Урок общеметодологической направленности
Урок общеметодологической направленности
Мастер класс. Творческая мастерская.
o
- Урок общеметодологической направленности
- Этап 1 МОТИВАЦИИ
- Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ
- Этап 3 ЗАКРЕПЛЕНИЯ
- Этап 4 ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
- Этап 5 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Мастер класс. Творческая мастерская
- Технологическая карта урока
Тема: необычное в обычном: поэтические открытия (Хокку)
Цель урока:
Познакомить с поэтическим произведением «хокку», используя технологию поэтапного обучения художественному чтению текста в начальной школе.
Технология поэтапного обучения художественному чтению текста в начальной школе
Блок
| Цели
| Виды деятельности
| Методы, педагогические приемы
|
| Развитие выразительности речи. Все элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и работают на понимание идейно-эмоционального содержания произведения.
| Упражнения по формированию навыка художественного (изображающего действительность в образах) чтения
| - Приемы работа над правильным дыханием в процессе речи.
- Метод подражания при озвучивании слов (особенно в 1-м классе).
- Приемы работы со словесными средствами чтения: модуляция речи (голосоведение), паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения.
- Приемы работы с несловесными средствами: мимикой, движениями, жестами.
|
2
| Развитие творческого воображения. Обогащение, уточнение, активизация словаря.
| Работа над словом
| - Метод создания и использования образных моделей (словесное описание, графическое изображение).
- Приемы работы со словарями: толковый словарь С. И. Ожегова, «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова.
|
3
| Развитие у школьника умения понимать замысел автора, определять основную идею текста, умения составлять представление о писателе на основе его произведения
| Работа над текстом.
| - Прием эмоционального воздействия текста на читателя (образец чтения учителя).
- Прием поиска детали, через которую формулируются вопросы для понимания идеи произведения.
- Поиск средств художественной выразительности в литературном произведении для постижения школьниками художественного образа.
- Осознанное выразительное чтение при размышлении над особенностями текста.
|
Оборудование:
толковый словарь С. И. Ожегова, словарь синонимов и антонимов М. Львова, фломастеры, цветные карандаши, слова (образ, деталь, словарь, мимика, жесты, движения, новая информация), раздаточный материал хокку (на листах бумаги).
Ход урока.
1. Вступление.
На занятии в творческой мастерской мы познакомимся с хокку. Маленькое поэтическое произведение из трех строк. Попробуем через деталь, открыть для себя что-то новое, так как деталь – это жемчужина текста, в художественном произведении – это находка, открытие.
Давайте понаблюдаем, изменится ли ваше мироощущение при чтении хокку поэта 17 века Басё (чтение хокку учителем).
Вот причуда знатока!
На цветок без аромата
Опустился мотылёк.
- Я вас попрошу представить образ, который возник благодаря этому произведению: или словом опишите образ, либо при помощи вспомогательных средств, в вашем распоряжении цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. В левой стороне листа в течение одной минуты изобразите возникший образ.
- Показ работ. Почему текст один, а ваши образы различны, не похожи друг на друга? (обоснование работ)
- Найдем деталь, через которую, попробуем разобраться, о каком цветке идет речь. Почему цветок не имеет аромата?
(яркий цвет, размеры, необычная форма, привлекает движение лепестков)
Как вы понимаете слово «аромат»?
Работа с толковым словарем С. И. Ожегова.
Аромат – душистый приятный запах, благоухание.
- Почему на цветок опустился именно мотылек? (лёгкий, воздушный, порхающий).
Могла ли на цветок опуститься птица, гусеница? (да, если птица маленькая, а цветок большой, да если гусеница опустилась на паутинке)
Как вы понимаете слово «опустился»?
Опустился – прилетел, наклонился, переместился в более низкое положение.
Какое из этих синонимов подходит к нашему тексту? (прилетел, переместился в более низкое положение)
- Инсценировка: покажите цветок и мотылек, который опустился на него.
При помощи жестов, движений, мимики слушатели показывают цветок и мотылек. - Так в чем же причуда знатока? (мотылька привлекла красота, а не аромат, он склонился перед ней; автор увидел необычное в обычном)
А что такое причуда?
Причуда – странный каприз, чудачество, неожиданное странное явление.
Знаток – обладающий большими знаниями, ценитель, специалист, эксперт, дока.
- Так какова же идея произведения? (Причуда знатока – это подарок бога. Каждого человека бог одарил: кого-то улыбкой, кого-то выразительными глазами, кого-то добротой. )
- Если бы эти объекты могли бы превратиться в людей, как бы они выглядели? (прием идентификации в форме проекции), (ребенок и мать, учитель и ученики, мужчина и женщина)
- Выразительное чтение хокку. Выразите при помощи слова то, что вы чувствуете.
Итог:
- Что бы вы хотели изменить в своем рисунке или образе после нашей совместной работы? Справа на листе нарисуйте этот образ. (появились более яркие цвета, необычная форма, размеры)
- А может, изменилось что-то и внутри вас (ваши мироощущения)? Отчего? (задумались о жизни, захотелось обратить внимание на мелочи)
- Что-то вам захотелось узнать нового? (захотелось читать, рисовать, изучать хокку)
- Ключевые слова этапов деятельности. Давайте обобщим нашу работу и найдем ключевые слова этапов деятельности. (на доску вывешиваются карточки со словами)
- Образ
- Деталь
- Словарь
- Мимика, жесты, движения
- Новая информация
Заключение:
Мы часто слышим фразу: «Красота спасет мир». Я хочу поспорить. Красота разлита вокруг нас, мы бежим мимо и совсем ее не замечаем, а вот осознание красоты действительно может спасти мир. Мне хочется, чтобы в этой суете вы иногда остановились и полюбовались красотой. Эта красота даст вам столько энергии, что вы сможете преодолеть все невзгоды, которые встретятся на вашем пути.
Мастер класс завершен. Благодарю вас за работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: