Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы

Введение

 

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, т.к. развитие всех отраслей экономики зависит от уровня образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

С этой целью был принят национальный проект «Образование». Целью этого проект является модернизация российского образования, путем принятия мер по реализации направлений развития образовательной системы страны, что поможет достичь современного качества образования, меняющегося в соответствии с изменением запросов общества и социально-экономических условий. Направления национального проекта «Образование»: поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы; иформатизация; вознаграждения за классное руководство; создание современных центров начального профессионального образования в армии; поддержка талантливой молодежи; формирование сети национальных университетов и бизнес школ; обеспечение школьными автобусами сельские школы.

Функционирование национального проекта «Образование» и достижение поставленных в нем целей не может без достаточного финансирования данного проекта и вообще образования.

Создание новой системы образования в стране требует создания новой системы финансирования данной системы. Для этого необходимо изучение современной системы выделения средств на образование и выявления проблем связанных с этим.

Целью настоящей работы является исследование строения образовательной системы, ее необходимости для современного общества, а также принципов ее финансирования, в частности коррекционных школ – интернатов в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

· изучение опыта финансирования образования в современном мире;

· изучение основы финансирования образовательной системы в Российской Федерации;

· изучение принципов финансирования образовательных учреждений и школ – интернатов.

В связи с заявленными задачами структура работы выглядит следующим образом:

- в первой главе раскрываются особенности финансирования образовательных учреждений;

- во второй главе рассматриваются методы планирования расходов образовательных учреждений;

- в третьей главе рассматриваются методы планирования расходов в школах – интернатах.

Объект изучения Г(О)С(К)ОУ школа-интернат II вида г. Лебедяни.

В список литературы включены те источники, которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы и на которые имеются ссылки в основной части работы.


Финансирование образования в РФ

Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы

 

Развитие системы образования в Российской Федерации является одной из первоочередных политик, которая действует на основании Федеральной целевой программы развития образования. Эта программа была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 В Российской Федерации образование в дошкольных, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования бесплатное и доступно всем. Высшее образование и послевузовское профессиональное образование, также может предоставляться бесплатно на конкурсной основе, в случае первоначального предоставления высшего образования. [6]

 В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

 В целях поощрения граждан имеющих выдающиеся способности в Российской Федерации предусмотрены специальные государственные стипендии, также государство оказывает помощь в получении образования. Стипендии также предоставляются для таких граждан для обучения за рубежом. [25. c.17]

 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения

профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.

 Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования.

 В Российской Федерации образование оказывается в различных формах: очной, очно – заочной, заочной, самообразования, экстерната. Допускается сочетание форм обучения.

 Образовательным является учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность, и (или) содержит и обучает воспитанников и обучающихся. К образовательным учреждениям относятся:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

 Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета. [14, c.401]

 Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· развитие общества;

· укрепление и совершенствование правового государства.

Во многих странах мира основным источником финансирования образования являются средства бюджета. Недостаток бюджетных средств на финансирование большинство стран компенсирует за счет внебюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств осуществляется путем:

- введение частичной или полной оплаты расходов на образование, включая образовательный кредит;

- стимулирование частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.

Широкое распространение платное образование получило в США и Канаде. Наряду с этим страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция противостоят введению платного обучения.

Бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием центрального фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

 Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных государственных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местный органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства.

 Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная квалификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности бюджета как экономической категории используются различные виды классификации. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и ее субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

В зависимости от экономического содержания расходов бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

- расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

- другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего самоуправления органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемые физическими и юридическими лицами по государственному или муниципальному контрактами;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам;

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...