3. Искусство как эстетический феномен
3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН разных точек зрения, что приближает живопись к объемности скульптуры). Виды живописи: монументально-декоративная (стенные росписи, плафоны, панно), станковая (картины), декорационная (театр и кинодекорации), декоративная роспись предметов, иконопись, миниатюра (иллюстрации, портрет), диаграмма и панорама. Средствами выразительности в живописи считают: цвет, рисунок, композицию, фактуру, светотень, вид материала, вид техники, сегодня -еще и оформление картины (рама, стена или то место, где картина выставляется и т. д. ). Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, лирический, исторический, батальный, бытовой, светский, и т. д. Основные технические разновидности: масляная, водяная по штукатурке сырой (фреска), сухой (а секо), темпера, клеевая, восковая, эмаль, мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель, тушь. Графика - вид изобразительного искусства, основанный на рисунке и печатании художественного изображения. Виды графики: станковая (рисунок, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрации, оформление), прикладная (почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Средства выразительности графики: контурная линия, штрих, линия, ритм композиции, цветовое пятно, локальный цвет, колорит, фон, мазок, фактура, поверхность воссоздаваемых предметов. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия. Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который, обретая художественную форму, перестает быть объективной Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ реальностью для человека и становится материальным носителем художественной идеи. Скульптура - это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века - пространство как ирреальный мир, эпоха барокко - пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм - равновесие пространства и объема и формы. XIX век позволил пространству «войти» в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства. Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит, сложна и глубинна для восприятия. Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров:
• мелкая пластика (древние глиптики - резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т. д. ); • скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия); • станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером); • монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т. д. ); • монументальная (надгробия, монументы, памятники). Самый популярный жанр в скульптуре - портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма (четырехгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный. Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознанием человеком единой материальности мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|