Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальные потоки и их параметры




Главными категориями логистики являются поток и запас, ко­торые друг без друга просто не могут существовать. Очевидно, в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов могут быть представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные слу­чаи последних. Но в краткосрочном периоде в прагматическом плане допустимо и целесообразно рассмотрение потоков и запа­сов как отдельных и равноправных логистических категорий.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимае­мую как единое целое, существующую как процесс на некотором вре­менном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за опреде­ленный период времени. Параметры потока - это параметры, харак­теризующие число объектов, которые имеются в наличии в конк­ретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими ха­рактеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:

· поток (П) характеризует процесс изменения запаса (З), т. е.

 

П = dЗ/dt

 

· запас отражает результат изменения и накопления потока, т. е.

З =

Категории потока и запаса широко используются в макроэко­номических моделях, правда, без столь глубокой и детализиро­ванной проработки, которая необходима в логистике. Потоки и запасы в логистике являются частным случаем обобщенных эко­номических категорий, впрочем, так же, как и логистические закономерности — частным проявлением общеэкономических за­конов. В ряде экономических исследований различие между пото­ком и запасом далеко не очевидно.

Основные параметры, характеризующие поток, следующие: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траекто­рия), длина пути (мера траектории), скорость и время движе­ния, промежуточные пункты, интенсивность. Для описания по­токов и работы с ними необходима хотя бы самая простая клас­сификация, которую целесообразно выстраивать по следующим признакам

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки – циркулируют внутри системы

б) внешние потоки – поступают в систему извне и/или поки­дают ее пределы

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки – в каждый момент времени по траек­тории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки – образуются объектами, перемещае­мыми с интервалами.

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки – характеризуются определен­ностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки – характеризуются случайным ха­рактером параметров, которые в каждый момент времени при­нимают определенную величину с известной степенью вероят­ности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки – характеризуются флуктуационным характером изменения потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной

 

λ = n/t = const

 

где λ – интенсивность потока;

n – количество прошедших единиц;

t — временной период;

б) нестационарные потоки – характерны для неустановивше­гося процесса, их интенсивность меняется в течение определен­ного периода времени

 

λ = f(t) ≠ const

 

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки – характеризуются постоянной скоро­стью (V) перемещения объектов, т. е. в одинаковые отрезки вре­мени t объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов также равны

 

S = V· t

 

б) неравномерные потоки – характеризуются изменением ско­рости перемещения, возможностью ускорения, замедления, ос­тановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия

 

S = V·t; V≠ const.

 

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки – характеризуются постоянством па­раметров или постоянством характера их изменения через опре­деленный период времени Т

 

p = f (T)

 

б) непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров по­тока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки – состоят из объек­тов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки – объединяют разно­родные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки – адекватно реагирующие на управля­ющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие.

Вышеизложенные принципы классификации потоков являются общепринятыми. Такая классификация в основном дает возмож­ность изучить потоки, рассматриваемые в логистике, и приме­нить адекватный им механизм регулирования. Однако по мере роста числа потоков и их напряженности в сферах производства и обращения может возникнуть потребность подразделения по­токов еще по одному признаку.

11. По степени упорядоченности элементов потока:

а) ламинарные потоки – в них взаимное перемещение состав­ляющих элементов отсутствует либо носит целенаправленный, управляемый характер; они имеют регулярный характер и спо­собны меняться во времени лишь при изменении внешних усло­вий или управляющих воздействий. Для характеристики потоков с данной точки зрения необходимо ввести следующие понятия:

вязкость (η) — свойство потока сопротивляться перемеще­нию одной части его элементов относительно другой под воздей­ствием внешней среды;

• вну треннее трение (τ) — характеристика изменения скорос­ти потока относительно разных слоев его элементов (возникает при перемещении элементов потока относительно друг друга);

текучесть (φ) – характеристика скорости перемещения одинакового слоя данного потока под влиянием внешней среды; это величина, обратная вязкости;

б) турбулентные потоки – характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктуационные изменения практически всех показателей пото­ка и существенно затрудняющими процесс управления потоком.

Материальный потокэто продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, скла­дирование и др.) и/или технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток внешний – материальный поток, проте­кающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде.

Материальный поток внутренний – материальный поток внут­ри данной логистической системы.

Материальный поток входной – внешний материальный по­ток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды.

Материальный поток выходной – внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.

Финансовые потоки

В условиях как формирующейся, так и стабильно развиваю­щейся рыночной экономики повышение эффективности движе­ния товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выделения и изучения логистичес­ких финансовых потоков, соответствующих перемещению товар­но-материальных и товарно-нематериальных ценностей. Следует отметить, что товарно-материальные ценности включают в себя все виды материальных благ, в том числе и такой их специфичес­кий вид, как недвижимость, а к товарно-нематериальным ценно­стям в настоящее время относятся услуги, капитал и нематериальные активы. В процессе перемещения от одного хозяйствую­щего субъекта к другому совокупность определенных товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока, дви­жение которого обусловлено выполнением целого ряда логисти­ческих операций.

Механизм финансового обслуживания товарных потоков яв­ляется в настоящее время наименее изученной областью логис­тики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части воп­росов существуют значительно различающиеся точки зрения. Раз­личия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению дан­ной проблемы:

• во-первых, под финансовым потоком понимается любое пе­ремещение финансовых средств в макро- или микроэкономичес­кой среде;

• во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.

Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятель­ности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при приме­нении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой эко­номической категории – логистический финансовый поток. Сле­довательно, логистические финансовые потоки создаются и ис­пользуются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Таким образом, под финансовым потоком в логистике мы бу­дем понимать направленное движение финансовых средств, цирку­лирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффек­тивного движения определенного товарного потока. Из этого опре­деления следует, что:

• во-первых, логистический финансовый поток — это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;

• во-вторых, направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения пере­мещения соответствующего товарного потока;

• в-третьих, движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других при­знаков. Потребность в определении наиболее эффективных спосо­бов управления логистическими финансовыми потоками обуслов­ливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике использу­ются следующие основные признаки: отношение к логистической системе; направление движения; назначение; способ переноса аван­сированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей.

По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматрива­емой логистической системы. Внутренний финансовый поток суще­ствует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки:

входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

выходящий финансовый поток начинает свое движение из рас­сматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно раз­делить на следующие группы:

• финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

• инвестиционные финансовые потоки;

• финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

• финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

• финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки фи­нансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые пото­ки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению). В зависимости от при­меняемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

• денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;

• информационно-финансовые потоки, обусловленные движе­нием безналичных финансовых средств.

В свою очередь, денежные финансовые потоки делятся на по­токи наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расче­там платежными поручениями, платежными требованиями, ин­кассовыми поручениями, документарными аккредитивами и рас­четными чеками. Наряду с денежными и информационно-финан­совыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В от­личие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предпри­ятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Дви­жение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и ха­рактеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различаются горизонталь­ные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движе­ние финансовых средств между равноправными субъектами пред­принимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями. Следует отметить, что можно и дальше продолжить классификацию финансовых потоков, используя для этой цели такие признаки, как стадия кругооборота капитала, источники получения финансовых средств, сроки их прохождения и т. д. Однако поскольку необходимость классификации финансовых потоков обусловливается потребно­стью определения наиболее эффективных способов управления ими, то будем считать, что в каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных призна­ков логистических финансовых потоков.

Основной целью финансового обслуживания товарных пото­ков в логистике является обеспечение их движения финансовы­ми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с ис­пользованием наиболее эффективных источников финансирова­ния. В самом простом случае каждому товарному потоку соответ­ствует свой единственный финансовый поток.

Например, предприятие-продавец на основании договора купли-продажи поставляет предприятию-покупателю приобретенную им продукцию, перемещение которой и образует товарный поток. Предприятие-покупатель, применяя определенную в договоре форму расчетов, производит оплату поставки этой продукции, перечис­ляя денежные средства предприятию-продавцу, которые, в свою очередь, образуют финансовый поток. На рис.3 приводится ха­рактерная для данного примера схема движения товарного и фи­нансового потоков.

 

 
 

 


Рис.3. Простейшая схема движения товарного и финансового потоков

 

Из рис.3 видно, что товарный и финансовый потоки имеют диаметрально противоположную направленность, однако прямо­линейность последнего возможна лишь в условиях оплаты по­ставки продукции наличными деньгами. Необходимо подчеркнуть, что в данном примере финансовый поток является "вторичным" или "зависимым" по отношению к товарному потоку, способ­ствуя эффективному прохождению потоком товарно-материаль­ных ценностей всего пути следования от предприятия-продавца к предприятию-покупателю.

При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и поку­пателем товаров претерпевает определенные изменения (рис.4).

Анализ рис. 4 показывает, что при организации безналичных расчетов поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и один и тот же источник возникновения, в то время как финансовый поток осуществляется между уполномоченными отделениями банков пред­приятия-покупателя и предприятия-продавца и имеет обратную направленность по отношению к товарному потоку. Выбор той 'или иной формы безналичных платежей зависит от эффективно­сти их применения в различных условиях и необходимости воз­действия на неаккуратных покупателей.

 
 

 


Так, например, при расчетах между продавцами и покупателя­ми, находящимися в разных городах, рекомендуется использовать такие формы безналичных платежей, как инкассо или аккреди­тив, а при расчетах между продавцами и покупателями, находя­щимися в одном городе, применяются расчетные чеки или пла­тежные поручения. При этом инкассо – платеж в банке покупате­ля – является наиболее естественной формой безналичных иного­родних расчетов, а аккредитив – платеж в банке продавца – при­меняется как экономическая санкция и выражает недоверие к по­купателю.

Общая схема движения товарного, информационного и финан­сового потоков, представленная на рис. 4, приведена с учетом синхронности начала всех потоковых процессов. Однако каждая конкретная форма безналичных расчетов предусматривает свою очередность движения продукции, платежных документов и денег. Кроме того, большое влияние на величину, источник возникно­вения и время начала финансового потока оказывают (помимо формы безналичных расчетов) предусмотренные в договоре куп­ли-продажи дополнительные условия платежа. К их числу отно­сятся и условия предоставления различных видов скидок покупа­телям товаров. Анализ коммерческой деятельности предприятий в Украине, России и в других странах показывает, что число использу­емых скидок достаточно велико (по отдельным источникам на­считывается до 20 их разновидностей), а их размеры зависят главным образом от специфики выполняемых операций, условий постав­ки товаров и платежа, характера взаимоотношений продавца и покупателя. В целом, необходимо отметить, что любая скидка эко­номически целесообразна только в том случае, если она выгодна всем участникам товарного обмена.

Многообразие форм и направлений развития современного фи­нансового рынка, а также специфика механизма его функциони­рования в условиях стабилизации рыночных отношений обусловливают возможность широкого использования ценных бу­маг и производных финансовых инструментов при финансовом об­служивании движения товарных потоков. Необходимо отметить, что эффективное применение инструментов фондового рынка по­мимо оптимизации финансовых потоков позволяет значительно улучшить показатели хозяйственной деятельности как предприя­тий-продавцов, так и предприятий-покупателей. В первую очередь, это касается увеличения чистой прибыли хозяйствующих субъек­тов путем минимизации налоговых платежей. Для их снижения в настоящее время могут быть использованы как возможности отдельных видов государственных ценных бумаг, так и возможности выпуска и обращения векселей различных эмитентов. Рассмотрим некоторые из существующих схем уменьшения налогооблагаемой базы предприятий за счет применения указанных инструментов фондового рынка.

Как правило, предприятия-покупатели при финансовом обес­печении сделок купли-продажи используют денежные средства, аккумулированные на их расчетных счетах в коммерческих бан­ках. В то же время более эффективным для них может быть при­менение следующей схемы: предприятие-покупатель направляет имеющиеся у него денежные средства на приобретение ценных бумаг, для которых предусмотрено льготное налогообложение (например, государственных или муниципальных облигаций), а для закупки необходимых товаров берет кредит в коммерческом банке. В этом случае проценты по кредиту в пределах ставки, ус­тановленной законодательством, учитываются в составе затрат на производство и обращение товаров (соответственно уменьшая налогооблагаемую прибыль предприятия), а доход, полученный по приобретенным ценным бумагам, подлежит отдельному учету и льготному налогообложению.

Для эффективного применения рассмотренной схемы в прак­тической деятельности предприятий-покупателей необходимо учитывать большое число дополнительных факторов, к которым можно отнести: стоимость и срок возврата кредита, размер ко­миссионных коммерческого банка при покупке государственных или муниципальных облигаций, сроки перечисления денежных средств, закономерности функционирования рынка ценных бу­маг и т. д. Всесторонний анализ всех выше названных факторов невозможен без участия специалистов, работающих на фондовом рынке, знающих его и способных предсказывать изменения конъ­юнктуры. Опыт деятельности подобных специалистов показыва­ет, что в большинстве случаев предложенная схема дает положи­тельный результат при финансовых операциях, осуществляемых в пределах 30 дней.

Примерная схема движения товарного и финансового потоков в условиях использования предприятием-покупателем государствен­ных и муниципальных ценных бумаг для повышения эффектив­ности закупочных операций представлена на рис.5. Для упро­щения схемы потоковых процессов будем исходить из предположе­ния о том, что коммерческий банк, в котором у предприятия-покупателя открыт расчетный счет, является для него одновре­менно и банком-кредитором (при получении ссуды), и банком-дилером (при покупке ценных бумаг). В действительности же та­кая ситуация встречается не всегда, но может, скорее всего, считаться оптимальной.

Анализ рис.5 показывает, что логистический финансовый поток (т. е. финансовый поток, обусловленный движением основного товарного потока –потока товарно-материальных ценностей) по источникам образования является заемным, поскольку форми­руется за счет кредитных ресурсов коммерческого банка. В то же время собственные денежные средства предприятие-покупатель использует для приобретения государственных или муниципаль­ных ценных бумаг, что образует финансовый поток № 2, сопут­ствующий логистическому финансовому потоку. В свою очередь, движение ценных бумаг вызывает появление нового товарного потока – потока товарно-нематери-альных ценностей, поскольку ценные бумаги также являются товаром. Следует отметить, что оптимизировать движение вышеназванных товарных потоков можно как каждого в отдельности, так и обоих вместе. Однако только во втором случае использование логистического подхода к управле­нию потоковыми процессами принесет наибольший экономический эффект для конкретного предприятия.

Кроме государственных и муниципальных ценных бумаг в хо­зяйственной деятельности предприятий с целью минимизации их налоговых платежей могут применяться процентные и дис­контные векселя, обращение которых значительно изменяет схе­му движения финансовых потоков. Так, например, при исполь­зовании во взаиморасчетах простого процентного векселя сумма платежа за поставку товаров разбивается на две части — номинал векселя и проценты по векселю, что позволяет снизить стоимость товаров и уменьшить величину налога с оборота. Для предприя­тия-покупателя, выписавшего простой процентный вексель пред­приятию-продавцу, номинал векселя будет отражать стоимость купленных товаров, а проценты по нему – плату за отсрочку платежа, которая полностью учитывается в составе издержек производства и обращения. В свою очередь, для продавца, получившего такой вексель за свои товары, налогом на добавленную стоимость и другими налогами с оборота будет облагаться только номинал векселя, а проценты по нему будут считаться доходом по ценным бумагам, по которому в настоящее время уплачивает­ся налог по ставке 15%. При применении простого процентного векселя порядок движения товарного и финансового потоков может быть представлен следующей схемой (рис. 6).

В последнее время на рынке ценных бумаг широкое распрост­ранение получили переводные дисконтные векселя различных эмитентов, как правило, применяемые для улучшения взаимо­расчетов при организации поставок продукции. Приобретение переводного векселя по цене ниже номинальной стоимости обус­ловливает возможность экономии определенной суммы денеж­ных средств при расчетах с предприятием-векселедателем за его товары и услуги.

Кроме того, предприятия, имеющие задолжен­ность по отношению к векселедателю, охотно принимают его векселя от третьих лиц (в качестве оплаты за поставки своих то­варов) и используют их для погашения долга. При ис­пользовании переводного векселя механизм финансового обслу­живания логистического товарного потока еще более усложняет­ся, и в рамках данного краткого курса эту схему мы рассматривать не будем.

В целом, проведенный анализ финансового механизма обслу­живания товарных потоков показал, что:

• во-первых, наличие логистического финансового потока глав­ным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока;

• во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласо­ванной продавцом и покупателем товаров формы расчетов и пре­дусмотренных в договоре купли-продажи дополнительных усло­вий платежа;

• в-третьих, получившая в последнее время широкое распро­странение практика использования различных видов ценных бу­маг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и поку­пателями товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с дру­гой – повысила его эффективность.

По мнению некоторых спе­циалистов в области логистики и финансового планирования, при соблюдении определенных условий схемы взаиморасчетов с использованием ценных бумаг позволяют экономить от 10 до 30% от суммы платежа за поставку товаров. Кроме того, необходимо учитывать, что конкретный механизм финансового обслужива­ния товарных потоков зависит и от характера хозяйственных свя­зей: прямых (устанавливаемых непосредственно между продав­цом и покупателем продукции) или опосредованных (устанавли­ваемых с участием коммерческого посредника). Специфика опосредованных хозяйственных связей, определенная наличием в ло­гистической цепи третьего субъекта – коммерческого посредни­ка, обусловливает необходимость исследования особенностей применения логистического инструментария в сфере оказания посреднических услуг по организации и обслуживанию движе­ния продукции от предприятий-производителей к предприяти­ям-потребителям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...