Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просветительская историография в Германии




 

Общая социально-экономическая и политическая отсталость раздробленной Германии, долгое и безраздельное господство теологии наложило отпечаток на творчество немецких историков эпохи Просвещения. В их трудах нередко просветительские идеи противоречиво сочетались с религиозно-мистическими представлениями. А территориальная раздробленность способствовала сосредоточению интересов передовых представителей историографии на идее национального единства и наиболее острых в тогдашних условиях проблемах единого государственного права.

Иммануил Кант (1724-1804) в своей работе «Идеи относительно всеобщей истории под космополитическим углом зрения» (1784) выдвигает мысль о создании «совершенного гражданского строя» путём организации «великого союза народов», в котором даже самое малое государство пользовалось бы защитой и безопасностью. Автор убеждён в том, что всё историческое развитие ведёт к этой цели, и призывает к построению такой всеобщей истории, которая с помощью статистического метода показала бы закономерность процесса объединения в одно целое человеческого рода. В другой своей работе «Предполагаемое начало человеческой истории» Кант отмечает в качестве фактора развития человеческий труд. По его мнению, труд и последующее его разделение есть исходная точка развития общества. В качестве подтверждения этого положения Кант приводит соответствующие эпизоды из Библии.

Составной частью философии истории Канта выступала его теория культуры. Примечательно, что он отличал культуру от цивилизации. Его предшественники и современники понимали обычно под культурой всё созданное человеком в отличие от творений природы. Кант же считал культурой только те явления, которые служат благу человека, а цивилизацией называл современный ему тип устройства общества.

Одним из первых обобщающих трудов в котором история культуры противопоставлялась чисто политической истории была монография немецкого исследователя Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) – «История искусства древности» (1764), в которой проводится мысль о том, что искусство связано с окружающей природой и зависит от нравов и политических учреждений народа. Поэтому, отталкиваясь от идей Монтескье, Винкельман по художественному совершенству на первое место, среди искусств древности, выдвигает греческое искусство, созданное в атмосфере гражданской свободы, любви к общественному благу и гуманного отношения к человеческой личности.

Исходя из такого истолкования сущности греческого искусства, Винкельман выделяет отдельные этапы, увязав их с изменениями в политической жизни древних греков. С его труда началась научная история античного искусства, а его самого с полным правом можно назвать отцом научной истории искусства.

Крупным немецким просветителем являлся Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), в своей работе «Идей философии по истории человечества» (1784 -1791), он стремится показать те ступени прогрессивного развития, которые ведут к достижению великой цели – «гармонии наций, объединёно и дружно работающих в великой мастерской природы». Он отошёл от схематичного представления французских просветителей о развитии как прямолинейном непрерывном процессе и выдвинул на первый план идею прогресса, развивающегося не плавно, а скачкообразно, с возможными отклонениями и локальными культурами. Содержание прогресса заключалось, по Гердеру, в зарождении, укреплении и расцвете идеи гуманности, которая отличает мир человека от мира животных.

Заметное место в этой концепции занимает характеристика античного общества. Гердер прослеживает связь греческой культуры и искусства с культурой восточных народов, чего не хотел видеть Винкельман. Он даёт периодизацию древнегреческой и древнеримской истории от их истоков через расцвет к разложению. Работа Гердера как бы подытоживает историческую деятельность просветителей, он преодолевает ограниченный характер географического детерминизма Монтескье, более критически подходит к источнику чем Вико и окончательно разрывает с библейско-христианской концепцией исторического развития, хотя являясь главой веймарского духовного ведомства он, по крайней мере, формально, всегда подчёркивал теологические основы своих взглядов. Вместе с тем у него наблюдается, как и многих просветителей, недооценка важности исторических знаний, апелляция к социологическим построениям, механицизм общих концепций.

С эпохой Просвещения в Германии тесно связано стремление превратить изучение истории в самостоятельную дисциплину. Центром этих начинаний был Гёттингенский университет, видную роль в котором играл профессор Иоганн Кристоф Гаттерер (1727-1799).

Превращение истории в самостоятельную науку Гаттерер связывал с решением четырёх задач: 1) точное определение предмета исторического исследования, 2) развитие теории исторического познания, которая была бы адекватна реальности, 3) разработка общих методов исторического исследования и 4) создание специализированных исторических учреждений. История, по его убеждению, обязана раскрыть «движущие силы развития» и показать «скрытые отношения между действующими причинами и дальнейшими последствиями». Среди методов исследования он выделял два главных: хронологический и синхронный. Первый в его представлении объяснял, как постепенно образуются государство, нация и культура, второй был нацелен на изучение одновременных сходных процессов при широком использовании статистических материалов.

Программа Гаттерера ставила перед исторической наукой его времени совершенно новые задачи и далеко опережала достигнутый ею уровень. Он приложил немало усилий, чтобы поднять значение вспомогательных исторических дисциплин, с этой целью им были написаны руководства по хронологии, нумизматике, генеалогии, дипломатике и географии.

Наиболее крупным представителем гёттингенской школы был Август Людвиг Шлёцер (1735-1809). В своих произведениях по всемирной истории Шлёцер не ограничивался лишь политическими и военными событиями. Он пытался учесть и экономический фактор и придавал большое значение «изменениям физических потребностей» людей. Стремление охватить многие стороны социальной действительности, придать истории подлинно всемирный характер было наиболее сильной стороной работ Шлёцера. Он исходил из того, что все народы и все исторические эпохи, о которых сохранились достоверные сведения, заслуживают тщательного научного изучения.

Важной заслугой Шлёцера является включение во всемирно-историческую схему так называемых переходных периодов. В истории полагал он точную дату начала и конца периода установить невозможно, так как рождению каждого периода предшествует длительный период перехода от старого состояния к новому. «Развитие христианства, варварские вторжения и завоевания являются в частности, событиями, знаменующими конец древности и переход к средневековью».[32]

В течение всей своей жизни Шлёцер испытал глубокий интерес к русской истории. Он основал в Гёттингене первое в Германии Общество по изучению русской истории и положил начало исследованиям истории России в европейской науке. Большой его заслугой явились сбор, изучение и издание древнерусских летописей в пяти томах. При этом он впервые систематически применил только ещё зарождавшийся тогда метод сравнительной историко-филологической критики источников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...