Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. За последние годы в области образования приняты ряд важных документов, в которых раскрываются стратегические направления развития образования. К ним в первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Согласно доктрине государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить следующее: на первом этапе (до 2004 года) темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений. Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников. На втором этапе (до 2010 года) следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий. На третьем этапе (до 2025 года) при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников [17].
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», принятая в 2001 г., основной целью развития образования в России определила повышение его качества, доступности и эффективности. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать: - введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; - разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ; Выводы
В настоящее время в образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Низкая зарплата педагогов — одна из ключевых проблем российского образования. Заработная плата должна зависеть от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не ограничиваться максимальным размером.
Другое важное направление государственного управления и регулирования переход к нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Финансовые нормы должны быть гибкими и позволять комплексно решать вопрос об объеме бюджетных ассигнований на развитие образования в каждом конкретном случае. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России; эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Работа в рамках нацпроекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским. За последние годы в области образования приняты ряд важных документов, в которых раскрываются стратегические направления развития образования. К ним в первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования. Основными направлениями развития являются: повышение качества образования; обеспечение доступности образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Список литературы
1. Конституция РФ: комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции рФ – 3-е издание, дополнения и переработка – М., Юрайт, 2000 2. Бюджетный кодекс РФ. 3. Гражанский кодекс РФ. 4. Налоговый кодекс РФ. 5. Закон РФ «Об образовании» 6. Национальный проект «Образование» 7. Закон РФ «Управление размещением заказа на поставку продукции, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
8. Собрание законодательства РФ №52 ч.1 официальное издание «Юридическая литература» Администрация Президента РФ 2004г.; 9. Собрание законодательства РФ №52 ч.2 официальное издание «Юридическая литература» Администрация Президента РФ 2005г.; 10. Собрание законодательства РФ №47 ч.2 официальное издание «Юридическая литература» Администрация Президента РФ 2006г.; 11. Федеральный закон РФ от26.122005г. №199-фз «О федеральном бюджете на 2006г. 12. Федеральный закон РФ от26.122005г. №199-фз «О федеральном бюджете на 2007г 13.Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. – М.: Издательство ТЕИС, 1995г.; 14. Бюджетная система РФ: Учебник/О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.-3-е изд., испр. и перераб.-М.: Юрайт-Издат, 2003г. – 838с. 15. Организация исполнения бюджета: Учеб пособие/ Под ред. еанд. экон. наук, проф. В.В. Карчевского.-М.: Вуэовский учебник, 2006г. – 224 с. 16. Бюджетная система России: Учебник/ Под ред.Г.Б. Поляка. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999г. 17. Финансы: Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003г. 18. Финансы, денежное обращение и кредит: Кчебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ,2001г. 19. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Бабича, Л.Н. Павлова. – М.:ЮНИТИ, 1999 г. 20. Финансирование бюджетных организаций: Учеб.пособие/Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2005г. – 363 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|