Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-теоретические основы классической эстетики




ВВЕДЕНИЕ

«Эстетика зрелищных форм в искусстве», «Эстетические основания взаимодействия разных видов искусства», «Семиотика искусства и эстетические основания художественных стилей», «Эстетика виртуальной среды и киберкультура». Проблема изучения искусства и художественной деятельности с эстетических позиций в истории преподавания этой дисциплины в высшей школе традиционно получала значительно больше внимания. Но ситуация изменилась. Теперь эстетической направленности требуют изучение не только художественных проблем, но практически всех областей действительности и всех сфер деятельности самого человека. Поэтому в данном пособии раздел, посвященный проблемам искусства и художественной деятельности, не является единственным и не занимает главное место, а выступает равноправной частью всего курса.

С другой стороны, и в самой культуре начали происходить процессы, которые повлияли на предметную направленность всей гуманитарной науки. Эстетика тоже не остается в стороне. Поэтому сегодня важно при рассмотрении истории эстетического знания проследить связь между мироощущением, превалирующим в данном обществе, и эстетическими идеями, высказываемыми в это же время философами, теологами, художниками - всеми теми людьми, которые разрабатывали эстетические учения. В связи с этим для автора данного пособия оказывается интересным не только то, какие идеи характерны для тех или иных культур, но и то, почему именно эти идеи развиваются и становятся популярными среди людей этого времени, как они обусловлены сменой мироощущения и как проявляются в художественной деятельности.

Кроме того, рассмотрение культурно-исторической динамики эстетических представлений, знаний, учений и проявления их в художественной деятельности строится с учетом изложенного в пособии теоретического материала, который изложен в рамках теоретических разделов, что делает его целостным и системным. Данный подход оказывается на грани двух наук - эстетики и культурологии, поэтому пособие адресовано в первую очередь тем, кто изучает проблемы культуры и философские основы эстетической науки. Учитывая тот факт, что в основе изложенного курса лежит типовая программа по эстетике для белорусских вузов, можно считать, что данное пособие является универсальным для студентов практически всех специализаций, в учебный план которых входит предмет эстетики.

Пособие состоит из трех разделов. Первый из них посвящен в основном классической, фундаментальной эстетике. В нем рассматриваются философско-теоретические основы эстетической науки.

Во втором разделе дается широкий обзор культурно-исторической динамики эстетической теории и художественных практик, существовав-

ВВЕДЕНИЕ

ших в разных культурах в разные исторические периоды. Здесь же показывается зарождение неклассических идей в эстетической науке.

Третий раздел посвящен появлению совершенно нового направления в эстетике XX-XXI веков, получившего статус неклассического и постнеклассического. Это направление обусловлено культурными изменениями, проявившимися в ситуации постмодернизма и киберкультуры. Развитие новых технологий в сфере коммуникации во многом определило динамику ментальностей современного мира. Эти изменения затронули и сферу искусства, породив не только иные формы художественного творчества, но и виды восприятия. Новации художественной культуры требуют иных технологий философского осмысления. Поэтому третий раздел пособия посвящен совершенно новым проблемам эстетики и искусства, обозначенным как развитие неклассических идей и их продолжение в постнеклассической теории.

Классическая эстетика, несомненно, является основным теоретическим фундаментом эстетики вообще. Неклассическую эстетику, по мнению автора, следует рассматривать как продолжение и развитие эстетики классической и ни в коей мере как отрицание классического наследия. В будущем, возможно, неклассический период развития эстетики получит иное, более соответствующее ему название, так как это определение звучит в отрицательном (иногда даже в негативном) ракурсе и не совсем точно раскрывает его сущность. Но, с другой стороны, отрицать очевидное, в некотором смысле революционное своеобразие нового периода в развитии эстетики, да и всей науки XX-XXI веков, тоже нельзя. Многое здесь является спорным и не устоявшимся. Поэтому написание учебного пособия, которое претендует уже только по своему статусу на нечто универсально истинное, - неблагодарный труд.

И, тем не менее, автор надеется, что мир эстетики окажется для читателей данного пособия богатой кладовой увлекательного и полезного знания о природе чувственных взаимоотношений человека с миром, результатом которых является разнообразие проявляющихся форм красоты в деятельности людей разных эпох и континентов. Однако не следует забывать о том, что пособие - это только «векторный указатель» в страну знаний, помощник на сложном пути образования. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться изучением краткого изложения тем, а обязательно обращаться к рекомендуемой литературе, чтение которой поможет углубить знания и восполнить те пробелы, которые, несомненно, имеются в изложении основного материала (пособие является строго регламентируемым по объему). Надеемся, что вопросы для самопроверки окажутся полезными, так как они нацелены на активизацию мышления и понимания эстетического знания.

ВВЕДЕНИЕ

Написание рефератов предполагает углубление в конкретную проблематику курса и научное исследование. Оно должно сопровождаться научным руководством со стороны преподавателя. Предлагаемые темы для рефератов могут быть откорректированы в соответствии с научными интересами как студента, так и его научного руководителя.

Дискуссионная проблематика выстроена с учетом того, что как и в любой науке, в эстетике существует ряд спорных вопросов и подходов к ответу на них. Дискуссионные формы овладения знанием способны не только углубить познание и понимание предмета, но и расширить само научное знание.

Хочется выразить особую признательность профессору Н. А. Королькову, доценту Н. А. Кутузовой, профессору Н. И. Крюковскому, профессору А. Б. Ладыгиной, а так же уважаемым рецензентам данной работы доктору культурологии И. В. Морозову и кандидату философских наук И. Е. Ширшову, консультации которых оказались чрезвычайно полезными для автора данного учебного пособия.

Раздел 1.

ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...