Процесс принятия политических решений. Эффективность государственного управления: понятие, критерии, методы оценки.
Политическое решение – это способ реализации интересов участников полит. событий, это также средство разрешения конфликтных полит. ситуаций. Модели принятия решений: 1) рационализм – основан на доскональном изучении проблемы и ориентации на достижение наилучшего способа ее полного разрешения при наименьших затратах. Ранжируются все ценности или приоритеты, имеющие значение для достижения данной цели, вырабатывается несколько возможных альтернативных путей реализации и выбирается оптимальный вариант. 2) Инскрементализм – метод частичных поэтапных приращений, улучшений проблемной ситуаций, не затрагивающих ее системных и фундаментальных причин. Субъекты упр-я отбирают наиболее приемлемый вариант, причем планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели и предпочтение отдается приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. 3) Смешанные методы – варьируют два первых метода в зависимости от ситуации. Применяется в масштабных, фундаментальных процессах принятия решений и их последующей разработке. Интуитивный метод, метод прецедента, экспериментальные методы (пилотные проекты по моделированию проблемной ситуации и ее разрешению) ГУ должно быть результативным и эффективным. Результативность означает достижение поставленных целей. Главный критерий при оценке эффективности – характер поставленных целей. Эффективность показывает то, каковы затраты на достижение рез- та (какой ценой достигнут рез-т). Руз-ты мб прямыми – ожидаемыми, и побочными – неожиданными, непреднамеренными. Эффективность должна оцениваться не только в краткосрочной, но и в средне- и долгосрочной перспективе и иметь комплексный хар-р.
Виды эффективности ГУ: 1) Экономич. эфф-ть (эфф-ть проводимой экономич. политики по темпам экономич. роста, инфляции, безработицы). Главным критерием выступает наращивание общественного производства. Предполагает взаимовыгодное экономич. сотрудничество, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями. Экономич. эфф-ть – это отношение стоимости объемов товаров и услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов. 2) Соц. эфф-ть (оценка по решению соц. проблем, по повышению кач-ва и уровня жизни). В соц. сфере эфф-ть связана с соблюдением принципа соц. справедливости. 3. Экологич. эфф-ть (по использованию окруж. среды) 4) Выделяют эффективность отраслевого, регионального и местного самоуправления и управления. Уровень жизни оценивается по ВВП, по структуре использования ВВП, по таким показателям, как потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования, потребление на душу населения осн. продуктов питания, число врачей и больничных коек на 1 тыс. населения.+Индекс развития чел. потенциала. Оценку эфф-ти ГУ дают разные обществ. институты: граждане, трудовые коллективы, обществен. объединения, семьи через общественное мнение.
45.Социальная политика и социальное государство. Социальная политика в Республике Беларусь.
Соц. пол-ка явл-ся важнейшей сферой общественной жизни, важнейшим направлением гос. пол-ки. У современного гос-ва значительно увеличился объем функций. Оно создает условия для развития образования, осуществляет мероприятия по защите окруж. среды, развивает общественный сектор экономики, где производятся общественные блага, потребляемые членами общества совместно: транспорт, связь, уличное освещение, пожарная служба, служба спасения и т.д. Гос-во обеспечивает безопасность общ-ва, создавая спец. органы охраны обществ. порядка, предоставляя возможность защитить свои права и интересы в суде. Все эти фун-и наз-ся «соц-ми». Соц. пол-ка – это деят-ть гос-ва по развитию соц. сферы общ-ва. Главная задача - обеспечить наилучшие условия для развития всех обществ. групп, гармоничного взаимодействия между ними, достижения баланса интересов, наиболее благоприятных условий для для удовлетворения материальных и духовных потребностей общ-ва.+ соц пол-ка – деят-ть гос-ва по защите чел-ка в наиболее трудные моменты его жизни (болезнь, инвалидность, потеря работы, старость).
Соц. гос-во – это гос-во, политика кот. направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. Параметры соц. гос-ва: 1) развитая с-ма страховых соц. отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на соц. сферу 2) развитая с-ма услуг и соц. служб для всех групп населения 3) развитая правовая с-ма, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база соц. работы, взаимодействие гос. органов, гражданского общ-ва и частных инициатив. Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы. Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам. Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики. Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости. Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства. Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: -гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; -гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; -гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека; -гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование; -гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; - гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам. Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности: - инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому; - многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами. Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований. Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|