Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый этап (подготовительный)




1.Прочитать текст «Поладить с природой», сформулировать его основную мысль. Составить краткий конспект.

Поладить с природой

«Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Положение столь серьезно, что нужны небывалые усилия, идеи и материальные средства, чтобы предотвратить катастрофу». Так было сказано на открытии Всемирной конференции (еще в 1984 г.) по проблемам экологии, которая проходила в Центре климатических исследований США в Боулдере (штат Колорадо).

Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет. Все человечество - в одной лодке. И пересесть из не некуда. Уголков, которых бы экологические беды не касались, сегодня не существует. Химикаты обнаружены даже в теле пингвинов.

Некоторые детали общей картины. Во всех странах уменьшаются сборы кукурузы и других зерновых. У нас тоже продолжаются беспрецедентно большие закупки зерна. В то же время главный фундамент жизни – почвы повсюду на земле деградируют, уменьшаются в площадях. Между тем все живое зависит от тонкой покрывающей землю корочки с названием «почва». Этот слой механизмами фотосинтеза и круговорота жизни Земля накапливала многие тысячи лет с медленной скоростью: триста лет – 1 сантиметр чернозема. Человек же уничтожает это богатство со скоростью 1 сантиметр в три года, теряя к тому же земли, покрывая их асфальтом, растущими городами. С потерей земли-кормилицы люди окажутся перед катастрофой.

Не менее драматична обстоит ситуация с обеспечением водой. Она повсюду оказалась самой уязвимой частью природы. При кажущемся обилии воды на планете вода пресная составляет всего 3 % от общих запасов, причем три четверти пресной воды заморожены в Арктике и Антарктиде. Пятую часть составляют подземные воды, и лишь 1 % циркулирует в реках, озерах, болотах, плывет над землей в виде облаков. Однако большая часть рек загрязнена. Стоит ли удивляться статистике: в некоторых районах Земли 80 % всех болезней вызваны недоброкачественной водой.

Все вместе: вырубка лесов северных и тропических, опустынивание земли, распашка последних пригодных для этого площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами, покрытие дорогами и постройками – оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Крупных из них человек еще делает попытки спасти, демонстративно не жалея средств и усилий. Но сколько животных исчезает с Земли тихо и незаметно! Статистика такова: в начале века исчезал один вид животных за год. Сейчас этот процесс намного ускорился.

Жизнь человека целиком зависит от растений и животных. Сегодня для жизнеобеспечения (пища, лекарства, технические нужды) человек использует лишь несколько сотен растений и лишь десятки животных. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная и невосполнимая. При всей изобретательности человека, при наличии самых новейших современных технологий живое существо заново сконструировать невозможно. «И если колокол звонит сегодня по какому-то животному или киту, значит, он звонит и по самому человеку», - так было сказано в Боулдере. За последние 30-40 лет исчезли многие виды животных и растений, окислились почвы, погибли огромные массивы лесов, исчезли ценные породы рыб, изменился видовой состав флоры и фауны во многих реках и водоемах. В промышленно развитых странах появились новые болезни. То, что сейчас происходит, можно назвать химической атакой неуправляемого технологического процесса на человека.

Особую тревогу вызывает проблема, границ у которой не существует, -глобальные изменения климата. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект, истощают вокруг планеты озоновый слой. Следствием этого будет всемирное потепление, признаки которого уже проявляются.

Реальности грозные. Что делать? Опыт показывает, что призывов и пожеланий ученых, лучше других осведомленных, у какой черты мы стоим, недостаточно. Необходимо подключение к данной проблеме общественных деятелей, политиков, экономистов, врачей, технологов – всех. Все жизненные процессы во всех государствах должны рассматриваться в первую очередь с точки зрения экологии. Нужно не просто «экологическое мышление», нужно всеми доступными средствами во всех странах формировать экологическое мировоззрение. Сделать реальным этот процесс нелегко, но в этом единственный выход. Более серьезной задачи сегодня у человечества нет.

(По материалам СМИ)

2. Обращение к тексту «Поладить с природой», а также текстам с тематикой «Природа и человек» дают вам возможность обсудить проблему взаимоотношения человеческого общества и окружающей среды в форме ролевой игры. Вам предстоит провести научную конференцию на тему «Взаимоотношения человека и природы во второй половине ХХ в. - начале ХХIв.».

Второй этап.

1.Изучение материала по названной проблеме

2.Беседа- диалог

Для подготовки к конференции необходимо изучить следующий материал по названной проблеме:

а) уточнить значение следующих словосочетаний:

Н е д р а з е м л и - часть природной среды, включая подземные воды, а также выходы месторождений полезных ископаемых на поверхность. Они не только источники добычи полезных ископаемых, но и место строительства и эксплуатации подземных сооружений, в том числе для подземного хранения нефти, газа и др. веществ, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, удовлетворения иных государственных и общественных надобностей.

П р и р о д н ы е з а п а с ы в о д ы (в о д н ы е р е с у р с ы, г о л у б а я н и в а (метафора) включают в себя реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря.

А т м о с ф е р н ы й в о з д у х - образующая атмосферу Земли смесь газов, главным образом азота и кислорода, необходимых для жизни человека. Испытывает вредные воздействия в условиях НТР.

К р а с н а я к н и г а - это книга о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений. Красная книга учреждена в 1974 году. Она является государственным документом, содержащим совокупность сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений страны. Эти сведения нужны для разработки и проведения мероприятий по их сохранению и рациональному использованию.

б) подготовить доклад-презентацию о Красной книге Казахстана и о заповедниках, расположенных на территории нашего государства.

в) провести дискуссию об имеющихся экологических проблемах страны и путях решения этих проблем (проблема Арала, закон о наказании за загрязнение). Для этого следует: сформулировать круг проблем, являющихся наиболее актуальными; объяснить, в чем, на ваш взгляд, состоит актуальность данных проблем; выразить свое отношение к данным проблемам, узнать, что думают о них другие участники конференции; сделать выводы.

г) прочитать по ролям интервью русского ученого, работавшего в области климатологии, академика К.Я. Кондратьева.

Интервью

Вопрос: В чем конкретно выражается отрицательное воздействие человека на природу и климат, как можно, по-вашему, уменьшить этот вред?

Ответ: Начну с примера. Жители крупных индустриальных городов знают, что зима в них начинается на неделю-две позднее, чем в пригородах, а весна приходит раньше. Температура воздуха в центре города на 1-2 градуса выше, чем на окраине. Загрязненность воздуха в городе на два порядка выше, чем в деревне, а признаки загрязнения находят уже в Антарктиде.

Прогрессирующая урбанизация способна влиять на климат не только в отдельных областях, но и в планетарных масштабах. Выброс в атмосферу углекислого газа, дымов, туманов, пыли, смога, различных фреонов увеличивается. Он создал «парниковый эффект», природа которого сложна. Для практической стабилизации климата человечеству надо хозяйничать разумнее. Отрицательным фактором является вырубка лесов на планете, загрязнение океана. Именно они в круговороте углерода играют роль, ни с чем другим не сравнимую, поглощая из атмосферы углекислый газ. Следовательно, окружающую нас среду надо беречь всеми доступными средствами на самой планете, в околоземном пространстве и в космосе.

Вопрос: Вы упомянули о необходимости беречь окружающую среду и в космосе. Вероятно, человечеству следует прекратить космические исследования, запуски спутников, космических кораблей, чтобы избежать воздействия на околоземное пространство?

Ответ: Ни в коем случае! Исследования космоса и из космоса уже сегодня дают много ценных сведений климатологии и другим областям знания. Иное дело – использование космического пространства в военных целях, размещение в нем ядерного оружия. В случае ядерной войны в околоземном пространстве ситуация сложится еще хуже – климат станет контрастно изменчивым. Произойдут невиданные катаклизмы, а в итоге – экологический коллапс и неизбежная гибель любых форм жизни на поверхности Земли, в глубинах океанов. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить безрассудного использования космоса и неумеренного воздействия на верхние слои атмосферы – это гибельно!

Вопрос: С чего надо начинать, чтобы уменьшить результаты воздействия человека на окружающую среду?

Ответ: Климат определяется сложным взаимодействием происходящих на Земле и в атмосфере процессов. Далеко не все они изучены, не установлены многие их закономерности. Перед наукой бескрайнее поле деятельности. Ученые совместно должны заниматься системным изучением закономерностей климата. Исключительная актуальность этих проблем с каждым годом становится все очевиднее.

Беседа-диалог

1. Слышали ли вы о ядерном конфликте между странами? Какое отношение имела эта проблема к нашему государству?

2. Что вы знаете о метеорологической службе Казахстана, о климатической зоне, поясах нашей страны?

3. Когда началось освоение космоса? Назовите имена известных всему миру космонавтов. Кого из отечественных космонавтов вы можете назвать?

4.Какие прогнозы о грядущих катаклизмах во всем мире делали ученых, начиная с 2000 года?

5. Найти интервью по данной проблеме. Подготовиться к чтению по ролям.

Третий этап

1. Участники конференции: председатель конференции, секретарь конференции, докладчики, оппоненты

Председатель конференции ведет конференцию: определяет регламент работы, знакомит присутствующих с тематикой докладов, докладчиками; регулирует поступление вопросов в письменной и устной форм; предоставляет слово выступающим.

2. Секретарь разрабатывает программу конференции, ведет протокол: записывает вопросы и ответы, выступления присутствующих с оценкой доклада.

3. Докладчики представляют свои доклады, формулируют проблемные вопросы, отвечают на вопросы.

Цель конференции заключается в том, чтобы уяснить, какие проблемы возникают при взаимодействии человеческого общества с природой и определить пути их решения.

Для проведения конференции необходимо:

а) составить программу конференции и пригласительные билеты для ее участников;

б) написать доклады на основе конспектов предложенных выше текстов и дополнительных источников;

в) выбрать руководителя, который открывает и ведет конференцию, предоставляет слово докладчикам, участникам дискуссии, произносит заключительное слово;

г) распределить роли: ученые, экологи, экономисты, юристы, педагоги, журналисты, студенты – члены научного студенческого общества.

Примерные вопросы докладчикам:

Кто из ученых занимался проблемой, излагаемой в Вашем докладе?

Назовите источник, на которые Вы опирались в подготовке доклада?

Какова Ваша позиция по данному вопросу?

Объясните значение термина....., который используете в своем докладе?

Использовали ли Вы при подготовке доклада материалы из Интернета?

Кто из зарубежных авторов занимается проблемой.......?

Оппоненты дают анализ доклада, характеризуя положительные стороны и недостатки, выступают с критикой или одобрением доклада; вносят дополнения к основному докладу. Все участники конференции имеют право задавать вопросы и выступать с оценкой доклада. Содержание доклада излагается от имени автора во мн. числе ("мы"). Формулируется тема, проблема, история исследования, излагаются основные положения, в качестве иллюстраций приводятся подтверждающие факты. Выступление должно проходить в живой, увлекательной форме, не нарушающий в целом научности изложения.

Четвертый этап.

Составить отчет о проведении научной конференции (желательно в протокольной форме с указанием даты, «присутствовали», «слушали», «выступили», «решили»).

Тест№1

Введение. Язык специальности и профессиональная культура речи. Человек и язык. Возникновение письма. Экологические проблемы в языке. Языки мира. Выдающиеся языковеды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...