Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Исторически понимание художественного образа как особого явления художественного творчества менялось. Например, в античной эстетике под образом понималось внешнее проявление того, что видится внутренним взором, что именуется идеей и находит наиболее полное отражение в пластике человеческого тела. Акцент делался на чувственной стороне образности. В средневековье образ рассматривался как отблеск божественного прототипа - идеи Бога. Акцент смещается на духовность образа. Большинство современных философов (И. Роднянская, В. Шестаков, Е. Яковлев, М. Дмитриева) трактуют эту категорию как форму отражения действительности и выражения мысли, чувства художника, специфичную для художественной деятельности. Другие философы (Ю. Борев, А. Зись) трактуют художественный образ как форму мышления в искусстве. Данная концепция идет от предложенного А. Потебней определения искусства как способа мышления в образах. Художественный образ идеален, а значит, существует только в сознании человека. Он условно состоит из двух компонентов: первый является результатом отражений объективного мира в сознании, второй - часть субъективного мира. Первая часть художественного образа содержит в себе черты того предмета или явления, которое мы воспринимаем, но не тождественна ей, так как является всего лишь частью этих признаков. Вторая часть больше связана с особенностями воспринимающего человека, его вкусами и предпочтениями и скорее характеризует состояние этого человека, а не то, что он воспринимает. Данная специфика проявляет символичность образа и многосмысловую направленность в семантическом направлении.
Человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией. Константин Паустовский Цель творчества - самоотдача, а не шумиха и успех. Борис Пастернак Красота - это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом. Она появляется на свет с болью, как и все, что должно жить... Ничтожные усилия ожидает ничтожная награда! Джен Делакруа Великое произведение искусства - это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением. Бернард Шоу 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Вопросы и творческие задания 1. Что такое творчество? 2. Как соотносятся понятия «способность», «талант» и «гений»? 3. Вспомните примеры из истории искусства, когда гениальность автора не принималась современниками. 4. Какие подходы к определению и изучению творчества существуют в современной науке? 5. В чем заключается специфика синергетического подхода к творчеству? 6. Дайте определение таким понятиям, как «художественный образ», «содержание» и «форма». 7. Опишите и проанализируйте содержание, форму, сюжет, тему в таких произведениях, как «Война и мир» Л. Н. Толстого, симфония № 6 П. И. Чайковского, пьеса «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Джоконда» Леонардо да Винчи. 8. Проанализируйте художественный образ в таких произведениях, как соната для фортепиано № 14 «Лунная» Л. Бетховена, рассказ Н. Гоголя «Шинель», картина И. Левитана «Над вечным покоем». Темы для рефератов 1. Художественное произведение в теории Т. Адорно. 2. Художественный образ и символ в христианском осмыслении. 3. Форма и содержание произведения искусства как проблема в советской эстетике. 4. Творчество и патология в теории Ч. Ломбазо. 5. Творчество в теории психоанализа З. Фрейда.
6. Гениальность в истории. 7. Талант и время. 8. Гениальность и детство. 9. Гениальность и пол. 10. Гениальность и профессионализм. Советуем прочитать 1. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. 2-е изд. -М., 1995. 2. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. 3 Гачев Г. Д. Вещают вещи, мыслят образы. - М., 2000. 4. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. -М., 1990. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ 5. Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996. 6. Илиади А. Природа художественного таланта. - М., 1995. 7. Лакан Ж. Инстанация буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. -М., 1997. 8. Овчинников В. Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. - Калининград, 1994. 9. Онуфриенко Г, Художник в мире западного арт-бизнеса. 80-е годы. // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. 10. Рождественская И. В. Психология художественного творчества - СПб., 1995. 11. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство, Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Художник и фантазирование. 12. Басин Е. Я. Двуликий Янус (о природе творческой личности). -1996. 13. Булгаков С. Н. Свет невечерний. - М., 1994. 14. Гадамер Х. -Г. Истина и метод. - М., 1988. 15. Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995. 16. Кривцун О. А. Биография художника как культурно-историческая проблема // Человек. 1997. № 5. 17. Яковлев Е. Г. Художник: Личность и творчество. - М., 1991. 18. Ломбразо Ч. Гениальность и помешательство. - М., 1995. 19. Волков Е. В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М., 1976. 20. Хайдеггер М. Исток художественного творения (любое издание). 3. 3. Морфология искусства Основные понятия: морфология, вид искусства, выразительное, изобразительное, музыка, архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, взаимодействие, синтез искусств Морфология искусства в эстетике Понятие «морфология» пришло из лингвистики и употребляется иногда как синоним понятия «структура». Хотя это не совсем правомерно. Морфология - раздел наук о характере соотношения частей к целому, их функциональной зависимости, иерархичности, включенности в целое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|