Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ рийским врачем-психиатром. Бессознательное и сознательное в теории Фрейда являются уровнями психической проявленности личности. Согласно его теории в основе всех бессознательных процессов человеческой психики лежит единый стимул - стремление к удовольствию. Все эмоциональные переживания контролируются энергией пола - либидо. Неудовлетворенность либидо приводит к вытеснению сознательных актов в бессознательные. Став бессознательным, энергия либидо переживает процесс сублимации, т. е. перерождения в творческую энергию. Бессознательное по Фрейду - это нереализованная половая энергия. Дальнейшее развитие теория бессознательного находит в трудах ученика Фрейда - Карла Густава Юнга. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, способного проявляться в творчестве отдельного индивида. Коллективное бессознательное в отличие от фрейдовского бессознательного не образуется в человеке в процессе его жизни, а является врожденным, вырабатываясь всем человечеством. Юнг активно использует понятие архетипа (греч. - начало + образ) - особого первообраза, первичной формы, образца. Данное понятие уже существовало в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др. ). Юнг расширяет это понятие. Согласно Юнгу, архетипы являются врожденными изначальными психическими структурами, образами, составляющими основу коллективного бессознательного и лежащими в основании общечеловеческой символики, но одновременно они - и результат исторического развития человечества. Архетипы, согласно представлениям Юнга, играют значимую роль в процессе художественного творчества, связаны с воображением и фантазией, проявляются в снах и галлюцинациях. Но наиболее ярко эти прообразы проявляются в символах искусства.
Константин Станиславский ввел термин «сверхсознания», отнеся к нему те процессы, которые предшествуют художественному творчеству: предчувствия, гипотезы, озарения, догадки, интуиции. Сверхсознание помогает принять человеку решение до вмешательства того опыта, который у него есть. Эстетическая деятельность Эстетическое сознание является направляющим и контролирующим, а также обеспечивающим фактором любой деятельности. Чтобы человек ни делал (пек хлеб или шил одежду, изготавливал мебель или создавал произведение искусства), в его деятельности присутствует эстетический компонент. Он удовлетворен результатом своего труда тогда, когда ему нравится то, что у него получилось. Поэтому говорят, что эстетическое - это универсальное свойство человеческой деятельности вообще. В свою оче- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ редь, всякая деятельность способна оказывать влияние на эстетическое сознание, которое подвержено динамическим изменениям. С другой стороны, мы говорим о многообразии человеческой деятельности, выделяя научную, художественную, религиозную деятельность и т. д. Кроме того, можно говорить об особой направленности деятельности, например, теоретическая деятельность, практическая деятельность. Можно ли говорить об эстетической деятельности как самостоятельной разновидности деятельности и каковы, в таком случае, ее характерные черты? В философии сложилось несколько мнений по поводу этой проблемы. Например, эстетическое как свойство любой деятельности вообще и эстетическая деятельность как «деятельность в ее общечеловеческой значимости» (Ю. Борев). Борев утверждает, что эстетическую деятельность нельзя отождествлять с художественной деятельностью, так как эстетическая деятельность - более широкое понятие. Но в то же время художественная деятельность - высшая форма эстетической деятельности.
Особенностью эстетической деятельности, на наш взгляд, можно считать то, что она осуществляется «внутри» человека, обусловлена его переживаниями и мыслями, впечатлениями и потребностями, и ее результат сложно определим в силу своей чувственно-духовной направленности. Что является ее результатом? Человеческое чувство или его изменение, желание видеть что-то, доставляющее наслаждение? Эстетическая деятельность может «переходить» в художественную, т. е. заканчиваться созданием произведения искусства, а может и не заканчиваться. Например, человек может любоваться зарей и при этом даже не думать о возможности создания картины. В таком случае можно говорить об эстетической деятельности как самостоятельной разновидности деятельности человека. Дизайн С середины XX века начала быстро развиваться особая художественно-эстетическая деятельность, связанная со сферой материального производства, получившая название дизайна. Дизайн можно рассматривать как один из наиболее ярких проявлений эстетической деятельности человека в XX веке. Дизайн - художественное проектирование и процесс промышленного производства полезной и красивой вещи. Сегодня дизайн является одной из наиболее развитых сфер эстетической деятельности человека вне искусства. Дизайн возникает на основе «Практической эстетики» Г. Зимпера, рассматривающей ремесла как виды искусства, в которых объединены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|