Советуем прочитать. Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики. 2. 6. Человек как объект и субъект эстетического восприятия
Советуем прочитать 1. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972. 2. Эстетический опыт и эстетическая культура. - М., 1993. 3. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании (Любое издание). 4. Гуляева Л. М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. -М., 1983. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ 2. 6. Человек как объект и субъект эстетического восприятия Основные понятия: человек, физическая красота, духовная красота, эстетика внешности, эстетика поведения Человек как предмет эстетики Эстетика рассматривает человека как объект эстетического восприятия или как субъекта эстетического переживания. В первом случае мы говорим о другом по отношению к нам человеке, о том, которого мы видим, слышим, с которым общаемся или общались когда-то. Во втором случае речь идет о человеке, который сам воспринимает предметы окружающего его мира. Человека, оценивающего все исключительно с эстетической точки зрения, или особого поклонника искусства, которое является высшим воплощением эстетического, обычно называют эстетом. Однако, как правило, не все люди и не всегда воспринимают эстетически. Когда же человек воспринимает что-либо эстетически, он становится субъектом эстетического восприятия. Кроме того, и человек может быть представлен как единство двух сущностей: материальной и духовной. Материальная сущность человека предстает перед нами как его тело. В таком случае мы говорим о физической красоте. Материальную сущность другого человека мы воспринимаем при помощи наших органов чувств, информацию которых осмысливаем и анализируем. Но есть еще и другая сторона человека, называемая философами духовной составляющей человека. Сюда можно отнести то, о чем думает человек, его желания, мотивы поступков, характер отношения к тем или иным событиям и другим людям и т. д. При этом мы воспринимаем действия человека, результаты его поступков, оцениваем их с позиций нравственности и морали. В таком случае мы говорим о духовной красоте человека.
Физическая красота представлена сложным комплексом соответствия всеобщего и единичного, всечеловеческого (антропологического) и индивидуального. Если тело человека идеально соответствует антропологическим нормам, но при этом лишено индивидуальности, оно вряд ли будет запоминаться и вызывать ощущения прекрасного. Индивидуальное должно соответствовать, дополнять, украшать общечеловеческое. Гармоничное сочетание общепринятых (антропологических) норм и неповторимости облика соответствует эстетической категории прекрасного. В противном случае возникает ситуация безобразного проявления внешности человека. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Когда в человеке проявление индивидуального начала сильно преобладает над общими нормами (например, слишком высокий или слишком низкий), и этот разрыв оказывается значительным, то такая внешность соотносится с понятием комичного. Приглушенность индивидуальных физических черт приводит к тому, что человек не привлекает нашего внимания и может сразу не вызвать к себе интереса. В таком случае восприятие человека (при условии длительного контакта) волей или неволей акцентируется на его духовной сущности, оставляя восприятие внешности пассивным и не запоминающимся. Но представлять человека только как простое соотношение духовного и физического начал неверно. Человек - существо стереофоническое, представленное комплексом взаимосвязанных величин, соотношение которых может быть самым непредсказуемым. К сожалению, такой «стереофонический», все учитывающий подход к человеку в эстетике еще не найден. Возможно, что эта проблема будет решена эстетикой будущего.
Физическая красота человека Физическая красота человека чаще всего определяется такими понятиями, как пропорциональность, размер (величина), соответствие и др. К ней мы можем отнести густоту и цвет волос, форму головы, оттенок и качество кожи, форму ногтей, изгиб бровей, стройность осанки и т. д. Кроме того, физическая красота обладает способностью проявляться в динамике, движении человека. Тогда говорят о его походке (летящей, тяжеловесной, неуклюжей или подпрыгивающей), особенностях движений (грациозности или резкости, угловатости или плавности и др. ), манерах, речи и т. д. Физическая красота человека связана с его одеждой, косметикой (причем не только для женщин, но и для мужчин), аксессуарами и т. д. и во многом обусловлена поведением. Все эти факторы влияют на отношения людей. Все формы человеческого поведения в той или иной мере имеют эстетический характер. Например, манеры человека могут оцениваться как прекрасные или низменные и т. д. На это оказывают влияние еще и нравственные представления, господствующие в обществе. Эстетика поведения невозможна без культуры речи, в которой можно выделить три основных аспекта: • фонетический - выражается в звучности, мелодичности, выразительности, тембровости, темпе и интонации речи; • семантический - выражается в точности и полноте выраженной мысли, точности и легкости для восприятия, образности и «живописности»;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|