Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
создание и изобретение. Хотя на первый взгляд это схожие процессы, но, по сути, они отражают разные формы творческого акта. Открытие - это осознание мира, этап его познания и покорения его при помощи науки, саморазвития. Новое в открытии - это новое для человека, но не новое вообще. Изобретение - это совершенствование мира, добавление к нему того, что «забыла создать природа», того, что важно и необходимо для человека. Изобретая, человек пользуется тем, что у него уже есть, и преобразует это в новую форму. Изобретение принадлежит сфере техники. Создание - акт, окутанный в истории мистикой, волшебством, таинством, а поэтому требующий поклонения. Создание-это достраивание мира путем привнесения в него того, чего в нем ранее никогда не было. Создание ближе всего стоит к художественной деятельности, а искусство рассматривается в нем как результат сугубо человеческой деятельности, возвышающей его до божественного уровня. Создание принадлежит как научной, технически-прикладной, так и художественной сферам в равной степени. Художественное творчество - процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе. Художественное творчество в классической эстетике осуществляется по законам совершенства, основано на соотношении и взаимодействии содержания и формы произведения искусства по средствам воплощения в нем художественного образа. В основе этого процесса лежит воображение. Воображение раскрывает закономерность действительности, так как всегда обусловлено предшествующим эстетическим опытом, но переработанным художественным сознанием человека.
Художественное творчество обладает определенной целостностью, обеспеченной закономерностями этого процесса: • единство индивидуального и социального, единичного и общего; • направленность самовыражения автора для восприятия другими; • интеграция самопознания и познания окружающего (внешнего для человека) мира; • повторение воспринимаемого в новом варианте; • устремленность к сохранению и продлению однажды пережитого в чувственно-материальной форме; • концентрация в себе как исторического наследия, так и сиюминутно свершившегося; • обусловленность психофизиологическими, культурными, социальными детерминантами; • расчет на многократность восприятия и разнообразие позиций воспринимающих. 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Художественное творчество - это еще и особый духовный акт. Поэтому его структуру можно представить как последовательность накопления духовно-чувственного напряжения, момента озарения, создания произведения, воплощения задуманного в конкретной форме и стадии осознания и наслаждения или удовлетворенности результатами своего труда. Если о первом и третьем этапах можно почти с уверенностью сказать, что они достаточно четко контролируются и направляются человеком, то момент озарения остается самой большой загадкой в этом процессе. Часто он наступает тогда, когда его почти не ждет сам творец. Поэтому это явление чаще всего рассматривается как проявление божественного откровения или чуда. Основные характеристики художественного творчества: • деятельность, осуществляемая человеком в рамках конкретного пространства и времени; как правило, имеющая конкретный результат в виде произведения искусства и осуществляемая автором или авторским коллективом; • следствие других видов деятельности; творчеству, как правило, предшествуют восприятие и переживание, которые накапливаются в душе художника, осознаются, систематизируются и т. д.;
• активный или сознательный процесс, но при этом еще и относительно самоорганизующийся, т. е. художник не всегда знает, как у него возникает художественный образ (озарение) и когда именно это произойдет. Кроме того, автор может не совсем ясно представлять себе то произведение, в котором он воплощает свою идею, поэтому созданное может не удовлетворять автора, заставляя его творить снова и снова. Художественное творчество отличается от других видов творческого процесса тем, что имеет игровую природу (Шиллер, Хейзинга). Оно представлено совокупностью физических, эмоциональных и интеллектуальных сил художника и особой заданностью ситуации, где на основе некоторого опыта выстраивается, особым образом задается художественный замысел. Все это напоминает условность игры, особых правил, задаваемых вначале. Разворачивание самого творческого акта, как и любой игры, не предполагает конкретного, продуманного сценария событий, а наполнено вариативностью и свободой. Сам автор произведения не всегда четко представляет себе исход творческого процесса. Любое художественное творчество представляет собой некоторое откровение. Художник в произведении искусства высказывает свое отношение к тому, что составляет содержательное ядро его творения. Это отношение носит личностный характер и предполагает соучастие зрителя. Любое произведение искусства, даже если оно предполагает массовость восприятия (театральный спектакль или художественный фильм), всегда рассчитано на индивидуальный отклик в душе каждого отдельного зрите-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|