Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Новые виды художественного творчества и коммуникационные технологии современности

Синергетические подходы особенно ярко доказали свою актуальность в связи с развитием коммуникационных технологий в искусстве. Радио стало первым средством массовой коммуникации, открывшим новые пути творчества в художественной деятельности человека. Именно благодаря развитию радио появились искусство звука и тишины, искусство шума, искусство освобожденных слов.

Телефон стал еще одним неисчерпаемым источником креативного экспериментирования. В 1922 году был осуществлен первый опыт дистанционной живописи, когда художник, выполняя рисунок, одновременно передавал его по телефону путем никселизации (обозначения положения и цвета определенной точки изображения). Этот опыт положил начало многочисленным экспериментам по совместному созданию произведений с помощью коммуникационных технологий. Интерактивное экспериментирование с телефоном, факсом и устройствами, сканирующими и передающими по телефонным проводам графическую информацию, в конце концов вылилось в так называемое телефонное искусство.

С появлением и развитием глобальных коммуникационных сетей телефонное искусство трансформировалось в прошлом десятилетии в телекоммуникационное. Главная задача нового искусства видится его теоретикам в создании телекоммуникационных событий, основанных не на результативности, а на процессуальности творчества. Вариантов телекоммуникационных событий может быть сколько угодно: визуальный диалог, интерактивное сочинительство, совместное написание или составление литературного произведения на основе самых разных мотивов и сюжетов. В последнее время исследователи обратили внимание на интересную особенность: с развитием коммуникативной техники креативный процесс все в большей степени приобретает открытость для продолжения; художник создает полуфабрикат, с одной стороны, законченный, но, с другой стороны, требующий продолжения (например, озвучивания).

Искусство новых технологий претендует на разрушение связи автора и зрителя: скорее правомерно в таком случае говорить о со-творчестве, со-авторстве. Современные коммуникационные технологии способствуют развитию иной парадигмы, представляющей художника в качестве инициатора (а не создателя) открытого коммуникативного поля, в котором осуществляется креативное взаимодействие. В классическом понимании произведение искусства имеет физическую, знаковую и семантическую целостность и открыто лишь для интерпретаций (картина, нотная запись музыки, архитектурное сооружение и т. д. ). В неклассическом понимании

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

произведения как такового не существует, система смыслов и значений не репрезентируется, а непосредственно присутствует, демонстрируя ход существующего и длящегося креативного процесса. Оно создается художником совместно с бывшим зрителем, ставшим со-автором (произведение net-art существует в виртуальной форме, постоянно изменяясь, дополняясь, выстраиваясь и разрушаясь).

В интерактивном творчестве нет произведения, но есть система создания и производства культуры в реальном времени, где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя, так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. Искусство новых технологий порывает с идеей репрезентации. Оно перестает быть обусловленным реальностью.

Синергетический подход позволяет хотя бы отчасти восполнить разрыв между человеком и природой, между естественнонаучными и гуманитарными исследованиями творчества, наметить пути его понимания, а не только объяснения. Новая парадигма, отчетливо выражающаяся в телекоммуникационном искусстве, отчасти демистифицирует роль художника, сводя ее к функции инициатора коммуникативно-креативных контекстов.

Произведение искусства как результат художественного творчества автора

Произведение искусства - результат и цель художественного творчества, воплощение конкретного содержания в конкретной форме и заключающее в себе общечеловеческие ценности духовной культуры.

Произведение искусства несет в себе как индивидуальность автора, так и всеобщность культуры. Автор выступает носителем всеобщих идей, которые назрели в обществе.

Произведение искусства представляет собой не ставшее бытие, а становление, так как скорее является не материально воплощенным объектом, а динамически воспринимаемым явлением. Становление произведения искусства есть процесс динамический, так как предполагает бесконечное количество интерпретаций в момент восприятия (здесь особенно велика роль исполнителя, интерпретатора произведения и зрителя). Каждый раз, воспринимаясь и интерпретируясь по-новому, произведение искусства переходит в «другое», продолжая себя в нем. Поэтому произведение искусства скорее носит процессуальный, чем материальный характер.

Произведение искусства есть артефакт (искусственно сделанный). Но не всякий артефакт есть произведение искусства (например, ваза или кресло - это культурные артефакты, но не обязательно произведения ис-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...