Пример расчета рейтинга поставщика
Следует отметить, что рейтинговая система оценки поставщика, несмотря на привлекательную методическую простоту, обладает существенными недостатками: высокая субъективность получаемых оценок, сложность подбора экспертов, громоздкость процедуры. Рассмотрим задачу выбора поставщика на основе системы объективных критериев оценки, позволяющих сформировать комплексный критерий и формализовать выбор поставщика как оптимизационную задачу. Указанный подход изложим на реальном примере выбора поставщика службой маркетинга российского производственного предприятия, закупающего у поставщиков металл. Проблема выбора поставщика в данном случае состоит в оптимизации объемов поставки чугуна марки ПЛ1-ПЛ2, закупаемого у того или иного поставщика. Потребность предприятия в чугуне составляет 2500 т в месяц. При этом из условий нормальной работы предприятия минимальный потребный запас чугуна должен составлять не менее 2 вагонов (120 т) в сутки. В то же время, чтобы предприятие не несло затрат по оплате вынужденных простоев вагонов, максимальная суточная поставка чугуна не должна превышать 5 вагонов (300 т).
Перечень поставщиков и их характеристики представлены в табл.5.
Таблица 5
Показатель качества, приведенный в таблице, представляет собой величину вероятности получения продукции, соответствующей всем требованиям качества (устанавливается из статистических данных входного контроля качества поставляемой продукции). Управляемыми переменными Xi в данной задаче установим месячные объемы поставок (в тоннах) каждым i-тым поставщиком (будем считать, что величина i соответствует номеру поставщика в табл.5). Таким образом, задача выбора поставщика сводится к определению оптимальных объемов поставок Xi, обеспечивающих при имеющихся ограничениях наилучшее значение показателя эффективности данного проекта. Рассмотрим, прежде всего, имеющиеся ограничения ресурсов:
1. Потребность предприятия – не менее 2500 т в месяц. 2. Минимальный суточный запас должен составлять не менее 120 т. Из условия 22 рабочих дней в месяц среднемесячный запас должен быть не менее 2640 т. 3. Для избежания простоев суточный запас не должен превышать 300 т, соответственно, среднемесячный – не более 6600 т. 4. Первый поставщик (i=1) не может поставить в месяц более 300 т чугуна, четвертый – не более 1200 т, седьмой поставщик (i=7) не может поставить более 400 т, а восьмой – не более 300 т. Остальные поставщики объемы поставки не ограничивают. 5. Исходя из ограниченности бюджета предприятия, установим следующие ограничения на закупки по различным условиям поставки: · Доля закупок в общем объеме по условиям с отсрочкой платежа должна быть не менее 50%; · Доля закупок в общем объеме по условиям оплаты по факту поставки должна быть не более 35%; · Доля закупок в общем объеме по условиям предоплаты не должна превышать 15%. Установим критерии эффективности, по которым будем оценивать решение. 1. Для определения одного из критериев запишем затраты на месячный объем закупок чугуна у поставщиков:
C1·X1+C2·X2 + ……+ C10·X10 (1)
Здесь Сi – цены (за одну тонну), по которым закупается продукция у соответствующего поставщика. Цена включает в себя стоимость тонны продукции плюс железнодорожный тариф на перевозку одной тонны. Определим среднюю цену одной тонны во всем объеме закупок
Сср = (C1·X1+C2·X2 + ……+ C10·X10 )/ ΣXi = (ΣСi·Xi)/ ΣXi, (2)
где ΣXi – полный объем месячных закупок предприятием. Сформируем комплексный показатель эффективности в виде отношения величины Cmin, соответствующей минимальной цене, предлагаемой поставщиками к средней цене закупок, выражаемой формулой (2). В нашем случае таким поставщиком, предлагающим минимальную цену, является г.Пашня Пермской области (i=8), цена которого с учетом железнодорожного тарифа составляет 2,353 тыс.руб. за тонну. Тогда комплексный показатель для первого критерия будет иметь вид
К1= (Cmin ·Σ Xi) / (ΣСi·Xi) (3)
Как видно, критерий К1 представляет собой коэффициент, являющийся величиной, обратной превышению средней закупочной цены по отношению к минимально возможной. Этот показатель имеет максимальное значение (К1= 1), если все закупки осуществляются только у 8-го поставщика (г.Пашня Пермской обл.). Во всех других случаях К1< 1, и это значение необходимо максимизировать.
2. В качестве второго критерия определим показатель, характеризующий условия поставки. Естественно, предприятию выгодней осуществлять закупки, если они производятся на условиях отсрочки платежа, менее выгодно, если оплата осуществляется по факту поставки, еще менее выгодно, если требуется предоплата. Пусть закупки каждой тонны чугуна, производимые с отсрочкой платежа, имеют показатель эффективности, равный 1, закупки одной тонны при оплате по факту поставки имеют показатель эффективности 0,5, а наименее выгодные закупки пусть имеют показатель эффективности закупки одной тонны, равный 0,2. При этом можно сформировать комплексный показатель в виде
К2 = (1·ΣXiо + 0,5· ΣXiф +0,2· ΣXiп)/ ΣXi (4)
Здесь ΣXiо - суммарные месячные объемы закупок у поставщиков, допускающих отсрочку платежа, ΣXiф – суммарные месячные объемы закупок у поставщиков, требующих оплату по факту поставки, ΣXiп – суммарные месячные объемы закупок у поставщиков, требующих предоплату, ΣXi – полный объем месячных закупок предприятием. Показатель К2 имеет максимальное значение (К2 = 1), если все закупки осуществляются у поставщиков, допускающих отсрочку платежа. Во всех остальных случаях К2 < 1, и этот показатель должен, естественно, максимизироваться. 3.В качестве третьего критерия определим показатель, характеризующий качество поставляемой продукции. Поскольку в исходных данных имеются вероятностные показатели качества для продукции различных поставщиков, можно определить математическое ожидание объемов поставки качественной продукции в составе объемов поставок
P1·X1 + P2·X2 + …. + P10·X10 = ΣPiXi
Здесь Pi – вероятность качества поставляемой продукции (данные последнего столбца таблицы 5) Сформируем комплексный показатель в виде
К3 = ΣPiXi / ΣXi (5)
Здесь, как и ранее, ΣXi – общий месячный объем поставок.
Показатель К3 имеет максимальное значение, соответствующее показателю качества поставщика самой качественной продукции, если все закупки осуществляются именно у этого поставщика. В нашем случае максимальное значение К3 равно 0,97, что соответствует закупке месячного объема чугуна только у 7-го поставщика (Магнитогорский меткомбинат). Во всех остальных случаях К3 имеет значения, меньшие указанного, и этот показатель должен максимизироваться. Итак, имеем три критерия эффективности - К1, К2, К3, каждый из которых должен максимизироваться. В соответствии с методами решения многокритериальных задач оптимизации, осуществим свертку критериев к единому показателю, применив экономический метод (метод суммирования) с использованием весовых коэффициентов. Назначим следующие коэффициенты веса (коэффициенты важности) частным критериям: Для критерия К1 примем коэффициент веса g1 = 0,8 Для критерия К2 – g2 = 0,1 Для критерия К3 – g3 = 0,1 При определении коэффициентов веса целесообразно использовать метод экспертных оценок. Вместе с тем, другие численные значения коэффициентов принципиально не меняют задачу, а лишь изменяют исходные данные и результаты. Более того, руководитель, выбирающий поставщика, может сознательно изменять коэффициенты веса, исходя из конкретных обстоятельств, складывающихся в данный момент: в какой-то ситуации наиболее важен критерий стоимости, а в другой, может быть, критерий качества. Тогда суммарный критерий эффективности будет иметь вид
W = g1·К1 + g2·К2 + g3·К3 (6)
Приведенный критерий соответствует задаче максимизаци. Составим математическую модель задачи оптимизации Требуется найти оптимальные значения Xi, соответствующие следующей системе ограничений
ΣXi >= 2500 ΣXi >= 2640 ΣXi<= 6600 (7) X1 <= 300 X4 <= 1200 X7<= 400 X8<= 300 ΣXiо/ ΣXi >= 0,5 ΣXiф/ ΣXi <= 0,35 ΣXiп/ ΣXi <= 0,15
Поскольку второе ограничение является более сильным, то первое может быть исключено как автоматически выполняемое при выполнении первого. Таким образом, требуется определить значения Xi, соответствующие системе ограничений (7) и максимизирующие показатель эффективности (6). Систему ограничений следует дополнить требованием неотрицательности Xi
Xi >=0 (i =1, 2, 3, …..10)
Эта задача может быть решена с использование Microsoft Excel (программа "Поиск решения"). Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадежных поставщиков. Например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
- отношение ликвидности имущества поставщика к сумме долговых обязательств; - отношение объема продаж к дебиторской задолженности; - отношение чистой прибыли к объему продаж; - движение денежной наличности; - оборачиваемость запасов и др. Подводя итог рассмотрению задачи поставок, представим циклический процесс поставок в виде интегрирующей схемы (рис.7).
Пять правил закупки отражают основные аспекты процесса поставок. Время. Всегда признавалось, что запасы удорожают производство, а преуспевающие промышленные организации убедились на собственном опыте в целесообразности согласовывать темпы поставок материалов с темпами их расходования. Качество. Оно должно соответствовать назначению поставляемого продукта. Британский институт стандартов определяет качество следующим образом: "Качество – совокупность свойств и характеристик товара/услуги, которые придают ему способность удовлетворять определенную потребность". Спецификация. В спецификации следует точно определить желание потребителя с точки зрения количества и качества товара. Самыми распространенными способами задания спецификации являются следующие: · эскизы и чертежи; · торговый стандарт; · сорт или торговая марка; · химическая формула; · образец; · детальное описание; · исходные продукты и способ получения; · государственный стандарт; · отраслевые стандарты; · предполагаемые рабочие характеристики. Что касается источника поставки и цены, то эти аспекты подробно обсуждались при рассмотрении задачи выбора поставщика. Другие компоненты процесса поставок, представленного на рис. 7, – переговоры, соглашение, управление взаимоотношениями касаются, в основном, организации процесса поставки, установления взаимоотношений с поставщиками, документального оформления заказа и поставок, правовых аспектов работы с поставщиками. Эти вопросы рассматриваются в последующих разделах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|