Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советуем прочитать. Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики. 2. 6. Человек как объект и субъект эстетического восприятия




Советуем прочитать

1. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972.

2. Эстетический опыт и эстетическая культура. - М., 1993.

3. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании (Любое издание).

4. Гуляева Л. М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. -М., 1983.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

2. 6. Человек как объект и субъект эстетического восприятия

Основные понятия:

человек, физическая красота, духовная красота, эстетика внешности, эстетика поведения

Человек как предмет эстетики

Эстетика рассматривает человека как объект эстетического восприятия или как субъекта эстетического переживания. В первом случае мы говорим о другом по отношению к нам человеке, о том, которого мы видим, слышим, с которым общаемся или общались когда-то. Во втором случае речь идет о человеке, который сам воспринимает предметы окружающего его мира. Человека, оценивающего все исключительно с эстетической точки зрения, или особого поклонника искусства, которое является высшим воплощением эстетического, обычно называют эстетом. Однако, как правило, не все люди и не всегда воспринимают эстетически. Когда же человек воспринимает что-либо эстетически, он становится субъектом эстетического восприятия.

Кроме того, и человек может быть представлен как единство двух сущностей: материальной и духовной. Материальная сущность человека предстает перед нами как его тело. В таком случае мы говорим о физической красоте. Материальную сущность другого человека мы воспринимаем при помощи наших органов чувств, информацию которых осмысливаем и анализируем. Но есть еще и другая сторона человека, называемая философами духовной составляющей человека. Сюда можно отнести то, о чем думает человек, его желания, мотивы поступков, характер отношения к тем или иным событиям и другим людям и т. д. При этом мы воспринимаем действия человека, результаты его поступков, оцениваем их с позиций нравственности и морали. В таком случае мы говорим о духовной красоте человека.

Физическая красота представлена сложным комплексом соответствия всеобщего и единичного, всечеловеческого (антропологического) и индивидуального. Если тело человека идеально соответствует антропологическим нормам, но при этом лишено индивидуальности, оно вряд ли будет запоминаться и вызывать ощущения прекрасного. Индивидуальное должно соответствовать, дополнять, украшать общечеловеческое. Гармоничное сочетание общепринятых (антропологических) норм и неповторимости облика соответствует эстетической категории прекрасного. В противном случае возникает ситуация безобразного проявления внешности человека.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Когда в человеке проявление индивидуального начала сильно преобладает над общими нормами (например, слишком высокий или слишком низкий), и этот разрыв оказывается значительным, то такая внешность соотносится с понятием комичного. Приглушенность индивидуальных физических черт приводит к тому, что человек не привлекает нашего внимания и может сразу не вызвать к себе интереса. В таком случае восприятие человека (при условии длительного контакта) волей или неволей акцентируется на его духовной сущности, оставляя восприятие внешности пассивным и не запоминающимся.

Но представлять человека только как простое соотношение духовного и физического начал неверно. Человек - существо стереофоническое, представленное комплексом взаимосвязанных величин, соотношение которых может быть самым непредсказуемым. К сожалению, такой «стереофонический», все учитывающий подход к человеку в эстетике еще не найден. Возможно, что эта проблема будет решена эстетикой будущего.

Физическая красота человека

Физическая красота человека чаще всего определяется такими понятиями, как пропорциональность, размер (величина), соответствие и др. К ней мы можем отнести густоту и цвет волос, форму головы, оттенок и качество кожи, форму ногтей, изгиб бровей, стройность осанки и т. д. Кроме того, физическая красота обладает способностью проявляться в динамике, движении человека. Тогда говорят о его походке (летящей, тяжеловесной, неуклюжей или подпрыгивающей), особенностях движений (грациозности или резкости, угловатости или плавности и др. ), манерах, речи и т. д.

Физическая красота человека связана с его одеждой, косметикой (причем не только для женщин, но и для мужчин), аксессуарами и т. д. и во многом обусловлена поведением. Все эти факторы влияют на отношения людей. Все формы человеческого поведения в той или иной мере имеют эстетический характер. Например, манеры человека могут оцениваться как прекрасные или низменные и т. д. На это оказывают влияние еще и нравственные представления, господствующие в обществе.

Эстетика поведения невозможна без культуры речи, в которой можно выделить три основных аспекта:

• фонетический - выражается в звучности, мелодичности, выразительности, тембровости, темпе и интонации речи;

• семантический - выражается в точности и полноте выраженной мысли, точности и легкости для восприятия, образности и «живописности»;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...