Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Эстетическое знание на донаучном уровне Эстетическое знание связано со становлением человеческого сознания, позволяющего чувственным реакциям стать рационально контролируемыми, а значит - эстетическими. Появление осознанно-чувственного компонента в мироощущении человека связано с возникновением эстетического чувства, которое послужило основанием для возникновения осознаваемой потребности возобновления этих ощущений. Человек от неосознаваемого наслаждения красотой перешел к ее осознанному восприятию. Он познал красоту. Появились объекты, которые оставались в памяти, продолжая манить к себе для повторения и возобновления контактов. Красота стала одним из основных факторов активизации взаимодействия человека с окружающим миром. Позднее человек научился запоминать свою чувственную реакцию. Мир разделился на то, с чем стоит контактировать и на то, от чего лучше держаться подальше. Так возникли эстетические впечатления и представления. Возможно, что красота мира стала первым нематериальным объектом, сущность которого была неосязаема. Следующим этапом стало выделение красоты в область идеала. То, что вызывало ощущения наслаждения, приобретало форму, системность, статичность, абсолютность, постепенно начало моделироваться как желаемая цель. Начался длительный поиск абсолютной красоты, который продолжается и в наше время. Красота реального мира, закрепленная в представлениях, начала объединяться в идеальную красоту, которая будет названа абсолютной. Красота в форме идеала - это модель совокупности представлений О желаемых, положительных качествах предметов, способных дарить всю полноту эстетических переживаний и возведенных в то, к чему можно только стремиться.
Сегодня уже стало очевидным, что абсолютная красота есть не только понятие идеальное, а значит недосягаемое и абстрактное, но и то, что она есть понятие культурно-историческое. Самое главное, что произошло в период выделения красоты в идеал, - это понимание человеком важности красоты и придание ей степени наивысшего порядка, управляющего миром. Появление эстетического идеала способствовало становлению эстетического вкуса - сложной системы эстетических предпочтений, основанной на соотнесении воспринимаемого с идеалом. Человек, научившись 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА сравнивать и оценивать, стал осмысленно заниматься художественной деятельностью. Рождение искусства как особой человеческой деятельности и специфически культурного феномена ознаменовало новый этап эстетического освоения мира: разграничение сферы эстетического и художественного, В процессе художественного освоения мира происходит становление эстетических концепций. Эстетическая концепция - это подход и совокупность специфических взглядов, которые лежат в основе теоретического осмысления эстетического опыта и являются определяющим критерием в его оценке. Эстетическое знание возникло как потребность человека познать свое мироощущение и существует как на бытовом (вненаучном) уровне, так и на теоретически оформленном (научное знание). Эстетическое знание призвано способствовать регулированию человеческих отношений с миром, социумом и самим собой; помогать установлению гармонии и совершенствованию этих отношений и являться результатом осознания человеком своего мироощущения. Вопросы и творческие задания 1. Как соотносятся понятия «картина мира», «ментальность», «миропонимание» и «мироощущение»?
2. Можно ли считать мироощущение человека одним из факторов культурогенеза? 3. Почему эстетическое знание сразу не оформилось как научное знание, а существовало на донаучном уровне? 4. Что относится к бытовому уровню эстетического знания? 5. Каковы основные этапы становления эстетического знания на донаучном уровне? 6. Какое место в отношении человека к миру занимают человеческие переживания и представления о красоте? 7. Нужны ли современному человеку, не занимающемуся художественной деятельностью, научные эстетические знания? Проведите дискуссию на эту тему. Темы для рефератов 1. Роль мироощущения в формировании картины мира. 2. Эстетическое знание на донаучном уровне. 3. Эстетическое знание как фактор развития гармоничной личности. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Советуем прочитать 1. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. - М., 2002. 2. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М., 2000. 3. Беляев Г. А. Становление эстетической теории: Методологические очерки. -М., 1998. 4. Табачковский В. Г. Антропокультурное и социокультурное в человеческом мироотношении // Философская и социологическая мысль. 1996. №3-4. 5. Лосев А. Ф. Строение художественного мироощущения // Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995. 6. Хайдеггер М. Время картины мира (Любое издание).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|