Проблемы оценки эффективности расходов на образование
В условии неэффективного использования бюджетных средств на образование и в тоже время увеличение интереса в настоящее время к этой сфере, проблема эффективного финансирования расходов на образование приобретает не только экономическое, но и социальное значение. За последние несколько лет условия, в которых работают муниципальные образования, и субъекты федерации претерпели серьезные изменения. Вследствие централизации финансовых ресурсов, дробления муниципальных образований сократился объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти регионов и муниципальных образований. В Росси принято постановление Правительства РФ о поэтапном внедрении бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат – это не только возможность разделить бюджет по – новому, не просто новый способ финансирования, это мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим потенциалом, который при грамотном применении может позволить повысить эффективность работы органов местного самоуправления. В 2005–2006 гг. были проведен работы по внедрению элементов бюджетирования, ориентированного на результат. Был определен перечень бюджетных услуг, предоставляемых муниципальным образованием, конечные результаты этих услуг, рассчитаны стоимость, качество и результативность бюджетных услуг, а также эффективность бюджетных расходов. Чтобы измерить эффективность сферы образования, необходимо знать три ключевые показателя: 1. количество учеников, воспитанников; 2. общий объем финансирования; 3. конечный результат, с помощью которого измеряется качество образовательного процесса.
Могут использоваться разные показатели качества образовательного процесса: количество золотых и серебряных медалей, количество учеников закончивших образовательную программу соответствующей ступени и т.д. Для определения эффективности деятельности сферы школьного образования необходимо вычислить три показателя. 1. Показатель экономической эффективности, который определяется как частное от деления показателя бюджетной услуги на стоимость предоставляемой услуги. В образовательном учреждение это деление количества учащихся на затраты на их обучение. Если разделить затраты на обучение на количество учащихся, то получим норматив расходных обязательств в расчете на одного ученика. 2. Показатель результативности, или качества образовательного процесса, который рассчитывается путем деления количества учеников закончивших на «хорошо» и «отлично» на общее количество учеников. 3. Показатель эффективности бюджетных расходов рассчитывается путем деления количества учеников закончивших на «хорошо» и «отлично» на затраты на обучение. В свою очередь, если умножить показатель экономической эффективности на показатель результативности можно получить показатель эффективности бюджетных расходов на образование. В связи с этим можно сделать вывод, что для повышения эффективности расходов необходимо: · сокращать расходы на образование, не ухудшая качества, т.е. при сохранение результативности повышать экономической эффективности; · повышать качество образования, не увеличивая расходы на него, т.е. при сохранении экономической эффективности повышать результативность. Следовательно, чтобы повысить эффективность расходов на образование надо предоставлять образовательные услуги либо качественнее, либо дешевле, либо совместить и то и другое. Исполнение бюджета – это сбор и расходование денежных средств в течение финансового года, в процессе которого участвуют финансовые органы, налоговые и органы исполнительной власти, кредитные учреждения, юридические и физические лица, получатели бюджетных средств. Принципы исполнения бюджета:
· принцип единства кассы – зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и расходование средств с единого бюджетного счета; · расходование средств в пределах наличия средств на едином бюджетном счете. При казначейской системе исполнения бюджета происходит полный перевод оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуг и исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам, воспитанникам, студентам). Раньше средства поступали на счет учреждения, затем использовались им по своему усмотрению (в соответствии с законодательством), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках росписи казначейство выполняет поручение учреждения на оплату тех или иных расходов. Движение средств через казначейство предшествует лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежей. Как установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, при казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство Российской Федерации. Казначейская система исполнения бюджета появилась в 1993 году после Постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864. Главными задачами которой являются: · контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; · осуществление прогноза объемов финансовых ресурсов и оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных расходов; · сбор, обработка и анализ информации о состоянии финансов, предоставление в вышестоящие органы отчетности о финансовых операциях; · организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета путем управления доходами и расходами на счетах казначейства в банках.
В Российской Федерации существует трехуровневая структура федерального казначейства: Главное управление казначейства в составе Министерства финансов РФ, управление федерального казначейства по субъектам РФ, отделения федерального казначейства (в городах, районах). Как установлено Бюджетным кодексом РФ, исполнение бюджета осуществляется путем отражения операций и средств в системе балансовых счетов федерального казначейства. Операции, производимые Федеральным казначейством по поступившим доходам: · распределение по видам (кодам бюджетной классификации) поступивших за день доходов; · возврат излишне уплаченных сумм на основании заключений налоговых органов; · определены отдельно по видам доходов сумму доходов подлежащих перечислению в бюджеты различных уровней. Исполнение бюджета осуществляется путем списания сумм денежных средств с лицевого счета, который открывается для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Лицевой счет открывается в соответствующем территориальном органе федерального казначейства. Счета ведутся на основании договоров, заключенных и исполняемых в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством Российской Федерации. Лицевой счет – это счет, который предназначен для учета лимитов бюджетных обязательств, объема финансирования и кассовых расходов, которые осуществляет в процессе своей деятельности распорядитель бюджетных средств. Каждому лицевому счету присваивается код: 01 – лицевой счет распорядителя средств; 03 – лицевой счет получателя средств; 09 – лицевой счет иного получателя средств. Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов: 1-й и 2-й разряды – код лицевого счета; с 3-го по 10-й разряд – учетный номер клиента, из них: с 3-го по 5-й разряд – код главы главного распорядителя средств; с 6-го по 10-й разряд – код распорядителя или получателя средств; 11-й разряд – резервный разряд. По истечении финансового года, а именно на 1 января счет обнуляется, т.е. остаток на лицевом счете становится нулевым. Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми ресурсами бюджетополучателей. Однако, наряду с этим, с внедрением казначейской системы исполнения бюджета значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|