Тема 10. Мировое общественно-политическое пространство
Работа с практическим материалом Понятие демографической системы общества Прочитайте заголовок текста, а также первые предложения абзацев 1 и 2. Скажите, о чем может идти речь в тексте? 1. Наряду с природной средой существования естественным фактором развития человеческого общества является народонаселение, воспроизводство человеческого рода. Оно осуществляется в рамках демографической системы общества. Народонаселение, его воспроизводство составляют предмет науки демографии. 2. От характера функционирования демографической системы во многом зависит развитие самого общества и процесс его взаимодействия с природой. Что же такое демографическая система? Это люди в совокупности связывающих их демографических отношений, то есть тех закономерных отношений, в которые они вступают в процессе возобновления поколений. 3. В демографии условно выделяются три устойчивых исторических типа воспроизводства населения. Охарактеризуем их более подробно. Это, во-первых, архетип, свойственный доклассовому периоду человеческой истории; во-вторых, традиционный, свойственный докапиталистическим аграрным обществам и ранним стадиям развития капитализма; в-третьих, современный тип, именуемый рациональным типом, сложившийся уже в экономически развитых странах. Для архетипа была характерна полигамия. В результате первой демографической революции, связанной с переходом экономики от собирающей к воспроизводящей, завершилось установление института семьи – нового типа демографических отношений, для которого характерно следование прежде всего традиционным нормам возобновления поколений. В силу экономической, территориальной и социальной замкнутости каждое новое поколение шло, как правило, «по пути отцов и дедов». В результате ломки традиционного стиля общественной жизни, утверждения за индивидом большей свободы выбора человек уже не мог ориентироваться на устарелые нормы поведения и в демографических отношениях. Возник современный тип воспроизводства населения, для которого характерно преимущественно рационально мотивированное поведение в демографической среде.
4. Эти глобальные типы воспроизводства населения, характеризующие, прежде всего, качественные особенности демографического процесса, дополняются его количественной характеристикой, которая тесно связана с экономической сферой общества. Для первобытнообщинной формации был характерен незначительный рост населения; уровень продолжительности жизни был весьма низким, а уровень смертности высоким. В рабовладельческом обществе рост населения увеличился, а при феодализме он стал еще более значительным. Капитализму во всём было свойственно избыточное количество. 5. Помимо социально-экономических факторов на рост населения влияют также уровень развития науки, здравоохранения, социального обеспечения, воспитания, факторы культуры и ее традиции. Это подтверждается общей динамикой роста населения на планете. Если в начале нашей эры население Земли составляло примерно 230 миллионов человек, к концу первого тысячелетия н.э. – 275 млн., в 1850 г. – 1 миллиард, в 1900 г.– 1, 6 млрд., то в 1930 г. – уже 2 млрд., в 1976 г. – 4 млрд., в 1987 г. – 5 млрд., а сейчас - …. (По материалам печати) Ответьте на вопросы: 1. Что является предметом демографии? 2. Что такое демографическая система? 3. Какие типы воспроизводства населения выделяются в демографии? 4. Существуют ли различия в уровне численности населения и его продолжительности в различных формациях? 5. Увеличилось ли количество населения Земли с начала нашей эры до 2000 года? При сопоставлении численности населения, его продолжительности жизни использовать конструкции: по сравнению с чем; по сравнению с тем, что (кто, как …); что отличается от чего чем; в отличие от чего чем; в отличие от чего; что увеличилось на сколько.
6. Какие понятия из других наук встретились в тексте? Сгруппируйте их и дайте определение. Задания к тексту 1. Из каждой группы предложений составить одно, опустив выделенные части и сделав необходимые изменения и дополнения. а) Наряду с природной средой существования естественным фактором развития человеческого общества является народонаселение, воспроизводство человеческого рода. Оно осуществляется в рамках демографической системы общества. Народонаселение, еговоспроизводство составляют предмет науки демографии. б) Возник современный тип воспроизводства населения. Для этого типа характерно преимущественно рациональное мотивированное поведение в демографической сфере. 2. Прочитать текст еще раз. В каждом абзаце указать предложения, несущие главную информацию (подчеркнуть прямой линией) и информацию, детализирующую главную (подчеркнуть волнистой линией). 3. В абзаце 3 указать предложения, которые можно исключить при сокращенном изложении текста. Передать сжатое содержание абзаца. 4. Составить вопросный план. Написать краткий конспект текста, опираясь на этот план. 5. Пересказать текст, пользуясь составленным вами конспектом. Текст Взаимодействие общества и природы Прочитайте заголовок текста, а также первые предложения первого и второго абзаца. Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом тексте? История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Наряду с естественным отбором действует социальный отбор: выжили те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись социально значимым требованиям, сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства. Это было началом формирования нравственных форм. Это осуществлялось в процессе труда. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общественный способ деятельности.
Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Именно в коллективе деятельность наших предков могла превратиться в труд. Труд и возникавшие на его основе производственные отношения – вот те главные материальные силы, которые вели к возникновению и формированию собственно человеческой жизни – общества. Но их действие было бы совершенно невозможно вне формирования языка, общения и сознания. Язык – важнейшее средство осуществления трудового процесса. Процесс становления человека – это процесс становления его сущности. А сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Следовательно, становление человека представляло собой становление собственно общественных отношений и тем самым становление общества Источник: Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г. Ответьте на вопросы: 1. Что являет собой история человеческого общества? 2. Каким образом происходит формирование человека как социального существа? 3. Каковы результаты действия социального отбора? 4. Что такое труд? 5. Каковы факторы, без которых невозможно возникновение и формирование общества? 6. В чем заключается сущность человека? 7. Что представляет собой процесс становления человека? Задания к тексту 1. Изменить данные предложения в назывные по образцу. Образец: Социальный отбор действует наряду с естественным отбором. – Действие социального отбора наряду с естественным отбором. Нравственные нормы начали формироваться в процессе труда. Производственные отношения возникают на основе труда. Деятельность людей превращается в труд именно в коллективе. 2. Найдите в тексте предложения, содержащие главную информацию абзацев. Учтите, что главная информация обычно содержится в первом предложении, а последующие предложения развивают ее. Но иногда главная информация может находиться и в последнем предложении абзаца. 3. В каждом абзаце найдите предложения, в которых содержится информация, развивающая главную. Проследите, как развивается главная мысль в каждом абзаце. 4. Поставьте вопросы к предложениям, содержащим главную информацию абзацев. Таким образом, составьте вопросный план. 5. Запишите ответы на пункты вопросного плана. У вас получится краткий конспект прочитанного текста. Использовать при записи ответов материал задания №1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|