Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ мире, в котором они существуют. Например, основной идеей Древнего Египта была Вечность. Архитектура этого периода проявляет стремление египтян преодолеть изменения во времени, остановить его разрушающее действие. Поэтому говорят, что египетские пирамиды разрушают время. Эстетика восприятия архитектурных сооружений чаще всего имеет социальные корни. Сегодня архитектура тяготеет к таким проектам, которые охватывают собой не просто архитектурный комплекс, а целый район города или даже весь город. Это свидетельствует о расширении той идеальной «модели мира», которая воплощается человеком архитектурными средствами. Ее выразительность наполняется новыми объемами и гигантскими масштабами. Все эти процессы протекают на фоне интереса к деталям. Изобретение каркасной системы, большеразмерного стекла, новых синтетических материалов, не уступающих по прочности и экономичности традиционным дереву, металлу и камню, значительно расширило именно художественно-эстетические возможности архитектуры в XX веке. Архитектура может быть представлена монументальными или малыми строениями. С течением времени интерес к художественным возможностям заметно тяготеет в сторону деталей, декора. Архитектура малых форм представлена небольшими сооружениями, которые используются для организации открытых пространств и дополнения архитектурно-градостроительных или садово-парковых комплексов. К ней относят фонтаны, лестницы, ограды, надгробья, стелы, фонари, киоски, рекламные щиты и т. д. Средствами выразительности архитектуры являются композиция, тектоника, масштаб, пропорция, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материала, синтез искусств.
Попытки преодоления вечности и монументальности архитектуры предпринимались давно. Например, со времен Анны Ивановны существует недолговечная ледяная архитектура. Именно она построила на Неве первый ледяной дворец, где изо льда была вырублена баня, которая «топилась» ледяными дровами. Эстетика архитектуры связана с тем, что именно в архитектуре, в силу ее долговечности и масштабности, как ни в каком другом виде искусства выражается основная идея и специфика образа жизни конкретной эпохи. О великих цивилизациях вспоминают по зданиям, а не по войнам или торговле. Джонсон Архитектура не заканчивается - она лишь непрерывно изменяется. Вальтер Гропиус 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Ни в одной области нет более тесной связи между техникой и искусством, чем в архитектуре. Саржеер Понятие тоски соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Борис Лихачев Архитектура - та же летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда ничто уже не говорит о погибшем народе. Николай Гоголь Вопросы и творческие задания 1. Что по Витрувию определяет сущность архитектуры? 2. Охарактеризуйте известные вам художественные стили, проявившиеся наиболее ярко в архитектуре. 3. Что позволяет считать архитектуру одним из видов искусства, а что выделяет ее за рамки художественной сферы? 4. Что такое монументальность в искусстве и как она проявляется в музыке, живописи, скульптуре? 5. Что такое «архитектура малых форм»? 6. Прочитайте главу из романа В. Гюго «Это убъет то». Согласны ли вы с утверждением автора? 7. Каковы, на ваш взгляд, перспективы архитектуры в художественной культуре? 8. Что отличает современную архитектуру? Каковы наиболее общие тенденции ее развития в мире?
Темы для рефератов 1. Стиль в архитектуре разных эпох. 2. Особенности архитектуры древнего Китая. 3. Архитектурное наследие зодчих в средневековой Беларуси. 4. Знаменитые белорусские архитекторы (советского периода). Советуем прочитать 1. ВуекЯ. Мифы и утопии архитектуры XX века. - М., 1990. 2. Архитекторы / [Авт. ] И. И. Комарова. - М., 2000. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ 3. Иванова Л. В. Шедевры мирового зодчества. - Смоленск, 2000. 4. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века: Современная архитектура. Учеб. пособие. - М., 2000. Изобразительное искусство Изобразительное искусство - совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, отображающих реальность в визуальных образах. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на поверхность. Изобразительное искусство основано на созидательной способности человеческой руки, управляемой мозгом и глазами, на прямом, непосредственно видимом тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого. Это тождество имеет идеальный характер. Оно также является продуктом исторически развившейся в практической деятельности способности человека воплощать идеальный образ в материальной форме, объективировать его, делать доступным для восприятия другими людьми. Художественное изображение всегда представляет собой видимое подобие идеального образа, возникшего в сознании человека и воплощенного в определенном материале. Изобразительное искусство - специфический путь через видимое к сущности, через созерцание к размышлению, через единичное и случайное к всеобщему и закономерному. Изображение - особый способ художественного обобщения, раскрывающий в создании видимого подобия образа и предмета смысл жизни, идеал художника, несущий доступную глазу объективную истину. Живопись как вид искусства отличается такими чертами, как образная универсальность, чувственная специфичность, связанная с отражением всего многообразия действительности через непосредственно видимые образы, воссозданные в красках на плоскости. Главным средством выразительности живописи является цвет. В истории европейской культуры цвету часто придавалось символическое значение: например, черный - горе, красный - величие или страдание, фиолетовый - смирение и раскаяние, зеленый - надежда или красота. Особенно ярко развивались эти направления в эпоху средних веков. Новое осмысление возможностей цвета связано с развитием абстракционизма (см. теорию В. Кандинского).
Считается, что живопись - это плоскостное искусство. Однако это утверждение условно, так как живопись некоторых направлений в истории отличается стремлением к объемности. Достаточно вспомнить некоторые идеи кубизма (особенно поздний период), художников Ренессанса (поиск
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|