Т. Карнажицкая. Эстетика. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования
Стр 1 из 147Следующая ⇒ Т. Карнажицкая Эстетика Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования Под научной редакцией канд. филос. наук, проф. Н. А. Королькова Минск ОДО «Равноденствие» УДК 18(075. 8) ББК 87. 8. Я73 К 24 Рецензенты: профессор, проректор по учебной и научной работе Института парламентаризма и предпринимательства, доктор культурологии И. В. Морозов; доцент кафедры философии БГЭУ, кандидат философских наук Г. Е. Ширшов Карнажицкая Т. В. К 24. Эстетика. Учеб. пособие / Т. В. Карнажицкая; под науч. ред. Н. А. Королькова. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. - 351 с. ISBN 985-6736-07-2. Учебное пособие разработано в соответствии с современными требованиями базового курса по эстетике с учетом новейшей методологии эстетического знания и направлено на повышение активности освоения данного материала студентами самых разных специализаций вузов. Круг анализируемых проблем и понятий впервые дался в единстве фундаментального, исторического и прикладного спектра, основываясь не только на анализе философских идей и художественных достижений прошедших эпох, но и на примерах современности. Энциклопедический спектр эстетических знаний и наличие учебно-методического материала делает возможным рекомендовать пособие для широкой аудитории студентов, преподавателей и аспирантов в качестве базового эстетического справочника. УДК 18(075. 8) ББК 87. 8. Я73 К 24 ISBN 985-6736-07-2. © Т. В. Карнажицкая СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики.. 7
1. Эстетика как наука. 9 1. 1. Становление эстетического знания на донаучном уровне 10 1. 2. Эстетика как научная теория. 14 1. 3. Структура и специфика современной эстетики 20 2. Теоретические аспекты эстетического знания 24 2. 1. «Эстетическое отношение» как теоретическое основание эстетического знания 24 2. 2. Эстетические категории: сущность и основные виды систематизации 31 2. 3. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность 43 2. 4. Действительность как предмет эстетической деятельности и эстетическая ценность 56 2. 5. Эстетическая культура 65 2. 6. Человек как объект и субъект эстетического восприятия 72 3. Искусство как эстетический феномен 79 3. 1. Природа искусства 79 3. 2. Художественное творчество и художественное произведение 89 3. 3. Морфология искусства 110 3. 4. Эстетика зрелищных форм в искусстве 138 3. 5. Эстетические основания взаимодействия разных видов искусства 147 3. 6. Семиотика искусства и эстетические основания художественных стилей 151 Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 175 1. Первобытность 177 2. Древний Восток 195 2. 1. Древний Египет 195 2. 2. Древняя Индия 197 2. 3. Древний Китай 199 3. Античность 203 3. 1. Мироощущение и искусство в Древней Греции 203 3. 2. Мироощущение и искусство в Древнем Риме 206 3. 3. Эстетические учения античности 209 4. Средневековье 215 4. 1. Западная Европа 215 4. 2. Византия 221 4. 3. Китай 224 4. 4. Япония 226 4. 5. Арабо-мусульманский Восток 228 5. Европа Нового времени 231 5. 1. Возрождение в Западной Европе 231 5. 2. Западная Европа в XVII - XVIII веках 238 5. 3. Западная Европа XIX века 251 5. 4. Россия XIX века 266 6. Первая половина XX века 275 6. 1. Мироощущение и симптоматика культуры первой половины XX века 275 6. 2. Модернизм (авангард) в искусстве начала XX века 278 7. Вторая половина XX века 293 7. 1. Мироощущение и культурная ситуация второй половины XX века 293 7. 2. Неоавангард 297
Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА XX ВЕКА 303 1. Неклассическая эстетика и постмодернизм 305 1. 1. Естественнонаучные и философские основания неклассической эстетики 305 1. 2. Основные идеи неклассической эстетики 307 1. 3. Постмодернизм как культурная ситуация 312 1. 4. Философско-теоретические основания эстетики постмодернизма (постнеклассической) 313 1. 5. Новые понятия в постнеклассической эстетике периода постмодернизма 316 1. 6. Художественная культура постмодернизма 321 2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура 331 2. 1. Культурная ситуация пост-постмодернизма 331 2. 2. Техника и киберкультура 333 2. 3. Новое мироощущение и перспективы эстетики в XXI веке 335 2. 4. Протопонятия эстетики виртуальной среды 339 2. 5. Net-art и компьютерные технологии в искусстве 341 Заключение 346 Содержание в книге находится на с. 348 - 351. Введение Данное учебное пособие по курсу эстетики отличается рядом особенностей по сравнению с теми, которые уже существуют. Самое главное - это то, что в нем представлен практически весь курс эстетики, соответствующий типовой программе для вузов Республики Беларусь, включающий в себя теоретико-философские основания, историю эстетической мысли и художественной деятельности, а также анализ современности в данной научной сфере. Вторая особенность данного учебного пособия - нацеленность на такое освоение знания, при котором основной акцент делается на повышение активности студентов в изучении предмета. Поэтому особое внимание при создании пособия уделялось систематизации учебного материала по основным разделам учебной программы и наличию дополнительного материала. Учебное пособие не только дает возможность ознакомиться с необходимым минимумом по эстетике, но и поможет углубить учебный процесс за счет повышения самостоятельности освоения знания по предмету студентами разных специализаций. Тематический материал содержит необходимый минимум для освоения курса, основные определения, четкие выводы. Изложение содержания тем отличается краткостью и тезисностью. Большинство из них имеют методические дополнения в виде таблиц, схем, вопросов для дискуссий и самопроверки, творческих заданий и тем для написания рефератов или дипломных работ, а также списка рекомендуемой литературы. Полезными для усвоения материала могут оказаться и мысли великих людей, афоризмы и изречения. Все эти дополнения призваны показать студенту пути расширения знания по изложенным темам и активизировать самоподготовку по предмету.
Эстетическое знание сегодня сталкивается с необходимостью внесения корректив в основы его изучения. Эти изменения связаны с разными причинами, среди которых можно назвать как общенаучные, так и общекультурные. С одной стороны, сама эстетика сегодня стремится расширить свои границы. Процессы эстетизации всей культуры требуют обращения внимания на такие важные темы, как «Человек как объект и субъект эстетического восприятия», «Действительность как предмет эстетической деятельности и эстетическая ценность», «Эстетическая культура»,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|