Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство» в эстетике




Соотношение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство» в эстетике

Для того, чтобы наиболее полно отразить сущность предмета эстетического знания, необходимо прежде всего разграничить понятия «эстетическое», «художественное» и «искусство». Это обусловлено тем, что в современной науке часто происходит синонимическая подмена этих понятий, что вносит некоторую неточность и путаницу.

О. А. Кривцун в своей работе «Эстетика» пишет: «Все чувства приобретают эстетический статус лишь тогда, когда обозначаемое ими содержание оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на художественной территории, когда эмоциональное переживание выражает себя через произведение искусства, придающее ему эстетическое измерение, выразительность, структуру, рассчитанную на определенный эффект» (Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. С. 7). Позволим себе не согласиться с автором этого высказывания. Такой

1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

подход позволяет утверждать, что нет прекрасного в природе, в жизни, в человеке. В данном случае художественное практически отождествляется с эстетическим, а эстетическое вне художественного приравнивается к области психической реакции или эмоциям человека. Проблема очевидна: до сегодняшнего дня происходит подмена и смешение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство».

Существует ли эстетическое переживание вне искусства? Несомненно существует. Ведь мы способны переживать чувство прекрасного, глядя на цветы или природный ландшафт. Горы способны вызвать в нас переживание возвышенного. Поступки человека могут нами оцениваться как низменные или трагические. Эстетически мы можем воспринимать и переживать как любой природный, естественный объект (цветы, деревья, горы, камни, животных и т. д. ), так и результат человеческой деятельности (произведения искусства, одежду, мебель и др. ). Кроме того, эстетическим объектом может стать другой по отношению к нам человек. Эстетически воспринимать, наконец, человек может и сам себя.

Другая крайность - отождествление эстетической реакции с эмоциями. Переживание прекрасного может сопровождаться разными эмоциями: тихой радостью, улыбкой, умиротворенной созерцательностью, возгласами восторга и т. д. Эстетическое чувство нельзя приравнивать не только к эмоции, которая физиологически и психически воплощает внутреннее переживание человека, но и к физическому чувству, ощущению вообще. Чувство на физиологическом уровне - только предпосылка и основание эстетического чувства. Эстетические чувства в полном смысле обусловлены духовным становлением человека как личности.

Эстетическое переживание может закончиться на осознанно-чувственном уровне. Переход эстетического переживания в художественную область связан с рождением художественного образа, возникновение которого требует воплощения в художественную форму. Художественное воплощение отличается от эстетического тем, что в нем содержится смысловая направленность, символически оформленное знание, мысль автора, предполагающая понимание другими. Только тогда эстетическое перерастает в художественное, которое, приобретая законченность и воплощение, становится искусством.

Художественное как понятие включает в свою очередь не только само искусство, но и процессы и явления, связанные с художественным творчеством или с художественным восприятием. Например, репетиция театрального спектакля есть художественное явление, но это еще не само искусство, а только предпосылка его. Но спектакль, исполняемый артистами на сцене, - это уже художественное, ставшее искусством.

Способность человека определить жанр или стиль произведения искусства не является искусством, но принадлежит при этом области худо-

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

жественного (как художественная образованность). Художественное приближает к человеку то, что эстетически привлекает его в воспринимаемом мире. Непонятное делается чуть-чуть понятнее, чужое чуть-чуть своим. В художественном всегда присутствует эстетическое. Без эстетического художественное теряет свою ценностную значимость.

Искусство - самое узкое среди названных понятий. Оно является законченным результатом эстетического переживания и художественного воплощения. Искусство включает в себя как эстетическое, так и художественное. Искусство немыслимо без эстетического переживания точно так же, как оно немыслимо вне образности художественного воплощения. Художественное в искусстве представлено мастерством, эстетическое -способностью воплощать переживание и вызывать его у других. Искусство, лишенное эстетического, перестает дарить людям удовольствие от своего восприятия. Искусство, лишенное художественного, перестает удивлять своим совершенством, перестает быть объектом духовного поклонения. Искусство как проявленное эстетическое в художественном само становится предметом эстетического и художественного отношения.

Современное искусство переживает значительные качественные изменения, которые во многом связаны с новым соотношением понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство». Сегодня искусство не только реализует эстетическое и художественное, но и выходит за их рамки, в результате чего рождается антиискусство, не обладающее ни эстетическим, ни художественным. Пример тому - некоторые зрелищные «образцы». Такое антиискусство лишено требовательности к мастерству, а значит, лишено художественности. В нем нет смысловой наполненности и претензии на талантливость автора. Современная техника и компьютерные технологии создают ситуацию вседоступности (музыку можно создавать, не имея даже элементарной музыкальной грамотности).

Но выход эстетического за рамки художественного имеет не только негативный, но и позитивный характер. Именно сегодня мы все больше говорим об эстетике быта, повседневности, внешности, поведения. Наконец, порождением такого расширения сферы эстетического стал дизайн, который в современной культуре представлен самыми широкими направлениями: от дизайна конкретных вещей до дизайна рекламных роликов. Эстетическое все больше наполняет человеческое существование, проникая в самые отдаленные уголки его бытия. Возможно, не случайно современные культурологи все чаще говорят о глобальной эстетизации человеческой культуры, которая начинает свой отсчет с начала XX века.

Эти процессы не только создают новое искусство, но и способствуют коренному преобразованию всей среды человеческого существования, а также смене мироощущений. Поэтому можно утверждать, что не

1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

только соотношение эстетического и художественного для искусства сегодня становится одной из самых актуальнейших проблем в эстетике. Скорее приходится говорить о проблеме определения уровня эстетического в художественном, в искусстве и других культурных феноменах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...