1.2. Эстетика как научная теория
1. 2. Эстетика как научная теория Основные понятия: эстетика, гносеология, рациональное, чувственное, наука, познание, эстетические чувства Становление эстетики как науки Понятие «эстетика», введенное в середине XVIII века (а точнее в 1755 году) немецким просветителем Александром Баумгартеном, означало теоретическое (научное) знание о совершенстве в мире явлений, совершенстве чувственного познания и усовершенствовании вкуса (см. Baumgarten A. G. Theoretische Asthetik. - Hamburg, 1883. S. 10). Эта новая наука должна была (по представлению Баумгартена) изучать познание и поэтому быть частью гносеологии. Баумгартен дает ей статус самостоятельной науки, отделяя от логики и относя к области гносеологии, акцентирует ее познавательную направленность и называет «эстетика» (от древнегреческого aisthetes - «ощущение, чувственное восприятие»). Позднее в теориях по эстетике статус рационального начала приобретет новую значимость, и эстетика будет названа не просто наукой о чувственном освоении мира, но и об осознанном постижении человеком своих чувственных реакций и реагировании на окружающий мир. В основу первых теоретических постулатов эстетической мысли было положено понятие «прекрасного». Переживание прекрасного рассматривалось как главный стимул и критерий человеческого познания и стремления к творческому преобразованию мира в разных формах деятельности. Красота выделялась в качестве основного фактора гармонии взаимоотношений человека с окружающим миром. Это понятие и по сегодняшний день остается одним из фундаментальных в эстетической науке. 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА Однако исторически эстетическое отношение не всегда являлось основой эстетического знания. Например, просветители Западной Европы эстетику рассматривали как науку об изящном вкусе или как науку о прекрасном. Представители немецкой классической философии видели в эстетике возможность познать проявление мира в искусстве или законы соотношения внешнего и внутреннего миров человека и т. д. Например, И. Кант определял ее как науку о правилах чувственности вообще, а Г. Гегель как философию искусства.
В трудах русских философов XIX и начала XX веков (Толстой, Достоевский, Чернышевский и др. ) в качестве специфики эстетического знания выдвигался принцип эстетического отношения искусства к действительности. На заре возникновения первых эстетических понятий эстетическое знание входило в философию и не обладало самостоятельностью. Эстетика восприятия и осознания мира изучалась философскими методами и описывалась языком философских терминов. Но одновременно шел активный процесс возникновения целого ряда новых понятий и терминов, ранее не употреблявшихся философами. Все это способствовало относительному обособлению эстетической науки в системе философских наук. Эстетика в своем становлении прошла долгий подготовительный путь донаучного знания, окончательно оформившись как одна из наук философского направления. Ее рождение было достаточно сложным и длительным. Именно выделение чувственной стороны познания и творческой деятельности человека, направленной на преображение мира вокруг себя, давалось человечеству достаточно сложно. Поэтому мы говорим о проблемности, сложности, специфичности и актуальности эстетического знания как на донаучном, так и на научном уровне. Подходы к определению эстетики как науки Проблемное поле современной эстетики достаточно широко и при этом рамки его подвижны и прозрачны. Кроме того, в самой эстетике в разные исторические периоды происходит изменение актуализации тех или иных вопросов и тем. Поэтому существует проблема определения эстетики как науки.
Среди основных концепций эстетики как науки можно выделить следующие: • наука о прекрасном; • наука об искусстве; • наука об общечеловеческих эстетических ценностях; Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ • общая теория эстетической деятельности; • теория эстетического освоения действительности; • теория эстетической культуры. Утверждение, что эстетика - это наука о прекрасном, является правильным, но оно исключает из области эстетического безобразное. А ведь тема безобразного активно разрабатывается не только в эстетических теориях, но и представлена в художественной деятельности разных исторических периодов и особенно в искусстве XX века. Если мы останавливаемся на определении эстетики как науки об искусстве, то тем самым отказываемся от исследования эстетических оснований действительности, человека и человеческих отношений. Акцентирование аксиологической направленности эстетики ущемляет ее онтологический и гносеологический аспекты. Выделение направленности на теорию эстетической деятельности или эстетической культуры не только принижает роль таких важных проблем, как художественное или историческое в эстетике, но и снижает значимость прикладной эстетики. Поэтому ни одна из приведенных концепций не представляется полной или универсальной. Современная эстетика как наука представляет собой комплексное знание, включающее в себя всю совокупность данных подходов. Только комплексный подход может способствовать не только пониманию специфики эстетики как науки, но наиболее полному представлению современной картины состояния эстетики и обеспечению возможности заглянуть в ее перспективы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|