Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Синергетика позволяет выработать единые методы изучения как процессов неживой природы, так и живой, основываясь на математических методах. Поэтому она применима как в гуманитарных, общественных, так и в естественных и точных науках. Синергетические подходы начали активно применять и культурологи. В 1992 году Ю. Лотман в своей последней книге «Культура и взрыв» использовал модель случайности для описания культурной динамики, соединив семиотический и синергетический методы. Одной из фундаментальных пар семиотической оппозиции в его работе стали понятия культуры и энгропии. Культура рассматривалась как организованная информация, а энтропия как дезорганизованная, хаотичная. Расширение культуры - это проявление необходимости в хаосе, а хаос - важное условие культурной динамики. Согласно синергетическому подходу процесс развития системы можно представить как последовательность нескольких этапов: • образование кластеров - особых объединений однородных элементов системы, между которыми продолжают существовать области неорганизованных, самостоятельных и свободных элементов. Эту стадию еще называют «мозаичной»; • расширение кластеров до того предела, когда все пространство между ними оказывается занятым. Эту стадию называют «стадией паркета», так как границы между кластерами выпрямляются и становятся практически плоскими; • выдвижение одного из кластеров и «захват» им максимально возможного пространства. На данной стадии достигается устойчивое состояние системы. Если первые две стадии носят хаотический характер и практически непредсказуемы, то последняя является динамической и результативно предстказуемой.
Синергетические подходы к изучению и пониманию художественного творчества Синергетика рассматривает творчество с позиций самоорганизации и открытости как процесса. Условием и возможностью любого новообразования является сложность. Синергетическое понимание сложности позволяет связать сложность системы с ее активностью: сложная система способна воспринимать незначительные внешние или внутренние вариации, на которые не реагирует «простая» система. Сложная система существенно усиливает и изменяет воспринятые флуктуации, изменяя тем самым собственное состояние и состояние окружающих систем. 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Сложность системы творчества обеспечивает возможность новообразования как непредсказуемого процесса. Диалектические подходы рассмотрения творчества нельзя считать устаревшими. Но в конце XX века все отчетливее обнаруживается тупик, в который заводит признание единственности такого метода, как поиск «субстанционалистской» основны творчества. Творчество можно изучать только как данность, которая не обязательно должна была случиться. Художественное творчество можно рассматривать как процесс самоорганизации, в котором произведение искусства становится не просто результатом, а признаком установления уравновешенности. Большое значение в саморазвивающейся системе имеет явление синхронизации. Эти процессы связаны с совпадением нескольких процессов или действий в пространстве и времени. Примерами этого могут служить хлопанье в ладоши, притопы в танцах, движение в ногу. Синхронизация в искусстве проявляется не только как метрическое совпадение движений, но и как сопереживание зрителя, автора и исполнителя. Синхронизация существует и в таком художественном явлении, как стиль. Синхронизация в искусстве - Искусство не может развиваться без новации. Творчество необходимо для выработки в искусстве новаций. Новация как результат творчества накапливается постепенно в форме проявления принципа опережающего отражения. Этот принцип связан с накоплением возможных вариантов развития, которые могут стать актуальными для дальнейшей динамики, Авангард в искусстве XX века - это пример наиболее яркого в истории художественной культуры накопления потенциальной новации, проявление принципа опережающего отражения, признак устойчивости. Традиция - это устойчивость, а новация - неустойчивость.
Искусство не может развиваться без новации. Творчество необходимо для выработки в искусстве новаций. Новация как результат творчества накапливается постепенно в форме проявления принципа опережающего отражения. Этот принцип связан с накоплением возможных вариантов развития, которые могут стать актуальными для дальнейшей динамики, Авангард в искусстве XX века - это пример наиболее яркого в истории художественной культуры накопления потенциальной новации, проявление принципа опережающего отражения. Этот принцип свойственен искусству вообще. Когда говорят, что искусство выполняет в обществе функцию предвосхищения событий, то имеется в виду именно принцип предвосхищения. Часто художник создает такое произведение, которое сначала шокирует, а потом удивляет тем, что, оказывается, художник предсказал события. Системы могут накапливать или концентрировать потенциал дальнейшего развития (успех порождает успех). Тогда мастер творит в выработанном им стиле. Искусствоведы говорят в таком случае о периоде творчества. И. А. Евин пишет, что «мы можем длительное время наблюдать только устойчивые состояния, неустойчивые же быстро распадаются и исчезают. Поэтому, если вдруг мы увидим долгоживущее состояние, явно неустойчивое по своей природе, это будет необычное, парадоксальное зрелище. Но именно такого типа состояния очень часто можно встретить в искусстве» (Евин И. А. Синергетика искусства. С. 37).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|