Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические учение Н.Макиавелли, Ж.Бодена, Т.Гоббса




Николло Макиавелли (1469-1527 гг.).

«Государь», «Суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» впервые разработал концепцию светского гос-ва, выводя закономерности для функционирования из разума и опыта человека. Политика есть лишь автономная сторона человеческой деят-ти, она является воплощением свободной воли человека в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и христианская мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе полит. деят-ти лежат реальные интересы, корысть и стремление к обогащению. Главным у Мак. является принцип политического реализма, кот. предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу относительности. Политика не может руководствоваться понятиями «добра и зла» и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и

«распущенность»). Идеал – смешанная форма гос-ва, в кот. бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

«О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной

нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих

людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии,

он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва.

Ж.Боден

Будучи юристом по образованию, а во многом и по складу ума, Боден развивал свои политические идеи в теснейшей связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. Боден предвосхитил также многие идеи Монтескье о влиянии климата на государственное устройство у различных народов.

Свои политические идеи он развил в работе “Шесть книг о государстве” (1577). Отвергая аристотелевскую концепцию возникновения государства путем перерастания семьи в селение и, наконец, в полис, Боден утверждает, что, при всем сходстве с семьей, государство, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе. Оба объединения сходны в обладании авторитетом. В семье - это власть отца семейства, первоначально возникающая из почитания старших. В государстве авторитет называется суверенитетом, который является продуктом силы.

Власть - естественный атрибут силы. Она основана на неравенстве людей. Поэтому, если цель существования государства заключается в достижении блага, ее реализация требует централизованной и мощной власти, призванной достичь и поддерживать единство.

В этом смысле суверенитет - это высшая власть над обществом, не ограниченная законом. Суверенитет вечен и неделим. Будучи постоянным атрибутом власти, он по праву принадлежит существующей в данный момент королевской семье и должен передаваться по праву наследования. Следовательно, узурпатор или бунтовщик не могут стать легитимными суверенами и требовать подчинения у сообщества.

Заинтересованный в создании теории законного лидерства, опирающегося на традицию, Боден, однако, допускает логическое противоречие, возвращаясь к идее фундаментальности права, несовместимого с идеей абсолютного суверенитета как единственного источника закона.

 

Политические учения Дж.Локка, Шл. Монтескье, Ж.Ж.Руссо

Джон Локк.

«Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк

заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а

независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Монтескье (1689-1755 гг.)

«О духе законов». В анализ полит. сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, черт характера, образа жизни, обычаев), но и факторы географической среды. Факторы, воздействующие на формы правления: почва, ландшафт, величина территории страны. Республика требует по своей природе небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия – средней величины. Деспотия – обширных размеров гос-ва. Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).

«О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит.права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.

Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...