Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ ля. Все это доказывает, что художественное творчество является формой откровения и индивидуального общения между людьми. Автор является субъектом художественного творчества. Именно он создает художественный образ произведения искусства и воплощает его в конкретном произведении. Отличительной чертой истинного художника является его способность целостно и глубоко воспринимать и отражать мир и процессы, происходящие в обществе, в художественных формах. Поэтому автор - это индивидуальность, яркая личность, отличающаяся особыми способностями. С другой стороны, автор - это представитель конкретной культурной среды, воплощающий в своем творчестве черты всеобщего. Предпосылки художественного творчества Творчество связано с такими понятиями, как «способность», «талант» и «гениальность». Все они являются предпосылками художественного творчества, определяющими возможности автора к данной деятельности. Способность - проявление особых качеств, возможностей для успешного занятия какой-либо деятельностью. Как правило, говорят о комплексе способностей, которые подразделяют на специальные (подвижность пальцев, растяжка, гибкость, координация и др. ) и общие (способность к длительным занятиям, терпение, усидчивость, артистизм, эмоциональность и т. д. ). Талант (дословно - вес денежной единицы) - мера способностей человека, оценка его возможностей, отличающаяся высоким критерием. В древности это слово означало «удачу», «богатство», «посильность к чему-то», «телесную или духовную скорбь», «стойкость», «труд познания», «гармоничность», «справедливость». В русском языке однокоренным словом является «талан», что означает «счастье». В современном значении оно означает «природное дарование», «дар Бога» («талант ме волен» - А. Пушкин), «особенность, выделенность, особое предназначение» («безумие безумца» - Б. Пастернак).
Талант рассматривается как возможность гениальности. Гениальность - высшая форма талантливости, особая значимость результатов творения. Кант писал, что «гений - это талант (природное дарование), который задает искусству правило». Гениальность - это фокус схождения огромного количества возможностей, потенциалов, условий в одном конкретном человеке. Это особая способность создавать не по правилам, ставшим традиционными, потому что гений сам создает собственные правила и задает правила искусству. Результатом творчества гения становится истинный ше- 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН девр искусства, наполненный всечеловеческой значимостью и достоянием человеческой культуры. Истинная гениальность часто становится бременем, от которого нельзя уклониться и человек становится ее заложником. Гений - это творец, который, принимая неординарные решения, превосходит все ожидания. Поэтому признаком гениальности становится способность ломать стереотипы. В связи с этим гениальные личности часто находятся в конфликте с обществом или даже с самим собой, сложны для понимания современников, а их гениальные открытия и творения долго приживаются и только после смерти создателей получают положительную оценку. Истинный гений обладает способностью глубоко проникать в глобальные проблемы человеческого существования, предвидеть события. Поэтому гений - выдающаяся личность. Большую роль в процессах художественного творчества кроме природных задатков и способностей играют такие факторы, как архетипы и культурогены. И гений, и талант реализуют свой творческий потенциал не только как яркие индивидуальности, но и как субъекты определенного класса, нации, культуры. В процессе своей жизни они накапливают определенный духовный материал, специфика которого обусловлена той средой, которая их формирует, реализуя его в дальнейшем творчестве.
Историческая динамика понимания творчества и гениальности Интерес к проблемам художественного творчества существует давно. Этой теме посвящено великое множество трудов. Мы же ограничимся перечислением лишь некоторых идей (которые, возможно, являются не самыми значительными в данной сфере), чтобы показать, насколько «мозаичны» они были в представлениях людей разных эпох. Уже философы античности пытались разгадать загадки творчества. Так, Платон говорил, что работой художника руководит божественная сила, называемая эросом. Аристотель считал, что в основе художественного творчества лежит мимезис как процесс подражания природе в своей деятельности. Теофраст оказался одним из тех, кто первым заметил психологические основания творчества. В средние века этот процесс рассматривался как проявление божественности и стремление к материальному воплощению через человека. Особым интересом художественное творчество пользовалось у деятелей Возрождения, рассматривающих его как особый врожденный дар, возложенный на определенного человека Богом. Просвещение принесло понимание социальной значимости художественной деятельности и рассмотрения ее как средства воздействия и эстетического воспитания человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|