Теория проверки статистических гипотез
Важное место в практике врача занимает процесс сравнения. По сути, вся его деятельность – это постоянное сравнение: больного со здоровым, состояния организма до и после лечения, эффективности диагностических или лечебных методов и т.д. При этом надо учитывать, что если врачу важны результаты отдельного больного, то общество в целом интересуют эффекты на популяционном уровне (на уровне генеральной совокупности), т.е. поможет ли новый препарат всем больным данной нозологии, сколько процентов из всех больных правильно диагностируется с помощью нового метода, как часто встречается то или иное заболевание в различных популяциях. Как правило, ответить на эти вопросы можем, лишь опираясь на выборочные данные, на выборку. Мы уже указывали, что выборочные данные не совсем точно отражают истинное положение дел - делая по ним то или иное заключение, надо учитывать, что есть вероятность ошибиться и эта вероятность может быть достаточно большой. Исследователь сам должен решить устраивает ли его такая ошибка, принимать или не принимать эти результаты. В связи с этим в статистике выработана специальная процедура, которая носит название проверка статистических гипотез. Т.е. при наличии выборочных данных предварительно высказываются предположения – гипотезы. Различают нулевую Н(0) и альтернативную Н(1) гипотезы. Нулевая гипотеза содержит предположение о равенстве (отсутствии эффекта), о соответствии, о независимости. Например, о равенстве средних значений гемоглобина у жителей двух различных районов (т.е. эффект от места жительства отсутствует). Или - распределение случайной величины соответствует нормальному закону. Или - заболеваемость не зависит от профессиональной принадлежности.
Для исследователя больший интерес представляет альтернативная гипотеза, поскольку она соответствует целям большинства исследований – найти различия, зависимости, несоответствия. Максимальная вероятность ошибки, которую может себе позволить исследователь, принимая альтернативную гипотезу (т.е. отклонив нулевую) называется уровнем значимости иобозначается буквой α (альфа). Эту ошибку также называют ошибкой I рода. Уровень значимости – это вероятность того, что мы сочли различия существенными, в то время как они на самом деле случайны. Уровень значимости α задается самим исследователем, исходя из сути решаемой проблемы. В медико-биологических задачах обычно принимают α =0,05 (5%), 0,01(1%) или 0,001 (0,1%). При α =0,05 если мы примем альтернативную гипотезу, то в более чем 95% случаях гипотеза будет верна, а в менее чем 5% - ошибочна. Также может возникнуть ошибка, если мы принимаем нулевую гипотезу, в то время как она не верна, другими словами, не находим существующие различия. Эта ошибка II рода, ее вероятность обозначается буквой β. Величина (1- β) называется мощностью критерия – это способность критерия найти различия там, где они заведомо существуют. Для принятия или отклонения гипотезы используются статистические критерии. Они подразделяются на два вида: параметрические критерии - используются если • признаки количественные • совокупности имеют нормальное распределение • дисперсии совокупностей не сильно различаются непараметрические критерии - используются если • признаки количественные, но распределение не соответствует нормальному • или если распределение неизвестно и нельзя его проверить (т.е. n<30) • или если признаки качественные Выбор критерия определяется также тем, являются ли сравниваемые выборки зависимыми или независимыми.
Независимые выборки – это выборки, состоящие из разных объектов, причем значения случайной величины в одной выборке не зависят от его значений в другой выборке. Например, сравниваются выборки, состоящие из больных и здоровых, или одна группа принимает один препарат, вторая группа – другой, выборки мужчин и женщин, строителей и шахтеров и т.д. Зависимые выборки состоят из одних и тех же объектов, исследованных «до» и «после». Например, гемоглобин у больных до и после лечения, ЧСС спортсменов до и после физической нагрузки, АД у гипертоников в динамике по годам и т.д. Гипотезы можно проверить двумя путями I алгоритм • сформулировать нулевую и альтернативную гипотезы • выбрать уровень значимости α • выбрать статистический критерий для проверки гипотезы • далее на основании имеющихся выборочных данных определить какую ошибку р мы совершим, если отвергнем нулевую гипотезу, т.е. примем Н(1) (р означает достигнутый уровень значимости) • если р ≤ α то принимается альтернативная гипотеза (нулевая отвергается) • если р > α, то принимается нулевая гипотеза Вычисление р -уровня задача непростая, но она реализована в большинстве компьютерных программ статистической обработки данных. Поэтому данный алгоритм используется при наличии таких программ. В противном случае можно воспользоваться другим алгоритмом, который менее желателен, но иногда более доступен. II алгоритм • выбрать уровень значимости α • сформулировать нулевую и альтернативную ей гипотезы • выбрать статистический критерий для проверки гипотезы • вычислить значение критерия • сравнить вычисленное значение критерия с его критическим значением для заданного уровня значимости (критическое значение находим по специальным таблицам с заданным уровнем значимости) • на основе сравнения вычисленного и критического значений критерия принимается Н(0) или Н(1)
Прежде чем приступить к рассмотрению различных методов проверки статистических гипотез необходимо уточнить, что понимается при групповых исследованиях под терминами «отличается» - «не отличается», «одинаково» - «не одинаково», «изменилось» - «не изменилось». Две совокупности считаются не отличающимися по данной величине, если распределение этой величины в обеих совокупностях одинаково (на рисунке 14 рост девочек не отличается от роста мальчиков).
Рисунок 14 Считается, что в совокупности не произошли изменения, если среднее значение всех изменений равно нулю ( на рисунке 15 изменение веса по группе в среднем равно нулю). В таблице приведены данные пульса до и после пробежки у пяти испытуемых. Видно, что в среднем изменение пульса равно нулю.
Рисунок 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|