2. Теоретические аспекты эстетического знания
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Экоэстетика Особой разновидностью взаимодействия дизайна с эстетикой стала экоэстетика. Экоэстетика развивается как синтез красоты и бережного отношения к природному и естественному. Ее главным принципом становится гармония красоты и безвредности для природы. Впервые человек делает попытку преобразования мира без вмешательства в его законы. Экоэстетика исследует проблему взаимодействия человека и природы в контексте культуры. Она изучает окружающую среду как эстетический объект, рассматривает возможности эстетического воспитания с позиций экологии, ищет новые пути взаимодействия техники, науки, природы, человека и искусства. Особенностью экоэстетики является то, что она разделяет эстетическое и художественное как совершенно самостоятельные области человеческого сознания: к эстетическому сознанию относится природа, эстетически-художественному - искусство, к художественному - художественно-познавательные произведения искусства. Экоэстетика предлагает осваивать природу согласно накопленному искусством опыту. Любой природный объект в этом направлении приобретает статус объекта эстетического восприятия, в то время как в классической эстетике природа рассматривается как эстетический опыт, реализуемый в художественной форме. Безобразным в природе становится то, в чем нарушено природное, естественное начало. Прекрасным же является все природное в своем первозданном виде. Экология рассматривается как способ сохранения и приумножения прекрасного в мире окружения человека. Концепция гармонии в экоэстетике наполняется моральным содержанием: человек должен быть гуманным по отношению к той среде, которая позволяет ему существовать.
Данное направление занимается разработкой проблем, связанных с «экологическим комфортом». Например, существует проект M. Шейфера, названный «звукоэкологией», направленный на создание максимально комфортных условий звуковой среды для человека. Человек в состоянии сегодня так организовать свое звуковое окружение, что оно будет само по себе «моделировать» успешность его существования. Идеи движения за гармоничное звуковое пространство продолжаются в возникшем (в 1970 году) на этой основе «экологическом искусстве». Приблизительно в это же время возникает направление «sound art», связанное с такими понятиями, как «звуковое созерцание», «звуковое пространство», «звуковое моделирование среды», «звуковая скульптура». В этом направлении работают Судзуки Тэроу, Билл Фонтан, Хосе Маседа. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Эстетическое принадлежит всем видам человеческой деятельности, охватывает все жизненные пространства человека. Художественная деятельность имеет приоритет высшего статуса проявления эстетического отношения к объекту. В художественной деятельности закрепляются высшие достижения эстетического сознания. Художественная деятельность совершенствует эстетическое сознание. Эстетическое в современности стремится выйти за рамки художественного, став повседневностью. Наиболее ярко это проявляется в дизайне и экоэстетике. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Федор Достоевский Вкус - это эстетическая совесть. Жан Поль Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения. Иммануил Кант Искусство смягчает нравы. Античный афоризм Все прекрасно, что нравственно.
Флобер Вопросы и творческие задания 1. В чем заключается специфика эстетического сознания? 2. Какие уровни эстетического сознания можно выделить? Как они связаны между собой? 3. Что сближает эстетическое сознание с религиозным? 4. Что вы знаете о бессознательном, коллективном бессознательном и сверхсознательном? 5. Как понимал роль бессознательных процессов в творчестве З. Фрейд? 6. Как, по мнению К. Юнга коллективное бессознательное проявляется в искусстве? 7. Кто ввел в научный обиход понятие сверхсознания и в чем психологическая природа данного понятия? 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 8. Как эстетическое сознание связано с деятельностью человека? 9. В какой деятельности человека эстетическое сознание проявляется наиболее ярко? 10. Составьте краткий конспект основных работ З. Фрейда, К. Юнга о роли бессознательных процессов в чувственном восприятии человека. 11. Что такое дизайн и как он связан с эстетическим сознанием? 12. Какие школы дизайна существуют сегодня? 13. Что такое экоэстетика? 14. Проведите дискуссию на тему «Экоэстетика и красота моего города». Темы для рефератов 1. Эстетический вкус как «способность суждения» в философской системе И. Канта. 2. Роль эстетического идеала в становлении мировоззренческих установок личности. 3. Сознательное и бессознательное в искусстве XX века. 4. Значение теории психоанализа З. Фрейда в эстетике. 5. Значение основных идей о сверхсознании К. Станиславского для эстетических теорий современности. 6. Символическое и коллективное бессознательное в искусстве (по Юнгу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|