Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Искусство как эстетический феномен




3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

часть человеческой сущности, отражающей и влияющей на его духовный мир;

способ преломления реальности, ее субъективации, в результате которой она становится воспринимаемой, соизмеримой с жизненными идеалами как отдельно взятого человека, так и общества в целом;

необходимую условно-знаковую среду, связывающую человека с объективно существующим миром и обеспечивающую его человеческое бытие.

Философский аспект проблемы происхождения искусства заключается в том, что искусство есть форма сознания. Следовательно, этот вопрос тесно связан с изучением возникновения и развития сознания вообще. Если человечество откроет тайну происхождения искусства и возникновения эстетического сознания и генезиса художественной деятельности, то, возможно, проблема возникновения сознания человека станет более доступной.

В искусстве всегда присутствует элемент взаимодействия видимого и невидимого, слышимого и неслышимого, воспринимаемого и понимаемого. Эстетический характер искусства, возможно, возникает позднее и является вторичным по отношению к его магически-символическому значению. Иррациональный компонент искусства в истории человеческого существования начинает превалировать, отодвигая его рациональные основания на второй план.

Позволим себе предположить, что искусство есть явление и процесс, обладающий специфическим свойством, которое заключается в том, что оно содержит в каждом своем произведении нечто, предназначающееся только для одного человека. Поэтому каждый человек может найти в произведении искусства только свое, предназначенное только для него, очень интимное, личное, скрытое от других. Даже то, что принадлежит самому автору, может быть предназначено только для него, а не для всех остальных людей. Однако нельзя забывать и об общественной значимости искусства. Ведь истинное произведение искусства представляет собой в первую очередь общечеловеческую ценность.

Психологические аспекты художественной деятельности и психология искусства

Особое значение для формирования психологии искусства имели идеи, связанные в основном со следующими направлениями в психологии:

- теория бессознательного;

- гештальт-психология; ассоциативная психология.

  Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Большой вклад в понимание психологии творчества и восприятия внес З. Фрейд, основатель теории бессознательного. В основу его теории психоанализа применительно к искусству легли три положения:

- сознательно подавляемые желания вытесняются в область бессознательного и накапливаются там;

- они способны сублимироваться в творческую энергию;

- накопленная и сублимированная энергия способна воплощаться в произведения искусства.

К. Г. Юнг разграничивает понятия творческой личности и творца. Творец проявляет не личностное, а коллективное бессознательное, облекая его в символическую форму.

Проблему формирования художественного образа как простого отражения физиологических процессов, происходящих внутри нервной системы, изучала гиштальтпсихология, разработанная М. Вертхаймером и Р. Арнхеймом, среди главных утверждений которой была и мысль о том, что главная ценность искусства заключается в его отражающей функции, потому что дети в своих произведениях, в частности в рисунках, отображают то, что видят, а не то, что знают.

Вопросы психологии искусства поднимаются и в русской науке. Родоначальником данного направления считается Л. Веселовский, занимавшийся в основном проблемами формообразования в искусстве.

А. Потебня исследовал механизмы переработки чувственного опыта человеческим сознанием и воплощение его в литературных произведениях. Он утверждал, что степень поэтичности тем выше, чем больше способность образа расположить читателя к сотворчеству. Им же исследуются вопросы образования слов с позиции психологии восприятия.

Попытку преодоления существующей расщепленности в терминологии, описывающей продукты художественной деятельности человека и его духовной активности, предпринял Л. Выготский, выделивший в качестве основной единицы психологии искусства эстетическую реакцию, которая «... заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находят свое уничтожение».

Выготский изучает психологию художественного текста. Любой художественный текст (литературный, музыкальный, изобразительный) есть воплощение творческого процесса. Анализируя законченное произведение, он исследует процесс творчества. По мнению Выготского, искусство, имея своим основным источником жизненные явления, несет в себе еще нечто, привносимое самим творцом.

Сегодня психологией искусства разрабатывается ряд проблем, среди которых психологические основы креативности, роль межполушарной асимметрии в художественной деятельности, психология восприятия отдельных видов искусства, способности и одаренность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...