находятся в функциональном взаимодействии и направлены на выполнение основной задачи магазина – продажи товаров и обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей.

Структура торгово-технологических процессов в магазине зависит от степени самостоятельности торгового предприятия.

Магазины – торговые единицы осуществляют только внутримагазинный торгово-техно-логический процесс, т. е. операции, которые непосредственно связаны с реализацией товаров. Магазины – торговые предприятия осуществляют также функции закупки товаров и доставки их от поставщика.

В зависимости от предмета труда торгово-технологический процесс можно разделить на три части:

1) первая включает операции с товарами до предложения товаров покупателям;

2) операции с товаром и операции по непосредственному обслуживанию покупателей;

3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Торгово-технологический процесс магазинов, где обслуживание покупателей осуществляет продавец, отличается от торгово-технологического процесса магазинов, применяющих современные формы продажи товаров (самообслуживание, продажа товаров по образцам и т. д.), как выполнением основной операции, так и объемом и последовательностью выполнения отдельных операций процесса.

Различают три основные схемы торгово-тех-нологического процесса:

1) первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При данной схеме основными функциональными помещениями магазина являются помещения для приемки товаров и для их продажи;

2) вторая схема состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения и продажи. В данном случае возникает необходимость в дополнительных помещениях для хранения;

3) третья схема является наиболее сложной, состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения, подготовки к продаже и продажи. Данная схема предполагает наличие специальных помещений для подготовки товаров к продаже.

Основные принципы организации торгово-технологических процессов в магазине:

1) соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню;

2) создание максимальных удобств для покупателей;

3) достижение наиболее рационального использования материально-технологической базы торговых предприятий;

4) создание для работников торговых предприятий благоприятных условий, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

5) обеспечение полной сохранности товарно-материальных ценностей;

6) обеспечение высокой экономической эффективности торгово1оперативной деятельности различных предприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...