Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные основы и методология логистики




Научной и методологической базой логистики являются основные положения общей теории систем и системный подход как главный методологический принцип логистической концепции. Рассмотрим эти положения более подробно.

Основы теории систем

Термин "система" употребляется в различных областях науки и техники и других областях человеческой деятельности. Астрономы используют понятие "солнечная система", математики - "система уравнений", физиологи - "система пищеварения", экономисты - "финансовая система", актеры - "система Станиславского" и т.д. Общим во всех этих вариантах употребления понятия "система" является то, что ему сопутствует понятие некоторой упорядоченности множества элементов, наличие связей между элементами. В словаре русского языка Даля система определяется как "план, порядок расположения целого". По определению Большой советской энциклопедии система - "объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе". В основу понятия "система" положено наличие связей между объединяемыми в систему элементами; эти связи должны определяться некоторыми общими правилами или принципами.

Рассмотрим некоторую совокупность элементов и в соответствии с каким-то принципом объединим их все или часть их в систему; рассмотрев эту же совокупность элементов или часть ее и объединив их в соответствии с другим принципом, мы получим уже другую систему. Поэтому справедливо утверждение, что характеристики системы в целом определяются как характеристиками входящих в ее состав элементов, так и характеристиками связей между ними. Можно сказать, что определение любой конкретной системы является произвольным. Вполне обоснованно ножницы можно назвать системой. Однако более сложная совокупность эле­ментов, включающая, например, работницу, режущую что-нибудь ножницами, также является подлинной системой. В свою очередь, работница с ножницами представляет часть более крупной системы производства какого-либо изделия и т.д.

Любая организация является сложной со­циально-технической системой. Термин "сис­тема", употребляемый в современной практи­ке, имеет множество значений и смысловых нюансов. Это приводит к необходимости выде­лить те значения, которые имеют непосред­ственное отношение к системному анализу де­ятельности организации. Далее приведены четыре определения, которые представляются наиболее удачными.

Первое из них дано в Международном стан­дарте ИСО 9000:2000 "Системы менеджмен­та качества. Основные положения и словарь". Система — это совокупность взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов. Следу­ет отметить, что в современном менеджменте качества уделяется большое внимание сис­темному подходу к деятельности организации.

Российский энциклопедический словарь трактует понятие "система" следующим об­разом: система (от греческого Systema — це­лое, составленное из частей) — множество элементов, находящихся в отношениях и свя­зях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Третье определение: система — совокупность связанных меж­ду собой и с внешней средой элементов и час­тей, функционирование которых направлено на получение конкретного результата.

И, наконец, четвертое определение (применительно к сложным системам ): системой является совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных единством цели и общими целенаправленными правилами взаимоотношений. Причем под совокупностью элементов здесь следует понимать не просто набор элементов, хотя бы и с общими признаками, а набор, который позволяет обнаружить у системы некоторую общую характеристику. Эта общая характеристика хотя и зависит от характеристик отдельных элементов, но не присуща ни отдельному элементу, ни набору взаимосвязанных элементов. Взаимосвязь элементов будем понимать так, что элементы, не имеющие взаимосвязи или взаимовлияния с другими элементами системы, не принадлежат данной системе.

Как всякое фундаментальное понятие, тер­мин "система" лучше всего конкретизируется при рассмотрении ее основных свойств. Для системы характерны следующие основ­ные свойства:

целенаправленность — определяет поведение системы;

сложность — зависит от множества входящих в систему компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних свя­зей и их динамичности;

делимость — система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечаю­щему конкретным целям и задачам;

целостность — функционирование множества элементов системы подчине­но единой цели. При этом система про­являет так называемые интегративные, эмерджентные (от англ. emergent - неожиданно возникающий) свойства, т.е. свойства, присущие систе­ме в целом, но отсутствующие в отдельно взятых ее элементах;

многообразие элементов и различие их природы — это связано с их функциональ­ной специфичностью и автономностью;

структурированность — определя­ется наличием установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределением элементов системы по уровням иерархии.

 

Поскольку логистика учитывает влияние на систему внешней среды, исходной характеристикой системы явля­ется ее противопоставление окружению. Среда – это все то, что не входит в сис­тему. Среда представляет собой совокупность всех систем, кроме исследуемой, выделенной, интересующей нас в настоящий момент части реального окружающего мира. Поэтому мож­но сказать, что система — это конечное мно­жество объектов, каким-то образом выделен­ное из среды посредством границы системы. Понятие "границы" в целом ряде случаев весьма условно, и при моделировании необхо­димо четко определить, где кончается система, а где начинается среда.

Между средой и бизнес-системой, которой является организация, существует множество взаимных связей, с помощью кото­рых реализуется процесс взаимодействия сре­ды и системы (рис.1).

По входной и выходной связям между систе­мой и средой путем взаимной передачи проис­ходит обмен материальными, финансовыми, энергетическими, информационными и иными элементами. Элементы, передаваемые систе­мой во внешнюю среду, будем называть конеч­ными продуктами деятельности системы, а пе­редаваемые из среды в систему – ресурсами.

Цель системы –достижение и сохранение желаемого состояния или желаемого резуль­тата поведения системы. Применительно к экономическим системам (в частности, к организациям) более подходит другое определение цели. Цель организации – стремление к максимальному результату, вы­ражаемому в максимизации ценности капита­ла, при постоянном сохранении определенно­го уровня ликвидности и достижении целей производства и сбы та с учетом социальных за­дач. Вспомогательной стоимостной целью яв­ляется стремление к оптимальной расчетной прибыли за период.

Задача системы – описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с желаемыми конкретными числовыми (в том числе временными) харак­теристиками.

Система целей – совокупность взаимо­увязанных целей. В соответствии с определе­нием понятия "система" для одного и того же объекта может быть рассмотрено несколько систем целей, т.е. использовано несколько ос­нований для их классификации, например:

• стратегические и тактические цели;

• долгосрочные (выполнение через не­сколько лет) и краткосрочные (выполне­ние через год и ранее) цели;

• производственные, финансовые, соци­альные цели, цели повышения качества продукции и т.п.

Древовидная система целей вклю­чает как минимум глобальную цель – суще­ствование организации и две главные цели – цель функционирования (выпускать продук­цию) и цель развития (развиваться) (рис.2).

Таким образом, система представляет со­бой упорядоченное подмножество объектов, интенсивность взаимосвязей которых превы­шает интенсивность отношений с объектами, не входящими в данное подмножество, т.е. с внешней средой.

Объект (элемент, компо­нент) часть системы, выделенная по како­му-либо признаку, сформулированному заин­тересованным лицом. При этом объекты сис­темы и отношения между ними выделяются в зависимости от точки зрения заинтересован­ного лица или группы лиц, например, одно и то же предприятие может рассматриваться как производственная, организационно-экономи­ческая или социальная система. Выбор точ­ки зрения – категория системного анализа, характеризующаяся выделением определен­ных аспектов рассмотрения проблемы и при­менением особой терминологии, соответству­ющей этим аспектам.

 

По существу, вся Вселенная состоит из множества систем, каждая из которых содержится в более крупной системе подобно множеству пустотелых кубиков, вложенных друг в друга. Так же, как всегда можно представить себе более обширную систему, в ко­торую входит данная, точно так же всегда можно выделить из данной системы более ограниченную. Пару ножниц, о которой мы только что упоми­нали, можно считать минимальной системой. Однако посмотрим, что получится, если сломать винт, соединяющий лезвия, и рассмат­ривать одно лезвие. Исходя из старой точки зрения, это уже не сис­тема, а один безжизненный ее обломок. Действительно, одно лезвие уже не представляет систему для резания. Но положив лезвие под микроскоп, мы увидим этот "обломок" как сложную систему.

Существенным признаком системы является наличие некоторой "глобальной" цели, общей для системы в целом. Следует отметить, что собственные цели элементов, входящих в систему, могут быть различны и не всегда совпадают с общей целью системы. Взаимодействие элементов в системе часто таково, что изменение одной или нескольких связей между элементами приводят к изменению других связей. Иными словами, взаимосвязи элементов в системе являются существенными обстоятельствами, которые необходимо учитывать при анализе системы.

Система характеризуется набором свойств. Свойства зависят от набора элементов, их состояния в данный момент и взаимосвязей между элементами. Естественно, что свойства системы могут меняться во времени. Из множества М свойств системы можно выделить существенные, важные для данного исследования (или вообще какого-то элемента окружения системы). Так как окружение системы может меняться, и могут меняться задачи и этапы исследования системы, то тот набор свойств, который был существенным в момент t

H(t) Î M,

 

в другой момент времени t` может быть другим

 

H`(t`) = H(t) Ï M.

Будем называть состоянием системы в некоторый момент времени множество существенных свойств (и их значения), которыми система обладает в данный момент:

A(t).

Как уже отмечалось, исходной характеристикой системы является внешняя среда или окружение, понимаемое как множество тех элементов системы (и их существенных свойств), которые не являются частями системы, но изменения в любом из которых может повлечь за собой изменение в состоянии системы. И обратно, система может влиять на свое окружение (внешнюю среду).

Таким образом, окружение системы - это совокупность внешних элементов, способных влиять на ее состояние A(t), которое зависит как от параметров системы, так и от состояния окружения

A(t) = F{a1(t), a2(t),..., an(t); a1(t), a2(t),..., am(t)},

где ai(t) - параметры системы и ее элементов (i=1, 2, …n); aj(t) - состояние внешних элементов или систем (j=1, 2, …m).

Состоянием окружения системы в момент времени t будем называть множество существенных свойств окружения в этот момент. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя конкретные системы и их окружение объективны по характеру, они в то же время являются категориями в известной мере субъективными, поскольку конфигурация образующих их элементов выбирается в соответствии с целями исследования. Различные наблюдатели одной и той же системы могут по-разному выделить ее из окружения, описать состояние и провести исследование разных характеристик.

Таким образом, введенное понятие окружения системы или ее внешней среды является в некоторой степени неопределенным, зависящим от точки зрения исследователя. Возникает вопрос выделения границ системы. Какие из элементов, взаимодействующих с системой, отнести к ее окружению, а какие считать элементами самой системы? Многие исследователи считают, что невозможно исследовать или проектировать объект, границы которого не определены. Отсюда естественное желание локализовать систему, более четко определить ее границы. Однако здесь трудность носит принципиальный характер. В реальных системах элементы часто "проникают" из одной системы в другую. И этот переход часто происходит плавно, а не скачком. Исследователь не всегда может игнорировать связи элементов системы с другими системами, а, не имея возможности и средств точно различать границы системы, идет по пути использования нечетких представлений (своих собственных или представлений экспертов). В ряде случаев используются такие понятия, как "больше", "лучше", "много больше", "много лучше" и т.д. Такие понятия не имеют аналогов в классической математике, однако, если эту "качественную" или, как еще говорят, "нечеткую" или "семантическую" информацию отбросить, то это может обеднить анализ, который будет еще более отдален от реальности.

На практике определение границ системы, определение существенных взаимосвязей производится при помощи формализованных методик, руководящих методических материалов, типовых проектных решений. При разработке и исследовании сложных систем с передачей и обработкой информации, особенно, если система строится впервые, разработчик сам должен выбрать границы системы и ее подсистем, определить, какие из взаимосвязей являются существенными. Это связано со значительным разнообразием систем, а также с большой спецификой каждой из конкретных систем.

Исследование систем является необходимым этапом при проектировании и внедрении сложных систем. При недостаточных знаниях о системе разработчик может опустить важные, существенные связи или включить в рассмотрение несущественные, почти не влияющие на функционирование.

К сожалению, формализованные способы выделения существенных связей в системе отсутствуют. Исследователь обычно осуществляет перебор всех выделенных взаимосвязей и относит к существенным те из них, при изменении характеристик которых система существенно изменяет свои характеристики.

Разработчик сложной системы в процессе проектирования все более и более уточняет модель системы. По мере расширения знаний о системе вопросы об уточнении границы системы, о взаимосвязях между ее элементами постоянно находятся в поле зрения разработчиков.

Подсистемой будем называть выделенное из системы подмножество взаимосвязанных элементов, объединенных некоторым целевым назначением. Разделение системы на подсистемы, а подсистемы - на более мелкие, можно продолжать до тех пор, пока остаются элементы (минимум два), объединенные общим признаком и целью. Правила объединения элементов для крупной системы являются более общими, для подсистемы - более частными.

Любая система может быть представлена как композиция (объединение) подсистем различных уровней и рангов.

Декомпозиция (разделение) системы на подсистемы может быть проведена по определенным признакам и различными способами. Деление системы на подсистемы по уровням и рангам называют иерархией.

При делении число уровней и количество подсистем в каждом уровне зависит от конкретной системы и не должно оговариваться заранее, однако требуется, чтобы подсистемы, входящие в данную систему, при совместном функционировании выполняли все функции системы.

Иерархическая система управления данного уровня подчиняется системе более высокого уровня, в состав которой она входит.

Структурой (от лат. structura - строение, расположение, порядок, взаимосвязь составных частей) называется относительно постоянный порядок внутренних пространственно-временных связей системы между ее элементами и взаимодействия их с внешней средой, определяющей функциональное назначение системы.

Связи системы подразделяют на внешние и внутренни е. Связи с подчиненными подсистемами или между ними считаются внутренними, а связи, выходящие за границы системы, - внешними.

Связи обладают направленностью. Для информационных систем - это получение информации, приказа, или, наоборот, выдача информации. Связь от внешней среды к системе (или ее элементу) называется входом, а направленная вовне - выходом. Каждая связь между элементами системы является входом для одного из них и выходом - для другого.

Классификация систем

По степени сложности структуры выделяют простые системы, сложные системы, иногда в отдельный класс сводят так называемые "большие" системы - совокупность разнородных сложных систем со сравнительно слабыми связями между ними.

Характеристики "сложности" систем многообразны и сопровож­даются одновременно многими специфическими чертами, такими, как:

· многокомпонентность системы (большое число элементов, свя­зей, большие объемы циркулирующей информации, др.);

· многообразие возможных форм связей элементов (разнородность структур древовидных, иерархических, др.);

· многокритериальность, т.е. наличие ряда разноплановых (в том числе противоречивых) крите­риев;

· многообразие природы элементов, составляющих систему;

· высокий динамизм поведения системы и ее структурных характери­стик и др.

Весьма характерным для сложных систем является то обстоя­тельство, что, независимо от природы исследуемой системы, при ре­шении задач управления используются одни и те же абстрактные мо­дели, составляющие сущность системного подхода, позволяющие оп­ределить пути продуктивного исследования сложных систем любой природы и любого назначения.

Как и для любых систем, основной чертой сложных систем традиционно счита­ется целостность, или единство системы, холизм, проявляющийся в наличии у всей системы общей цели, назначения. Поэтому системы, отдельных составные части которых не взаимодействуют со всей системой в плане подчинения единой цели, не относятся к классу сложных систем, ис­следуемых в логистике.

Для сложных систем целостность характеризуется еще рядом свойств и особенностей, ее многогранность выражается понятиями: дифференциация, интегра­ция, симметрия, полярность и др. Дифференциация отражает свойст­во расчлененности целого, проявление разнокачественности ее час­тей. Противоположное понятие – интеграция - связано с объединением совокупности соподчиненных элементов в единое образование.

Сим­метрия и асимметрия выражают степень соразмерности в пространст­венных и временных связях системы.

Любая логистическая система обладает всеми характерными признаками целостности. Из принципа симметрии и полярности следуют важные заключения о свойствах структуры и процессов исследуемых логистикой систем и моделей.

По содержанию понятия "элемент" можно выделить две большие группы систем: абстрактные и конкретные. Абстрактными системами называются такие, все элементы которых являются понятиями. Примером абстрактных систем являются логические, условные, философские и т.д. Конкретными системами являются такие, в которых хотя бы два элемента являются объектами. Среди конкретных систем выделяются следующие классы: физические, биологические, социальные, искусственные; каждый из этих классов можно разделить на более узкие группы.

По сложности поведения выделяются следующие типы конкретных систем:

· автоматические системы, которые могут реагировать на внешние воздействия только детерминировано, например, часы.

· решающие системы, которым присущ акт решения; они имеют постоянные стохастические критерии различения случайных сигналов. Примерами могут служить радиолокационная станция, рецепторные механизмы организмов;

· самоорганизующиеся системы имеют гибкие критерии различения сигналов и гибкие реакции на воздействия, приспосабливающиеся к заранее неизвестным сигналам и воздействиям. Примеры - простейшие организмы и некоторые кибернетические системы.

· предвидящие системы имеют столь высокоорганизованную структуру и большие объемы запоминающих устройств, что сложность их поведения превосходит сложность внешних нецеленаправленных воздействий. Такие системы могут изучать исходы взаимодействий до данного момента и на основе этого изучения "предвидеть" дальнейший ход событий. Пример - человек.

Классификация систем по степени противоречия целей связана с рассмотрением взаимодействия системы и внешней среды. Если рассматривать среду как некоторую систему В, то возможны три случая:

1) цель системы В такова, что она в той или иной степени способствует достижению цели системы А; 2) цель системы В такова, что она в той или иной степени препятствует системе А в достижении ее цели; 3) система В индифферентна по отношению к системе А.

Важнейшей чертой общей теории систем является то, что она различает закрытые и открытые системы. Примером открытой системы служит живой организм, который не является лишь конгломератом отдельных элементов, а представляет собой систему, обладающую организацией и целостностью. Организм, являющийся открытой системой, поддерживает свое состояние неизменным, в то время как поступающие в него вещества и энергия изменяются (так называемое состояние "динамического равновесия"). Находясь под влиянием среды и сам оказывая на нее воздействие, организм приходит в состояние динамического равновесия в условиях существующего окружения. Такое представление о системе в точности соответствует любой организационной структуре. Каждая организация по сути представляет собой созданную человеком систему, которая динамически взаимодействует со своим окружением – потребителями, конкурентами, профсоюзами, поставщиками, правительством и другими структурами. Кроме того, организацию можно рассматривать как систему взаимосвязанных частей, функционирующих совместно для достижения ряда целей всей организации и отдельных ее частей.

Системный подход

Локальным решениям, полученным на основе охвата небольшого числа существенных факторов, логистика противопоставляет сис­темный подход. Такой подход отличается от традиционного, преду­сматривающего расчленение изучаемого объекта на составные эле­менты и определение поведения сложного объекта как результата объединения свойств входящих в него систем.

Системный подходэто методология специального научного познания и социаль­ной практики, а также объяснительный прин­цип, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на:

• раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов;

• выявление многообразных типов связей сложного объекта;

• сведение этих связей в единую теорети­ческую картину.

Системный подход реализует представле­ние сложного объекта в виде иерархической системы взаимосвязанных моделей, позволя­ющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

Итак, системный подход основывается на принципе целостности объ­екта исследования, т.е. исследование его свойств как единого целого, единой системы. Этот принцип исходит из того, что целое обладает такими качествами, которые не обладает ни одна из его частей. Такое свойство – эмерджентность – обсуждалось нами при описании свойств систем. Выражением эмерджентных свойств является всякий эффект взаимодействия, не аддитивный по отношению к локальным эффектам.

Системный подход опирается на диалектический закон взаимо­связи и взаимообусловленности явлений в мире и обществе и требует рассмотрения изучаемого явления или процесса не только как само­стоятельной системы, но и как подсистемы некоторой суперсистемы более высокого уровня. Системный подход требует прослеживания как можно большего числа связей, не только внутренних, но и внеш­них – с тем, чтобы не упустить действительно существенные связи и факторы и оценить их эффекты. Практически системный подход - это системный охват, системные представления, системная организация исследования.

Любой объект исследования, таким образом, может быть пред­ставлен и как подсистема некоторой системы более высокого ранга – это приводит к проблеме выделения системы, установления ее гра­ниц – и как система по отношению к некоторой совокупности под­систем более низкого ранга, которые, в свою очередь, образованы не­которыми элементами, дальнейшее дробление которых нецелесооб­разно с точки зрения конкретного исследования, – это определяет необходимость постановки задачи выбора такого первичного элемен­та.

Не существует однозначного подхода к определению первичного элемента, выбор которого осуществляется субъективно, в соответст­вии с целями исследования. Первичным элементом системы является элементарный объект, неделимый далее средствами данного метода декомпозиции в границах данного исследования; устойчивость которого выше, чем устой­чивость системы в целом.

Концепция первичного элемента системы позволяет производить структурный анализ системы, причем элементы выступают модулями структуры, "черными ящиками", внутренняя структура которых не является предметом исследования. Взаимодействия элементов систе­мы между собой и с внешней средой обеспечивается посредством системы связей, разнообразие которых так же велико, как и разнооб­разие свойств системы и среды. При этом в процессе анализа и синте­за систем исследуются лишь существенные связи, а прочими пренеб­регают либо интерпретируют их как возмущения, или "шум".

Системный подход, основанный на принципе целостности, в исследовании свойств объекта как единого целого, требует непрерыв­ной интеграции представлений о системе на каждом этапе исследова­ния - системного анализа, системного проектирования, системной оптимизации. Рассматриваемый подход проявляется в действии ряда общих принципов исследования:

принцип максимума эффективности проектируемой и функцио­нирующей системы;

принцип субоптимизации - согласования локальных критериев между собой и с общим глобальным критерием функционирования системы;

принцип декомпозиции, осуществляемый с учетом требования максимума эффективности. В результате декомпозиции может быть получена некоторая многоуровневая структура системы или процесса ее исследования.

Системный подход к управлению характеризуется одновременным комплексным всесторонним рассмотрением объекта изучения, будь то процесс, явление, изделие, факт или информация. При этом изучаемое понятие представляется в виде следующей неразрывной триады, свойственной логистике:

В рамках системного подхода руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В приложении к действующей компании три вышеприведенные блока имеют следующую интерпретацию:

 

 
 

 


Системный подход к исследованию объекта на определенном уровне абстракции позволяет решать вполне определенный, ограни­ченный круг задач, а для расширения (сужения) класса решаемых за­дач необходимо проводить исследование уже на другом уровне абст­ракции. Каждый из уровней представления системы располагает оп­ределенными возможностями и имеет свои ограничения. Очевидно, что системный подход сам системен. Следовательно, для достижения максимальной полноты и глу­бины исследования необходимо исследовать систему на всех целесо­образных для конкретного случая уровнях абстракции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...