Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В отличие от содержания форма конкретна и реальна. Она раскрывает содержание через конкретный способ воплощения, материал, соотношение и использование определенного набора средств выразительности. Форма отвечает на вопрос: при помощи чего автор раскрывает содержание своего произведения? Поэтому понятие формы включает в себя средства выразительности, организованные определенным образом. Содержание и форма в произведении искусства - соотносимые и взаимозависимые сущности. Каждое содержание требует особой формы, а каждая форма проявляет особое содержание. Единство содержания и формы в классической эстетике обеспечивается принципом соответствия. Соответствие содержания и формы раскрывается через ряд понятий: «тема», «мотив», «сюжет», «фабула», «композиция», «жанр». Эти понятия характеризуют процесс перехода содержания в форму, структуру обьединения средств выразительности в систему. Тема часто прямо или косвенно присутствует в названии произведения. Сюжет - это комплекс чередующихся положений-мотивов, объединенных по определенному принципу. Это динамический аспект произведения искусства: развертывание конкретных действий, характеров, переживаний в рамках художественного пространства. Сюжетом обладает всякое произведение искусства: музыкальное, литературное, хореографическое, драматическое и т. д. Определяющим звеном сюжета является фабула. Каждый сюжет строится по некоторому принципу, образуя определенную модель своего построения. Таких моделей может быть несколько. В таком случае говорят о композиции в произведении искусства. Композиция - принцип соединения всех частей в единое целое.
Принцип соотношения содержания и формы проявляет себя в жанре произведения. Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства, тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Именно жанровые характеристики подчеркивают значение выбора данной формы для данного содержания. Жанр раскрывает и смысл, и предназначение данного произведения искусства, определяя и ограничивая тем самым круг возможных подходов к интерпретации. Несоблюдение законов жанра, как правило, приводит к разрушению смыслов произведения искусства, а значит и к прекращению его существования в данном значении. Такие процессы оказались особенно востребованными в искусстве второй половины XX века и продолжают развиваться в современных условиях. Данная проблема касается такой области в эстетике, как соотношение текста и контекста, так как в моменте изменения жанра произведения искусства большую роль начинает играть уже не текст и его значение, а именно контекст. 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Художественный образ Содержание и форма в своем единстве воплощают художественный образ. Художественный образ идеален, как и содержание, но при этом он обусловлен материальностью формы. Художественный образ - это сложный и органичный идеально-духовный комплекс, возникающий в сознании художника или зрителя в процессе художественной деятельности, являющийся репрезентацией некой реальности в модусе подобия формы и проявляющийся в процессе восприятия или создания конкретного произведения искусства. В. В. Бычков определяет художественный образ как «некую субъективную духовно-психическую реальность, возникающую во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром - в первую очередь, хотя существуют, естественно, и образы фантазии, воображения, сновидений, галлюцинаций и т. п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности» (Бычков В. В. Эстетика: Учебник. -М., 2002. С. 266). Художественный образ обусловлен произведением искусства, создаваемым или созданным художником или воспринимаемым зрителем.
Художественный образ, возникающий у художника, содержит предпосылки воплощения содержания будущего произведения искусства в конкретной форме. Художественный образ, возникающий у зрителя, связан с восприятием конкретной художественной формы. Эти образы (первичный у автора и вторичный у зрителя) не тождественны, но близки. Их близость и родственность обусловлена единичностью и конкретностью формы данного произведения искусства. Именно материальное воплощение образа делает первичный и вторичный образы схожими. Но говорить об абсолютном единстве первичного и вторичного образов нельзя. Поэтому существует разница мнений и оценок одного и того же произведения искусства. В данном случае речь идет о принципиальной многозначности и плюралистичности художественного образа. Художественный образ как категория в эстетике имеет многоуровневую природу. В рамках одного и того же литературного или театрального произведения искусства можно говорить об общем художественном образе произведения, об образах отдельных персонажей или героев, об образе ситуации, об образе конкретного описания природы и т. д. В музыкальном произведении сонатно-симфонической формы можно говорить об образах частей, образах главной или побочной партий и т. д. Каждый художественный образ несет в себе как черты типизации, так и проявление индивидуализации, стремясь одновременно к раскрытию всеобщего через обобщение воспринимаемого и к проявлению единичного, своеобразного и специфического.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|